Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 17:28, курсовая работа
Цель исследования: теоретически и практически обосновать эффективные методы работы социального педагога с детьми младшего школьного возраста, пережившими развод родителей.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы социально-психологической проблемы неполных семей
6
1.1. Неполная семья как социально-психологическая проблема 6
1.2. Дети из неполных семей как объект социально-психологической деятельности
10
1.3. Методы и формы работы социального педагога с младшими школьниками из неполных семей
15
Глава II. ПРактическая работа по социально-педагогической деятельности с младшими школьниками из неполных семей
20
2.1. Организация практической работы 20
2.2. Практическая работа социального педагога общеобразовательной школы в работе с учащимися из неполных семей с использованием игровой терапии
29
2.3. Анализ результатов практической работы 33
Заключение 40
Список литературы 42
6. Охранно-защитная, т.е. использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности. Содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.
7. Посредническая, т.е. осуществление связи в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением и ближайшим окружением ребенка.
Сюда можно дополнить еще одну функцию - самообразование. Для любого профессионала важно постоянно пополнять свой интеллектуальный багаж. Этот факт касается и социального педагога.
Теперь следует остановиться на методах работы школьного социального педагога с детьми из неполных семей.
Изучая семью, важно выяснить, как уживаются в ней такие понятия, как любовь, понимание, жалобы, трудности, желания, надежды, отношение к современному состоянию общества в стране.
Изучение отношений внутри семьи и их обсуждение помогут педагогу представить положение в ней ребенка. После изучения семьи перед социальным работником стоит задача создать внутри нее новые отношения. Это можно решить, вовлекая семью в различные клубы, группы здоровья, советы и бытовые объединения, организовывая совместный труд в саду, в огороде, в быту.
Основными методами работы с семьей ребенка из неполной семьи являются: метод убеждения; метод наблюдения; беседа; метод социометрии;
Именно метод наблюдения дает социальному педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Социальный педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом.
Чаще всего социальный педагог прибегает к методу беседы. Важно, чтобы к беседе социальный педагог готовился. В этом ему поможет анкетирование, составленный заранее вопросник и т.д.
Поможет
составить представление о
Метод социометрии, при котором, для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования, опроса и алгоритмов, оценки кризисного состояния ребенка.
При изучении ребенка социальный педагог не может обойтись без анализа его психологического и социального состояния.
При работе с клиентами (детьми, родителями, педагогами), в обязанности школьного социального педагога входит:
Наряду с обязанностями школьный социальный педагог имеет следующие права:
А правовая работа социального педагога включает в себя юридическую защиту ребенка. Нередко социальный педагог выступает в суде в его защиту.
Социальный педагог должен быть посредником, привлекая медиков и юристов при физическом и сексуальном насилии над детьми. Он должен знать об уголовной ответственности за преступления против детей, за доведение до самоубийства в результате жестокого отношения к ребенку, за побои и истязания, за оставление без помощи в опасном положении.
Социальный педагог должен знать об охране материнства и детства, об охране труда детей и подростков, о праве ребенка на пенсию.
Социальный педагог, работающий в школе, в своей деятельности должен руководствоваться следующей документацией:
1. Тексты административных документов по социально-педагогической работе. Законов и подзаконных актов по осуществлению прав ребенка;
2. Должностная инструкция;
3. Перспективный, календарный план работы на год, месяц, неделю;
4. Циклограмма или график работы на неделю, месяц, утвержденный руководителем учреждения;
5. График тематических групповых консультаций, график индивидуальных консультаций для отдельных групп населения;
6. Проекты или программы по отдельным наиболее актуальным направлениям социально-педагогической работы;
7. Документация: по учету правонарушений, отклонений в развитии, конфликтов в коллективе; по освоению индивидуальных образовательных маршрутов детьми, стоящими на внутришкольном контроле; по контролю за движением учащихся; действий и результатов преодоления нарушений;
8. Документация по вопросам опеки и попечительства, регистрации по месту жительства и трудоустройству, защите прав ребенка в органах МВД и судебных органах;
9. Учет обращений родителей, учителей, учащихся и разрешение поставленных ими проблем;
10. Данные по изучению социального состава семей, социального портрета ученика, класса, школы, социальных ожиданий родителей, учащихся, педагогов, как субъектов образовательного процесса;
11.Методические рекомендации для родителей;
12.Методические рекомендации для классных руководителей, учителей по решению проблем социальной жизни ребенка и снятию конфликтов в межличностных отношениях;
13.Систематизированная информация по городским и районным службам для родителей и детей о возможных путях решения их проблем10.
Каждый
ребенок уникален, располагает собственным
опытом, имеет свой уровень психического
и физического развития. Социальный педагог
осуществляет изучение всех сторон личности
ребенка из неполной семьи. Таким образом,
он накапливает банк данных о формирующейся
индивидуальности младшего школьника.
Глава II. ПРактическая
работа по социально-педагогической
деятельности с младшими
школьниками из неполных
семей
2.1.
Организация практической
работы
В практике социально-педагогической работы уже сложилась определенная модель деятельности с неполными семьями. В нашей практической работе с детьми из неполных семей мы придерживались следующих этапов работы: 1 этап – диагностирующий, 2 этап – основной – работа социального педагога с детьми из неполных семей с использованием игровой терапии и 3 этап – контрольный, где подведем итоги проделанной работы.
На 1 этапе проводится комплексная диагностика, где фиксируется показатель уровня социальной адаптации детей из полных и неполных семей, который сложился в обычных условиях обучения и воспитания, особенности родительских отношений, мотивационно-личностная сфера детей, определяются эмоционально-волевые особенности, исследуются межличностные отношения.
Во 2 этапе – основном - предполагается активное формирование социально-адаптированной личности ребенка из неполной семьи при помощи работы социального педагога с применением метода игровой терапии.
3 этап предполагает проведение исследования, где определяется степень различий в полученных показателях на первом и третьем этапах исследования – свидетельство адекватности избранных нами условий, способных оказать влияние на сформированность тех или иных сторон детского развития.
Практическая работа проводилась в общеобразовательной школе № 20 г. Белорецка Республики Башкортостан с учащимися 3 «в» класса. В ходе практической работы были использованы: экспертный опрос (беседа) с классным руководителем, оценочные тесты для детей, метод игровой терапии.
Экспертная оценка уровня социальной адаптации школьников производилась социальным педагогом вне зависимости от состава семьи детей. В результате была получена объективная информация о степени сформированности социально значимых качеств у детей из семей разного типа.
Цель практической работы: применение метода игротерапии для профилактики дезадаптации детей младшего школьного возраста из неполных семей.
1. Выявить детей из неполных семей в 3 «в» классе школы № 20 г.Белорецка, Республики Башкортостан (Диаграмма 1).
2. Определить уровень социальной адаптации детей из полных и неполных семей различными методами (беседа с классным руководителем, тестирование детей).
3. Провести профилактическую работу, способствующую социальной адаптации, с детьми из неполных семей при помощи метода игровой терапии.
4. Оценить влияние метода игровой терапии на уровень социальной адаптации у школьников из неполных семей.
В процессе практической работы нами были разработаны следующие принципы работы с младшими школьниками из неполных семей:
Информация о работе Развод родителей как социально-педагогическая проблема