Развитие памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 15:01, дипломная работа

Описание

Цель нашего исследования: изучить условия развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза: развитие памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи осуществляется эффективнее при следующих условиях:
- использовании словесных дидактических игр как средства развития памяти;
- использовании разных видов детской деятельности в развитии памяти.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы проблемы развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1. Изучение проблемы развития памяти в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………7
1.2. Особенности развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ……………………………………………………….26
1.3. Средства развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ……………………………………………………………..36
Выводы по I главе……………………………………………………………46
Глава II. Условия развития памяти детей дошкольного возраста общим недоразвитием речи
2.1. Использование словесных игр как средства развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ……………………47
2.2. Использование разных видов детской деятельности в развитии памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ………...54
Выводы по II главе………………………………………………....................57
Заключение……………………………………………………………………..58
Список литературы………………………

Работа состоит из  1 файл

Нестерова, диплом--------.docx

— 633.23 Кб (Скачать документ)

- прочность сохранения;

- точность памяти - отсутствие искажений, пропусков существенного;   

- готовность памяти - умение быстро извлекать из запасов памяти то, что необходимо в данный момент.

     Одним из основных проявлений памяти является воспроизведение образов. Образы предметов и явлений, которых мы в данный момент не воспринимаем, называют представлениями. Представления возникают в результате оживления ранее образованных временных связей, они могут вызываться по механизму ассоциаций, с помощью слова, описания.

     Представление - это образ предмета. Источником представлений являются ощущения и восприятия - зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, кинестетические.

     Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире.

     Первое существенное отличие состоит в том, что человек обладает словесной (вербальной)  памятью. 

     Существенную роль в развитии памяти играет речь, поэтому процесс совершенствования памяти человека идет рука об руку с развитием его речи. Последний из отмеченных нами фактов - об особой роли, которую играет речь в процессах запоминания и воспроизведения, - дает возможность сделать следующие выводы:

1. То, что мы можем выразить  словами, обычно запоминается  легче и лучше, чем то, что  может быть воспринято только  зрительно или на слух.

2. Чем больше мы думаем  над материалом, чем активнее  мы стараемся выразить его словами, тем легче и прочнее он запоминается.

3. Если предметом запоминания  является текст, то наличие  заранее продуманных и четко сформулированных к нему вопросов, ответы на которые могут быть найдены в процессе чтения текста, способствуют его лучшему запоминанию.

     Таким образом, изучая психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что память представляет собой процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Иными словами память является отражением опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения.

     Роль памяти в развитии ребенка трудно переоценить. С ее помощью он усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навыки. И делает он это в основном непроизвольно. Ребенок обычно не ставит перед собой цель что-либо запомнить, поступающая к нему информация запоминается как бы сама по себе. Правда, не любая информация: легко запоминается то, что привлекает своей яркостью, необычностью, что производит наибольшее впечатление, что интересно.

     Развитие памяти в младенчестве.

     Сразу после рождения малыша приступает к функционированию образная память (в элементарной форме). На первом месяце жизни у ребенка появляется однотипная реакция на повторяющийся раздражитель. На 3-4-м месяце у малыша начинает формироваться образ предмета. Так создается фундамент образной памяти.

     Из разнообразных проявлений памяти, первым, бесспорно, развивается узнавание, связанное с повторным восприятием впечатлений.

     Постепенно период между запоминанием и узнаванием удлиняется, но остается, по-прежнему, небольшим. В виде свободных воспоминаний образная память наблюдается только в начале второго года жизни ребенка.

     Память в младенческом возрасте включена в восприятие и ощущение, а значит, материал запоминается как бы «сам собой», непроизвольно [45].

     На первом году жизни малыша непроизвольное запоминание протекает в совместной со взрослыми деятельности через манипулирование с предметами.

     Эмоциональная память все ярче проявляется во втором полугодии первого года жизни, когда ребенок переживает те или иные эмоции при встрече с некоторыми объектами или ситуациями.  Процесс развития двигательной памяти активизируется, когда малыш начинает увлеченно манипулировать предметами (освоение и хватание), двигаться, учится ползать и ходить.

     Укажем особенности развития памяти в младенчестве:

- память функционирует  «внутри» ощущений и восприятий;

- она проявляется  сначала в форме запечатления, затем узнавания, характеризуется недлительным сохранением;

- материал фиксируется  ребенком непроизвольно - сначала  у малыша развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти. 

     Развитие памяти в раннем детстве.

     В  период раннего детства образ памяти уже более гибок и подвижен. У ребенка формируются представления об объектах, удаленности, размере, направленности движения, выполняемых действиях, событиях. Малыш узнает предмет вне связи с ситуацией, в которую он включен, идентифицирует его по важным признакам.   

     В начале второго года жизни ребенка память выделяется из процесса восприятия. У детей наблюдается не только способность к узнаванию, но и возможность воспроизведения без повторного предъявления знакомого предмета либо его названия, зарождается способность воспроизводить объект в его отсутствие; удлиняется промежуток между запоминанием и узнаванием. Память ребенка быстро развивается и пополняется. Дошкольник может играть в довольно сложные игры, запоминая и выполняя все требования игры. У детей к этому времени имеется много воспоминаний и прежде всего образных представлений, которыми они могут оперировать. В этом возрасте ребенок способен наблюдать и удерживать в памяти окружающую обстановку.     В раннем возрасте дети обычно не ставят перед собой цель запомнить,  усвоенное носит преимущественно непроизвольный характер.

    Начинает интенсивно развиваться словесно-смысловая память: ребенок реагирует уже не на ритмико-мелодическую структуру слова, а на его значение.

     На третьем году жизни он понимает каждое отдельное слово, входящее в произнесенную взрослым фразу. Постепенно ребенок переходит от пассивной речи к активной. Этот период обусловлен ростом словаря, усвоением грамматики родного языка, развитием понимания и произношения. Расширение словаря, накопление опыта деятельности и действий приводит к тому, что малыш начинает понимать некоторые нравственные нормы и правила поведения: «Что можно, а что нельзя?», «Как надо и как не надо делать?»

     Подчеркнем особенности памяти в раннем детстве:

- обогащается содержание представлений;

- возрастает объем и прочность сохранения материала;

- появляется новый процесс памяти - воспроизведение;

- бурное развитие получает словесная память.

     В раннем и дошкольном детстве особую роль в развитии непроизвольной памяти играют наблюдения. Направляя внимание малыша на разные стороны объектов, организуя деятельность детей по их обследованию, воспитатель обеспечивает формирование полного и точного образа памяти.

     Эту особенность очень точно сформулировал основоположник научной педагогики К. Д. Ушинский: «Если... хотите, чтобы дитя усвоило что-нибудь прочно, то заставьте участвовать в этом освоении как можно большее число нервов, заставьте участвовать зрение, показывая карту или картину, но и в акте зрения заставьте участвовать не только мускулы глаза бесцветными очертаниями изображений, но и глазную сетку действием красок раскрашенной картины. Призовите к участию осязание, обоняние и вкус... При таком дружном содействии всех органов в акте усвоения ... вы победите самую ленивую память. Конечно, такое сложное усвоение будет проходить медленно; но не должно забывать, что первая победа памяти облегчает вторую, вторая - третью и так далее» [48, 134].

     Память по мере своего развития все более сближается с мышлением. «Анализ показывает, - писал Л. С. Выготский, - что  мышление ребенка  во многом определяется его памятью. Мыслить для ребенка раннего возраста - значит вспоминать… Никогда мышление не обнаруживает такой высокой корреляции с памятью, как в самом раннем возрасте. Мышление здесь развивается в непосредственной зависимости от памяти» [10, 75].

     Развитие памяти в дошкольном возрасте.

     Важнейшей особенностью дошкольного возраста, с точки зрения Л. С. Выготского, является то, что здесь складывается новая система психических функций, в центре которой - память. Память дошкольника является центральной психической функцией, которая определяет остальные процессы. В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная. Ее развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка, и прежде всего, в познавательных процессах - восприятии и мышлении.

    Важным моментом в развитии памяти дошкольника выступает появление личных воспоминаний. В них отражаются существенные события из жизни ребенка, его успехи в деятельности, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками [47]. 

