Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 09:32, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы: изучить возможности развития памяти у детей младшего школьного возраста в процессе школьного обучение.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме развития памяти у детей младшего школьного возраста;
Изучить особенности и психолого-педагогические приемы развития памяти у младших школьников в процессе школьного обучения.
Провести констатирующий эксперимент с целью диагностирования уровня развития памяти у детей младшего школьного возраста.
Осуществить формирующую работу с детьми младшего школьного возраста по развитию памяти в процессе школьного обучения.
Проверить эффективность психолого-педагогической работы посредством повторной диагностики.
Если события этой поры детства имели эмоциональную значимость и произвели впечатление на ребенка, они могут сохраниться в памяти на всю оставшуюся жизнь. Непроизвольная память младшего школьника постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. 29
С точки зрения А.А. Смирнова, к произвольному запоминанию и воспроизведению дети приходят в результате опыта припоминания, когда начинают осознавать, что если они не постараются запомнить, то потом не смогут воспроизвести необходимое. А также в тех случаях, когда в их деятельности возникают соответствующие задачи или когда этого требуют взрослые.
Особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Ребенок начинает осознавать особую мнемическую задачу. Он отделяет ее от всякой другой. Уже в первом классе у детей появляется необходимость что-то запомнить буквально, что-то выучить механически, что-то пересказать своими словами и т.п.
Мнемическая деятельность на протяжении младшего школьного возраста становится все более произвольной и осмысленной. Показателем осмысленности запоминания является овладение приемами и способами запоминания (группировка материала, осмысление связей различных его частей, составление плана, рассматривание и повторение материала при расчленении его на части и др.)30
Рассмотрев особенности развития и формирования памяти у младших школьников, мы выяснили, что память в этот период имеет ярко выраженный познавательный характер. В младшем школьном возрасте качественно меняется осознание мнемической задачи, а также формирование приемов запоминания. Непроизвольная память младшего школьника постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной.
По И.Ю. Кулагиной младший школьный возраст определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу. Учебная деятельность требует развития высших психических функций - произвольности внимания, памяти, воображения.31 С точки зрения Р.С. Немова ведущим познавательным процессом и психической функцией в этот период является память. 32
Е.О. Смирнова указывает нам на то, что память в младшем школьном возрасте развивается под влиянием обучения в двух направлениях - усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным), и ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание).
Дети младшего школьного возраста учатся быстро, точно и много запоминать; уметь хранить информацию, своевременно ее использовать.
Дети
приобретают возможность
Р.С. Немов обозначил, что на разных этапах младшего школьного возраста отмечается динамика отношения учеников к приобретенным ими способам смыслового запоминания: если у второклассников, потребность в их использовании самостоятельно не возникает, то к концу обучения в начальной школе дети сами начинают обращаться к новым способам запоминания при работе с учебным материалом.
Наблюдения
и специальные исследования показывают,
что младшие школьники еще
не могут дифференцировать мнемические
задачи. Если же побуждать их к этому,
т.е. давая задание запомнить
Процесс
развития памяти у младших школьников
должен быть специально организован, поскольку
в подавляющем большинстве дети
этого возраста самостоятельно (без
специального обучения) не используют
приемы смысловой обработки материала
и с целью запоминания
Когда информация трудна для запоминания, сложно организована, и ребенок ограничен во времени, на помощь приходят специальные приемы быстрого запоминания. Таких приемов существует много. Различные приемы и способы эффективны для каждого по-разному.
Применяя техники запоминания, необходимо помнить о следующем: техники - это не подмена собственно запоминания, а лишь средство для сокращения времени на запоминание. Природная память, данная с рождения, всегда участвует в работе. Техники - это помощь ей, их нельзя переоценивать и нужно подстраивать под природную (ее еще называют натуральной) память. 34
Считается, что младшему школьнику необходимо прибегать не только к приемам и способам запоминания учебного материала, но и к рассмотренным нами факторам эффективного запоминания, в основе которых лежит: желание, осознание, яркие впечатления, хорошее внимание. Освоив их, младший школьник сможет запоминать абсолютно любую необходимую информацию самым эффективным именно для него способом.
Младший
школьный возраст сенситивен для
становления высших форм произвольного
запоминания, поэтому целенаправленная
развивающая работа по овладению мнемической
деятельностью является в этот период
наиболее эффективной. 35
К младшему школьному возрасту нормально развивающийся ребенок обычно уже умеет выделять мнемическую задачу (т.е. осознавать цель запоминания), владеет элементарными формами повторения (хотя в большинстве случаев они складываются стихийно, и потому недостаточно оптимальны), умеет проводить определенную мыслительную обработку запоминаемого материала (например, группировку и смысловое соотнесение). Но большинство детей в младшем школьном возрасте обычно испытывает трудности в произвольном запоминании, поэтому у него необходимо начать формирование мнемических (от греческого — память) приемов. 36
К мнемическим приемам относятся, например, «группировка», «аналогия», «серийная организация материала», «схематизация», «смысловое соотнесение», «составление плана», «повторение» и некоторые другие. Большинству из указанных приемов можно обучить уже в старшем дошкольном возрасте. Делая акцент на мнемических приемах, следует создавать условия для развития у детей всех видов памяти: образной и словесно-логической, кратковременной, долговременной и оперативной.
Рассмотрим мнемические приемы, используемые в работе с детьми младшего школьного возраста по развитию произвольного запоминания.
- Группировка — разбивка материала на группы по каким-либо основаниям (например, существительные, прилагательные, глаголы или гласные и согласные буквы и т.д.).
- Аналогия — установление сходства, подобия в определенных отношениях предметов явлений или понятий (сходство при словообразовании)
- Серийная организация материала — установление или построение различных последовательностей, например, упорядочивание в пространстве, распределение во времени, по объему и т. п (например, существительное, прилагательное, глагол)
- Схематизация — изображение или описание чего-либо в основных чертах, упрощение представления запоминаемой информации (использование карто-схем при проведении разбора, карточек подсказок, пиктограмм)
- Смысловое соотнесение — соотнесение запоминаемой информации по смыслу с какой-либо другой, уже знакомой информацией.
- Составление плана — выделение и фиксация опорных пунктов (например, ключевых моментов сюжета).
- Повторение — многократное повторение одной и той же информации одними и теми же или различными способами.
Прием «повторение» — это один из самых фундаментальных и универсальных способов запоминания. К началу младшего школьного возраста значение этого приема, как способа запоминания, дети могут осознать и сами, без помощи взрослых. Однако организованное обучение этому приему значительно расширяет возможности и эффективность его использования. В частности, важно научить ребенка распределять повторения во времени, делать их разнообразными, осуществлять их не только во внешнем плане (повторение вслух, шепотом или беззвучно, лишь шевеля губами), но и во внутреннем (мысленно, без каких-либо внешних проявлений).37
Рассмотрим этот процесс на примере игры «Запомни буквы». Суть игры простая: вы показываете ребенку на короткое время, определенное количество знакомых ему букв, он должен их запомнить, а потом воспроизвести.
Первое, чему следует обучить ребенка, - это называнию вслух букв, которые необходимо запомнить. Это важно для того, чтобы ребенок сконцентрировал свое внимание на этих буквах и разобрался в них. Ведь сказать, как называется предмет, можно только после того, как проведен хотя бы элементарный анализ по его распознаванию. Кроме называния предмета вслух, предложите ребенку взять их в руки, потрогать, изучить его форму. Данный прием тоже способствует повышению эффективности запоминания, так как используется еще один канал поступления информации — тактильный. Объясните ребенку, что лучше запоминается то, что удается не только увидеть и услышать, но еще и пощупать.
Второй этап — обучение простому повторению запоминаемой информации. В данном случае - повторное называние каждой буквы. Пусть ребенок назовет все буквы два-три раза, но не подряд один и тот же, а как бы по кругу: сначала каждый предмет называется по одному разу, затем по второму разу и т.д. Такое повторение хоть и улучшает запоминание, но еще не является самым эффективным. Овладение им важно для подготовки к следующему этапу.
Третий этап — обучение повторению с выделением различных особенностей запоминаемого предмета. Чтобы сделать повторения более разнообразными, попросите ребенка каждый раз, когда называется предмет, направлять внимание на какую-нибудь другую его деталь (например, при первом повторении — на что похожа буква, при втором — на ее цвет и т.д.), а также менять интонацию, тембр голоса, громкость произношения.
Наконец, четвертый, самый важный и самый сложный для ребенка этап — обучение самопроверке того, что удалось запомнить. После того как сделано повторение, предложите малышу проверить себя — насколько хорошо он запомнил предметы. Пусть закроет глаза и попробует назвать их. Если все будет воспроизведено без ошибок, значит, запомнил хорошо (с целью закрепления такое воспроизведение (с закрытыми глазами) можно повторить еще раз). Если же были допущены какие-то ошибки или что-то не было воспроизведено, то предложите малышу еще раз посмотреть на предметы, самостоятельно определить, какие из них были забыты, и назвать их. Это является фактически еще одним повторением, однако в этом случае оно отличается уже избирательностью, так как повторяется, прежде всего, то, что хуже запомнилось. Как только забытое восстановлено, самопроверку следует провести еще раз.
Каждый этап направлен на обучение определенным приемам, поэтому пропускать никакой из них нельзя. Следует обратить внимание также на то, что прием «называние вслух» предмета следует постепенно перевести из внешней, громкой речи во внутреннюю (называние про себя). Не стремитесь, однако, к тому, чтобы ребенок быстро проскочил этап «громкой речи» и перешел к действию в уме. Для успешного овладения этим приемом крайне необходимы оба этапа. Переход к мысленному повторению имеет очень важное значение, поскольку делает возможной дальнейшую интеллектуализацию процесса запоминания, что особенно важно для детей. Такой переход является фундаментом, на котором можно формировать более сложные, но и более эффективные логические приемы запоминания у детей.38
Начинать обучение
Первый этап — обучение запоминанию уже сгруппированных предметов. Вы показываете картинки, заранее разделенные на 2 группы, картинки, изображающие предметы и картинки, изображающие действия или например слова, образованные приставочным способом, а другие слова суффиксальным Детям предлагается запомнить сами картинки и отвернуться. После этого вы убираете одну группу и предлагаете ребенку вспомнить, какая это была группа, и какие картинки в нее входили. Здесь дети еще не осуществляют самостоятельной группировки картинок, так как группы даны им в готовом виде. Однако для того чтобы назвать группу, они должны сопоставить между собой элементы материала внутри группы, найти общий признак в предметах, изображенных на картинках, и отразить его в обобщающем слове. Эта мыслительная работа облегчает запоминание материала. Осознавая смысловые связи между картинками внутри группы и различия между элементами материала разных групп, дети легче понимают значение группировки материала в целях лучшего его запоминания.