Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 03:31, курсовая работа

Описание

Цель работы определила следующие задачи:
1. На основе анализа научно-педагогической литературы рассмотреть теоретические основы развития связной речи дошкольников посредством дидактических игр.
2. Определить педагогические условия развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
3. Дать методические рекомендации по теме исследования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы использовании дидактических игр в
развитии связной речи детей дошкольного возраста
1.1. Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка………..7
1.2. Особенности развития связной речи в дошкольном детстве…….12
1.3. Использование дидактических игр в развитии связной речи
старших дошкольников……………………………………………23
1.4. Краткие выводы по главе первой…………………………………..28

Глава 2. Развитие связной речи старших дошкольников посредством
дидактической игры на практике
2.1. Характеристика группы и анализ результатов констатирующего
этапа исследования………………………………………………….30
2.2. Организация работы по развитию связной речи детей старшей
группы посредством дидактически игр……………………………34
2.3. Итоги заключительного этапа исследования……………………...42
Заключение……………………………………………………………………..45
Список использованной литературы……………………………………….49
Приложение…………………………………………………………………….51

Работа состоит из  1 файл

Курсовая развитие речи.doc

— 363.50 Кб (Скачать документ)

Подтвердим результаты исследования с помощью метода математической статистики. Для этого воспользуемся  методом Т - критерием Вилкоксона для определения интенсивности сдвига в значении признака. Произошел ли сдвиг уровней развития связной речи старших дошкольников после проведения дидактических игр и является ли он статистически значимым.

Были сформулированы гипотезы:

 Н0 – интенсивность сдвига в сторону повышения уровня развития связной речи не превышает интенсивность сдвига в сторону его ухудшения;

Н1 – интенсивность сдвига в сторону повышения уровня развития связной речи превышает интенсивность сдвига в сторону его ухудшения.

 

Испытуемые

До

После

Разность

Абсолютная разность

Ранг

1. Игорь А.

4

5

+1

1

5

2. Света Б.

5

5

0

0

0

3. Стас В.

4

5

+1

1

5

4. Дима В.

4

3

-1

1

5

5. Павел Г.

3

4

+1

1

5

6. Лиля Г.

4

4

0

0

0

7. Илья О.

4

4

0

0

0

8. Слава П.

5

5

0

0

0

9. Лена Р.

4

4

0

0

0

10. Толя Е.

5

5

0

0

0

11. Саша К.

5

5

0

0

0

12. Женя К.

4

4

0

0

0

13. Максим К.

4

5

+1

1

5

14. Леша Л.

3

4

+1

1

5

15. Наташа С.

4

5

+1

1

5

16. Женя Ш.

3

3

0

0

0

17. Света Ю.

4

4

0

0

0

18. Маша Л.

5

5

0

0

0

19. Марина М.

4

5

+1

1

5

20. Надя И.

3

4

+1

1

5

21. Олег К.

4

4

0

0

0

22. Настя К.

5

5

0

0

0


 

Тэмп. (Ri) -  сумма рангов нетипичных сдвигов

Тэмп. = 1

Т0,05 = 8

Т0,01 = 3

Зона значимости                                                      Зона незначимости

1___________3___________________________8______________

Тэмп.            Т0,01                                              Т0,05   

 

Значения Тэмп. попадает в зону значимости, следовательно Н0 отклоняется.

Ответ: Так как Тэмп. < Ткритич., Н0 отклоняется, принимается  Н1.

Вывод: формирующий этап прошел успешно, интенсивность сдвига в сторону повышения уровня развития связной речи превышает интенсивность сдвига в сторону его ухудшения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.

Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются  существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

Все вышеназванные виды речевой  деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но особый интерес вызывают последние, т. к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных как для детей, так и для педагога.

Обучение через игру – интересное и увлекательное занятие для детей, способствующее постепенному переносу интереса и увлеченности с игровой деятельности на учебную. В работе с детьми дошкольного возраста используются различные дидактические игры для развития  связной речи.

Дидактические игры способствуют развитию связной речи, всех свойств ума, стимулированию познавательной активности и формированию учебно-познавательной деятельности детей.

Дидактические игры можно  проводить на занятиях по развитию речи со всей группой, с подгруппой и индивидуально с каждым ребенком. Игры планируются заранее. Определяется программная задача, продумывается оборудование игры (раздаточный материал). Также продумывается организация проведения игры (за столом, на ковре, на улице, в зависимости от того какой материал используется). Кого с кем из детей посадить (сильный со слабым).

Дидактическая игра –  это обучающая игра, в ней обязательно  будут образовательные задачи, но она должна оставаться игрой. Необходимо использовать в игре правильную интонацию, продумать, как заинтересовать игрой детей, можно использовать песни, хороводы. В конце игры итог не подводится, но для себя воспитатель записывает полученные результаты. В старших группах игра проводится как часть занятия, в младших группах может проводиться как целое занятие. В начале игры необходимо заинтересовать детей, далее идет объяснение, а затем идет выполнение необходимых действий детьми. Воспитатель должен контролировать, чтобы в игре выполнялись поставленные задачи.

Словесные игры в старшей и подготовительной группах проводятся 5 минут – это конец занятий. Воспитатель не дает объяснения уже известной детям игры. Водящими могут быть сами дети. В младшей группе от начала до конца игры полностью проводит воспитатель. Игру лучше проводить в разных вариантах. 

Дидактические игры, развивая связную речь дошкольников, способствуют формированию словарного запаса детей, активизируют детскую поисковую активность в форме грамматики, воспитывают у детей языковое чутье, лингвистическое отношение к слову и элементарные формы осознания языковой действительности.

Благодаря целенаправленной работе по составлению рассказов по картине  и сюжетным картинкам с использованием словесных дидактических игр дети стали намного наблюдательнее и внимательнее.

У детей отмечается сознательное отношение  к рассматриванию картин, что отражается в речи: дети с помощью языковых средств стараются подробно рассказать о событиях, изображённых на картинах или картинках, увереннее подбирают и используют слова, характеризующие настроения, внутренние переживания, эмоциональные состояния героев.

У детей практически отсутствуют  логические ошибки при самостоятельном  повествовании по серии сюжетных картинок. Подавляющее большинство  воспитанников справляются с  заданием придумать рассказ о  событиях, которые логически связаны между собой, предварительно разложив картинки в нужной последовательности. При этом употребляют в речи разные типы предложений в соответствии с содержанием своего высказывания.

Дети стали чувствительнее к  многообразию слов, стали стараться  подбирать наиболее точные слова или словосочетания для выражения своих мыслей.

В процессе работы по обучению детей  составлять рассказы по картине и  сюжетным картинкам удалось решить воспитательные задачи: почти все  дети научились выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно исправлять их. Приобретённые навыки по соблюдению установленных правил дети используют и в повседневной жизни – в общении между собой, при взаимодействии друг с другом в разных видах детской деятельности.

Таким образом, гипотеза, положенная в основу нашего исследования: если  воспитатель в процессе развития речи детей будет уделять должное внимание словесным дидактическим играм, при этом побуждая детей к речевой деятельности и используя эффективные, целесообразные, интересные, занимательные для детей методические методы, приёмы, средства, то развитие связной речи дошкольников будет наиболее успешным, подтвердилась полностью.

Методические рекомендации воспитателям по использованию дидактических игр для развития связной речи дошкольников:

1. Игра является не только  благодатным условием для речевых  проявлений детей, но и эффективным  средством влияния на качество детской речи.

2. Дидактическая игра применяется для закрепления знаний об окружающем и соответствующего словаря, тренировки речевых умений и навыков (построить фразу, изменить слово, составить рассказ).

3. Важно научить детей пользоваться  дидактическими играми в самостоятельной  деятельности. Это будет способствовать  активизации речевой активности детей, развитию связной речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы  

 

1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 2003. – С. 27 – 43.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2006. – 400 с.

3. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // В сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников / Отв. ред. А.М. Шахнарович. – М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005. – С. 4 – 16.

4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981. – С. 69 – 72.

5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2005. – С. 34 – 37.

6. Воспитание детей в игре / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – М.: Просвещение, 2003. – 136 с.

7. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 1. – С. 18 – 23.

8. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 9. – С. 28 – 34.

9. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста.: Автореф. дис.… канд. пед. наук. – М.: МГПУ, 2004. – С. 10 – 12.

10. Ладыжинская Т.А. и др. Речь. Речь. Речь. – М.: Просвещение, 1983. – С. 115.

11. Леушина А.М. Развитие связной речи в дошкольном детстве. – М.: Логос, 2001. – С. 77.

12. Лисина М.И. Психология общения. – СПб.: Питер, 2004. – С. 87.

13. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре / Под ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982. – С. 9 – 10.

14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000. – С. 468.

15. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2005. – 159 с.

16. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи у дошкольников 4 – 6 лет. – М.: Ювента, 2007. – 98 с.

17. Сохин Ф. А. Осознание речи дошкольниками. – М.: Педагогика, 1978. – С. 19.

18. Ушакова А.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2004. –  № 10. – С. 9 – 14.

19. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание. –  2004. – № 11. – С. 8 – 12.

20. Формановская  Н.И.  Вы сказали: «Здравствуйте».  –  М.: Мысль,  1982.  –  С. 35.

21. Эльконин Д.Б. Психология и педагогика игры дошкольника. – М.: Педагогика, 1983. – С. 118.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Протокол наблюдения № 1

 

Объект: связная речь дошкольников

Цель: наблюдение за  связной речью детей во всех видах деятельности

Время: январь 2008 г.

Продолжительность: неделя

Предполагаемый результат: наблюдение покажет, что у дошкольников речь активна, большой словарный запас. Дети умеют строить фразы и выражать мысли. Речь выразительна и связна. При построении цельного и связного текста у детей проявляются речевые умения.

Программа наблюдения:

- активна ли речь дошкольников?

- достаточен ли словарный запас?

- способны ли к связному рассказу, изложению своих впечатлений?

- проявляются ли речевые умения?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Приложение 2

       

Таблица 1. Уровни развития связной речи детей старшей группы МДОУ №  1 «Сказка» (констатирующий этап)

п/п

Имя, фамилия

Уровни

Баллы

Высокий

Средний

Низкий

1.

Игорь А.

 

+

 

4

2.

Света Б.

+

   

5

3.

Стас В.

 

+

 

4

4.

Дима В.

 

+

 

4

5.

Павел Г.

   

+

3

6.

Лиля Г.

 

+

 

4

7.

Илья О.

 

+

 

4

8.

Слава П.

+

   

5

9.

Лена Р.

 

+

 

4

10.

Толя Е.

+

   

5

11.

Саша К.

+

   

5

12.

Женя К.

 

+

 

4

13.

Максим К.

 

+

 

4

14.

Леша Л.

   

+

3

15.

Наташа С.

 

+

 

4

16.

Женя Ш.

   

+

3

17.

Света Ю.

 

+

 

4

18.

Маша Л.

+

   

5

19.

Марина М.

 

+

 

4

20.

Надя И.

   

+

3

21.

Олег К.

 

+

 

4

22.

Настя К.

+

   

5

 

Всего

6

12

4

 
 

Всего в %

27,3

54,5

18,2

 

Информация о работе Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры