Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 09:32, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы: изучить возможности развития памяти у детей младшего школьного возраста в процессе школьного обучение.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме развития памяти у детей младшего школьного возраста;
Изучить особенности и психолого-педагогические приемы развития памяти у младших школьников в процессе школьного обучения.
Провести констатирующий эксперимент с целью диагностирования уровня развития памяти у детей младшего школьного возраста.
Осуществить формирующую работу с детьми младшего школьного возраста по развитию памяти в процессе школьного обучения.
Проверить эффективность психолого-педагогической работы посредством повторной диагностики.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема развития памяти была и остается одной из самых значимых в психологии и педагогике. На современном этапе она приобретает особое значение из-за требований современного общества к уровню выпускников образовательных учреждений. В период модернизации образования главное направление работы образовательных учреждений – это работа по повышению качества образования.
Концепция модернизации Российского образования период за 2010 года «предполагает ориентацию не только на усвоение обучающихся определенной суммой знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». В связи с этим широко развернулась работа по модернизации начального образования.
Необходимым условием для научения и приобретения знаний является развитие памяти у учащихся. Без памяти невозможно накопление и сохранение опыта человека, его нормальное функционирование в обществе, поэтому изучение механизмов памяти особенно важно для таких областей как педагогика, воспитание.1
Проблеме развития памяти у детей младшего школьного возраста посвящены работы Л.С. Выготского, Т.В. Егоровой, В.В. Лебединского, Н.А. Цымбалюк С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, однако в практике школьного обучения этому вопросу уделяется недостаточно внимания. Учителя зачастую работают на получение знаний, умений и навыков, а работу по развитию психических процессов (в том числе и памяти) считают несерьезной, ненужной.
В связи с чем, возникает противоречие:
-между
достаточной разработанностью (как
теоретической, так и
Таким образом, определяется проблема нашего исследования, которая заключается в изучении вопроса о том, каковы психолого-педагогические приемы развития памяти у младших школьников в процессе школьного обучения.
Объект исследования: процесс развития памяти у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические приемы развития памяти у детей младшего школьного возраста в процессе школьного обучения.
Цель выпускной квалификационной работы: изучить возможности развития памяти у детей младшего школьного возраста в процессе школьного обучение.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Исходя
из цели и задач выпускной
При решении поставленных задач использовались следующие методы:
2. Эмпирические: изучения уровня развития памяти у детей младшего школьного возраста при помощи методик «Изучение краткосрочной механической памяти» и «Исследование продуктивности преднамеренного запоминания» 2, организация формирующей работы по развитию памяти на уроках русского языка и обучения грамоте в начальной школе.
3. Статистический анализ результатов формирующей работы.
Исследование проходило с 23.03 по 05.04 2011 года в МОУ «СОШ № 1 ст. Зеленчукская».
В исследовании принимали участие 20 детей (10 контрольной и 10 экспериментальной группы) в возрасте 7-8 лет, учащиеся первых классов.
Практическая значимость.
Исследование проблем развития памяти у детей младшего школьного возраста, имеет важное значение, как для теории психологии, так и для общественной практики. Совокупность теоретических положений и выводов проведенного в ходе выполнения выпускной квалификационной работы исследования, позволила существенно оптимизировать и повысить успешность усвоения школьной программы обучения.
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Память - это психическое свойство человека, способность, к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации. 3
Другое определение, говорит что память - это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве. 4
Память трудно свести к одному понятию, но подчеркнем, что это совокупность процессов и функций, которые расширяют познавательные возможности человека. Память охватывает все впечатления об окружающем мире, которые возникают у человека.
Еще один важный факт: память хранит, восстанавливает очень разные элементы нашего опыта: интеллектуальный опыт, эмоциональный, и моторно-двигательный. Память о чувствах и эмоциях может сохраняться даже дольше чем интеллектуальная память о конкретных событиях. Итак, память – очень сложный механизм, память состоит из целого ряда специальных факторов памяти , которые мы и рассмотрим:
Наиболее
важные черты, неотъемлемые характеристики
памяти, это:
длительность, быстрота (запоминания и
воспроизведения), точность, готовность,
объем. От этих характеристик зависит
то, насколько продуктивная память человека.
5
Вопрос о механизмах памяти сложен и его изучает целый ряд наук: физиология, биохимия и психология. 6
Физиологи говорят о том, что процесс сохранения информации связан с образованием нервных связей (ассоциаций)
Биохимики – с изменением состава рибонуклеиновой кислоты (РНК) и других биохимических структур;
Психологи подчеркивают зависимость памяти от характера деятельности человека и направленности личности. 7
Когда мы говорим о механизмах памяти, мы говорим о каких-то процессах, через которые проходит любой человек чтобы запомнить нужную информацию, а впоследствии ее воспроизвести. Основные процессы памяти - это запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.
Запоминание - главный процесс памяти. От него зависит полнота, точность, прочность и продолжительность хранения материала и т.д. Запоминание и воспроизведение обычно происходит в виде и произвольных и непроизвольных процессов. Человек много запоминает и воспроизводит без особых усилий. Забывание - это обычно непроизвольный процесс.
Теперь подробнее о каждом процессе:
Запоминание может быть как произвольным, запланированным, так и непроизвольным, протекать независимо от воли человека. Это имеет громадное значение, так как именно так воспринимается большая часть информации, необходимой каждый день Произвольное запоминание может проходить двумя способами: через механическое фиксирование или быть смысловым (логическим). Уже было упомянуто, что второй способ обычно достигает лучших результатов, так как человек работает с материалом, а ведь только действуя на основании материала, мы запоминаем его. 9
Репродуктивное сохранение
основано на запоминании оригинального
элемента объекта. Эпизодическая
3.Воспроизведение - восстановление ранее отраженного в сознании человека образа объекта без повторного его восприятия. Этап вспоминания или воспроизведения лежит в основе познавательных процессов. Благодаря этой фазе информация извлекается из «огромной библиотеки» памяти. Воспроизведение проходит в три фазы:11