Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 03:31, курсовая работа
Цель работы определила следующие задачи:
1. На основе анализа научно-педагогической литературы рассмотреть теоретические основы развития связной речи дошкольников посредством дидактических игр.
2. Определить педагогические условия развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
3. Дать методические рекомендации по теме исследования.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы использовании дидактических игр в
развитии связной речи детей дошкольного возраста
1.1. Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка………..7
1.2. Особенности развития связной речи в дошкольном детстве…….12
1.3. Использование дидактических игр в развитии связной речи
старших дошкольников……………………………………………23
1.4. Краткие выводы по главе первой…………………………………..28
Глава 2. Развитие связной речи старших дошкольников посредством
дидактической игры на практике
2.1. Характеристика группы и анализ результатов констатирующего
этапа исследования………………………………………………….30
2.2. Организация работы по развитию связной речи детей старшей
группы посредством дидактически игр……………………………34
2.3. Итоги заключительного этапа исследования……………………...42
Заключение……………………………………………………………………..45
Список использованной литературы……………………………………….49
Приложение…………………………………………………………………….51
группы посредством дидактических игр
На формирующем этапе
- развитие связной речи детей;
- подбор наиболее эффективных методов, приёмов, средств, способствующих созданию интереса, мотивации к речевой деятельности у воспитанников;
- формирование умений и навыков по составлению рассказов по картине и сюжетным картинкам;
- обогащение словаря и формирование грамматического строя речи детей в процессе работы с картиной и сюжетными картинками.
В процессе развития связной речи дошкольников, мы руководствовались следующими правилами:
- использование на занятиях по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок методы и приёмы, которые создают у детей интерес с самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранение до окончания занятия;
- включение в занятия по данным видам рассказывания игр, заданий, «тренировочных» упражнений на обогащение и развитие словаря, формирование грамматически правильной речи;
- после прослушивания рассказов сверстников предложение выбирать другим детям лучшие сочинения, аргументировать свой выбор;
- перед выполнением задания обязательно делать установку детям, чтобы они в своих рассказах использовали слова и выражения, которые они употребляли в ходе «тренировочных» упражнений. Поощрение детей, которые выполняют данное требование;
- использование на занятиях знаний о мотивационной сфере ребёнка данного дошкольного возраста. Создание и стимулирование мотивации деятельности;
- предложение четкого плана рассказа, если он необходим;
- для составления рассказов по серии сюжетных картинок детям предлагаются яркие, красочные, достаточно крупные картинки понятного содержания без лишних деталей;
- вместо физкультминуток используются обучающие игры, но подвижного характера;
- во избежание выполнения заданий по придумыванию рассказов одними и теми же способами, детям предлагаются разные варианты, рекомендованные методикой;
- заверешение занятий словесной дидактической игрой.
Выполнить задание по составлению рассказа по картине или серии сюжетных картинок детям очень трудно, поэтому на формирующем этапе мы уделяли внимание именно картинам и сюжетным картинкам.
Занятия по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок проводились поочередно: пять занятий по составлению рассказов по картине и четыре – по составлению рассказов по серии сюжетных картинок. Остальные виды занятий по обучению связной речи (пересказ литературных произведений, сочинение творческих рассказов, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы) проводились в соответствии с перспективным планированием.
Для развития связной речи я использовала следующие картины и серии сюжетных картинок:
«Ежи»;
«Купание медвежат»;
«Верблюды»;
«Кролики»;
«Кошка с котятами»;
«Как Миша варежку потерял»;
«Медвежонок на прогулке»;
«Девочка и еж»;
«Как подружки котенка спасали».
Для более эффективного развития связной речи детей мы отобрали интересные методы и приёмы обучения, способные создать интерес к занятию с первых минут и удерживающих этот интерес на всём его протяжении.
Например, на занятии по составлению рассказов по картине «Кошка с котятами» мы сообщили детям, что они сегодня будут учиться составлять рассказ по картине. Но о каком животном они будут рассказывать, они узнают только тогда, когда каждый из них отгадает свою загадку об этом животном и быстро зарисует отгадку. Загадки загадывались каждому ребёнку на ушко.
В итоге у всех детей на рисунках получилось изображение кошки. Детей очень заинтересовало такое начало, поэтому они легко, с интересом включились в работу по рассматриванию картины и составлению рассказов по ней.
На занятии по составлению рассказов по серии сюжетных картинок «Медвежонок на прогулке» мы также сообщили, что дети будут учиться составлять рассказ по картинкам. А вот, кто станет героями рассказа, дети узнают, когда отгадают мини-кроссворд. Он заключался в том, что детям нужно было отгадать слова на карточках путём подбора букв. В итоге получились слова медвежонок, ёж, пчела, лес. Дети с интересом выполняли задание, т. к. они были заинтригованы, им было интересно справиться с подобным заданием. Далее детям были представлены картинки с отгаданными персонажами, и работа продолжилась.
На занятии по составлению рассказа по картине «Кролики» детям для того, чтобы узнать о каком животном они будут рассказывать, нужно было выполнить следующее задание. Детям предлагалось отгадать загадку, но не простую, а в которой «всё наоборот». То есть дети должны были, проанализировав заданную фразу, подобрать к отельным её словам слова-антонимы, и в итоге прийти к общему мнению и сказать правильный ответ.
Мы уделяли большое внимание не только отбору приёмов для создания интереса и поддержания интереса к занятию, сохранения его темпа, работоспособности детей, но и стимуляции мотивов, потребностей детей во время выполнения заданий. Во время проведения занятий мы часто использовали соревновательные, познавательно-побудительные мотивы.
На занятии по составлению рассказа по серии сюжетных картинок «Как Миша варежку потерял» детям предлагалась дидактическая игра «Послушай и запомни». Читался рассказ о зиме. Мотивация была следующей. По окончании его прослушивания необходимо было вспомнить все слова на тему «Зима», которые встречались в данном рассказе, и на каждое слово положить в корзинку фишку-ёлочку. По окончании выполнения задания дети подсчитывали фишки. Создание ситуации необходимости совместного выполнения задания «спровоцировало» детей на достижение результата, на принятие в последующем цели речевой деятельности.
На занятии по составлению рассказов по серии сюжетных картинок «Девочка и ёж» (Приложение 3) дети соревновались в подборе слов на тему «Лес». В противоположной стороне группы стояли две корзинки для каждой из команд. На каждое слово участники опускали жетоны в них. В данном случае соревновательный мотив стимулировал детей справиться с заданием на «отлично». Им было важно вспомнить как можно больше слов и вывести свою команду вперёд. По окончании соревнования подсчитывались жетоны, и выяснялось, какая команда вспомнила больше слов на заданную тему.
Таким образом, создавая по ходу занятий мотивацию деятельности, можно добиться, во-первых, создания интереса к речевой деятельности, а во-вторых, качества выполнения заданий по поставленным целям обучения.
По ходу выполнения основной части занятия необходимо сосредотачивать внимание детей на словарной работе, обогащении словаря, формировании грамматически правильной речи. Поэтому на каждом занятии мы проводили дидактические игры, предлагали задания на освоение данных разделов развития речи.
Было отмечено, что игры и задания, подобранные в соответствии с тематикой занятия повышают результативность. Такие игры можно назвать «тренировочными» упражнениями.
Например, при составлении рассказа по картине «Верблюды» при рассматривании картины мы использовали упражнение «Я начинаю – вы продолжаете». В данном упражнении дети упражнялись в подборе слов-антонимов, а также в составлении сложносочинённых предложений, а затем употребляли подобные образцы в составлении собственных рассказов.
На этом же занятии дети играли в дидактическую игру «Волшебная цепочка». Её смысл заключается в том, что нужно сказать несколько коротких предложений. Например, «На картине изображена верблюдица». Кто-то из детей (по выбору) должен был дополнить предложение ещё одним словом. Следующий ребёнок к этому удлинённому предложению добавлял ещё одно слово, и, таким образом удлинял предложение ещё на одно слово. Получалась следующая цепочка: «На картине изображена большая горбатая длинноногая мощная верблюдица».
При рассматривании всех картин детям предлагалось задание подобрать к словам, обозначающих предмет, его действие или признак, слова, близкие по значению. Например, к слову «большая» при рассматривании медведицы на картине «Купание медвежат» (Приложение 4) дети смогли подобрать слова: огромная, здоровенная, мощная, большущая. Когда рассматривали реку, которую изобразил художник, дети к слову «стремительная» подобрали слова: неспокойная, несущаяся, быстрая. В конце занятия была проведена дидактическая игра «Умное эхо».
Для того чтобы на каждом занятии по придумыванию рассказов избежать шаблонов, предлагались разные варианты выполнения задания, рекомендованные методикой. Это и составление рассказов по предложенному плану, и составление коллективных рассказов по «цепочке», и индивидуальное рассказывание, и в творческих подгруппах, и продолжение рассказа по предложенному началу и др. Таким образом, дети учились составлять рассказы в разных вариантах, получили немалый положительный опыт, который помог им формировании речевых умений и навыков.
В процессе выполнения задания по придумыванию рассказов детям выдвигалось требование строить своё произведение в соответствии с правилами сюжетного повествования: обрисовка действующих лиц, времени и места действия; причина события, развитие событий, кульминация; окончание событий. Сочинения детей стали более стройными, развёрнутыми, законченными.
В процессе занятий мы использовали ещё один приём, который стимулировал речевую деятельность детей. Перед тем, как дети должны были составлять рассказы, им давалась установка – использовать в рассказах слова и выражения, которые они употребляли в ходе «тренировочных» упражнений. Данный приём позволяет детям подойти к выполнению задания более осознанно, стимулирует память, улучшает качество рассказов.
Дидактические игры постоянно включались в заключительную часть занятия.
Например:
1. Какая бывает собака?
Просим ребенка представить себе
собаку и рассказать о ней как можно больше:
какая у нее шерсть, что она любит есть,
какой формы у нее хвост и ушки, какой у
нее характер и т.д. Дети называют предложения
по очереди.
Другие темы: «Какая бывает весна?», «Какая
бывает корова?» и т.п.
2. Угадай, кто мой друг?
Для этой игры понадобятся карточки с изображениями животных, Для каждой игры отдельная тема – домашние животные, дикие животные, птицы, рыбы и т.д.
Каждый ребенок должен выбрать карточку с животным так, чтобы не видели остальные дети, и придумать животному имя. Теперь нужно дать время для составления рассказа о его жизни.
Например, ребенок выбрал картинку со слоном. Назвал его Филя. Затем рассказывает о нем: Мой Филя живет в Африке, он очень большой и добрый, он любит кушать фрукты и овощи. Филя даже выступает в цирке и так далее. Остальные дети пытаются угадать, о каком животном идет речь. Можно изобразить походку животного.
3. Скажи по-другому.
Берется простое предложение, но с прилагательными и наречиями, например: «Машина быстро ехала по шоссе». А теперь, представьте себе, что эти слова вдруг исчезли из языка, но мысль все равно надо как-то выразить. Надо придумать вариант той же фразы другими словами. При этом ни одно из слов начального предложения не должно повторяться. (Автомобиль мчался по дороге)
Игры очень нравятся детям и способствуют повышения интереса к занятиям по развитию связной речи и успешно развивают ее.
Умения и навыки по составлению рассказов, полученные в процессе специально-организованного обучения, закреплялись в совместной деятельности воспитателя с детьми, в индивидуальной работе, а также в ходе сотрудничества с родителями воспитанников.
Родителям предлагалась одна из наиболее эффективных форм работы – заочное консультирование, куда помимо общих рекомендаций по развитию речи детей входила «Игротека» (Приложение 6) – подборка практических игр и упражнений на обогащение и развитие словаря в домашних условиях, а также записанные под диктовку детей рассказы по картинам, сериям сюжетных картинок, творческие рассказы ребят, которые позволили родителям сравнить успехи собственного ребёнка с успехами сверстников, обговорить с воспитателем пути преодоления трудностей.
2.3. Итоги заключительного этапа исследования
На заключительном этапе исследования мы провели повторную диагностику уровня развития связной речи дошкольников. Критерии оценки были те же, что и на констатирующем этапе.
Оказалось, что количество детей с высоким уровнем развития связной речи на заключительной этапе составило 50%, количество детей со средним уровнем развития связной речи составило 40,9%, и с низким уровнем – 9,1% (Приложение 7).
Сравнение результатов исследования показало, что уровень развития связной речи детей значительно изменился. Количество дошкольников с высоким уровнем развития связной речи на заключительном этапе повысилось с 27,3% до 50%. Количество детей со средним уровнем развития связной речи на заключительном этапе снизилось с 54,5% до 40,9% за счет увеличения количества детей с высоким уровнем развития связной речи. Количество дошкольников со средним уровнем развития связной речи также сн6изилось с 18,2% на констатирующем этапе до 9,1% на заключительном этапе.
Информация о работе Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры