Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 03:31, курсовая работа

Описание

Цель работы определила следующие задачи:
1. На основе анализа научно-педагогической литературы рассмотреть теоретические основы развития связной речи дошкольников посредством дидактических игр.
2. Определить педагогические условия развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
3. Дать методические рекомендации по теме исследования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы использовании дидактических игр в
развитии связной речи детей дошкольного возраста
1.1. Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка………..7
1.2. Особенности развития связной речи в дошкольном детстве…….12
1.3. Использование дидактических игр в развитии связной речи
старших дошкольников……………………………………………23
1.4. Краткие выводы по главе первой…………………………………..28

Глава 2. Развитие связной речи старших дошкольников посредством
дидактической игры на практике
2.1. Характеристика группы и анализ результатов констатирующего
этапа исследования………………………………………………….30
2.2. Организация работы по развитию связной речи детей старшей
группы посредством дидактически игр……………………………34
2.3. Итоги заключительного этапа исследования……………………...42
Заключение……………………………………………………………………..45
Список использованной литературы……………………………………….49
Приложение…………………………………………………………………….51

Работа состоит из  1 файл

Курсовая развитие речи.doc

— 363.50 Кб (Скачать документ)

Приложение 3

 

Занятие по развитию речи по теме: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Девочка и ёж».

 

Цель: Продолжать формировать умение отгадывать загадки, аргументируя свой ответ. Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картинку, выделять в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитателя) и озвучивать её; составлять целостный рассказ по сюжетным картинкам, пользуясь разными видами предложений. Побуждать детей к придумыванию окончания рассказа. Упражнять в подборе слов на заданную тему. Развивать восприятие, память, внимание. Воспитывать умение выслушивать друг друга, не перебивать во время выполнения задания; договариваться и приходить к общему мнению.

Материал: сюжетные картинки, жетоны, две корзинки, два набора элементов последней картинки.

Ход:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с  вами будем составлять рассказ по картинкам. А о ком и о чём  будет рассказ, вы скажете сами, как  только отгадаете загадки.

У неё косички,

Длинные реснички,

Юбочка с воланами,

Платьице с карманами.

Кто же это: белочка,

Мальчик или девочка? (Девочка).

Как догадались?

Пока дети -

Каждый в берете.

Повзрослели -

Шляпы надели. (Грибы).

Почему решили, что грибы?

Что за ёлочка такая?

Это ёлочка живая.

В серенькой одёжке,

Ходит по дорожке. (Ёж).

Докажите, что это ёж.

Богатырь стоит богат,

Угощает всех подряд:

Ваню - земляникой,

Аню - костяникой,

Машеньку - орешком,

Петю - сыроежкой,

Катеньку - малинкой,

А Васю - хворостинкой. (Лес).

Почему решили, что это лес. Докажите.

Воспитатель: Значит, о ком и  о чём мы будем составлять рассказ?

Воспитатель показывает детям первую картинку. Что изображено на этой картинке? Кто изображён? Что делает девочка? (держит в руках пустую корзинку, разговаривает с ежом, наверно, о чём-то спрашивает).

Воспитатель показывает детям вторую картинку. Что изображено на этой картинке? (лес, но совсем другое место: под ёлками много грибов). Что делает ёж? (что-то говорит девочке и показывает на грибы и корзинку).

Воспитатель показывает последнюю  картинку. Что изображено на последней  картинке? (девочка набрала полную корзинку грибов, уходит, машет рукой на прощание, ёж остаётся в лесу).

Воспитатель: Мы рассмотрели внимательно  все картинки. Теперь вы будете составлять рассказ сразу по всем картинкам  от начала до конца, но постарайтесь каждый додумать, что могли бы сказать друг другу герои на прощание, и что могло произойти с ними дальше (5 – 6 рассказов).

Воспитатель: Хорошо, а теперь немного  разомнёмся. Вы разделитесь на две  команды. Сегодня будете подбирать  слова на тему «Лес». На каждое слово  каждая команда кладёт жетон в свою корзинку. Главное условие: чтобы слова не повторялись. В конце игры мы посчитаем жетоны и выясним, какая команда знает больше слов на тему «Лес».

Воспитатель: Я предлагаю ещё  одно интересное упражнение. С его  помощью мы сможем проверить, какая  у вас память, какие вы внимательные. Посмотрите внимательно на картинку и постарайтесь запомнить где что расположено. (дети смотрят в течение 15 – 20 секунд, картинка убирается). Теперь вы должны из отдельных частей собрать целую картинку, как это было у художника. (По окончании выполнения задания дети считают, сколько ошибок было у каждой из команд).

В завершении занятия подводится итог.

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

Конспект занятия по теме: «Составление рассказов по картине «Купание медвежат».

 

Цель: Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя), рассуждать над её содержанием. Формировать  умение составлять развёрнутый рассказ  по картине, опираясь на план и литературный текст. Упражнять в подборе слов, близких по значению; в образовании окончаний прилагательных. Воспитывать умение слушать друг друга, дополнять ответы товарищей.

Материал: картина, рассказ В. Бианки, мяч 

Ход: Сегодня мы будем составлять рассказ по картине. Я предлагаю  вам карточки. На них изображены буквы. Соединив буквы стрелочками, вы узнаете, о ком будете рассказывать.

    

 

       

 

      

Вот картина. Как вы думаете, какое  время года изображено на картине. Какого цвета листья на деревьях? (зелёные). Значит, какое время года? (лето). Кто изображён на картине? Что делает медведица? (купает медвежонка). Она купает сына, значит она какая? (заботливая). Какие слова близкие по значению можно подобрать к слову «заботливая»? (любящая, внимательная). Обратите внимание на внешний вид медведицы. Что можно сказать о её размерах? (она большая). Как сказать по-другому? (огромная, здоровенная, большущая). Что делают медвежата? (одного мама окунает в воду, другой стоит на берегу). Как вы думаете, он хочет купаться? Почему вы так решили? Посмотрите на реку. Что можно сказать о реке? (быстрая, бурлящая, стремительная, несущаяся, неспокойная). Как вы думаете, страшно маленьким медвежатам купаться в такой реке? Тогда, почему же мама всё-таки заставляет медвежат купаться? (если дети не дают ответов, то следует задать наводящие вопросы). Вспомните, какое время года изобразил художник? Так почему же мама привела медвежат купаться? (жарко, шерсть загрязнилась).

Послушайте отрывок из рассказа В. Бианки.

Из чащи вышли на берег большая  бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.

Медвежонок визжал, барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.

Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом – в воду, как первого.

Очутившись снова на земле, оба  медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в мохнатых шубах. Вода хорошо освежила их.

А теперь, послушайте план, по которому будете составлять рассказ.

Какое время года изобразил художник? Где происходят события?

Что происходит на картине?

Зачем медведица купает медвежат?

Чем всё закончилось?

Постарайтесь в своих рассказах  употребить те слова и выражения, которые мы использовали при рассматривании картины и чтении текста.

Дети составляют 4 – 5 рассказов. При  каждом рассказывании воспитатель  обращает внимание детей на использовании  в речи слов близких по значению, содержательную сторону рассказа.

По окончании выполнения задания  воспитатель предлагает поиграть в  игру «Умное эхо».

Я говорю фразу, например, у медведя  нос, бросаю мяч Стасу. Он должен целую  фразу заменить на одно слово, и чётко  его произнести, выделяя окончание. Какое слово должно получиться, если я говорю фразу «у медведя нос»? (медвежий). Если у Стаса это получится, значит, он – умное эхо».

У медведя хвост;

У медведя лапа;

У медведя ухо;

У медведя берлога;

У медведя сон;

У медведя шуба;

У медведя характер;

У медведя шерсть;

У медведя когти;

У медведя поведение;

У медведя лакомство.

Итог занятия.

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

Игротека в кругу  семьи

 

Уважаемые родители! Вам  предлагаются игры, которые помогут  Вашему Ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего Ребёнка богаче и разнообразнее.

Эти игры могут быть интересны  и полезны всем членам семьи. В  них можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня.

Во время игры со словом учитывайте настроение Ребёнка, его  возможности и способности.

Играйте с Ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь  успехам и маленьким победам!

«Только весёлые слова».

Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди,

допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: «Клоун». Второй: «Радость». Третий: «Смех» и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.

Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д.), только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т. д.).

«Автобиография».

Вначале кто-то из Взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль Ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление.

Например, «Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная, неизящная. От небрежного обращения погибаю, и становится темно не только в душе». (Лампочка).

Или: «Могу быть толстым и худым; красивым и не очень. Со мной можно играть, но аккуратно. Когда я однажды похудел по вине Пятачка, Ослик Иа всё равно мне обрадовался» (Пятачок).

«Волшебная цепочка».

Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, «мёд», и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?

Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, «пчелу». Следующий игрок, услышав слово «пчела», должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, «боль» и т. д. Что может получиться?

Мёд – пчела – боль – красный  крест – флаг – страна – Россия – Москва – Красная площадь и т. д.

«Слова мячики».

Ребёнок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребёнку мяч  и одновременно произносит слово, допустим, «Тихий». Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением «Громкий». Затем игроки меняются ролями. Теперь уже ребёнок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением.

«Если вдруг:»

Ребёнку предлагается какая-либо необычная  ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения.

Например, если вдруг на Земле исчезнут:

  • Все пуговицы;
  • Все ножницы;
  • Все спички;
  • Все учебники или книги и т. д.

Что произойдёт?

Чем это можно заменить?

Ребёнок может ответить: «Если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы, ничего страшного не произойдёт, потому что их можно заменить: верёвочками, липучками, крючочками, кнопочками, ремнём, поясом и т. д.»

Можно предложить Ребёнку и другие ситуации, например, если бы у меня была:

  • Живая вода;
  • Цветик-семицветик;
  • Сапоги-скороходы;
  • Ковёр-самолёт и т. д.

«Подбери слово».

Ребёнку предлагается подобрать к  любому предмету, объекту, явлению слова, обозначающие признаки. Например, зима какая? (Холодная, снежная, морозная). Снег какой? (Белый, пушистый, мягкий, чистый).

«Кто что умеет делать».

Ребёнку предлагается подобрать к  предмету, объекту как можно больше слов-действий. Например, что умеет  делать кошка? (мурлыкать, выгибать спину, царапаться, прыгать, бегать, спать, играть, царапаться, и т. д.).

«Антонимы для загадок».

Вначале игры игроки договариваются о теме, которая будет служить  основой для загадок. Затем Взрослый загадывает Ребёнку загадку, в которой всё наоборот, например, тема «Животные».

Обитает в воде (значит, на суше);

Шерсти нет совсем (значит, длинная шерсть);

Хвост очень длинный (значит, короткий);

Всю зиму ведёт активный образ жизни (значит, спит);

Очень любит солёное (значит, сладкое).

Кто это?

«Весёлые рифмы».

Играющие должны подбирать к  словам рифмы.

Свечка – печка;

Трубы – губы;

Ракетка – пипетка;

Слон – поклон;

Сапоги – пироги и т. д.

 

 

 

 

 

 

                                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6       

Таблица 2. Уровни развития связной речи детей старшей группы МДОУ №  1 «Сказка» (заключительный этап)

п/п

Имя, фамилия

Уровни

Баллы

Высокий

Средний

Низкий

1.

Игорь А.

+

   

5

2.

Света Б.

+

   

5

3.

Стас В.

+

   

5

4.

Дима В.

   

+

3

5.

Павел Г.

 

+

 

4

6.

Лиля Г.

 

+

 

4

7.

Илья О.

 

+

 

4

8.

Слава П.

+

   

5

9.

Лена Р.

 

+

 

4

10.

Толя Е.

+

   

5

11.

Саша К.

+

   

5

12.

Женя К.

 

+

 

4

13.

Максим К.

+

   

5

14.

Леша Л.

 

+

 

4

15.

Наташа С.

+

   

5

16.

Женя Ш.

   

+

3

17.

Света Ю.

 

+

 

4

18.

Маша Л.

+

   

5

19.

Марина М.

+

   

5

20.

Надя И.

 

+

 

4

21.

Олег К.

 

+

 

4

22.

Настя К.

+

   

5

 

Всего

11

9

2

 
 

Всего в %

50

40,9

9,1

 

Информация о работе Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры