Развития памяти у детей младшего школьного возраста в процессе школьного обучение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 09:32, дипломная работа

Описание

Цель выпускной квалификационной работы: изучить возможности развития памяти у детей младшего школьного возраста в процессе школьного обучение.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме развития памяти у детей младшего школьного возраста;
Изучить особенности и психолого-педагогические приемы развития памяти у младших школьников в процессе школьного обучения.
Провести констатирующий эксперимент с целью диагностирования уровня развития памяти у детей младшего школьного возраста.
Осуществить формирующую работу с детьми младшего школьного возраста по развитию памяти в процессе школьного обучения.
Проверить эффективность психолого-педагогической работы посредством повторной диагностики.

Работа состоит из  1 файл

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ УЧАЩЕГОСЯ В ПРОЦЕССЕ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.doc

— 550.50 Кб (Скачать документ)

     Второй  этап — обучение запоминанию с  предварительной группировкой предметов, осуществляемой совместно со взрослым. Здесь вы раскладываете картинки вперемежку так, чтобы группы не были разделены. Затем вместе с ребенком определяете и называете обобщающими словами имеющиеся группы картинок, и малыш их запоминает. После этого вы убираете 2—3 картинки одной группы и предлагаете ребенку вспомнить, какие это были картинки. На этом этапе ребенок учится непосредственно перед запоминанием картинок проводить их группировку. Правда, пока с вашей помощью.

     Третий, заключительный, этап — обучение запоминанию с предварительной самостоятельной группировкой предметов. Здесь вы делаете все то же самое, что и на втором этапе, только предоставляете ребенку возможность проводить группировку картинок самостоятельно. И делать это он должен обязательно вслух, называя обобщающие слова и картинки, входящие в группы.

       Четвертый этап. На нем вы продолжаете  обучать ребенка использовать «дополнительные» картинки в качестве опоры для запоминания и воспроизведения слов. Однако здесь появляется еще одно усложнение. После того как вы зачитали все слова (а их количество на этом этапе можно довести до 15) и ребенок подобрал к ним картинки, вы эти картинки со стола убираете и просите восстановить слова. Таким образом, на этом этапе ребенок учится воспроизводить слова уже не с реальной, а с мысленной опорой на картинки.

     Пятый этап — заключительный. Здесь уже  моделируются условия, максимально приближенные к «боевым». Запоминать нужно тоже слова, но уже без использования вспомогательных картинок. При назывании слов ребенок должен мысленно выбрать для себя подходящие для них образы (мысленные картинки), а затем использовать эти образы при воспроизведении. После каждого такого упражнения предлагайте ребенку рассказать о своих представлениях, о том, какие картинки получились более яркими, какие — менее, какие слова вообще остались без картинок — их нужно особенно хорошо проанализировать и предложить ребенку разные варианты для выбора.

     До  того как начать обучение мнемическому приему «схематизация», желательно, чтобы ребенок научился пользоваться простейшими схематическими изображениями. Этот прием помогает ребенку при напсиании изложений. Этапы обучения «схематизации» как мнемического приема должны быть следующими.39

     Первый  этап — обучение умению схематически изображать простейшие предметы и использовать эти изображения для воспроизведения. Например, вы предлагаете ребенку 7—8 картинок различных предметов (утюг, книга, ручка, часы и др.) и просите его изобразить максимально простые, но понятные схемы этих предметов. После этого убираете картинки и предлагаете вспомнить изображенные на картинках предметы. При этом говорите ребенку, что при воспроизведении он может пользоваться своими схемами. На этом этапе главное внимание уделяется умению делать легко узнаваемые схематические изображения наглядно представленных предметов. Начинать лучше с таких предметов, схемы которых ребенок может изобразить легко.

     Второй  этап обучения проводится с использованием слов. Вы называете ребенку 8—9 понятий, обозначающих различные предметы и явления, а он должен изобразить их схематически. После того как схемы готовы, предложите ребенку воспроизвести названные вами слова. Здесь тоже важно начать с простых понятий, обозначающих конкретные предметы, а затем постепенно включать все более сложные, абстрактные понятия (например, ветер, радость, усталость и др.). Скорее всего, для того, чтобы научиться изображать такие понятия, ребенку понадобятся ваши примеры.

     Третий  этап — это работа с текстом. Запоминание текста, с одной стороны, проще, так как здесь можно использовать смысловые связи между словами, а с другой — сложнее, поскольку объем информации, которую нужно запомнить и изобразить схематически, значительно больше. Для обучения понадобятся небольшие рассказы или сказки, а также их схематические изображения в виде «кадров» (например, как в игре «Расскажи историю по схеме»). Вы даете ребенку эти изображения и рассказываете или читаете соответствующую историю. Ребенок должен установить связь между «кадрами» и отдельными моментами сюжета и, используя эти «кадры», воспроизвести рассказ. На данном этапе важно добиться того, чтобы воспроизведение осуществлялось обязательно с использованием схематических изображений. Для этого нужно отображать в «кадрах» такие детали рассказа, на которые дети обычно внимание не обращают (например, описание природы). Если эти детали при воспроизведении упускаются, обращайте на них внимание. Объясняйте, что именно в таких случаях могут помочь схемы и что нужно всего лишь внимательно их «читать». Ведь обычно на таких схемах нет ничего лишнего. И если на них что-то изображено, значит, это имеет определенный смысл.

     Четвертый этап похож на предыдущий, но несколько сложнее его. Здесь вы тоже зачитываете ребенку текст, но не даете ему готовых схем. Он должен подготовить их самостоятельно. Самой сложной задачей при выполнении этого задания является мысленное расчленение текста на «кадры». Чтобы облегчить ребенку задачу, читайте текст так, чтобы между такими смысловыми «кадрами» были заметные паузы. И обратите внимание малыша на то, что эти паузы будут ему подсказывать, для каких частей текста эти «кадры» нужно сделать. В случае затруднений можно использовать и такой метод: вы читаете часть текста, ребенок рисует к нему «кадр», затем вы читаете следующую часть текста, он готовит следующий «кадр» и т.д. Когда все «кадры» готовы, вы просите малыша пересказать по ним прочитанную историю. 40

     Наконец, последний, пятый этап предназначен для того, чтобы научить ребенка  по ходу восприятия текста создавать мысленные, а не реальные «кадры» основных его частей. Вы читаете текст, делая паузы после каждой смысловой части, а ребенок мысленно рисует для этих частей подходящие к ним «кадры».

     После этого он воспроизводит прочитанный  вами текст и рассказывает вам (или показывает в виде рисунков), какие «кадры» ему удалось сделать к этому тексту.

     Большинству детей справиться с заданиями  пятого этапа будет очень трудно. Для достижения успеха нужны, будут регулярные тренировки и время... В более старшем возрасте сделать это будет значительно легче.

       При организации обучения младших  школьников на уроках русского языка следует учитывать следующие особенности:

  • Учет и опора на ведущий зрительный или слуховой тип памяти (дополнительное привлечение наглядности или повторного проговаривания в слух);
  • Организация смыслового запоминания на основе выделения главного;
  • Визуализация запоминаемой информации (на основе ярких и несложных опорных конспектов);
  • Обеспечение эмоционального богатства передаваемой информации для привлечения резервов эмоциональной памяти;
  • Многократное повторение подлежащего запоминанию материала.

        Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что уроки русского языка создают благоприятную возможность для развития памяти у детей младшего школьного возраста.

 

2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 
 
 

2.1. Изучение уровня развития памяти у детей младшего школьного возраста 
 
 

     Цель: диагностировать уровень развития памяти у детей младшего школьного возраста

     Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Осуществить подбор диагностических методик для изучения уровня развития памяти у детей младшего школьного возраста;
  2. Провести диагностику уровня развития памяти у детей младшего школьного возраста
  3. Провести обработку результатов диагностики.

     Выборка: 10 детей контрольной группы – ученики 1 класса А школы № 1 и экспериментальная группа 10 детей – ученики 1 класса школы № 1

     Описание  диагностической методики: «Исследование продуктивности преднамеренного запоминания».

     Ребенку предлагают 15 предметных картинок, в  состав которых входят 3 серии картинок (по 5 в каждой), подобранных принципу сходства по какому-то обобщающему признаку (например, 5 картинок с изображением мебели, 5 картинок — овощи, 5 картинок — животные).

     Следует обратить внимание, замечают ли дети, что  набор картинок состоит из трех серий, группируют ли они в процессе, запоминания эти картинки по сериям, что явно способствует лучшему запоминанию, т. е. пользуются ли дети классификацией как логическим средством запоминания. Если ребенок сам не классифицирует картинки, задание конкретизируется:

     Оценка  результатов.

     Если ребенок правильно классифицирует картинки и называет 9—11 предметов, то продуктивность высокая, 6—9 — средняя, менее 6 — низкая

     Результаты  диагностики контрольной группы. 

ФИ  испытуемого возраст Количество  баллов Заключение
Оля М. 7,4 7 средний
Таня  П 7,2 5 низкий
Саша  О 7,4 4 низкий
Маша  Д. 7,8 6 низкий
Оля Т. 7,9 4 низкий
Андрей  Ц. 7,3 9 высокий
Андрей  К 7,4 6 низкий
Катя  Ш 7,8 7 средний
Лена  М. 7,2 8 средний
Виталя  Я 7,3 6 низкий
 

Таблица 2.1.1. Уровень развития произвольного запоминания у детей контрольной группы.

     Таким образом, для детей контрольной  группы характерен низкий и средний  уровень развития произвольного  запоминания.

       Дети данной выборки не умеют пользоваться рациональными приемами для запоминания, у большинства детей не сформированы навыки классификации, так как большинство детей не смогли классифицировать картинки по сериям, что способствовало бы, несомненно, лучшему запоминанию.

       Конкретизации задания также не способствовало лучшему запоминанию. Поведение детей во время процедуры тестирования было импульсивно. В начале дети проявили интерес к заданию, затем он быстро угасал, наблюдалась истощаемость, отвлекаемость на посторонние предметы при выполнении работы

     Количественный  анализ показывает, что только 30% детей выборки имеют средний уровень развития произвольного запоминания, тогда как 60 % детей имеют низкий уровень и 10% имеют высокий уровень

     Результаты  диагностики экспериментальной  группы. 

№ испытуемого возраст Количество  баллов Заключение
Марина  П 7,4 7 средний
Света М 7,2 4 низкий
Света К 6,5 4 низкий
Люба  С. 6,11 6 низкий
Эльвира З. 6,2 4 низкий
Сережа  П. 7,8 7 средний
Максим  Р. 6,11 6 средний
Игорь П 7,9 9 высокий
Максим  Э 8 6 низкий
Дима  В 7,1 6 низкий

Информация о работе Развития памяти у детей младшего школьного возраста в процессе школьного обучение