Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 17:28, курсовая работа
Цель исследования: теоретически и практически обосновать эффективные методы работы социального педагога с детьми младшего школьного возраста, пережившими развод родителей.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы социально-психологической проблемы неполных семей
6
1.1. Неполная семья как социально-психологическая проблема 6
1.2. Дети из неполных семей как объект социально-психологической деятельности
10
1.3. Методы и формы работы социального педагога с младшими школьниками из неполных семей
15
Глава II. ПРактическая работа по социально-педагогической деятельности с младшими школьниками из неполных семей
20
2.1. Организация практической работы 20
2.2. Практическая работа социального педагога общеобразовательной школы в работе с учащимися из неполных семей с использованием игровой терапии
29
2.3. Анализ результатов практической работы 33
Заключение 40
Список литературы 42
Таким образом, специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. Примечательно, что американские психологи, анализируя особенности возникающих в неполной семье проблем воспитания, предостерегают от прямого увязывания этих проблем с отсутствием отца. По их мнению, издержки воспитания в неполной семье являются, прежде всего, следствием ограниченных материальных ресурсов и низкого социального статуса такой семьи и лишь косвенно связаны с отсутствием в ней второго супруга. Точку зрения о непрямом влиянии на воспитательный результат фактора отсутствия отца поддерживает и отечественный ученый-педиатр Е.В. Андрюшина, подкрепляя свою позицию аргументом о необходимости развивать в России службу медико-социальной помощи семье в кризисной ситуации6. В рамках воспитательной деятельности матерям не удается осуществлять полноценный контроль за детьми и в целом влиять на их поведение. По собственным оценкам таких женщин, эффективному воспитанию мешает ряд объективных причин. Во-первых, разрушается привычная триада в семье: «отец + мать + дети»; во-вторых, мать испытывает чувство вины перед ребенком за развод; в-третьих, ребенок считает мать виновной за потерю отца. Наконец, четвертая и главная причина - чрезмерная занятость матери на работе, не позволяющая уделять детям достаточно внимания.
Неполная семья может относиться к благополучным или неблагополучным семьям, семьям группы риска или асоциальным семьям. Дадим краткую характеристику каждой из названных семей. Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачу его воспитания и развития. В случае возникновения проблем им хватает однократной помощи в рамках краткосрочной модели работы.
Особое внимание необходимо обратить на взаимоотношения между всеми членами неполной семьи в каждой из этих семей, так как от этого зависит процесс формирования личности ребенка, в ней воспитывающегося. Чтобы изучить возможные отношения между взрослыми и детьми в неполных семьях, необходимо знать существующие стили родительского отношения к детям.
У детей, воспитывающихся в неполных семьях при авторитарных родителях, психологическое и эмоциональное состояние еще более усугубляется. Ребенок строго подотчетен в выборе друзей, что негативным образом влияет на взаимоотношения со сверстниками, это способствует появлению замкнутости, агрессивности, психологических проблем. Все действия ребенка подвергаются строжайшему контролю. Мать (отец) предпочитает оказывать большое влияние на детей, способна настаивать на выполнении своих требований. Дети при этом становятся агрессивны, но в тоже время происходит совершенное усвоение родительских стандартов и норм.
При снисходительных родителях в неполных семьях оставшийся родитель пытается найти для себя оправдание, если не справляется с воспитанием ребенка. Мать (отец) не стремится исправить сложившуюся ситуацию, а все бросает на самотек. Известно, что "попустительство и вседозволенность со стороны матери приводит к развитию неадекватных представлений о самом себе, об окружающем мире, способах конструктивного взаимодействия с другими людьми". По мнению А. Балинского, "чрезмерно снисходительное отношение является причиной переходящей через край эмоциональности у детей7".
Таким
образом, актуальность проблем современной
семьи требует от специалистов разных
областей и всего общества в целом осмысления
уже имеющегося опыта по поддержке неполных
семей, разработки и внедрения новых программ
социальной защиты и поддержки такой категории
семей с целью предотвращения детской
беспризорности, бродяжничества, социального
сиротства и стабилизации общества.
1.2.
Дети в семьях разведенных
родителей как объект
социально-педагогической
деятельности
Как
зарубежные, так и российские исследования
воспитательной дееспособности неполной
семьи зафиксировали ряд
Остановимся на некоторых наиболее значимых и распространенных качественных проявлениях, которые с полной очевидностью можно объяснить влиянием развода в семье.
Педагогика оценивает показатель идентификации детей со своими родителями одним из основных критериев эффективности семейного воспитания, при котором ребенок как бы выражает принятие нравственных и идеологических норм своих родителей. Осуществление этой составляющей воспитательного процесса в неполной семье деформируется в связи с отсутствием одного родителя.
Негативное влияние развода на социальную адаптацию детей проявляется не только в рамках межличностного взаимодействия с родителями, но и распространяется на другие сферы жизнедеятельности.
В ряде исследований отмечаются, в частности, снижение познавательных установок у детей развода, низкая школьная успеваемость и слабая выраженность стремления к достижениям.
Эмпирически подтверждено, что дети, растущие в неполных семьях, получают более низкое образование и поэтому имеют впоследствии более низкий уровень доходов8.
В научном мире существует устойчивая точка зрения о слабо развитом стремлении к достижению значимых жизненных целей у детей, испытавших развод родителей.
Преобладающее большинство социальных характеристик детей, переживающих развод, свидетельствует, к сожалению, о негативном характере его последствий на личность ребенка. Так, все без исключения социальные педагоги и специалисты, работающие с последствиями распада семьи, отмечают высокий уровень тревожности, свойственный детям развода.
В младшем школьном возрасте появляется тревожность детей как реакция на объективные трудности функционирования неполной семьи и личные проблемы детей как следствие семейного неблагополучия. Первая группа тревожности свидетельствует, прежде всего, о значительном отставании материальных возможностей неполной семьи по сравнению с полной. Обостренное беспокойство детей развода о здоровье близких объясняется их опасениями потерять единственного оставшегося с ними родителя. Вторая группа причин тревожности детей связана с их личностными проблемами. Эти детские страхи выявляются через переживания разногласий с родителями, а также через трудности усвоения школьной программы.
Как известно, развод в семье значительно повышает частоту конфликтов ребенка с родителями. Формируется высокая тревожность, связанная с необходимостью строить отношения с каждым родителем отдельно, не вступать в конфликт, лояльности (т.е. не демонстрировать своих предпочтений того или иного родителя). Развод родителей порождает в душе ребенка враждебность к отцу, покинувшему его, ребенка, и к матери, позволившей отцу уйти. Формируется и проявляется в поведении агрессия по отношению к обоим родителям, особенно к матери, которой вменяется вина за уход отца.
Тревога школьников младших классов по поводу неуспехов в учебе связана не столько с сиюминутной, сколько с перспективной ситуацией. Дети развода реально оценивают ограниченные возможности помощи и поддержки со стороны семьи и более остро испытывают беспокойство за реализацию своих жизненных планов.
Надо
обратить особое внимание на повышенную
уязвимость мальчиков в неполной
семье и наличие у них
Специалисты отмечают более выраженные негативные последствия ситуации в неполной семье у детей развода, в отличие от детей, потерявших родителей в результате преждевременной смерти. Если последние пережили потерю родителя как следствие несчастного случая, то у переживших развод родителей уход одного из них связан с представлением о предательстве, отсутствии любви и собственной незначимости.
В неполных семьях самооценка ребёнка носит заниженный характер. Детей с заниженной самооценкой отличает недооценка своих возможностей, невысокая требовательность к себе, притупление чувства собственного достоинства. Уровень притязаний этих детей невысок. Они часто пассивны, или наоборот, агрессивны, тяжело вступают в контакт с одноклассниками.
Дети развода больше подвержены психологической деформации личности, кроме того, что они имеют низкие самооценки, больше подвержены комплексам, у них выше индекс тревожности.
Тревожность
– это переживание
Таким образом, понятием «тревожность» психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.
Личностная
тревожность может
Дети тревожатся по причине финансовых трудностей, по поводу здоровья родных. Обостренное беспокойство о здоровье близких объясняется их опасениями потерять единственного родителя. Это тревожное чувство формируется у них на первом этапе распада семьи и сопровождает их до обретения полной социальной и материальной самостоятельности. Вторая группа причин тревожности связанна с их личными проблемами. Детские страхи выявляются через переживания разногласий с родителями, а также через трудности усвоения школьной программы.
Остановимся еще на одном существенном и объективизированном социальном последствии воспитания детей в неполной семье. По данным МВД России за 2005 г., 41,5% от общего числа несовершеннолетних правонарушителей, содержащихся в центрах временной изоляции, являются представителями неполных семей. Среди стоящих на учете в подразделениях по предупреждению правонарушений несовершеннолетних 38,3% составляют дети с одним родителем. Причем, этот показатель имеет тенденцию к росту: в 2004 г. составлял 36,7%.
Таким
образом, у детей из неполных семей наблюдаются
отклонения в психическом развитии, нарушения
половой идентичности, результатом издержек
материнского воспитания в неполной семье
может стать деформация личности ребенка
уже в раннем детстве. Как у мальчиков,
так и у девочек из неполных семей чаще
проявляются повышенная возбудимость
и неустойчивость настроения, конфликтность,
упрямство, негативизм. К тому же они испытывают
большие трудности в адаптации и общении
со сверстниками.
1.3. Деятельность социального педагога
с
младшими школьниками
из неполных семей
Социальный
педагог выполняет большой
1. Образовательно-воспитательная, т.е. обеспечение целенаправлен-ного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; содействие всех социальных институтов, учреждений физической культуры и спорта, средства массовой информации.
2. Диагностическая, т.е. постановка «социального диагноза», для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения; выявление позитивных и негативных влияний и различного рода проблем.
3. Организаторская, т.е. организация общественно-ценной деятельности детей и взрослых, педагогов и волонтеров в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки воспитания и развития реализации планов и программ.
4. Прогностическая и экспертная, т.е. участие в программировании, прогнозировании, проектировании процесса социального развития конкретного микросоциума, в деятельности различных институтов по социальной работе.
5.
Организационно-
Информация о работе Развод родителей как социально-педагогическая проблема