Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 17:28, курсовая работа
Цель исследования: теоретически и практически обосновать эффективные методы работы социального педагога с детьми младшего школьного возраста, пережившими развод родителей.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы социально-психологической проблемы неполных семей
6
1.1. Неполная семья как социально-психологическая проблема 6
1.2. Дети из неполных семей как объект социально-психологической деятельности
10
1.3. Методы и формы работы социального педагога с младшими школьниками из неполных семей
15
Глава II. ПРактическая работа по социально-педагогической деятельности с младшими школьниками из неполных семей
20
2.1. Организация практической работы 20
2.2. Практическая работа социального педагога общеобразовательной школы в работе с учащимися из неполных семей с использованием игровой терапии
29
2.3. Анализ результатов практической работы 33
Заключение 40
Список литературы 42
Остается сравнить показатели 1 и 3 этапа опытной работы и сделать выводы.
Применение на втором этапе социоориентированных игр, т.е. игр, с использованием элементов соревнований, подвижных игр, конкурсов, позволило обеспечить позитивную динамику социальных знаний детей из неполных семей о себе, о многообразии социальных ролей и статусов, специфики действий в соответствии с социальными нормами и правилами; об основных социальных институтах, различных способах организации социоориентированных игр; о значимости передачи социальной информации; о новых приемах и способах самореализации.
В играх такой формы ребенок овладевает социальными нормами и требованиями к члену социального мира, познает себя, других людей, постигает смысл взаимоотношений между людьми.
Родители приходили не всегда и не все, но дети были рады игре со взрослыми.
Результаты
изучения тревожности свидетельствуют
о понижении уровня тревожности респондентов
за 3 месяца: произошло увеличение доли
детей из неполных семей с умеренной и
низкой тревожностью. Также уровень тревожности
снизился у детей из полных семей, которые
посещали игровые занятия (Диаграмма
4, 5).
Диаграмма
4. Уровень личной
тревожности
Диаграмма
5. Уровень ситуативной
тревожности
Теперь
необходимо сравнить тревожность детей
на начало опытной работы и на окончание
(Диаграмма 6, 7).
Диаграмма
6. Изменение уровня
личной тревожности
в контрольной группе
Диаграмма
7. Изменение уровня
личной тревожности
в опытной группе
Таким образом, в обоих группах уровень личной тревожности снизился, а в опытной группе не осталось не одного ребенка с высоким уровнем тревожности. То, что в контрольной группе осталась одна девочка с высоким уровнем тревожности, объясняется тем, что она не посещала ни одного занятия игровой терапии.
В результате практической работы происходит изменение интереса детей из неполных семей к познанию социальных норм, своих прав и обязательств в социуме. Дети стали проявлять устойчивый интерес к событиям общественной жизни в стране, городе, своим правам и обязанностям, традициям учреждения, принимать активное участие в жизни коллектива школы и т.д.
Далее
наглядно представим изменение уровня
ситуативной тревожности в
Диаграмма 8. Изменение уровня ситуативной тревожности
в контрольной группе
Диаграмма 9. Изменение уровня ситуативной тревожности
в
опытной группе
Таким образом, уровень ситуативной тревожности также понизился в обоих группах. Причем, в опытной группе все дети на конец опытной работы стали иметь умеренную тревожность, хотя в начале работы у всех была высокая тревожность.
Постоянное участие детей из неполных семей в разнообразной и содержательной игровой деятельности совместно с детьми из полных семей сплачивало коллектив, обеспечивало систематическое возникновение отношений ответственной зависимости, позволяло детям из неполных семей устанавливать социально-нормативные взаимоотношения со сверстниками.
Положительный эмоциональный настрой, сопровождающий игровую деятельность, побуждал участников практической работы проявлять активность в творческой преобразующей деятельности. Ребенок оперировал знаниями об окружающем мире, глубже его познавал, самостоятельно ставил цель, планировал свою деятельность, создавал в меру своих сил и возможностей собственное «социальное пространство», что являлось показателем его самореализации и социализирующего характера игровой среды.
Результаты диагностики детей из неполных семей в начале и конце опытной работы показали позитивную динамику по уровню тревожности, а, соответственно, социальной адаптации в целом. Наблюдается позитивная динамика уровня тревожности в опытной группе (от высокого уровня личной тревожности у 100% детей из неполных семей до умеренного у 20% детей и низкого у 80% детей; и от высокого уровня ситуативной тревожности у 80% детей и умеренного у 20% до низкого у 60% детей и умеренного у 40%).
Это
свидетельствует об эффективной деятельности
социального педагога с применением метода
игровой терапии при работе педагога как
с детьми из неполных семей, так и с детьми
из полных семей.
Заключение
Подводя итог проделанной работе, можно сделать следующие выводы.
Негативное влияние развода на социальную адаптацию детей проявляется не только в рамках межличностного взаимодействия с родителями, но и распространяется на другие сферы жизнедеятельности.
В ряде исследований отмечаются, в частности, снижение познавательных установок у детей развода, низкая школьная успеваемость и слабая выраженность стремления к достижениям.
Социальная адаптация детей из неполных семей протекает как процесс установления субъектом взаимоотношений с обществом на основе реализации индивидуальной стратегии социального обучения, самопознания и самореализации личности. Целевая педагогическая поддержка социальной адаптации детей из неполных семей в игровой деятельности способствует накоплению и осмыслению знаний о социальной действительности, формированию социально ориентированных мотивов и творческому овладению многообразием социальных ролей, обогащающим социальный опыт личности.
Социальная адаптация младших школьников из неполных семей в ходе игровой деятельности включает в себя следующие последовательно взаимосвязанные этапы: репродуктивный (социальное обучение), этап самопознания, творческий (этап самореализации), что обеспечивает закономерность формирования социально значимых качеств, постепенность и систематичность реализации предложенной модели снятия тревожности в ходе игровой деятельности.
Эффективность протекания процесса снятия тревожности, а значит, и социальной адаптации детей из неполных семей в ходе игровой деятельности, обеспечивается реализацией таких психолого-педагогических условий, как аксиологическая ориентация воспитательного процесса, акмеологическая направленность процесса социальной адаптации, гуманизация процесса воспитания, целевое конструирование социально ориентированного содержания игровой деятельности, активизирующее социальное обучение, самопознание и самореализацию детей из неполных семей; педагогическое обеспечение социально развивающего общения, стимулирующее мотивацию к позитивному взаимодействию с социумом; создание социализирующей игровой среды, обусловливающей творческую актуализацию социального опыта детей из неполных семей; а также учетом индивидуальных личностных особенностей ребят.
Таким образом, эффективность социальной адаптации младших школьников из неполных семей путем снятия тревожности в ходе игровой деятельности подтверждается позитивной динамикой.
литература
Информация о работе Развод родителей как социально-педагогическая проблема