Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 09:32, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы: изучить возможности развития памяти у детей младшего школьного возраста в процессе школьного обучение.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме развития памяти у детей младшего школьного возраста;
Изучить особенности и психолого-педагогические приемы развития памяти у младших школьников в процессе школьного обучения.
Провести констатирующий эксперимент с целью диагностирования уровня развития памяти у детей младшего школьного возраста.
Осуществить формирующую работу с детьми младшего школьного возраста по развитию памяти в процессе школьного обучения.
Проверить эффективность психолого-педагогической работы посредством повторной диагностики.
Таким образом, мы планируем не останавливаться на достигнутом, а продолжать работу в данном направлении.
ГЛОССАРИЙ
№ п/п | Понятие | Определение |
1 | Память | психическое свойство человека, способность, к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации. |
2 | Объем | способность одновременно сохранять значительный объем информации. |
3 | Быстрота запоминания | скорость запоминания можно увеличить с помощью специальной тренировки памяти. |
4 | Точность | точность проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации. |
5 | Длительность | способность в
течение долгого времени |
6 | Готовность к воспроизведению | способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию. |
7 | Запоминание | главный процесс памяти: полнота, точность, прочность и продолжительность хранения материала и т.д. |
8 | Сохранение | сложный процесс, в ходе которого информация должна подвергнуться переработке, упорядочению и классификации. |
9 | Воспроизведение | восстановление ранее отраженного в сознании человека образа объекта без повторного его восприятия |
10 | Узнавание | воспроизведение образа либо при его повторном восприятии (узнавание по памяти), либо на основе представлений о нем (узнавание по представлению) |
11 | Припоминание | преднамеренное поэтапное воспроизведение информации в соответствии с поставленной целью (согласно эффекту камина, припоминание улучшается через несколько минут и через 24 ч) |
12 | Репродукция или реминисценция | мало изученное
явление улучшения |
13 | Воспоминание | это воспроизведение информации, касающейся прошлого из жизни человека. |
14 | Забывание | это процесс постепенного снижения возможности воспроизводить образ объекта, хранящийся в долговременной памяти |
15 | Теория систематической деформации следов памяти | говорит что перемены в памяти связаны с переменами в тканях мозга. то есть в следах памяти происходят спонтанные бесконтрольные перемены. |
16 | Теория ретроактивного и преактивного торможения | говорит, что любое получение нового материала приводит к нарушениям в памяти о предыдущих события (ретроактивное) |
17 | Теория мотивируемого забывания | говорит, что цель и мотивация человека влияет на забывание, (например человек намеренно забывает о болезненной информации, которая вызывает боль, страх или вину). |
18 | Непроизвольная память | след образа в сознании возникающий без специально поставленной на это цели. |
19 | Произвольная память | намеренное (волевое) запоминание образа, связанное с какой-то целью и осуществляемое с помощью специальных приемов |
20 | Двигательная (кинетическая) память | запоминание и
сохранение, а при необходимости
воспроизведение сложных |
21 | Эмоциональная память | память на переживания. особенно этот вид памяти проявляется в человеческих взаимоотношениях. |
22 | Словесно-логическая память | это разновидность запоминания, когда большую роль в процессе запоминания играет слово, мысль, логика. |
23 | Образная память | связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений между ними. |
24 | Зрительная память | связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. она очень важна для людей некоторых профессий: художников, инженеров, композиторов, эйдетическое зрение, или феноменальная память, также характеризуется сильной образностью. |
25 | Слуховая память | это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки. такая память особенно необходима при изучении иностранных языков, музыкантам |
26 | Осязательная, обонятельная и вкусовая память | это пример памяти, которая не играет существенной роли в жизни человека, возможности такой памяти очень ограничены и ее роль – это удовлетворение биологических потребностей организма. |
27 | Мгновенная или иконическая память | данная память удерживает материал, который был только что получен органами чувств, без какой-либо переработки информации. длительность данной памяти - от 0,1 до 0,5 с. |
28 | Кратковременная память | хранение информации в течении короткого промежутка времени: в среднем около 20 с. этот вид запоминания может происходить после однократного или очень краткого восприятия. |
29 | Оперативная память | память, рассчитанная на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока. срок хранения информации колеблется от нескольких секунд до нескольких дней. |
30 | Долговременная память | память, способная хранить информацию в течение неограниченного срока. эта память начинает функционировать не сразу после того, как был заучен материал, а спустя некоторое время. |
31 | Младший школьный возраст | в современной отечественной психологии принято считать детей возрастом от 6 (7) до 10 лет |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложение