Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 09:32, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы: изучить возможности развития памяти у детей младшего школьного возраста в процессе школьного обучение.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме развития памяти у детей младшего школьного возраста;
Изучить особенности и психолого-педагогические приемы развития памяти у младших школьников в процессе школьного обучения.
Провести констатирующий эксперимент с целью диагностирования уровня развития памяти у детей младшего школьного возраста.
Осуществить формирующую работу с детьми младшего школьного возраста по развитию памяти в процессе школьного обучения.
Проверить эффективность психолого-педагогической работы посредством повторной диагностики.
Дети данной выборки не умеют пользоваться рациональными приемами для запоминания, у большинства детей не сформированы навыки классификации, так как большинство детей не смогли классифицировать картинки по сериям, что способствовало бы, несомненно, лучшему запоминанию.
Конкретизации задания также не способствует лучшему запоминанию. Поведение детей во время процедуры тестирования было импульсивно. В начале дети проявили интерес к заданию, затем он быстро угасал, наблюдалась истощаемость, отвлекаемость на посторонние предметы при выполнении работы
Количественный анализ показывает, что только 40% ( 30% на начало исследования) детей выборки имеют средний уровень развития произвольного запоминания, тогда как 50% (60 % на начало) детей имеют низкий уровень и 10% имеют высокий уровень.
Результаты диагностики экспериментальной группы.
№ испытуемого | возраст | Количество баллов | Заключение |
Марина П | 7,6 | 9 | высокий |
Света М | 7,4 | 8 | средний |
Света К | 6,7 | 7 | средний |
Люба С. | 7,1 | 6 | низкий |
Эльвира З. | 6,4 | 6 | средний |
Сережа П. | 7,10 | 9 | высокий |
Максим Р. | 7,1 | 6 | средний |
Игорь П | 7,11 | 11 | высокий |
Максим Э | 8,2 | 8 | средний |
Дима В | 7,3 | 6 | низкий |
Таблица 2.3.2. Уровень развития произвольного запоминания у детей экспериментальной группы.
Анализ
полученных результатов в
Количественный анализ результатов показывает, что положительная динамика в состоянии развития памяти произошла у 70% детей.
Качественный анализ также показывает, что дети данной выборки лучше справились с тестовыми заданиями после проведения формирующей работы, дети легче группировали предметы, больше было воспроизвело слов.
Таким образом, можно констатировать, что дети экспериментальной группы обладали способами произвольного запоминания.
Продуктивность преднамеренного запоминания | Количество детей. | |
Контрольная группа | Экспериментальная группа | |
низкая | 50% | 20% |
средняя | 40% | 50% |
высокая | 10% | 30% |
Таблица 2.3.3.Сравнительный анализ продуктивности преднамеренного запоминания у детей контрольной и основной групп.
Рисунок
2.3.1. Результаты сравнения
двух групп.
Уровни краткосрочной механической памяти | Количество детей. | |
Контрольная группа | Экспериментальная группа | |
низкий | 6 | 2 |
средний | 3 | 4 |
высокий | 1 | 4 |
Таблица
2.3.4. Сравнительный анализ
развития краткосрочной
механической памяти
у детей контрольной
и экспериментальной
групп.
Рисунок
2.3.2. Сравнительный анализ
развития краткосрочной
механической памяти
у детей контрольной
и экспериментальной
групп.
Сравнительный анализ результатов изучения краткосрочной механической памяти на констатирующем этапе исследования показал, что у детей как контрольной и экспериментальной группы развитие данного процесса находится на низком уровне. Тогда как на контрольном этапе эти результаты в экспериментальной группе имеют положительную динамику.
У 30% детей экспериментальной группы выявлен высокий уровень развития памяти. Дети хорошо воспроизводят заданные числовые ряды.
Анализ выполнения заданий на уроках у этих детей говорит, что данные дети, допускают меньше ошибок, у них лучше развита орфографическая зоркость, они лучше запоминают правила, формулы и умеют их применять.
Заметен переход у детей с низкого уровня развития кратковременной памяти, к среднему. На контрольном этапе исследования этот процент в экспериментальной группе составил 40%, а низкий уровень остался только у 20% детей.
Таким образом, подводя итоги контрольного этапа исследования, можно сделать вывод о том, что у детей экспериментальной группы произошли существенные изменения в развитии данного психического процесса. На наш взгляд, этому способствовала та работа, которая была организована с детьми экспериментальной группы на уроках.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев особенности развития и формирования памяти у младших школьников в процессе школьного обучения, мы выяснили, что память в этот период имеет ярко выраженный познавательный характер.
В младшем школьном возрасте качественно меняется осознание мнемической задачи, а также формирование приемов запоминания (от повторения до ориентации на смысл и связь вещей).
Память является важным компонентом эффективного обучения в младшем школьном возрасте и поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. Мы рассмотрели различные приемы и способы запоминания учебного материала и выявили наиболее эффективные из них для детей младшего школьного возраста, а также то, что в этом возрасте наблюдается переход от простых приемов к более сложным.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития памяти у детей младшего школьного позволил сделать выводы:
1.Память - это психическое свойство человека, способность, к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации.
2.В наибольшей степени возможности природной памяти проявляются в младшем школьном возрасте. Этот возраст характеризуется сензитивностью к развитию памяти.
3. Для детей младшего школьного возраста особенно актуально использовать такие методы психологического воздействия, которые способствуют его активизации и делают какую-либо деятельность интересной, поскольку у младших школьников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Он запоминает преимущественно интересные для него события, события, вызывающие эмоциональный отклик.
4. Желание ребенка запомнить надо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных процессов.
Одна из центральных задач педагогики и психологии — поиск путей эффективного обучения на уроках, поиск возможностей использования скрытых резервов и умственной деятельности детей, повышение самостоятельности. Необходимость изучить возможности интеллекта детей вытекает из требований «Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы». Среди множества проблем, связанных с этой тематикой, особо значим вопрос развития памяти и ее взаимосвязи с мышлением.
Младший школьник имеет свои психологические особенности, связанные с сохранением в памяти его воспроизведения, сложным составом орфографического навыка и длительностью его формирования. На основе исследования сделан вывод, что орфографический навык зависит от развития долговременной памяти. Опытно - экспериментальная работа показала, что без целенаправленной деятельности со стороны учителя, без систематического повторение материала развитие памяти будет проходить медленно, что в свою очередь будет влиять на скорость формирования орфографического навыка. Для лучшего запоминания необходимо использовать “опоры”, т.к. у младших школьников более развита наглядно-образная память. И только систематическое повторение материала способствует развитию долговременной памяти, что в свою очередь влияет на скорость формирования орфографического навыка.
Результаты
констатирующего этапа
Для развития памяти у младших школьников нами был систематизирован и конкретизирован практический материал, который мы включили в систему работы с детьми.
Данный материал включал в себя игры и упражнения, на развитие памяти. Во все задания были включены мнемические приемы: повторение, группировка, схематизация, аналогия и другие.
Результаты контрольной диагностики, показала эффективность выбранных нами методов и приемов по развитию памяти у детей младшего школьного возраста в процессе школьного обучения.
Анализ результатов показал, что у детей экспериментальной группы положительная динамика произошла у 70% детей.
Все это подтверждает нашу гипотезу о том, что если в процессе организации учебной деятельности на в начальной школе использовать специальные психолого-педагогические приемы по развитию памяти через систему дидактических игр, специальных заданий, то это будет способствовать более эффективному развитию их памяти.
Связи с проделанной работой, хотелось бы дать рекомендации учителю начальных классов:
-для развития памяти ребенка полезны не только специальные упражнения на запоминание, а пробуждение интереса к знаниям, к отдельным учебным предметам. Развитие положительного отношения к ним;
- учитывание индивидуальных особенностей памяти школьников;
- необходимо опираться на наглядный материал. При этом учителю следует использовать макеты, пособия, картины, натуру не только на этапе запоминания материала, но и при его воспроизведении. Учащиеся лучше усваивают материал при повторении шепотом и «записывании» пальцем в воздухе;
-каждый ученик должен усвоить основное правило эффективного запоминания: чтобы запомнить материал правильно и надежно, необходимо с ним активно поработать и организовать его каким-либо образом. Целесообразно сообщить младшим школьникам информацию о различных приемах и способах запоминания и помочь в овладении теми из них, которые окажутся наиболее эффективными для каждого ребенка.