Развод родителей как социально-педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 17:28, курсовая работа

Описание

Цель исследования: теоретически и практически обосновать эффективные методы работы социального педагога с детьми младшего школьного возраста, пережившими развод родителей.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические основы социально-психологической проблемы неполных семей
6
1.1. Неполная семья как социально-психологическая проблема 6
1.2. Дети из неполных семей как объект социально-психологической деятельности
10
1.3. Методы и формы работы социального педагога с младшими школьниками из неполных семей
15
Глава II. ПРактическая работа по социально-педагогической деятельности с младшими школьниками из неполных семей

20
2.1. Организация практической работы 20
2.2. Практическая работа социального педагога общеобразовательной школы в работе с учащимися из неполных семей с использованием игровой терапии

29
2.3. Анализ результатов практической работы 33
Заключение 40
Список литературы 42

Работа состоит из  1 файл

Неполные семьи чисто чисто.doc

— 503.00 Кб (Скачать документ)

     6. Охранно-защитная, т.е. использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности. Содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.

     7. Посредническая, т.е. осуществление связи в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением и ближайшим окружением ребенка.

     Сюда  можно дополнить еще одну функцию - самообразование. Для любого профессионала важно постоянно пополнять свой интеллектуальный багаж. Этот факт касается и социального педагога.

     Теперь  следует остановиться на методах  работы школьного социального педагога с детьми из неполных семей.

     Изучая  семью, важно выяснить, как уживаются  в ней такие понятия, как любовь, понимание, жалобы, трудности, желания, надежды, отношение к современному состоянию общества в стране.

     Изучение  отношений внутри семьи и их обсуждение помогут педагогу представить положение  в ней ребенка. После изучения семьи перед социальным работником стоит задача создать внутри нее новые отношения. Это можно решить, вовлекая семью в различные клубы, группы здоровья, советы и бытовые объединения, организовывая совместный труд в саду, в огороде, в быту.

     Основными методами работы с семьей ребенка  из неполной семьи являются: метод  убеждения; метод наблюдения; беседа; метод социометрии;

     Именно  метод наблюдения дает социальному педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Социальный педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом.

     Чаще  всего социальный педагог прибегает  к методу беседы. Важно, чтобы к беседе социальный педагог готовился. В этом ему поможет анкетирование, составленный заранее вопросник и т.д.

     Поможет составить представление о ребенке  изучение его биографии, его поступков и мотивов.

     Метод социометрии, при котором, для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования, опроса и алгоритмов, оценки кризисного состояния ребенка.

     При изучении ребенка социальный педагог не может обойтись без анализа его психологического  и социального состояния.

     При работе с клиентами (детьми, родителями, педагогами), в обязанности школьного социального педагога входит:

  • обеспечение педагогической направленности содержания, форм, методов, используемых в ходе работы;
  • изучение медико-психолого-педагогических условий, влияющих на личность, его интересы, потребности;
  • организация социально-педагогической деятельности в социуме, различных видов сотрудничества детей и взрослых;
  • содействие детям и взрослым в решении личных и социальных проблем;
  • представление и защита интересов детей, их семей во взаимоотношениях с различными общественными инстанциями и структурами оказывает содействие в повышении социального статуса семьи.

     Наряду  с обязанностями школьный социальный педагог имеет следующие права:

  • представлять и защищать интересы клиентов в органах законодательной и исполнительной власти;
  • собирать информацию, связанную с нуждами клиентов; проводить социальные опросы, диагностические обследования;
  • делать официальные запросы в общественные организации, государственные учреждения с просьбой о решении личных и социальных проблем клиентов;
  • информировать государственные органы о состоянии той или иной проблемы в сфере своей деятельности;
  • вносить предложения в организации, учреждения, предприятия, коммерческие структуры  о поощрении родителей за социальные инициативы и активность;
  • вести активную работу по пропаганде опыта семейного воспитания, используя средства массовой информации;
  • способствовать правовому регулированию взаимоотношений детских организаций, объединений с различными государственно-общественными структурами.

     А правовая работа социального педагога включает в себя юридическую защиту ребенка. Нередко социальный педагог выступает в суде в его защиту.

     Социальный педагог должен быть посредником, привлекая медиков и юристов при физическом и сексуальном насилии над детьми. Он должен знать об уголовной ответственности за преступления против детей, за доведение до самоубийства в результате жестокого отношения к ребенку, за побои и истязания, за оставление без помощи в опасном положении.

     Социальный  педагог должен знать об охране материнства и детства, об охране труда детей и подростков, о праве ребенка на пенсию.

     Социальный  педагог, работающий в школе, в своей деятельности должен руководствоваться следующей документацией:

     1. Тексты административных документов по социально-педагогической работе. Законов и подзаконных актов по осуществлению прав ребенка;

     2. Должностная инструкция;

     3. Перспективный, календарный план работы на год, месяц, неделю;

     4. Циклограмма или график работы на неделю, месяц, утвержденный руководителем учреждения;

     5. График тематических групповых консультаций, график индивидуальных консультаций для отдельных групп населения;

     6. Проекты или программы по отдельным наиболее актуальным направлениям социально-педагогической работы;

     7. Документация: по учету правонарушений, отклонений в развитии, конфликтов в коллективе; по освоению индивидуальных образовательных маршрутов детьми, стоящими на внутришкольном контроле; по контролю за движением учащихся; действий и результатов преодоления нарушений;

     8. Документация по вопросам опеки и попечительства, регистрации по месту жительства и трудоустройству, защите прав ребенка в органах МВД и судебных органах;

     9. Учет обращений родителей, учителей, учащихся и разрешение поставленных ими проблем;

     10. Данные по изучению социального состава семей, социального портрета ученика, класса, школы, социальных ожиданий родителей, учащихся, педагогов, как субъектов образовательного процесса;

     11.Методические рекомендации для родителей;

     12.Методические рекомендации для классных руководителей, учителей по решению проблем социальной жизни ребенка и снятию конфликтов в межличностных отношениях;

     13.Систематизированная информация по городским и районным службам для   родителей и детей о возможных путях решения их проблем10.

     Каждый ребенок уникален, располагает собственным опытом, имеет свой уровень психического и физического развития. Социальный педагог осуществляет изучение всех сторон личности ребенка из неполной семьи. Таким образом, он накапливает банк данных о формирующейся индивидуальности младшего школьника. 

 

Глава II. ПРактическая работа по социально-педагогической деятельности с младшими школьниками из неполных семей 

2.1. Организация практической работы 

     В практике социально-педагогической работы уже сложилась определенная модель деятельности с неполными семьями. В нашей практической работе с детьми из неполных семей мы придерживались следующих этапов работы: 1 этап – диагностирующий, 2 этап – основной – работа социального педагога с детьми из неполных семей с использованием игровой терапии и 3 этап – контрольный, где подведем итоги проделанной работы.

      На 1 этапе проводится комплексная диагностика, где фиксируется показатель уровня социальной адаптации детей из полных и неполных семей, который сложился в обычных условиях обучения и воспитания, особенности родительских отношений, мотивационно-личностная сфера детей, определяются эмоционально-волевые особенности, исследуются межличностные отношения.

      Во 2 этапе – основном - предполагается активное формирование социально-адаптированной личности ребенка из неполной семьи при помощи работы социального педагога с применением метода игровой терапии.

      3 этап предполагает проведение исследования, где определяется степень различий в полученных показателях на первом и третьем этапах исследования свидетельство адекватности избранных нами условий, способных оказать влияние на сформированность тех или иных сторон детского развития.

      Практическая работа проводилась в общеобразовательной школе № 20 г. Белорецка Республики Башкортостан с учащимися 3 «в» класса. В ходе практической работы были использованы: экспертный опрос (беседа) с классным руководителем, оценочные тесты для детей, метод игровой терапии.

     Экспертная  оценка уровня социальной адаптации  школьников производилась социальным педагогом вне зависимости от состава семьи детей. В результате была получена объективная информация о степени сформированности социально значимых качеств у детей из семей разного типа.

     Цель  практической работы: применение метода игротерапии для профилактики дезадаптации детей младшего школьного возраста из неполных семей.

     1. Выявить детей из неполных семей в 3 «в» классе школы № 20 г.Белорецка, Республики Башкортостан (Диаграмма 1).

     2. Определить уровень социальной адаптации детей из полных и неполных семей различными методами (беседа с классным руководителем, тестирование детей).

     3. Провести профилактическую работу, способствующую социальной адаптации, с детьми из неполных семей при помощи метода игровой терапии.

     4. Оценить влияние метода игровой терапии на уровень социальной адаптации у школьников из неполных семей.

     В процессе практической работы нами были разработаны следующие принципы работы с младшими школьниками из неполных семей:

  1. Приоритет интересов младшего школьника (социальный педагог, в первую очередь, должен опираться на интересы младшего школьника из неполной семьи и, исходя из этих интересов, должен строить свою работу).
  2. Связь теории с практикой (социальный педагог, чувствуя настроение ребенка, зная его проблемы, реально оценивая возможности младшего школьника, устанавливает доброжелательные, гуманистические отношения, устраняет дефицит общения).
  3. Целенаправленность, последовательность и систематичность  воспитательных воздействий (для того, чтобы знания усваивались хорошо и были понятны воспитанникам, социальные педагоги объясняют их в упорядоченной и систематичной системе. Они заранее составляют план работы с младшими школьниками из неполных семей и действуют продуманно. Этот принцип обусловлен научной логикой изучаемого и закономерностями развития мышления младшего школьника).
  4. Дифференцированный подход к младшим школьникам (Этот принцип возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников, является одним из очень важных принципов воспитания, во многом обуславливающим действенность и результативность всех остальных. Социальный педагог учитывает возраст, жизненный опыт, силы и возможности каждого ребенка. Он выявляет детей одного возраста, фиксирует их возможности и потребности, после чего объединяет в группы для эффективности воспитания и развития их личности).
  5. Проблемность (Социальный педагог выявляет проблемы конкретного младшего школьника из неполной семьи, и, исходя из конкретных проблем, выстраивает свою работу).
  6. Диалогичность (Социальный педагог не должен основываться в своей деятельности только на внутренние  убеждения и знания, а должен выяснять у младшего школьника из неполной семьи его конкретные проблемы и затруднения).

Информация о работе Развод родителей как социально-педагогическая проблема