Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 03:31, курсовая работа

Описание

Цель работы определила следующие задачи:
1. На основе анализа научно-педагогической литературы рассмотреть теоретические основы развития связной речи дошкольников посредством дидактических игр.
2. Определить педагогические условия развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
3. Дать методические рекомендации по теме исследования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы использовании дидактических игр в
развитии связной речи детей дошкольного возраста
1.1. Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка………..7
1.2. Особенности развития связной речи в дошкольном детстве…….12
1.3. Использование дидактических игр в развитии связной речи
старших дошкольников……………………………………………23
1.4. Краткие выводы по главе первой…………………………………..28

Глава 2. Развитие связной речи старших дошкольников посредством
дидактической игры на практике
2.1. Характеристика группы и анализ результатов констатирующего
этапа исследования………………………………………………….30
2.2. Организация работы по развитию связной речи детей старшей
группы посредством дидактически игр……………………………34
2.3. Итоги заключительного этапа исследования……………………...42
Заключение……………………………………………………………………..45
Список использованной литературы……………………………………….49
Приложение…………………………………………………………………….51

Работа состоит из  1 файл

Курсовая развитие речи.doc

— 363.50 Кб (Скачать документ)


 

САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ

 

 

                Кафедра теории и методики

                                                                   начального образования

 

 

 

 

 

 

Тема: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Курсовая работа по  методике  обучения культуре речи и родному языку

 

 

 

 

 

 

          

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                

 

 

 

Южно-Сахалинск

2009

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы использовании дидактических игр в

                 развитии связной речи  детей  дошкольного возраста

      1.1. Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка………..7

      1.2. Особенности развития связной речи в дошкольном детстве…….12

 1.3. Использование дидактических игр в развитии связной  речи

        старших   дошкольников……………………………………………23          

      1.4. Краткие выводы  по главе первой…………………………………..28

 

Глава 2. Развитие связной речи старших дошкольников посредством

                дидактической игры на практике

      2.1. Характеристика группы и анализ результатов констатирующего

             этапа исследования………………………………………………….30           

      2.2. Организация работы по развитию связной речи детей старшей

             группы посредством дидактически  игр……………………………34

      2.3. Итоги заключительного  этапа исследования……………………...42

Заключение……………………………………………………………………..45

Список использованной литературы……………………………………….49  

Приложение…………………………………………………………………….51

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).

Овладение связной устной речью  составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Психологическая  природа связной речи, ее механизмы  и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба).

Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах А.М. Леушиной, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной и др. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А.М. Бородич, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Е.А. Смирновой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной и др.

Обучение через игру – интересное и увлекательное занятие для детей, способствующее постепенному переносу интереса и увлеченности с игровой деятельности на учебную. В работе с детьми дошкольного возраста используются различные дидактические игры для развития  связной речи.

Дидактические игры способствуют развитию связной речи, всех свойств ума, стимулированию познавательной активности и формированию учебно-познавательной деятельности детей.

Дидактические игры можно  проводить на занятиях по развитию речи со всей группой, с подгруппой и индивидуально с каждым ребенком. Игры планируются заранее. Определяется программная задача, продумывается оборудование игры (раздаточный материал). Также продумывается организация проведения игры (за столом, на ковре, на улице, в зависимости от того какой материал используется), кого с кем из детей посадить (сильный со слабым).

Дидактическая игра –  это обучающая игра, в ней обязательно  будут образовательные задачи, но она должна оставаться игрой. Необходимо использовать в игре правильную интонацию, продумать, как заинтересовать игрой детей, можно использовать песни, хороводы. В конце игры итог не подводится, но для себя воспитатель записывает полученные результаты. В старших группах игра проводится как часть занятия, в младших группах может проводиться как целое занятие. В начале игры необходимо заинтересовать детей, далее идет объяснение, а затем идет выполнение необходимых действий детьми. Воспитатель должен контролировать, чтобы в игре выполнялись поставленные задачи.

Словесные игры в старшей и подготовительной группах проводятся 5 минут – это конец занятий. Воспитатель не дает объяснения уже известной детям игры. Водящими могут быть сами дети. В младшей группе от начала до конца игры полностью проводит воспитатель. Игру лучше проводить в разных вариантах. 

Дидактические игры, развивая связную речь дошкольников, способствуют формированию словарного запаса детей, активизируют детскую поисковую активность в форме грамматики, воспитывают у детей языковое чутье, лингвистическое отношение к слову и элементарные формы осознания языковой действительности1.

Разработкой проблемы развития связной  речи дошкольников посредством дидактических  игр в дошкольной педагогике занимались А.М. Бородич, Е.И. Тихеева и др.

Объектом данного исследования является связная речь дошкольников.

Предмет: дидактические игры в речевой деятельности старших дошкольников.

 Цель исследования: показать процесс использования дидактических игр в развитии связной речи дошкольников. 

Цель работы определила следующие задачи:

1.  На основе анализа научно-педагогической литературы  рассмотреть теоретические основы развития связной речи дошкольников посредством дидактических игр.

2. Определить педагогические условия развития связной  речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.    

3. Дать методические рекомендации по теме исследования.

В основу нашего исследования была положена гипотеза: если  воспитатель в процессе развития речи детей будет уделять должное внимание словесным дидактическим играм, при этом побуждая детей к речевой деятельности и используя эффективные, целесообразные, интересные, занимательные для детей методические методы, приёмы, средства, то развитие связной речи дошкольников будет наиболее успешным.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом, констатирующем этапе исследования (декабрь 2008 г.) была изучена научно-педагогическая литература по теме исследования, определены параметры и выявлена актуальность исследования. Был проведен первичный «срез» уровня развития связной речи дошкольников. Применялись следующие методы исследования фактического материала: наблюдение, диагностика связной речи, экспертная оценка.

На втором, формирующем этапе исследования (январь 2009 г. – апрель 2009 г.) на занятиях шел процесс развития связной речи дошкольников с помощью дидактических игр.

На третьем, заключительном этапе  исследования (май 2009 г.) подводились итоги исследования. Был повторно проведен «срез» уровня  развития связной речи дошкольников с помощью тех же методов, что и на констатирующем этапе.  Формулировались окончательные выводы по ходу исследования, и шло оформление тематического и практического материала в виде курсовой работы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются методологические и теоретические основы исследования, объект, предмет, цель, задачи и гипотеза исследования, определены этапы исследования.

В I главе «Теоретические основы  использовании дидактических игр в развитии связной речи  детей дошкольного возраста»  дано понятие связной речи и ее значение для развития ребенка. Рассмотрены особенности развития связной речи в дошкольном детстве. Проанализирован аспект использования дидактических игр в развитии связной речи старших   дошкольников.  

Во II главе «Развитие связной речи старших дошкольников посредством дидактической игры на практике» представлены результаты исследовательской работы.

В заключении сделаны обобщающие выводы по результатам исследования.

В списке использованной литературы 21 источник.

 

 

 

 

 

 Глава 1. Теоретические основы использовании дидактических игр в

                 развитии связной речи  детей  дошкольного возраста

     

        1.1. Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка  

     

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С.Л. Рубинштейн, «это адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя и читателя»2. Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.

В методике термин «связная речь»  употребляется в нескольких значениях: 1) процесс, деятельность говорящего; 2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание; 3) название раздела работы по развитию речи. Как синонимические используются термины «высказывание», «текст».

Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.

Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

В лингвистической и психологической  литературе диалогическая и монологическая речь рассматриваются в плане их противопоставления. Они отличаются по своей коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природе.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью. Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора. Речевые клише облегчают ведение диалога3.

Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто. В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Здесь тоже важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация), умение говорить эмоционально, живо, выразительно, но они занимают подчиненное место. Для монолога характерны: литературная лексика; развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность; синтаксическая оформленность (развернутая система связующих элементов); связность монолога обеспечивается одним говорящим.

Эти две формы речи отличаются и  мотивами. Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий. Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника).

Информация о работе Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры