Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 03:31, курсовая работа

Описание

Цель работы определила следующие задачи:
1. На основе анализа научно-педагогической литературы рассмотреть теоретические основы развития связной речи дошкольников посредством дидактических игр.
2. Определить педагогические условия развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
3. Дать методические рекомендации по теме исследования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы использовании дидактических игр в
развитии связной речи детей дошкольного возраста
1.1. Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка………..7
1.2. Особенности развития связной речи в дошкольном детстве…….12
1.3. Использование дидактических игр в развитии связной речи
старших дошкольников……………………………………………23
1.4. Краткие выводы по главе первой…………………………………..28

Глава 2. Развитие связной речи старших дошкольников посредством
дидактической игры на практике
2.1. Характеристика группы и анализ результатов констатирующего
этапа исследования………………………………………………….30
2.2. Организация работы по развитию связной речи детей старшей
группы посредством дидактически игр……………………………34
2.3. Итоги заключительного этапа исследования……………………...42
Заключение……………………………………………………………………..45
Список использованной литературы……………………………………….49
Приложение…………………………………………………………………….51

Работа состоит из  1 файл

Курсовая развитие речи.doc

— 363.50 Кб (Скачать документ)

Третий вариант – с раздаточными картинками. Все дети-адресаты получили по «письму». Нужно прочесть письмо вслух, т. е. рассказать, кто тебе пишет и о чем. По содержанию рассказа слушатели должны 
отгадать, когда оно написано (сезон или время дня) или откуда оно (из 
города, деревни). С учетом этой классификации адресат должен поставить 
картинку в определенное место, а остальные – проверить правильность 
действия. 

Четвертый вариант – «Соберем посылку» – с раздаточными натуральными предметами (подобраны парами), обладающими контрастными качествами, например хрупкий и прочный, тяжелый и легкий (пластмассовая и эмалированная кружки и т. п.). Можно дать один комплект двум детям для составления коллективного сравнительного рассказа. Игровое действие: описать предметы в сравнении, доказать, какой предмет следует положить на низ посылки, какой – сверху.

Подобным же образом построены  игры «Соберем ракету в космос», «Гараж», «Мастерская», где ведущая роль «начальника» – у воспитателя, а дети с помощью цветных фишек оценивают качество рассказа товарища, разрешая или запрещая прием его предмета. Игры, с которыми дошкольники познакомились на занятиях, должны практиковаться в их самостоятельной деятельности вне занятий.

2. Дидактические игры на описание объекта по памяти. Эти игры закрепляют умение рассказывать по представлению. Особенно широко используются для этой цели игры-загадки «Угадай, что за зверь», «Угадай, кто (что) это». Аналогичны игры, в которых дети описывают отсутствующие предметы: «Угадай, что мы задумали», «Когда это бывает?», «Где был Петя?» Основное правило в этих играх – не называя предмета, который задуман, описать его по главным (существенным) признакам. Выделить эти признаки на первых занятиях помогает план рассказа-описания или образец рассказа. Например, составляя загадку о животном, надо сказать о его внешнем виде, о том, чем оно питается, где живет; в загадках о профессиях – о трудовых операциях, орудиях труда, спецодежде.

Словесные дидактические игры, включающие рассказы детей по памяти, например «Радио», «Что я видел», «Путешествие утром, вечером», «Отгадай-ка», «Похож – не похож», не должны быть продолжительными, так как сложны для детей. Их проводят после аналогичных занятий и игр, включающих описание предметов, игрушек, картинок по зрительному восприятию11.

Для закрепления навыка определения  последовательности действий, детям  можно предложить сюжетные картинки с последовательно развивающимися событиями (картинки из книги Н. Радлова «Рассказы в картинках»).

С целью проверки, насколько  дети могут замечать нарушения последовательности в речи без использования наглядного материала, можно использовать игру «Так бывает или нет?»

Она способствовала развитию логического  мышления, умения замечать непоследовательность в рассказах, устанавливать связи  между явлениями и выражать их в слове.

Ход игры: педагог объясняет правила игры:

- Сейчас я буду вам о чем-то  рассказывать. В моем рассказе  вы должны заметить то, чего  не бывает. Кто заметит, тот  пусть, после того как я закончу,  скажет, почему так не может  быть.

Примерные рассказы воспитателя:

«Наступила осень. Все птицы улетели. Грустно стало детям». «Давайте сделаем для птиц скворечники!» – предложил Вова. Когда повесили скворечники, птицы поселились в них, и стало опять весело детям».

«Все дети обрадовались наступлению осени. «Вот теперь мы будем собирать красивые листья, и делать букеты», – сказала Света. «А я люблю купаться в реке, – сказала Люда, – мы с мамой будем ездить на речку и загорать».

(Сначала рассказы педагога сопровождаются показом картинок, которые наглядно демонстрируют нарушения последовательности и логики действий. При повторном проведении игры наглядность не используется). Правильное выполнение задания поощряется цветной фигуркой для фланелеграфа. Побеждает в игре тот, кто имеет больше фигурок и может составить сюжет картинки на фланелеграфе без нарушения логики развертывания событий. Взрослый побуждает детей к составлению предложений и коротких рассказов по этим картинкам, что способствует закреплению представлений детей о структуре связного высказывания и формирует умение использования разнообразных синтаксических конструкций в зависимости от контекста. Все эти задания требуют большой индивидуальной работы с детьми. Так, педагог демонстрирует им картинки на фланелеграфе и задает вопросы: «Нравится тебе эта картинка? Всё на ней правильно? Что ты можешь изменить в ней? Давай сделаем это вместе?»

Если ребёнок легко и быстро справляется с заданием, ему предлагается послушать рассказ или сказку по данной картинке. Далее и сам ребёнок договаривает отдельные слова, фразы (используются знакомые детям литературные произведения «Колобок», «Маша и медведь», «Три медведя», «Пузырь, лапоть и соломинка»)12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Краткие выводы  по главе первой

 

Под связной речью понимают смысловое  развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Основная функция  связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе.

 Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка.

Монологическая  речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям

Взаимосвязь диалогической  и монологической речи особенно важно учитывать в методике обучения детей родному языку.

 Связная речь может быть ситуативной и контекстной. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, и в то же время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

Связная речь выполняет важнейшие  социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

В процессе развития связной речи дошкольников используются словесные дидактические игры.

Игры, оказывающие комплексное  воздействие на словарь, грамматику, связность речи, должны быть интересными  и увлекательными.

В процессе обучения связной  речи используются следующие игры: дидактические игры на описание наглядного материала; дидактические игры на описание объекта по памяти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Развитие связной речи старших дошкольников посредством

                дидактической игры на практике

     

       2.1. Характеристика группы и анализ результатов

               констатирующего этапа исследования           

            

     

Наше исследование мы проводили  в  МДОУ № 3 «Ромашка» г. Корсакова. В качестве участников исследования выступили дети старшей группы. Дети были участниками естественного эксперимента.

Для начала дадим краткую характеристику группы. Дети в группе весьма любознательны, активны. С большим интересом относятся к занятиям, с удовольствием посещают изостудию и музыкальный зал.

Ребята склонны оказывать влияние друг на друга, как отрицательное, так и положительное. Со взрослыми дети всегда вежливы.

На констатирующем этапе исследования было проведено наблюдение за развитием связной речи дошкольников, а именно за речевой активностью, выразительностью речи, словарным запасом, способностью к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т. д. Протокол наблюдения прилагается (Приложение 1).

В ходе наблюдения мы выяснили, что  речь детей не достаточно активна, запас слов небольшой, многие из дошкольников не могут строить фразы и выражать свои мысли. Речь недостаточно выразительна, отсутствует связность речи в передаче впечатлений дошкольников.

При построении цельного и связного текста у детей не проявляются такие речевые умения, как умение строить высказывание; соединять предложения и части высказывания с помощью различных типов связей и разнообразных средств; отбирать адекватные лексические и грамматические средства.

Также на констатирующем этапе мы провели диагностику связной  речи детей. В диагностику связной речи вошло две методики: «Пересказ сказки», «Дорога к домику» (О. Шороховой).

