Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 17:28, курсовая работа
Цель исследования: теоретически и практически обосновать эффективные методы работы социального педагога с детьми младшего школьного возраста, пережившими развод родителей.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы социально-психологической проблемы неполных семей
6
1.1. Неполная семья как социально-психологическая проблема 6
1.2. Дети из неполных семей как объект социально-психологической деятельности
10
1.3. Методы и формы работы социального педагога с младшими школьниками из неполных семей
15
Глава II. ПРактическая работа по социально-педагогической деятельности с младшими школьниками из неполных семей
20
2.1. Организация практической работы 20
2.2. Практическая работа социального педагога общеобразовательной школы в работе с учащимися из неполных семей с использованием игровой терапии
29
2.3. Анализ результатов практической работы 33
Заключение 40
Список литературы 42
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ российской Федерации
белорецкий педагогический колледж
тема:
«Развод родителей как
социально-педагогическая
проблема»
Выполнила: | студентка 4 курса
группы «З» Желнина И.В. |
Специальность: | 0314
«Социальная педагогика» |
Проверила: |
Кожевникова Н.Г. |
Содержание
Введение | 3 | |
Глава I. Теоретические основы социально-психологической проблемы неполных семей | 6 | |
1.1. | Неполная семья как социально-психологическая проблема | 6 |
1.2. | Дети из неполных семей как объект социально-психологической деятельности | 10 |
1.3. | Методы и формы работы социального педагога с младшими школьниками из неполных семей | 15 |
Глава II. ПРактическая работа по социально-педагогической деятельности с младшими школьниками из неполных семей | 20 | |
2.1. | Организация практической работы | 20 |
2.2. | Практическая работа социального педагога общеобразовательной школы в работе с учащимися из неполных семей с использованием игровой терапии | 29 |
2.3. | Анализ результатов практической работы | 33 |
Заключение | 40 | |
Список литературы | 42 | |
Приложения |
Введение
Семья – это основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями друг к другу. Так же семей называют социальный институт, то есть устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания. Семейные отношения обычно определяют психологию и поведение человека, поэтому семья представляет особый интерес для социально-психологического исследования.
На сегодняшний день в России увеличилось количество неполных семей. Причинами возникновения неполной семьи может быть смерть одного из супругов, или развод, который происходит в связи со злоупотреблением спиртными напитками, бытовой неустроенностью супругов, супружеской неверностью, с проблемами распределения домашних обязанностей, с психологической несовместимостью. Но нередко неполная семья образуется и в результате внебрачного рождения ребёнка и усыновления одинокой женщиной чужого ребёнка.
Негативные процессы, порожденные современной социально-экономической ситуацией, проявляются особенно ярко именно на воспитании детей из неполных семей. Развод родителей, нестабильный, конфликтный стиль отношений в таких семьях искажают условия ранней социализации, оказываясь причиной нервно-психических расстройств, фактором риска возникновения асоциального поведения, личностной деформации, способствуя возникновению проблем взаимоотношения ребенка с социальным окружением. Все это затрудняет решение воспитательных задач в условиях неполной семьи и объясняет актуальность выбранной темы.
Для
разрешения различных проблем в
неполных семьях психологами и социальным
педагогом активно используются различные
методы работы с неполными семьями.
Развод становится все более распространенным явлением и поэтому вопрос о его влиянии на ребенка приобретает особую важность. По мнению многих социальных педагогов и психологов, развод родителей является главным негативным событием в жизни ребенка, причиной неуверенности и травмирующих переживаний. Первая эмоциональная реакция ребенка на развод родителей может включать в себя потрясение, страх, тревогу, неуверенность в будущем, ощущение собственной вины за случившееся, необходимость приспосабливаться к отсутствию одного из родителей, огорчение и печаль. Это и обуславливает актуальность выбранной темы.
Дети, пережившие развод или развод родителей, подвергаются большему риску столкнуться с психологическими проблемами, чем дети из полных семей Главные качества, необходимые социальному педагогу, - любовь и преданность детям, мастерство и знания, такт и порядочность, умение не злоупотреблять властью над людьми. Необходимо постоянно изучать своих подопечных, их быт, традиции, национальные особенности, культуру.
Всестороннее воздействие на личность ребенка и грамотно поставленная работа социального педагога помогает решить проблему адаптации детей в обществе. Все в комплексе способствует улучшению взаимопонимания и взаимопомощи с клиентами социальной службы: детьми, их родителями, педагогами.
Проблемы социальной работы с детьми из неполных семей, ответственности родителей и всего нашего общества за этих детей были и всегда будут одними из главных в педагогике, социологии и психологии, ведь будущее страны зависит от того, каким придет на смену это новое поколение.
Первичная социализация, закладывающая основу всего последующего функционирования человека, происходит в семье, которая во многом определяет круг социального воздействия на весь комплекс физической и духовной жизни растущего человека. Отсутствие в жизни ребенка одного из членов семьи - оказывает существенное негативное влияние на процесс социализации детей.
Проблема социальной адаптации детей из неполных семей всегда была актуальной, но стала еще более острой в связи с резким увеличением количества неполных семей вследствие разрушения нравственных устоев семьи и других негативных явлений.
Цель исследования: теоретически и практически обосновать эффективные методы работы социального педагога с детьми младшего школьного возраста, пережившими развод родителей.
Объект исследования: дети из неполных семей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: деятельность социального педагога в школе с детьми из неполных семей.
Исходя из поставленной цели, определив объект и предмет исследования, нам надо решить следующие задачи:
- Теоретически обосновать проблемы функционирования неполной семьи как института воспитания личности: рассмотреть неполную семью как социально-педагогическую проблему; детей в семьях разведенных родителей как объект социальной педагогики; методы работы социального педагога как профилактику дезадаптации детей из неполных семей;
- Провести практическую работу с детьми младшего школьного возраста из неполных семей.
Гипотеза: У детей младшего школьного возраста из неполных семей, уровень социальной адаптации путем снятия тревожности значительно повысится если:
1)
Будут созданы условия
для успешного
2) Будет осуществляться индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его особенностей.
Глава I. Теоретические
основы социально-педагогической
проблемы развода родителей
1.1.
Неполная семья как
социально-педагогическая
проблема
В последние годы специалисты, особенно демографы, все чаще обращают внимание на специфику положения в нашем обществе неполных семей. Они выделяют несколько основных источников формирования таких семей. Первый и наиболее массовый из них связан с распадом семьи вследствие развода супругов. Статистика свидетельствует, что только за 2003-2005 гг. более одного миллиона российских детей и подростков остались без одного родителя по причине распада брачного союза. Еще один источник пополнения неполных семей - внебрачная рождаемость, показатели которой в последние годы неуклонно возрастают: в 2003 г. в России родилось в незарегистрированном браке 25,33% от общего числа родившихся, в 2004 г. - 26,95%, в 2005 г. - 27,93%. Формированию неполных семей в значительной мере способствует также наблюдаемый в последнее десятилетие непропорциональный рост смертности мужчин в трудоспособном возрасте от неестественных причин (отравление, производственные травмы, военные действия и т.п.). Сегодня уровень смертности среди экономически активного населения мужского пола примерно такой, как в 1897 г.: лишь около 56% мужчин трудоспособного возраста доживают до 60 лет1. И не удивительно, что переписи населения последних десятилетий фиксируют рост числа неполных семей в общей численности семей России.
Таким образом, неполная семья – это когда в семье есть лишь один родитель с одним или несколькими детьми. Нередко неполная семья образуется и в результате внебрачного рождения ребёнка, а то и усыновление одинокой женщиной чужого ребёнка.
Среди проблем неполных семей особенно острой предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Сегодня в каждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей2.
Правы те, кто полагает, что издержки воспитания детей в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов. Как отмечает социолог И.Е. Калабихина, преобладающее большинство неполных семей имеют характеристики «бедных» и «зависимых от пособий». Поясним эти сугубо экономические термины. «Бедными» считаются семьи, в которых доход на одного члена ниже стоимости потребительской корзины. «Зависимыми от пособий» являются семьи, где социальные пособия составляют более 25% семейного бюджета. Размер таких социальных пособий неполной семье в России составляет менее 20 американских долларов в отличие от развитых стран, где жизнь на эти пособия лишь незначительно влияет на снижение материального положения семьи. В среднем по регионам России среди неполных семей доля «бедных» составляет 60,9%, а доля «зависимых от пособий» - 18,9% от их числа3. Калабихина И.Е. характеризует неполные семьи как имеющие серьезные материальные проблемы, поскольку они в целом «лидируют» по зависимости от социальной поддержки государства.
Кроме того, в этих семьях высок риск попадания в низкодоходные группы населения в связи с единственным кормильцем. Учитывая, что неполные семьи - преимущественно материнские (мать + ребенок), дополнительную угрозу им представляет нынешняя политика занятости в стране. Сегодня идет активное вытеснение женщин с рабочих мест на биржу труда или в сферу низкооплачиваемых бюджетных учреждений.
Следующая социальная характеристика, которая требует внимания общества к неполной семье с несовершеннолетними детьми, связана с качеством здоровья последних. Ученые-педиатры, исследующие уровень здоровья детей, приходят к неутешительному выводу: дети из неполных семей значительно чаще, чем дети из полных, подвержены острым и хроническим заболеваниям, протекающим в более тяжелой форме4. При этом неблагополучные показатели здоровья детей из неполных семей специалисты связывают не столько с влиянием стрессов развода, сколько с низкой медицинской активностью матери. Послеразводная адаптация матери объективно требует выполнения ею, прежде всего, функции материального обеспечения семьи в ущерб традиционно материнским обязанностям воспитания и укрепления здоровья детей. Медики отмечают существенные различия в образе жизни неполной семьи по сравнению с полной. Эти различия определяют основные факторы риска здоровья: статистически значима частота наличия в неполной семье вредных привычек (курение, употребление алкоголя), социально-бытовая и жилищная неустроенность, несоблюдение гигиенических норм жизни, необращаемость к врачам в случае болезни детей, самолечение и т.п.5.
Информация о работе Развод родителей как социально-педагогическая проблема