Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 15:01, дипломная работа
Цель нашего исследования: изучить условия развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза: развитие памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи осуществляется эффективнее при следующих условиях:
- использовании словесных дидактических игр как средства развития памяти;
- использовании разных видов детской деятельности в развитии памяти.
Введение
Глава I. Теоретические основы проблемы развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1. Изучение проблемы развития памяти в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………7
1.2. Особенности развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ……………………………………………………….26
1.3. Средства развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ……………………………………………………………..36
Выводы по I главе……………………………………………………………46
Глава II. Условия развития памяти детей дошкольного возраста общим недоразвитием речи
2.1. Использование словесных игр как средства развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ……………………47
2.2. Использование разных видов детской деятельности в развитии памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ………...54
Выводы по II главе………………………………………………....................57
Заключение……………………………………………………………………..58
Список литературы………………………
Развитие внимания. Развитие концентрации, устойчивости и переключаемости внимания в зрительной и слухоречевой сферах должно быть нацелено на то, чтобы ребенок мог сосредотачиваться на чувственном восприятии стимулов слухового, визуального и слухоречевого характера.
Развитие памяти. Развитие памяти в двигательной, зрительной и слухоречевой сферах должно включать развитие произвольного, кратковременного и долговременного запоминания, связанного, главным образом, с последовательностью воспроизведения предъявляемых стимулов.
Развитие двигательной памяти направлено на совершенствование качеств движений, повышение четкости и координированности осуществления двигательных актов: развития и осознавания кинестетических ощущений. Особое значение имеет последовательность предъявления стимулов и последовательность реализации речевых задач. Существует необходимость разработки комплекса упражнений, направленных на развитие двигательной памяти в общей, тонкой и артикуляционной моторике в соответствии с принципом об уровневой организации движений [2].
Развитие зрительной памяти. В целом ряде руководств указывается необходимость поэтапной работы, связанной с развитием зрительной памяти.
На первом этапе работа направлена на развитие произвольного кратковременного и долговременного запоминания с использованием различных мнемотехник на материале реальных предметов и их изображений. На втором этапе закрепляются полученные навыки зрительного запоминания на материале сложных по слоговой структуре слов и словосочетаний. На третьем этапе происходит развитие зрительной памяти, включающее зрительное запоминание предложений, коротких прозаических текстов и предложений.
Развитие слухоречевой памяти осуществляется также поэтапно. На первом этапе дети обучаются произвольному запоминанию с помощью различных мнемотехник на материале букв, слогов. На втором этапе закрепляются полученные навыки произвольного запоминания на материале слогов, незнакомых слов и слов с абстрактным значением. На третьем этапе происходит обучение самостоятельному выбору мнемотехник для слухоречевого запоминания на материале отдельных предложений, коротких прозаических и стихотворных текстов.
Основное условие - на любое речевое высказывание необходимо реагировать, и реакция должна быть только положительной. Впоследствии, когда к речи будут предъявляться более высокие требования, поощрение ребенка будет связано с его старанием, усвоением чего-то нового, а не с тем, что уже усвоено.
Специальное время отводится на развитие фонематического воспитания и слуховой памяти, то есть дети учатся вслушиваться в речь, различать и воспроизводить ее отдельные звуковые элементы, запоминать воспринятый на слух материал, сравнивать звучание чужой и собственной речи.
Приведем некоторые игры и упражнения, развивающие познавательные процессы, а также различные вспомогательные средства, приемы и способы запоминания и припоминания.
Ряд заданий направлен на развитие способности удерживать в памяти заданные инструкции. Подобную работу следует проводить регулярно, так как часто причиной невыполнения учебных заданий является «потеря» условия задачи, неспособность удерживать в памяти заданные действия. Эти задания формируют также сосредоточенность, концентрацию и переключение внимания, навык самоконтроля.
Работу по формированию памяти целесообразно проводить на неучебном материале в различных жизненных ситуациях.
Независимо от того, хорошая или плохая у ребенка память, перегружать ее вредно. Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста, но рациональнее вводить ее в занятия с детьми 4-5 лет, когда у них накоплен основной словарный запас. Мнемотехника - это технология развития памяти.
Развитие образной памяти:
- метод "крокирования" (от франц. croquis - чертеж, схема, набросок).
рисунок-схема - при запоминании фраз ребенок сам выбирает, что и как он будет рисовать. Главное, чтобы это помогло ему потом вспомнить прочитанное.
Например, называем семь фраз.
Мальчику холодно.
Девочка плачет.
Папа сердится.
Бабушка отдыхает.
Мама читает.
Дети гуляют.
Пора спать.
К каждой фразе ребенок делает рисунок (схему). После этого предлагаем ему точно воспроизвести все фразы. Если возникают трудности, помогаем подсказкой.
На следующий день снова попросим ребенка повторить фразы с помощью его рисунков. Отмечаем, помогают ли ему рисунки. Если он вспоминает 6-7 фраз - очень хорошо.
- «Вспомни и покажи». Детям предлагается воспроизвести движение знакомых объектов (например, махающую крыльями птицу, косолапого медведя, ползущую гусеницу, нахохленного петуха и так далее).
- пробы Хеда (определение схемы собственного тела). Ребенку предлагается оценить, что находится у него на лице и каково взаиморасположение отдельных его частей (сначала по вертикальной оси, а затем в горизонтальной плоскости).
Существуют облегченные
варианты, включающие зрительную поддержку,
тактильные ощущения и иные межанализаторные
взаимодействия.
При проведении предлагаемых ниже методик
предварительно нужно выяснить, какие
слова, обозначающие части лица или тела,
знает ребенок, и именно их использовать
при опросе.
Инструкция. «Закрой глаза и скажи, что у тебя находится над глазами, под/над носом, надо лбом, под зубами и тому подобное. А что у тебя находится сбоку от носа, сбоку от уха и тому подобное». Если ребенок не справляется с подобным заданием, ему предлагается помощь.
Виды помощи. Ребенок выполняет задание с закрытыми глазами, но с помощью прощупывания указываемых частей пальцем (сначала пальцем психолога, а затем, если это не помогло, собственным). Выполняет задание с открытыми глазами, с ориентацией на лицо психолога или вертикально расположенное изображение лица. Выполняет задание, глядя в зеркало. Выполняет задание, глядя в зеркало и ощупывая свое лицо. На этом этапе можно использовать стандартные пробы Хеда. Психолог делает жесты, показанные на рисунках, и просит ребенка повторить их.
- тактильные ощущения посредством дермалексии (узнавание буквы, написанной на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь) и так далее. «Рисунок на спине» - дети рисуют друг у друга на спине буквы, цифры, геометрические фигуры, простые предметы. Нужно догадаться, что нарисовал партнер.
Развитие оперативной памяти:
- тест «Кулак - ребро - ладонь». На плоскости стола три положения руки последовательно сменяют друг друга. Выполняется 8-10 раз правой рукой, затем левой, далее обеими руками.
- игры на выполнение многошаговых инструкций (2, 3, 4, 5-шаговые инструкции), по памяти (словесной инструкции). Например, игра «Найди клад»; «Цепочка действий». Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: "Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, положи ее на середину стола.
- «Игрушки на полках», «Что изменилось?» (по памяти обнаружить изменение последовательности). На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенку предлагают их рассмотреть и запомнить. Ребенок отворачивается, одну игрушку добавляют, или игрушки меняют местами. Ребенок отвечает, что изменилось.
- «Что исчезло?» На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.
- «Живые цепочки» (у каждого на груди цветной значок или буква, слог, слово, предложение). Порядок построения детей изображен схемой. По команде цепочка рассыпается, задача ведущего (ребенка) - собрать цепочку в прежней последовательности;
- «Запомни и воспроизведи»
Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает.
Вариант 2. Ребенку
называют слова и просят их воспроизвести
(от 4 до 10 слов).
Вариант 3. Ребенку называют
числа (слова) в произвольном порядке,
просят воспроизвести в обратном порядке.
- «Зарядка» - последовательность движений от 3-х до 6-ти, физкультминутки;
- отстукивание ритмов «Телеграфист»;
- рядоговорение (времена года, месяцы, дни недели, части суток).
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Это доказано рядом исследователей (М. И. Кольцова, Е. И. Исенина, А. В. Антакова-Фомина и другие). Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения.
Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов.
Использование игровой деятельности для коррекции недостатков развития детей является актуальным направлением в современной специальной психологии и педагогике. Игра оказывает большое влияние на развитие речи, так как игровая ситуация требует от каждого ребенка, включенного в нее, определенной способности к коммуникации. Игра - мощнейшая сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психические свойства, человеческие личностные качества. Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач.
Игра - это:
-деятельность (в нашем случае - речевая);
-мотивированность, отсутствие принуждения;
-развитие и коррекция психических функций и способностей.
В словесной дидактической игре дети учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах, а представление - это все равно, что обобщенное воспоминание. Словесная игра требует использования приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. В этих играх ребенок должен решать самостоятельно разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях, самому придумывать рассказы с включением небылиц и так далее. Словесные игры оживляют в памяти и обогащают словарь ребенка, содействуют умению подбирать и находить нужные слова, составлять меткие выражения, развивают грамотность и речь [25].
Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию (развитию зрительного восприятия, образных представлений, обучению анализу, сравнению предметов, их классификации), усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогают закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе чего развиваются речевые возможности ребенка.
Игры без игрушки и без картины, игры со словом давно известны в педагогике, как в народной, так и в классической. Всем известны народные игры - потешки «Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая» и другие. Они являются первыми и любимыми «уроками» маленьких детей по родному слову. Для более старших народная педагогика создала другие игры, посложнее, как например «Каравай», «Гуси-гуси», «Краски», «Фанты», в которых дети, играя со словом, упражняются в произношении слов, в правильном их использовании.
Использование речевых игр на логопедических занятиях позволяет достичь следующих целей:
-развитие речевых умений;
-развитие необходимых способностей и психических функций;
-познание (в сфере становления собственного языка);
-запоминание речевого материала.
К. Д. Ушинский говорил: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» [48, 23].
Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Раскрывая третью задачу, мы пришли к выводу, что логопедические занятия необходимо начинать в дошкольном возрасте, когда коррекционная работа дает наилучшие результаты, ведь в 3-7 лет ребенок наиболее восприимчив к педагогическому воздействию, это сензитивный период для овладения родным языком.
Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка - важнейшее условие его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии его мышления, речевого общения, планировании и организации его поведения, формировании социальных связей. Все это - важнейшее средство опосредствованных психических процессов: памяти, восприятия, эмоций. Развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития [42].
Выводы по I главе
Первая глава нашей работы посвящалась раскрытию процесса памяти детей с общим недоразвитием речи и носила теоретическую задачу.
Информация о работе Развитие памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи