Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 17:28, курсовая работа
Цель исследования: теоретически и практически обосновать эффективные методы работы социального педагога с детьми младшего школьного возраста, пережившими развод родителей.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы социально-психологической проблемы неполных семей
6
1.1. Неполная семья как социально-психологическая проблема 6
1.2. Дети из неполных семей как объект социально-психологической деятельности
10
1.3. Методы и формы работы социального педагога с младшими школьниками из неполных семей
15
Глава II. ПРактическая работа по социально-педагогической деятельности с младшими школьниками из неполных семей
20
2.1. Организация практической работы 20
2.2. Практическая работа социального педагога общеобразовательной школы в работе с учащимися из неполных семей с использованием игровой терапии
29
2.3. Анализ результатов практической работы 33
Заключение 40
Список литературы 42
Соблюдение определенных нами принципов будет способствовать повышению результативности работы.
Для повышения уровня работы социального педагога был разработан план работы социального педагога в условиях общеобразовательной школы с использованием метода игровой терапии с младшими школьниками из неполных семей (Табл. 1).
План работы социального педагога
в
условиях общеобразовательной
школы с использованием
игровой терапии с младшими
школьниками из неполных
семей
№ блока | Цель | Игры |
1. | Расширение социальных знаний о социальном мире, социальных ролях | Сюжетно-ролевые
игры:
«Имею право» «Врач и пациент» «Звездный час» «Брейн - ринг» «Роли», и др. |
2. | Освоение социальных отношений; анализ фактов, вычленение главного | Игры с элементами
соревнований, психодраматические взаимодействия:
«Спасательный круг»
«Вперед, романтики» «За спиной» «Идеальный другой» «Догнать мяч» «Страна Олимпиадия» и др. |
3. | Освоение способов взаимодействия со средой, самостоятельное освоение передачи информации другим людям | Игры-походы, режиссерские
игры:
«Пойми меня» «Утренняя звезда» «Как трудно быть девочкой» «Летние забавы» «Лунный маскарад» «Белое и черное» «Праздник – безобразник» «Земля-матушка» «В мире животных» «Мы и природа» и др. |
Также нами был составлен план работы с родителями младших школьников из неполных семей:
По окончании практической работы, планируется достичь следующих результатов:
-
повысить уровень социальной
адаптации детей младшего
В исследовании принимали участие 20 учащихся 3 «в» класса (из них 8 мальчиков и 12 девочек).
Исследование проходило в течение 3 месяцев с 5.09.2006г по 1.12.2006г.
Среди них были выявлены дети из 5 неполных семей (Приложение 1). Затем дети были разделены на две группы:
контрольная – дети из полных семей - 15 чел (6 мальчиков и 9 девочек)
опытная
– дети из неполных семей - 5 чел (2 мальчика
и 3 девочки).
Диаграмма
1. Соотношения полных
и неполных семей
После того, как из общей группы школьников нами было выявлено 5 учеников из 5 неполных семей (4 семьи – материнских и 1 – отцовская, причем, в отцовской семье воспитывается мальчик), общая группа была разделена на контрольную – в которую входили дети из полных семей, и опытную – в которую входили дети из неполных семей, мы опросили классного руководителя, составили социальный паспорт для контрольной и опытной групп. Социальный паспорт был составлен отдельно для каждой из групп для того, чтобы можно было сравнить социальное состояние семей, отношения родителей к учебе своих детей и, уже на этом этапе, выявить некоторые семейные проблемы (Приложение 2).
Затем мы выяснили у классного руководителя, чем отличаются дети из неполных семей от детей из полных семей.
Классный руководитель пояснила, что дети из полных семей чувствуют себя более уверенно, т.к. они чувствуют моральную поддержку и отца и матери, а также более обеспечены материально, и им не надо задумываться, что поесть и одеть. Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка.
Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта и его социальную адаптацию. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Поэтому для определения эмоционального состояния школьников, мы, при проведении диагностики с ними, используем тест тревожности (опросник Спилбергера) (Приложение 3).
Результаты
обработки теста опытной и
контрольной группы мы выведем в
таблицу, где отобразим результаты
теста на определение ситуативной
и личной тревожности.
Таблица 2
Уровень
личной тревожности
Контрольная группа | Опытная группа | ||||
Имя, ф. ученика | Показатель в баллах | Уровень тревожности | Имя, ф. ученика | Показатель в баллах | Уровень тревожности |
1. Антон И. | 32 | умеренный | 1. Айдар В. | 54 | высокий |
2. Наиль А. | 48 | высокий | 2. Денир Р. | 46 | высокий |
3. Иван В. | 38 | умеренный | 3. Мария В. | 48 | высокий |
4. Руслан Х. | 30 | низкий | 4. Альбина Х. | 76 | высокий |
5. Стас Ф. | 29 | низкий | 5. Гузель А. | 61 | высокий |
6. Данис Г. | 31 | умеренный | |||
7. Алия П. | 36 | умеренный | |||
8. Лейсян К. | 24 | низкий | |||
9. Полина С. | 25 | низкий | |||
10. Арина С. | 32 | умеренный | |||
11. Анна Г. | 28 | низкий | |||
12. Айгуль Г. | 35 | умеренный | |||
13. Варвара С. | 46 | высокий | |||
14. Людмила М. | 38 | умеренный | |||
15. Венера Г. | 56 | высокий |
Таблица 3
Уровень
ситуативной тревожности
Контрольная группа | Опытная группа | ||||
Имя, ф. ученика | Показатель в баллах | Уровень тревожности | Имя, ф. ученика | Показатель в баллах | Уровень тревожности |
1. Антон И. | 38 | умеренный | 1. Айдар В. | 48 | высокий |
2. Наиль А. | 36 | умеренный | 2. Денир Р. | 48 | высокий |
3. Иван В. | 32 | умеренный | 3. Мария В. | 52 | высокий |
4. Руслан Х. | 28 | низкий | 4. Альбина Х. | 62 | высокий |
5. Стас Ф. | 30 | низкий | 5. Гузель А. | 40 | умеренный |
6. Данис Г. | 38 | умеренный | |||
7. Алия П. | 35 | умеренный | |||
8. Лейсян К. | 29 | низкий | |||
9. Полина С. | 28 | низкий | |||
10. Арина С. | 34 | умеренный | |||
11. Анна Г. | 38 | умеренный | |||
12. Айгуль Г. | 36 | умеренный | |||
13. Варвара С. | 55 | высокий | |||
14. Людмила М. | 36 | умеренный | |||
15. Венера Г. | 42 | умеренный |
Исходя из результатов исследования тревожности, можно заключить, что уровень тревожности у детей из неполных семей, гораздо выше, чем уровень тревожности у детей из полных семей. Причем уровень личной тревожности в обоих группах выше, чем уровень ситуативной.
Дети из неполных семей, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности.
Т.к. психологический тест выражает у детей из неполных семей высокий показатель личностной тревожности, это дает основание предполагать у этих детей появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.
Изобразим
наглядно разницу уровней тревожности
в контрольной и опытной
Диаграмма
2. Уровень личной
тревожности
Диаграмма
3. Уровень ситуативной
тревожности
Причем, у мальчиков, в обеих группах, уровень тревожности такой же, как и у девочек.
Диагностика выявила, что уровень тревожности у детей из неполных семей по всем показателям гораздо выше, чем у детей из полных семей.
Соответственно,
дети из неполных семей, у которых
очень высокий уровень
Таким образом, проведенный 1 этап практической работы выявил, что уровень тревожности у детей из неполных семей выше, чем у детей из полных семей, а значит, и уровень социальной адаптации у детей из неполных семей гораздо ниже.
Сложности процесса социальной адаптации младшего школьника в неполной семье объясняются, в том числе, наличием следующих недостатков воспитательной позиции одиноких родителей: дистанцирование родителя в ситуации потребности ребенка в совете, помощи; низкий контроль; слабая медицинская активность; недостаточная поддержка стремлений ребенка к достижениям.
2.2. Практическая работа социального педагога общеобразовательной школы в работе с учащимися из неполных семей
Информация о работе Развод родителей как социально-педагогическая проблема