Развитие памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 15:01, дипломная работа

Описание

Цель нашего исследования: изучить условия развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза: развитие памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи осуществляется эффективнее при следующих условиях:
- использовании словесных дидактических игр как средства развития памяти;
- использовании разных видов детской деятельности в развитии памяти.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы проблемы развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1. Изучение проблемы развития памяти в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………7
1.2. Особенности развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ……………………………………………………….26
1.3. Средства развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ……………………………………………………………..36
Выводы по I главе……………………………………………………………46
Глава II. Условия развития памяти детей дошкольного возраста общим недоразвитием речи
2.1. Использование словесных игр как средства развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ……………………47
2.2. Использование разных видов детской деятельности в развитии памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ………...54
Выводы по II главе………………………………………………....................57
Заключение……………………………………………………………………..58
Список литературы………………………

Работа состоит из  1 файл

Нестерова, диплом--------.docx

— 633.23 Кб (Скачать документ)

     1. Память является отражением опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения. Память развивается в течение всей жизни человека, улучшается вместе с его общим развитием, с совершенствованием мышления, воображения, речи, воли и характера.

     2. Дети с общим недоразвитием речи имеют особенности развития памяти. Так, у них снижена способность к запоминанию; на стадии воспроизведения проявляется недостаточная продуктивность непроизвольной памяти; недостатки произвольной памяти проявляются в снижении ее объема и недостаточной ее точности. Работа по данному факту должна проводиться с учетом дефекта. Количество детей, имеющих отклонения в развитии речи, с годами, к сожалению, не уменьшается. Исходя из этого, очевидно, что необходима подготовка специалистов более высоко уровня.

     3. Проблема развития памяти у детей с нарушением речи решается не только на теоретическом уровне. Многие воспитатели накопили интересный опыт по развитию памяти у детей с нарушением речи. Существуют разнообразные игры и упражнения, развивающие познавательные процессы, а также различные вспомогательные средства, приемы и способы запоминания и припоминания.

 

 

 

 

 

 

Глава II. Условия развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

 

 

§ 2.1. Использование словесной игры как средства развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

 

 

     В предыдущей главе нами были рассмотрены теории развития памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями речи, в том числе с помощью словесных дидактических игр. Мы выявили, что дети с общим недоразвитием речи имеют особенности развития памяти. У детей с речевыми нарушениями, по сравнению с возрастной нормой, наблюдается неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, меньший объем запоминания и воспроизведения материала. Детям оказывают помощь логопед и воспитатели со специальным образованием. Помимо коррекции речи с детьми занимаются развитием памяти, внимания, мышления, общей и мелкой моторики, обучают грамоте и математике.

     Проанализировав ситуацию, мы предположили, что словесная дидактическая игра может рассматриваться как эффективное средство развития памяти детей с речевыми нарушениями, так как в игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. В игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета.

     Игра оказывает очень большое влияние на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.

     Нами был составлен комплекс словесных игр, в который вошли игры с разными дидактическими задачами, который был апробирован на базе ДОУ № 197 «Ручеек» с детьми логопедической группы среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

     В каждой дидактической игре имеется своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. Как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх больше внимания уделяем развитию памяти, в других - мышления, в третьих - внимания. Воспитатель заранее должен знать и соответственно определить дидактическую задачу. Так игру «Что изменилось?» используем для упражнений в запоминании, «Отгадай что задумали» - наблюдательности, внимания. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни), развитие речи, (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления).  Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и другое).

     Игра является одним из продуктивных способов обучения. Словесные дидактические игры  бывают разные, активные и спокойные, проводятся во всех возрастных группах. Игры со словами дают возможность потренировать память и проявить свою эрудицию, развивают культуру речи и кругозор.  Словесные дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Словесные игры должны войти в число любимых детьми самостоятельных игр.

     Современная дидактика придает большое значение словесным методам обучения. Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. В игре воспитатель знакомит детей с правилами, игровыми действиями, учит, как их надо выполнять.

     Словесная дидактическая игра строится по определенным правилам, которые направляют игру, организуют поведение детей. Воспитатель знакомит детей с новой игрой, рассказывает о ее правилах. Правила определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок. Они помогают развивать у детей способности торможения, воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.

     Объяснение правил - первый этап в обучении детей с помощью дидактической игры. От четкости объяснения правил зависит успех игры. Дети средней группы могут запомнить правила, если воспитатель разъяснит их до игры. В начале игры воспитатель наблюдает, как дети усвоили правила, и напоминает, что если они не будут выполняться, игра прервется.

     В дидактической игре выполнение игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Игровое действие - это проявление активности детей в игровых целях, то, что детей интересует прежде всего. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, преподнесенная в игровой форме, решается ребенком более успешно, так как его внимание, прежде всего, направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры.

     Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей.

    Например, в игре «Так бывает или нет?» правилами игры требуется заметить в стихотворении «Это правда или нет?» Л. Станчева все небылицы:

Теплая весна сейчас, 
Виноград созрел у нас. 
Конь рогатый на лугу 
Летом прыгает в снегу. 
Поздней осенью медведь 
Любит в речке посидеть. 
А зимой среди ветвей 
Га-га-га пел соловей. 
Быстро дайте мне ответ - 
Это правда или нет?

     Дети, по очереди подняв руку, называют все замеченные небылицы. Для того чтобы игра была интереснее и все дети были активны, вводим игровое действие: тот, кто заметил небылицу по ходу чтения стихотворения, кладет перед собой фишку. В этом стихотворении шесть небылиц. Значит, у победителя будет шесть фишек. Он получат приз.

     Игровое действие, состоящее из нескольких игровых элементов, сосредоточивает внимание детей на содержании и правилах игры на более длительное время и создает благоприятные условия для выполнения дидактической задачи.

     В каждой дидактической игре дидактические задачи, игровые действия и правила игры взаимосвязаны.

     Перед началом игры необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Для этого использовали различные приемы: использование загадок, считалочек, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминание об игре, в которую дети охотно играли раньше.  Направляя игру необходимо не сбиться на другую форму обучения - на занятия. Обучая детей необходимо сохранять игру как деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу.

     С самого начала и до конца игры нужно активно вмешиваться в ее ход: мы отмечали удачные решения, находки ребят, поддерживали шутку, подбадривали застенчивых, вселяли в них уверенность в своих силах. В средней группе продолжаем руководить игрой, или лично участвуя, или наблюдая за ней. Постепенно роль ведущего в игре все чаще начинали поручать то одному, то другому ребенку.

     Сидеть или стоять во время игры следовало так, чтобы каждый ребенок мог хорошо видеть лицо воспитателя. При чтении стихотворения все время обращали свой взгляд то на одного, то на другого играющего. Для этого стихотворение, потешку, шутку необходимо было знать наизусть.

     Во всех видах игр поощряли активное речевое общение детей, тем самым расширяя их словарный запас, развивая связную речь; проводили словесные игры, основываясь на накопленных у детей представлениях об окружающем, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. Прежде всего,  учитывали то, какие знания, представления детей о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности в связи с этим можно формировать средствами данной игры.

     Занимаясь с детьми,  подбирали такие речевые упражнения и словесные игры, которые, с одной стороны, были доступны детям дошкольного возраста, а с другой – интересны, познавательны и увлекательны.

     Вначале использовали словесные игры, уже знакомые детям по младшей группе, целью которых было развитие речевой, умственной и двигательной активности, а затем уже приступали к играм с более сложным заданием.

     Игры проводили как со всей группой, так и с небольшими группами играющих, поощряли самостоятельные словесные игры детей.

     Игры строили так, чтобы были заняты все дети.  Отвечать готовятся все играющие, а выбор падает на кого-то одного, в этом случае использовали брошенный мяч, считалку, переданный предмет. Отгадывает не тот, кто хочет, а тот, на кого укажет водящий. Очень хорошо, когда умственная активность сочетается с двигательной. Это особенно важно для развития детей младшего и среднего возраста. Если в игре использовалось стихотворение, то она сопровождалась движениями в ритм стихотворения.

     Выбор словесной игры определялся задачами воспитательной работы с детьми данной группы, поэтому она могла занимать различное место в педагогическом процессе. Некоторые игры использовали в часы занятий («Похож - не похож», «Где был Петя?», «Кто как кричит?»), некоторые - как часть занятия. Например, познакомив детей со средствами передвижения людей и проведя беседу «На чем ездят люди?», хорошо прошла игра «А если бы». Или, рассказав детям об овощах,  заканчивали беседу игрой «Вершки-корешки». В таких играх принимали участие все дети. Но целесообразнее было проводить словесные игры с небольшой группой детей, чтобы на каждого играющего падала большая нагрузка и он имел большую возможность поупражняться в решении игровых задач. В такие группы объединяли детей активных с менее активными. Последние старались подражать своим товарищам и успешнее справлялись с заданиями.

     Также использовали словесные игры и в часы развлечений, например игры-соревнования «Кто быстрее?», «Охотник», «Отвечай быстро» и другие. 

     Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

     Словесная дидактическая игра - доступный, полезный, эффективный метод воспитания, который без дополнительных затрат времени позволяет развивать мышление и память у детей. Словесные игры оживляют в памяти и обогащают словарь ребенка, содействуют умению подбирать и находить нужные слова, составлять меткие выражения, развивают грамотность и речь. Она не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания воспитателем самой игры. При этом необходимо учитывать, что предлагаемые игры будут эффективным средством обучения лишь в том случае, если они будут проводиться в определенной системе с использованием необходимой методики.

     Исходя из этого, можно сформулировать следующую направленность использования словесных игр на занятиях: развитие памяти детей школьного возраста с общим недоразвитием речи средствами словесной дидактической игры будет  эффективно при условии:

- систематического использования  игровых средств в образовательном  процессе;  
- учета возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста; 
- создание комфортных психолого-педагогических условий для становления гармонично-развитой подрастающей личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2.2. Использование разных видов детской деятельности в развитии памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

 

 

     Воспитание и обучение детей осуществляется не только на занятиях, но и в повседневной жизни, во время проведения режимных моментов, во включении детей в различные виды деятельности, на протяжении всего пребывания детей в дошкольном учреждении.

     Развитие памяти детей в нашем исследовании осуществлялось не только через словесные игры, но и через игры-драматизации, театрализованную деятельность, рисование. Одним из видов детской деятельности, широко используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является театрализованная игра. Театрализованную игру можно определить как деятельность, в которой принятие образа овеществлено (переодеванием или куклой) и выражается различными символическими средствами (мимикой, речью, пением и тому подобным).

Информация о работе Развитие памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи