Развития памяти у детей младшего школьного возраста в процессе школьного обучение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 09:32, дипломная работа

Описание

Цель выпускной квалификационной работы: изучить возможности развития памяти у детей младшего школьного возраста в процессе школьного обучение.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме развития памяти у детей младшего школьного возраста;
Изучить особенности и психолого-педагогические приемы развития памяти у младших школьников в процессе школьного обучения.
Провести констатирующий эксперимент с целью диагностирования уровня развития памяти у детей младшего школьного возраста.
Осуществить формирующую работу с детьми младшего школьного возраста по развитию памяти в процессе школьного обучения.
Проверить эффективность психолого-педагогической работы посредством повторной диагностики.

Работа состоит из  1 файл

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ УЧАЩЕГОСЯ В ПРОЦЕССЕ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.doc

— 550.50 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, мы планируем не останавливаться  на достигнутом, а продолжать работу в данном направлении.

 

      ГЛОССАРИЙ 
 
 

№ п/п Понятие Определение
1 Память психическое свойство человека, способность, к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации.
2 Объем способность одновременно сохранять значительный объем информации.
3 Быстрота запоминания скорость запоминания  можно увеличить с помощью  специальной тренировки памяти.
4 Точность точность проявляется  в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации.
5 Длительность способность в  течение долгого времени сохранять  пережитый опыт.
6 Готовность  к воспроизведению способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию.
7 Запоминание главный процесс памяти: полнота, точность, прочность и продолжительность хранения материала и т.д.
8 Сохранение сложный процесс, в ходе которого информация должна подвергнуться переработке, упорядочению и классификации.
9 Воспроизведение восстановление  ранее отраженного в сознании человека образа объекта без повторного его восприятия
10 Узнавание воспроизведение образа либо при его повторном  восприятии (узнавание по памяти), либо на основе представлений о нем (узнавание  по представлению)
11 Припоминание преднамеренное  поэтапное воспроизведение информации в соответствии с поставленной целью (согласно эффекту камина, припоминание улучшается через несколько минут и через 24 ч)
12 Репродукция или  реминисценция мало изученное  явление улучшения воспроизведения  достаточно объемной информации через некоторое (иногда достаточно большое) время после ее получения;
13 Воспоминание это воспроизведение  информации, касающейся прошлого из жизни  человека.
14 Забывание это процесс  постепенного снижения возможности  воспроизводить образ объекта, хранящийся в долговременной памяти
15 Теория систематической деформации следов памяти говорит что  перемены в памяти связаны с переменами в тканях мозга. то есть в следах памяти происходят спонтанные бесконтрольные перемены.
16 Теория ретроактивного и преактивного торможения говорит, что  любое получение нового материала  приводит к нарушениям в памяти о  предыдущих события (ретроактивное)
17 Теория мотивируемого  забывания говорит, что  цель и мотивация человека влияет на забывание, (например человек намеренно  забывает о болезненной информации, которая вызывает боль, страх или вину).
18 Непроизвольная  память след образа в сознании возникающий без специально поставленной на это цели.
19 Произвольная  память намеренное (волевое) запоминание образа, связанное с  какой-то целью и осуществляемое с помощью специальных приемов
20 Двигательная (кинетическая) память запоминание и  сохранение, а при необходимости  воспроизведение сложных многообразных  движений
21 Эмоциональная память память на переживания. особенно этот вид памяти проявляется в человеческих взаимоотношениях.
22 Словесно-логическая память это разновидность  запоминания, когда большую роль в процессе запоминания играет слово, мысль, логика.
23 Образная память связана с запоминанием и воспроизведением чувственных  образов предметов и явлений, их свойств, отношений между ними.
24 Зрительная  память связана с сохранением  и воспроизведением зрительных образов. она очень важна для людей  некоторых профессий: художников, инженеров, композиторов, эйдетическое зрение, или феноменальная память, также характеризуется сильной образностью.
25 Слуховая память это хорошее  запоминание и точное воспроизведение  разнообразных звуков: речи, музыки. такая память особенно необходима при  изучении иностранных языков, музыкантам
26 Осязательная, обонятельная и вкусовая память это пример памяти, которая не играет существенной роли в жизни человека, возможности  такой памяти очень ограничены и  ее роль – это удовлетворение биологических  потребностей организма.
27 Мгновенная  или иконическая память данная память удерживает материал, который был  только что получен органами чувств, без какой-либо переработки информации. длительность данной памяти - от 0,1 до 0,5 с.
28 Кратковременная память хранение информации в течении короткого промежутка времени: в среднем около 20 с. этот вид запоминания может происходить после однократного или очень краткого восприятия.
29 Оперативная память память, рассчитанная на сохранение информации в течение  определенного, заранее заданного  срока. срок хранения информации колеблется от нескольких секунд до нескольких дней.
30 Долговременная  память память, способная  хранить информацию в течение  неограниченного срока. эта память начинает функционировать не сразу после того, как был заучен материал, а спустя некоторое время.
31 Младший школьный возраст в современной  отечественной психологии принято считать детей возрастом от 6 (7) до 10 лет
 

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 

  
  1. Атлас для  экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека / Под ред. И.А. Полищука и А.Е Видренко. -Киев, 1980.
  2. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте // Лекции по психологии. - М.: Владос, 1999. - 234 с.
  3. Гамезо М.В., И.А.Домашенко, Атлас по психологии, 3-е издание, Москва, 1999
  4. Еникеев, М. И. Общая и социальная психология: учебник для вузов / М. И. Еникеев. - М.: Норма, 2005. - 624 с.
  5. Запорожец А.В. Психология – М., 1967
  6. Иванов-Муромский К.А. Мозг и память. - Киев, 1987.
  7. Использование игровых приемов при изучении слов с непроверяемым написанием – //Начальная школа , 1995- № 1
  8. Кириллова Г.Д. Особенности урока в условиях развивающего обучения. –Л., 1976.
  9. Козубовский, В. М. Общая психология: учебное пособие для вузов / В. М. козубовский. - 2-е изд. - Мн.: Амалфея, 2007. - 448 с.
  10. Козубовский, В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность: учебное пособие для вузов / В. М. Козубовский. - 2-е изд. - Мн.: Амалфея, 2005. - 256 с.
  11. Крысько, В. Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним: учебно-методическое пособие / В. Г. Крысько. - М.: Флинта, 1998. - 192 с.
  12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология; Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: ТЦ "Сфера", 2001. - 464 с.
  13. Лапп, Д. Искусство помнить и забывать / Д. Лапп. - СПб., 1995. - 220 с.
  14. Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте. –М., Просвещение, 1993.
  15. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. Изд. МГУ,1968г.
  16. Лусс Т.Т. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО-М., ВЛАДОС, 2003
  17. Макселон Юзеф, Психология, 1998, стр. 125
  18. Максименко С.Д., В.О. Соловьяненко, психология, МАУП, Киев 2000
  19. Мещерякова Б.Г. Большой энциклопедический словарь. / Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - 3-е изд., доп. и перераб. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. - 672 с.
  20. Немов, Р.С. Психология / Р. С. Немов. - М.: Владос, 2003. - 301 с.
  21. Немов, Р. С. Общая психология: учебник для студентов общеобразовательных учреждений среднего профессионального образования / Р. С. Немов. - М.: Владос, 2003. - 400 с.
  22. Немов Р.С., Общие основы психологии, книга 1, «Просвещение», Москва, 1994, стр. 184
  23. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед учеб. заведений: В 3 кн. - Кн 2. Психология образования. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 608 с.
  24. Немов Р. С. Психология: Учебное пособие для высших учебных заведений: — М.: ВЛАДОС, 2001
  25. Никитина Т.Б. Как развить хорошую память. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. - 320 с.
  26. Охитина Л.Т. Психологические основы урока. –М., 1977
  27. Рогов, Е. И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Е. И. Рогов. - М.: Владос, 1995. - 448 с.
  28. Рогов, Е.И. Общая психология / Е. И. Рогов. - М.: Владос, 2002. - С. 191.
  29. Рубенштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2т.-М.,1989.-т.1.
  30. Смирнов А.А. Возрастные и индивидуальные различия памяти. - М.: АПН, 1999. - 221 с.
  31. Смирнова Е.О. Психология ребенка: От рождения до семи лет: Учеб. для пед. вузов и училищ. - М.: Школа - пресс, 1997. - 383 с.
  32. Столяренко, Л. Д. Психолдогия: учебник для вузов / Л. Д. Столяренко. - СПб.: Питер, 2007. - 592 с.
  33. Файгенберг И.М. Память и обучение. - М ., Просвещение, 1974

 

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Приложение

Информация о работе Развития памяти у детей младшего школьного возраста в процессе школьного обучение