     Заучивание в дошкольном возрасте происходит главным образом механически. Это обусловлено как недостаточной еще способностью осмысления материала, так и малым количеством знаний, а отсюда - меньшей возможностью использования ассоциации, и недостаточным опытом и знакомством с приемами запоминания.

     Задачей мыслительного акта является для ребенка не логическая структура самих понятий, а конкретное воспоминание своего опыта. При ответе ребенок дает краткий отчет  своих воспоминаний о предмете.

     У дошкольника значительно изменяется содержание двигательной памяти. Движения становятся сложными, включают несколько компонентов. Движения осуществляются на основе сформированного в памяти зрительно-двигательного образа.

     Словесная память дошкольника интенсивно развивается в процессе активного освоения речи при слушании и воспроизведении литературных произведений, рассказывании, в общении со взрослыми и сверстниками. Воспроизведение текста, изложение собственного опыта становится логичным, последовательным.  В среднем и старшем дошкольном возрасте запоминанию литературных произведений помогает опора на представление-картинку, отражающую основное содержание текста.  Таким образом, словесная память развивается в единстве с образной и двигательной.

     На протяжении всего дошкольного возраста преобладает непроизвольная память. У дошкольника сохраняется зависимость запоминания материала от таких его особенностей, как эмоциональная привлекательность, яркость, озвученность, прерывистость действия, движение, контраст и прочее. Запоминание и воспроизведение проходят быстро, но бессистемно. Малыш «перескакивает» с одного признака предмета или компонента ситуации на другой. В памяти он часто удерживает второстепенное, а существенное забывает.

     Важнейшее изменение в памяти дошкольника происходит примерно в четырехлетнем возрасте. Память ребенка приобретает элементы произвольности. В старшем дошкольном возрасте память постепенно превращается в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить. Ребенок начинает принимать указания взрослого запомнить или припомнить, использовать простейшие приемы и средства запоминания, интересоваться правильностью воспроизведения и контролировать его ход. Возникновение произвольной памяти не случайно, оно связано с возрастанием регулирующей роли речи.

     То, что память становится в центр сознания ребенка, приводит к существенным следствиям, характеризующим психическое развитие дошкольника. Ребенок пытается устанавливать простые причинно-следственные отношения между событиями и явлениями. У него появляется стремление как-то объяснить и упорядочить для себя окружающий мир. Таким образом, возникает первый абрис целостного детского мировоззрения. С пяти лет начинается настоящий расцвет идей «маленьких философов». Строя свою картину мира ребенок выдумывает, изобретает, воображает [45]. 

     Считается, что 5-й год жизни является в среднем началом периода более или менее удовлетворительного запоминания, поскольку именно с этого года впечатления детства носят достаточно систематизированный характер и сохраняются на всю жизнь. Более ранние детские воспоминания, как правило, отрывочны, разрозненны и немногочисленны.

     Постепенно под влиянием воспитателей и родителей у ребенка появляется намерение что-либо запомнить для припоминания в будущем. Ребенок осознает и использует некоторые приемы запоминания, выделяя их из знакомых видов деятельности. Таковыми могут быть смысловое соотнесение и смысловая группировка, схематизация, классификация, соотнесение с ранее известным.

     В возрасте до 5 лет у детей преобладает наглядно-образный вид памяти, формирующийся на основе сенсорного восприятия, а после пяти лет наблюдается развитие словесно-логического вида памяти, основывающегося на использовании словесных обозначений и логических связей [19]. В этот период при развитии произвольных форм памяти дети начинают активно использовать различные способы запоминания зрительной информации. Самый ранний прием - это перевод зрительной информации благодаря открытой или внутренней вербализации в слуховую память, в которой она сохраняется путем повторений.

     Особенности развития памяти в дошкольном возрасте:

  • преобладает непроизвольная образная память;
  • память, все больше объединяясь с речью и   мышлением, приобретает интеллектуальный характер;
  • словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка;
  • складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка;
  • формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами запоминания;
  • по мере накопления и обобщения опыта поведения, опыта общения ребенка со взрослыми и сверстниками развитие памяти включается в развитие личности.

Информация о работе Развитие памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи