Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 09:32, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы: изучить возможности развития памяти у детей младшего школьного возраста в процессе школьного обучение.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме развития памяти у детей младшего школьного возраста;
Изучить особенности и психолого-педагогические приемы развития памяти у младших школьников в процессе школьного обучения.
Провести констатирующий эксперимент с целью диагностирования уровня развития памяти у детей младшего школьного возраста.
Осуществить формирующую работу с детьми младшего школьного возраста по развитию памяти в процессе школьного обучения.
Проверить эффективность психолого-педагогической работы посредством повторной диагностики.
Таблица 2.1.2. Уровень развития произвольного запоминания у детей экспериментальной группы.
Анализ
полученных результатов в
Качественный анализ также показывает, что дети данной выборки аналогично испытывают трудности в применении приемов произвольного запоминания, в частности приема классификация, у детей наблюдается быстрая истощаемость в работе, потеря интереса к выполнению задания.
Таким
образом, можно констатировать, что
дети экспериментальной группы не умеют
пользоваться классификацией как логическим
средством запоминания.
Продуктивность преднамеренного запоминания | Количество детей. | |
Контрольная группа | Экспериментальная группа | |
низкая | 60% | 60% |
средняя | 30% | 30% |
высокая | 10% | 10% |
Таблица 2.1.3. Сравнительный анализ продуктивности преднамеренного запоминания у детей контрольной и основной групп.
Рисунок 2.1.1. Анализ продуктивности преднамеренного запоминания.
Таким образом, нами обследованы дети контрольной и экспериментальной групп. При обследовании выявлено, что у 60% детей младшего школьного возраста низкая продуктивность преднамеренного запоминания, дети еще плохо владеют приемом классификации при запоминании. 70 % детей испытывают трудности при классификации предметных картинок, а также группировке их по одному признаку при конкретизации заданий. Это свидетельствует о том, что дети не владеют мнемическими приемами.
Изучение краткосрочной механической памяти.
Объем краткосрочной памяти связан с процессом исследования восприятия отдельных элементов вербальной информации. Сначала ребенок воспринимает первый элемент данной совокупности, потом другой, за нам третий и т. д.. Пока воспринимается первый элемент, все предыдущие удерживаются в краткосрочной памяти. Чем длиннее предлагается ряд элементов, тем больше времени затрачивается на выполнение задания, что лимитирует возможность запоминания и воспроизведения всех элементов в определенной последовательности.
Прогностическая
ценность данного теста характеризуется
высокой корреляцией с
Для определения объема памяти ребенку дается инструкция: «Я назову тебе цифры, ты их постарайся запомнить, а потом мне их назовешь в том же порядке». После этого экспериментатор зачитывает ряды цифр, каждый из которых имеет на 1 цифру больше, чем предыдущий.
Основные ряды | Дубль -ряды |
2, 7, 4 | 4, 7, 1 |
9, 6, 1 ,8 | 3, 0, 6, 2 |
4, 7, 2, 5, 9 | 1, 4, 9, 6, 0 |
6, 0, 7, 5, 9, 2 | 3, 8, 1, 5, 7, 2 |
1, 7, 4, 2, 8, 3, 9 | 9, 0, 3, 8, 5, 2, 7 |
Интервал времени между предлагаемыми двумя цифрами одного ряда должен составлять приблизительно 1 секунду. Зачитав предложенный ряд, экспериментатор говорит: «Повтори!» Если ребенок не может повторить все цифры в том же порядке, то ему зачитывается дубль-ряд. Если ребенок не может повторить и этот ряд, то исследование по данному тесту заканчивается.
7 знаков оцениваются в 10 баллов,
6 знаков оцениваются в 9 баллов,
5 знаков оцениваются в 7 баллов,
4 знака оцениваются в 4 балла,
3 знака оцениваются в 1 балл.
Средний уровень 3-4 балла;
Высокий
уровень – 5 баллов.
Уровни краткосрочной механической памяти | Количество детей. | |
Контрольная группа | Экспериментальная группа | |
низкий | 7 | 8 |
средний | 2 | 2 |
высокий | 1 | 0 |
Таблица 2.1.4. Сравнительный анализ развития краткосрочной механической памяти у детей контрольной и экспериментальной групп.
Рисунок 2.1.2. Результаты сравнения полученных данных.
Сравнительный анализ результатов изучения краткосрочной механической памяти показал, что у детей как контрольной и экспериментальной группы развитие данного процесса находится на низком уровне. Дети запоминают только первые ряды чисел, воспроизводят их не в той последовательности, в которой они были прочитаны. При воспроизведении часто отвлекаются. Несколько детей вообще не могли воспроизвести ряд чисел, состоящий из 2 слов. Все это свидетельствует о том, что у детей низкий уровень развития памяти.
Анализ выполнения заданий на уроках показал, что те дети, у которых выявлен низкий уровень развития памяти, хуже справляются с заданиями.
Так, те дети, у которых выявлен низкий уровень развития памяти, допускают ошибки на письме, неточности при написании букв, хуже запоминают правила и умеют их применять.
Данные, полученные в ходе исследования, поставляли перед нами задачу повышения уровня памяти.
Для
решения этой задачи нам необходимо
организовать работу по повышению уровня
развития памяти, так как задания, используемые
на этих уроках, дают возможность для развития
этих процессов.
2.2.
Развитие памяти
у детей младшего
школьного возраста
в процессе школьного
обучения
Целью этого этапа было проведение коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста в процессе школьного обучения.
Для осуществления данной цели необходимо:
Данная работа осуществлялась в три этапа:
Первый этап: проведение диагностического исследования, результаты которого описаны в п. 2.1.
Второй этап: формирующий эксперимент по развитию памяти у младших школьников
Третий этап: контрольный срез.
Таким образом, нами был осуществлен подбор практического материала по развитию произвольного запоминания у детей, который мы будем использовать в работе.
Второй этап работы представлен системой занятий по развитию произвольного запоминания у детей младшего школьного возраста.
При разработке коррекционно-развивающей модели обучения нами учитывалась, прежде всего, тесная взаимосвязь трех видов знаков, присутствующих в разных видах деятельности ребенка. Это явилось основой комплексного подхода к построению коррекционно-развивающего процесса.
В центр разработанной модели обучения были поставлены дидактическая игра, рисование, конструирование. Была определена тематика занятий, отражающая круг интересов ребенка этого возраста.
Основой коррекционно-развивающей работы послужили методические рекомендации авторов книг: Т. Барташниковой «Учим детей мыслить», Лапп Д. « Улучшаем память в любом возрасте», Самоукина Н.В. «Игры в школе и дома», Чистяковой М. «Психогимнастика», а также рекомендации А.В.Запорожца, Т.В.Егоровой, Н.Л.Белопольской.
Коррекционно-развивающая работа имела несколько направлений.
Первое направление включало в себя работу с педагогическим коллективом образовательного учреждения. В педагогическом коллективе был проведен семинар: «Психолого-педагогические приемы по развитию произвольной памяти у детей младшего школьного возраста»
На родительском собрании в экспериментальной группе была проведена беседа на тему: « Как помочь ребенку развить память» и обсужден вопрос о проведении экспериментального исследования в данной группе.
Второе
направление представляло собой
проведение системы коррекционно-
Программа направлена на развитие произвольной памяти у младших школьников, обучать детей рациональным приемам запоминания. Это необходимо для того, чтобы обеспечить ребенка средствами, позволяющими ему наиболее эффективно решать встающие перед ним каждодневные задачи по запоминанию. Младший школьный возраст является благоприятным периодом для такой работы, т.к. мотивационно-смысловая система еще не сформирована и открыта позитивным изменениям, возможность для которых создается в групповой психотерапии. Проблемы развития памяти у детей младшего школьного возраста являются достаточно типичными для данной категории воспитанников.
Данная программа состоит из 10 занятий и рассчитана на срок 2 недели. Занятия проводились по принципу социально-психологического тренинга в игровой комнате, где можно свободно располагаться и передвигаться. Их продолжительность не превышала 20 минут. Занятия проводились два раза в неделю. Тренинговая группа состояла из 7 человек. Каждому ребенку обеспечивалась возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок.
Занятие 1 – 2. – ориентировочный этап:
Цель: сплочение группы, развитие двигательной, моторной и слуховой памяти.
1.Игра «Повтори за мной» (8 мин.)
Цель игры. Развитие моторно-слуховой памяти.
Процедура игры.
Вариант I. Ведущий сидит за столом, дети стоят вокруг него. Ведущий простукивает определенный ритм концом карандаша по столу. Ритмическая фраза должна быть короткой и четкой. Один из детей (по желанию) повторяет ритм. Затем ведущий спрашивает детей: «Правильно ли Саша повторил?» Если кто-то из детей считает, что неправильно, он предлагает свою версию (постукивает ритм).
2. Игра «Запомни движение» ( 7 мин.)
Цель игры. Развитие моторно-слуховой памяти.
Процедура игры. Ведущий показывает детям движения, состоящие из 3-4 действий. Дети должны повторить эти действия, сначала в том порядке, в котором показал ведущий, а затем в обратном порядке.
Движение 1. Присесть-встать-поднять руки - опустить руки.
Движение 2. Поднять руки ладонями вверх («собираю дождик»), повернуть ладони вниз—опустить руки вдоль туловища—поднять руки по бокам в разные стороны.
Движение 3. Отставить правую ногу вправо—приставить правую ногу—отставить левую ногу—приставить левую гону.
Движение 4. Присесть-встать-повернуть голову вправо - повернуть голову прямо.
Занятия 3-8 – закрепляющий этап.
Цель: развитие произвольного запоминания, обучение детей приемам группировка, схематизации.
Игра 1. «Запомни свое место» (8 мин.)
Цель игры. Развитие моторно-слуховой и пространственной памяти Процедура игры. В зале каждый ребенок запоминает «свое место». Например, у одного ребенка это место - угол, у другого - стул, у третьего - окно двери, у четвертого — центр зала и т. д. Затем все дети собираются в группу около ведущего и ждут команды. По команде ведущего «Место!» они разбегаются по своим местам.