Развития памяти у детей младшего школьного возраста в процессе школьного обучение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 09:32, дипломная работа

Описание

Цель выпускной квалификационной работы: изучить возможности развития памяти у детей младшего школьного возраста в процессе школьного обучение.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме развития памяти у детей младшего школьного возраста;
Изучить особенности и психолого-педагогические приемы развития памяти у младших школьников в процессе школьного обучения.
Провести констатирующий эксперимент с целью диагностирования уровня развития памяти у детей младшего школьного возраста.
Осуществить формирующую работу с детьми младшего школьного возраста по развитию памяти в процессе школьного обучения.
Проверить эффективность психолого-педагогической работы посредством повторной диагностики.

Работа состоит из  1 файл

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ УЧАЩЕГОСЯ В ПРОЦЕССЕ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.doc

— 550.50 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ  
 
 

     Проблема развития памяти была и остается одной из самых значимых в психологии и педагогике. На современном этапе она приобретает особое значение из-за требований современного общества к уровню выпускников образовательных учреждений. В период модернизации образования главное направление работы образовательных учреждений – это работа по повышению качества образования.

     Концепция модернизации Российского образования  период за 2010 года «предполагает ориентацию не только на усвоение обучающихся  определенной суммой знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». В связи с этим широко развернулась работа по модернизации начального образования.

     Необходимым условием для научения и приобретения знаний является развитие памяти у учащихся. Без памяти невозможно накопление и сохранение опыта человека, его нормальное функционирование в обществе, поэтому изучение механизмов памяти особенно важно для таких областей как педагогика, воспитание.1

      Проблеме развития памяти у детей младшего школьного возраста посвящены работы Л.С. Выготского, Т.В. Егоровой, В.В. Лебединского, Н.А. Цымбалюк С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, однако в практике школьного обучения этому вопросу уделяется недостаточно внимания. Учителя зачастую работают на получение знаний, умений и навыков, а работу по развитию психических процессов (в том числе и памяти) считают несерьезной, ненужной.

      В связи с чем, возникает противоречие:

      -между  достаточной разработанностью (как  теоретической, так и практической) проблемы развития памяти у младших школьников в процессе школьного обучения и неготовностью учителей использовать это в практической деятельности.

      Таким образом, определяется проблема нашего исследования, которая заключается в изучении вопроса о том, каковы психолого-педагогические приемы развития памяти у младших школьников в процессе школьного обучения.

     Объект исследования: процесс развития памяти у детей младшего школьного возраста.

     Предмет исследования: психолого-педагогические приемы развития памяти у детей младшего школьного возраста в процессе школьного обучения.

     Цель выпускной квалификационной работы: изучить возможности развития памяти у детей младшего школьного возраста в процессе школьного обучение.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме развития памяти у детей младшего школьного возраста;
  2. Изучить особенности и психолого-педагогические приемы развития памяти у младших школьников в процессе школьного обучения.
  3. Провести констатирующий эксперимент с целью диагностирования уровня развития памяти у детей младшего школьного возраста.
  4. Осуществить формирующую работу с детьми младшего школьного возраста по развитию памяти в процессе школьного обучения.
  5. Проверить эффективность психолого-педагогической работы посредством повторной диагностики.

     Исходя  из цели и задач выпускной квалификационной работы, была сформулирована гипотеза исследования: если в процессе школьного обучения использовать специальные игры и упражнения, развивающие память, то это будет способствовать формированию высокого уровня произвольной памяти у учащихся младших классов.

      При решении поставленных задач использовались следующие методы:

    1. Теоретические: анализ литературы, обобщение.

     2. Эмпирические: изучения уровня развития памяти у детей младшего школьного возраста при помощи методик «Изучение краткосрочной механической памяти» и «Исследование продуктивности преднамеренного запоминания» 2, организация формирующей работы по развитию памяти на уроках русского языка и обучения грамоте в начальной школе.

     3. Статистический анализ результатов формирующей работы.

      Исследование проходило с 23.03 по 05.04 2011 года в МОУ «СОШ № 1 ст. Зеленчукская».

      В исследовании принимали участие 20 детей (10 контрольной и 10 экспериментальной группы) в возрасте 7-8 лет, учащиеся первых классов.

   Практическая  значимость.

     Исследование проблем развития памяти у детей младшего школьного возраста, имеет важное значение, как для теории психологии, так и для общественной практики. Совокупность теоретических положений и выводов проведенного в ходе выполнения выпускной квалификационной работы исследования, позволила существенно оптимизировать и повысить успешность усвоения школьной программы обучения.

 

    1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 

      1. Понятие памяти в психологии
 
 

      Память  - это психическое свойство человека, способность, к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации. 3

      Другое  определение, говорит что память - это способность вспоминать отдельные  переживания из прошлого, осознавая  не только само переживание, а его  место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве. 4

        Память трудно свести к одному  понятию, но подчеркнем, что это совокупность процессов и функций, которые расширяют познавательные возможности человека. Память охватывает все впечатления об окружающем мире, которые возникают у человека.

      Еще один важный факт: память хранит, восстанавливает очень разные элементы нашего опыта: интеллектуальный опыт, эмоциональный, и моторно-двигательный. Память о чувствах и эмоциях может сохраняться даже дольше чем интеллектуальная память о конкретных событиях. Итак, память – очень сложный механизм, память состоит из целого ряда специальных факторов памяти , которые мы и рассмотрим:

      Наиболее  важные черты, неотъемлемые характеристики памяти, это:  
длительность, быстрота (запоминания и воспроизведения), точность, готовность, объем. От этих характеристик зависит то, насколько продуктивная память человека. 5

  1. Объем - способность одновременно сохранять значительный объем информации. Средний объем памяти - 7 элементов (единиц) информации.
  2. Быстрота запоминания - отличается у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специальной тренировки памяти.
  3. Точность - точность проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации. Эта черта очень важна в обучении.
  4. Длительность – способность в течение долгого времени сохранять пережитый опыт. Также очень индивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей много лет спустя, некоторые забывают их спустя всего несколько лет. Длительность памяти имеет выборочный характер.
  5. Готовность к воспроизведению - способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный раньше опыт.

     Вопрос  о механизмах памяти сложен и его  изучает целый ряд наук: физиология, биохимия и психология. 6

      Физиологи говорят о том, что процесс сохранения информации связан с образованием нервных связей (ассоциаций)

      Биохимики – с изменением состава рибонуклеиновой кислоты (РНК) и других биохимических структур;

      Психологи подчеркивают зависимость памяти от характера деятельности человека и направленности личности. 7

     Когда мы говорим о механизмах памяти, мы говорим о каких-то процессах, через которые проходит любой  человек чтобы запомнить нужную информацию, а впоследствии ее воспроизвести. Основные процессы памяти - это запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

     Запоминание - главный процесс памяти. От него зависит полнота, точность, прочность и продолжительность хранения материала и т.д. Запоминание и воспроизведение обычно происходит в виде и произвольных и непроизвольных процессов. Человек много запоминает и воспроизводит без особых усилий. Забывание - это обычно непроизвольный процесс.

     Теперь  подробнее о каждом процессе:

  1. Запоминание - избирательное закрепление (запечатление) образы в памяти. Запоминание является составной частью мнемической деятельности. Когда человек воспринимает предметы и явления, это приводит к переменам в нервных сплетениях коры головного мозга. Образуются временные условно-рефлекторные связи. Их еще называют следы памяти. Их физиологическая основа до сих пор не совсем ясна.8

     Запоминание может быть как произвольным, запланированным, так и непроизвольным, протекать  независимо от воли человека. Это имеет  громадное значение, так как именно так воспринимается большая часть информации, необходимой каждый день Произвольное запоминание может проходить двумя способами: через механическое фиксирование или быть смысловым (логическим). Уже было упомянуто, что второй способ обычно достигает лучших результатов, так как человек работает с материалом, а ведь только действуя на основании материала, мы запоминаем его. 9

  1. Сохранение - сложный процесс, в ходе которого информация должна подвергнуться переработке, упорядочению и классификации. Когда следы памяти не исчезают, а фиксируются в нервных сплетениях, даже после того как исчезают возбудители, которые их вызвали. Благодаря этому «банк информации» постоянно возрастает. Не вся информация сохраняется одинаково хорошо: одни образы остаются, другие слабнут, третьи вообще быстро исчезают. Еще раз подчеркиваем важность личного психического отношения личности к материалу, в процессе запоминания и сохранения.

     Репродуктивное сохранение основано на запоминании оригинального элемента объекта.       Эпизодическая форма сохранения информации связана с фиксацией эпизидов, касающихся времени, места и условий ее приема.  Эхоическое сохранение чрезвычайно непродолжительно: после краткого слухового воздействия слуховой образ сохраняется 2-3 с.10

     3.Воспроизведение - восстановление ранее отраженного в сознании человека образа объекта без повторного его восприятия. Этап вспоминания или воспроизведения лежит в основе познавательных процессов. Благодаря этой фазе информация извлекается из «огромной библиотеки» памяти. Воспроизведение проходит в три фазы:11

  • Узнавание - воспроизведение образа либо при его повторном восприятии (узнавание по памяти), либо на основе представлений о нем (узнавание по представлению). При повторном восприятии объекта, мозг проводит различие между возбудителями, которые действовали на вас раньше и теми, которые действуют на ваши органы чувств в настоящий момент.
  • Припоминание - преднамеренное поэтапное воспроизведение информации в соответствии с поставленной целью (согласно эффекту Камина, припоминание улучшается через несколько минут и через 24 ч); наиболее активная форма воспроизведения. В сознании отображаются те возбудители, которые действовали на человека в заданное время, хотя сейчас они и не действуют.
  • Репродукция или реминисценции - мало изученное явление улучшения воспроизведения достаточно объемной информации через некоторое (иногда достаточно большое) время после ее получения; самый сложный этап, когда в памяти уже конкретно восстанавливает необходимый материал. До этого он уже 1) различаем 2) обновляется в сознании 3) но теперь нужно полностью воспроизвести образ, который вы не наблюдаете сейчас: например написать, рассказать, нарисовать.
  • воспоминание - это воспроизведение информации, касающейся прошлого из жизни человека.
  1. Забывание - процесс противоположный сохранению. Это процесс постепенного снижения возможности воспроизводить образ объекта, хранящийся в долговременной памяти. Когда мы видим значительное различие между оригинальным материалом и тем, что удается воссоздать, принято говорить, что материал забыт. Процесс забывания всегда интересовал исследователей. Было выяснено, что наибольший объем материала забывается в первый день после запоминания. Забывание может быть как полезным, так и вредным, помогая или мешая человеку в жизни и деятельности. Позитивная функция забывания в том, что оно забирает громадный груз информации, который является ненужным, и не допускает перегрузки памяти. Негативным забывание становится, когда память стирает целые блоки информации, или отрицательный опыт, который, тем не менее, необходим для нормальной плодотворной жизни.

Информация о работе Развития памяти у детей младшего школьного возраста в процессе школьного обучение