1. Методика «Пересказ сказки»

Методика выполнения: ребенку рассказывается незнакомое ранее литературное произведение с установкой на пересказ. Затем  предлагается пересказать это произведение. Детям была предложена для пересказа русская народная сказка «Петух да собака».

Перед рассказыванием сказки давалась установка на пересказ. Детей знакомили с названием сказки. Сказка рассказывалась в нормальном темпе, не торопясь, диалоги действующих лиц передавались выразительно. Если ребенок отказывался пересказывать, узнавали причину. Если ребенок затруднялся пересказывать, мы выдерживали небольшую паузу, а затем помогали наводящим вопросом или начинали фразу. Своевременно регистрировали мимику и жесты ребенка в процессе выполнения задания.   Позже оформлялся протокол, подсчитывалось количество и длительность пауз.

2. «Дорога к домику» (О. Шороховой).

Методика выполнения: перед ребенком выкладываются 2 серии картинок изображением вниз по схеме:

1 серия – предметные картинки (3 шт.); 2 серия – сюжетные картинки (3 шт.).

Дается инструкция: «Зайка заблудился в лесу и не может найти дорогу домой. Помоги зайке вернуться к маме. Домой можно добраться двумя дорожками. Если зайка пойдет домой по этой дорожке (взрослый указывает), то встретится с разными героями. Если зайка пойдет другой (взрослый указывает) дорожке, он узнает истории сказочного леса. О какой дорожке ты хочешь рассказать зайке: о дорожке с разными героями или сказочной историей? Почему ты выбрал именно эту дорожку? Расскажи зайке, что он увидит по дороге домой». Взрослый дает возможность выбрать любую из дорожек. Затем переворачивает изображением вверх только выбранную ребенком серию картинок. Другие картинки остаются закрытыми.

Система качественного и количественного  определения уровня связной монологической речи дошкольника включает пятибалльную шкалу.

К устойчивому типу развития связной монологической речи мы отнесли такие высказывания, в которых по каждому критерию набирался одинаковый балл.

1 уровень (высокий, устойчивый).

Наличие трех структурных частей (начало, середина, конец). Сохранение логической последовательности, возможны замены продуктивного характера. Использование разнообразных средств связи (лучевой, формально-сочинительной, цепной). Употребление разнообразных типов предложений (простых, сложных). Использование разных частей речи, присутствие в изложении выразительной лексики: эпитетов, сравнений, образных выражений. Нулевой и минимальный вес лексических замен: синонимические замены, замены, искажающие лишь грамматическую характеристику слова, замены слова его гиперонимом, замены на слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и наоборот, описательными обороты без передачи искажения, не касающиеся главных лиц. Пересказ эмоционален, в оптимальном темпе.

2 уровень (средний, устойчивый).

Наличие в пересказе двух структурных  частей. Частичное нарушение логической последовательности. Преимущественное использование формально-сочинительной и цепной местоименной связи. Преобладание в изложении простых предложений. Не более 10 элементов ситуативности. Использование разных частей речи. Средний вес лексических замен: именные замены с искажением, искажающие описательные обороты, размытости. Ребенок рассказывает эмоционально, в быстром или медленном темпе. В изложении 4 – 5 пауз, возможен текстовый повтор, отражающий задержку в планировании текста.

3 уровень (низкий).

Раскрытие одной структурной части. В пересказах встречаются в большом количестве элементы, нарушающие логическую последовательность: опережающий синтез, частые повторы, усечения. Пропуски подлежащего, использование жестов, заменяющих слова. Употребление в изложении только формально-сочинительной связи, недостаточное умение связывать отдельные предложения и отдельные части высказывания. Речь глагольна, инертность слов, именные замены, приводящие к распаду текстовой функции лексемы. Монотонная интонация.

Оказалось, что количество детей с высоким уровнем развития связной речи составило 27,3%, количество детей со средним уровнем развития связной речи составило 54,5%, и с низким уровнем – 18,2% (Приложение 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Организация работы  по развитию связной речи детей старшей

Информация о работе Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры