Развития памяти у детей младшего школьного возраста в процессе школьного обучение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 09:32, дипломная работа

Описание

Цель выпускной квалификационной работы: изучить возможности развития памяти у детей младшего школьного возраста в процессе школьного обучение.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме развития памяти у детей младшего школьного возраста;
Изучить особенности и психолого-педагогические приемы развития памяти у младших школьников в процессе школьного обучения.
Провести констатирующий эксперимент с целью диагностирования уровня развития памяти у детей младшего школьного возраста.
Осуществить формирующую работу с детьми младшего школьного возраста по развитию памяти в процессе школьного обучения.
Проверить эффективность психолого-педагогической работы посредством повторной диагностики.

Работа состоит из  1 файл

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ УЧАЩЕГОСЯ В ПРОЦЕССЕ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.doc

— 550.50 Кб (Скачать документ)

     Замечание: Команду ведущего можно заменить включением какой-либо ритмичной музыки.

     2.Игра «Запомни свою позу» (8 мин.)

     Цель  игры. Развитие моторно-слуховой памяти.

     Процедура игры. Каждый ребенок стоит «на своем месте». По команде ведущего все дети должны принять определенные позы (по желанию). Ведущий обходит детей и тем детям, которые приняли одинаковые позы, он предлагает сменить их.

     Затем играется веселая музыка. Под музыку дети двигаются, танцуют, бегают и проч. (1-1.5 мин.). Музыка внезапно обрывается, дети должны быстро разбежаться по своим местам и принять те позы, которые они «учили» в начале игры.

     3. Задания на классификацию: «Овощи  – фрукты», «Животные и детеныши»

     Занятие 4.

     1. Игра «Слушай и исполняй!» (8 мин.)

     Цель  игры. Развитие внимания и памяти.

     Процедура игры. Ведущий называет несколько  действий, но не показывая их. Разрешается повторить это задание 1-2 раза. Затем дети должны повторить эти действия в своих движениях в той последовательности, в какой они были названы ведущим.

     Задание 1. Повернуть голову направо, повернуть  голову прямо, опустить голову вниз, повернуть голову прямо.

     Задание 2. Поднять правую руку вверх, поднять  левую руку вверх, опустить обе руки.

     Задание 3. Повернуться налево (на 90 градусов), присесть, встать.

     Задание 4. Поднять правую ногу, стоять на одной  левой ноге, поставить правую ногу.

     2.Игра. «Испорченный телефон» (8 мин.)

       Цель игры. Развитие восприятия  и памяти.

     Процедура игры. В группе детей по их желанию выбирается один водящий. Затем вся группа детей становится к нему спиной и никто не подглядывает. Ребенок подходит к одному из детей и втайне от других показывает ему какую-то позу (он ее выдумывает сам).

     Затем водящий отворачивается и отходит в сторону. Ребенок, которому показали позу, выбирает другого участника и показывает ему ту позу, которую он увидел... и т. д.

     Когда всем детям показаны позы, они встают в круг лицом друг к другу. Водящий показывает свою позу, и тот из детей, кто закончил игру последним, тоже показывает свою позу. Первая и последняя позы сравниваются.

     Замечание: Позы должны быть разными. Если дети стесняются и переживают, что их позы разные, объясните им, что так и должно быть, расскажите по «испорченный телефон».

     3.Обучение  приемам группировка «Транспорт»,  «Одежда – обувь»

     Занятие 5.

     1. Игра «Вот так позы!» (8 мин.)

     Цель  игры. Развитие наблюдательности и  памяти.

     Процедура игры. По желанию детей из группы выбираются 5 детей. Один из них — водящий. Остальные дети садятся на стулья, они — зрители.

     Четверо из пяти выбранных детей показывают водящему «свои позы». Он обходит детей и запоминает их позы. Затем дети уходят в зал и садятся на стулья, а водящий повторяет их позы в той последовательности, в какой он их увидел.

     «Зрители» кричат из зала, правильно повторяется поза или нет. Если

неправильно, то один из «зрителей» (по желанию) выходит  «на сцену» и повторяет позу, какая  была показана в начале игры.

     2.Игра  «Запомни порядок!» (8 мин.)

     Цель  игры. Развитие памяти.

     Процедура игры. Выбираются 5-6 детей. Остальные — «зрители».

     Из  выбранных детей один становится водящим. Другие 4-5 участников выстраиваются в «паровозик». Водящий должен посмотреть на «паровозик» одну минуту, а затем отвернуться и перечислить детей по именам так, как они стоят в «паровозике».

     После этого игроки становятся «зрителями», а «на сцену» выходят другие дети.

     Замечание: Если дети устали от игры, стали равнодушными, не продолжайте ее в течение 25 минут, а переходите к следующей игре. Можно повторить те игры, которые дети уже выполняли и которые вызвали у них оживленный интерес.

     Рекомендуется по несколько раз повторять те игры, которые вызывают затруднения у детей.

     3. Обучение приемам схематизация  при заучивании стихотворения «Бобер».

     Занятие 6.

     Игра «Кто что сделал?» (7 мин.)

     Цель  игры. Развитие наблюдательности, восприятия памяти.

     Процедура игры. Из группы детей выбираются 3-4 ребенка. Один из выбранных — водящий. Остальные дети — «зрители». 2-3 выбранных ребенка поочередно показывают входящему какие-то действия. Он смотрит и запоминает. Затем он должен повторить эти действия в том порядке, в котором он их увидел.

     Замечание: желательно игру проводить под фонограмму (веселой музыки).

     2 Игра «Художник» (8 мин.)

     Цель  игры. Развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных способностей.

     Процедура игры. Их группы детей выбираются 2 ребенка. Остальные — «зрители». Один из выбранных — «художников» (по желанию), другой — «показывает ему свой портрет». «Художник» внимательно смотрит на своего «заказчика» (1.5-2 мин.). Затем он отворачивается и по памяти описывает внешность первого ребенка.

     Замечания:

  1. Если «художник» медлит, разрешается задавать ему вопросы: «Какие у Лены волосы?», «Какие у нее глаза?», «Во что она одета?» и т. д.

     2. Запрещается высказывание обидных замечаний в адрес детей, фиксирующих какие-либо их физические недостатки

     3. Педагог должен подчеркивать внешние достоинства детей: «Ну-ка,

вспомни, какая Лена красивая?»

      3. Обучение приемам схематизации  при заучивании стихотворения  С. Черного «Приставалочка».

     Занятие 7.

      1. Игра «Тень» (8 мин.)

     Цель  игры. Развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности.

     Процедура игры. Звучит фонограмма спокойной  музыки. Из группы детей выбираются два ребенка. Остальные — «зрители». Один ребенок —«путник», другой —  его «тень»

     «Путник»  идет через поле, а за ним, на два-три шага сзади, идет второй ребенок, его «тень»; Последний старается точь-в-точь скопировать движения «путника».

     Желательно  стимулировать «путника» к выполнению разных движений: «сорвать цветок», «присесть», «поскакать на одной ноге», «остановиться и посмотреть из-под руки» и т. д.

     2.Игра  «Зеркала»(6 мин.)

     Цель  игры. Развитие наблюдательности и  коммуникативных способностей.

     Процедура игры. Из группы детей выбирается один водящий. Представляется, что он пришел в магазин, где много зеркал. Водящий встает в центр, а дети — полукругом вокруг него (ведущий и учитель может быть одним из играющих). Водящий показывает движение, а «зеркала» тотчас же повторили это движение, и т. д.

     Водящему  разрешается показывать разные движения.

     Замечание: в роли водящего должны побывать все  желающие дети.

     Занятие 8 .

      1. Игра «Разведчики» ( 5 мин.)

     Цель  игры. Развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных и организаторских  способностей.

     Процедура игры.

     Вариант I. Из группы детей выбираются «разведчик» и «командир»-Остальные — «отряд». В комнате стулья расставлены хаотично. «Разведчик» проходит между стульями с разных сторон. «Командир» наблюдай за действиями «разведчика». Затем он проводит «отряд» по тому пути, который был ему показал «разведчиком».

     Потом уже второй «разведчик» прокладывает новый путь, и другой

«командир», повторяет его и т. д.

     Вариант II. В целом игра проводится так  же, но только «командир» ведет отряд  из того места, на котором закончил свой путь «разведчик», и в то место, из которого «разведчик» вышел.

     Занятие 9 -10. –закрепляющий этап.

     На  данных занятия педагог повторяет с детьми уже изученные приемы группировки, сходства и аналогии, повторения, схематизации.

     Далее учителям начальных классов были даны следующие рекомендации.

  1. Во время уроков русского языка, литературного чтения, на прогулках и экскурсиях выше рекомендованные игры задания по развитию произвольного запоминания у детей;
  2. Во время уроков музыки и физической культуры включать игры на развитие произвольного запоминания в рамках игры «малой подвижности» типа «Угадай, кто ушел», «Чего не стало» и т.д., а также и игры и упражнения на запоминание действий.
  3. Во время уроков математики в конце занятия давать задания, связанные с приемами «группировка», «схематизация»;
  4. На занятиях по окружающему миру, использовать приемы психогимнастики для развития произвольного запоминания: изображение в действии; показываем, используем серию картинок, схематизации и кодирование текста.

       Таким образом, нами была сделана попытка разработки коррекционно-развивающей программы по формированию произвольного запоминания младших школьников. 
 

      2.3. Исследование эффективности психолого-педагогического воздействия на формирование памяти у детей (повторная диагностика) 
       

     Цель: изучить уровень развития памяти у детей младшего школьного возраста, после организации формирующей работы.

     Выборка: 10 детей контрольной группы – ученики 1 класса А школы № 1 и экспериментальная группа 10 детей – ученики 1 класса школы № 1

     Диагностические методики: Исследование продуктивности преднамеренного запоминания, Кратковременного запоминания.

     Результаты  диагностики.

ФИ  испытуемого возраст Количество  баллов Заключение
Оля М. 7,6 8 средний
Таня  П 7,4 8 средний
Саша  О 7,6 4 низкий
Маша  Д. 7,10 6 низкий
Оля Т. 7,11 4 низкий
Андрей  Ц. 7,5 9 высокий
Андрей  К 7,6 6 низкий
Катя  Ш 7,10 7 средний
Лена  М. 7,4 8 средний
Виталя  Я 7,5 6 низкий

     Таблица 2.3.1. Уровень развития произвольного запоминания у детей контрольной группы

     Таким образом, для детей контрольной группы характерен низкий и средний уровень развития произвольного запоминания.

Информация о работе Развития памяти у детей младшего школьного возраста в процессе школьного обучение