Развод родителей как социально-педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 17:28, курсовая работа

Описание

Цель исследования: теоретически и практически обосновать эффективные методы работы социального педагога с детьми младшего школьного возраста, пережившими развод родителей.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические основы социально-психологической проблемы неполных семей
6
1.1. Неполная семья как социально-психологическая проблема 6
1.2. Дети из неполных семей как объект социально-психологической деятельности
10
1.3. Методы и формы работы социального педагога с младшими школьниками из неполных семей
15
Глава II. ПРактическая работа по социально-педагогической деятельности с младшими школьниками из неполных семей

20
2.1. Организация практической работы 20
2.2. Практическая работа социального педагога общеобразовательной школы в работе с учащимися из неполных семей с использованием игровой терапии

29
2.3. Анализ результатов практической работы 33
Заключение 40
Список литературы 42

Работа состоит из  1 файл

Неполные семьи чисто чисто.doc

— 503.00 Кб (Скачать документ)

с использованием игровой  терапии 

     Основные  критерии, определяющие эффективность  протекания процесса социальной адаптации  в ходе игровой деятельности соответствуют ее структурным компонентам: информационный (совокупность социальных знаний; способность к передаче социальной информации); мотивационный (интерес к познанию социальных норм, своих прав и обязанностей в социуме); деятельностный (интенсивность участия в игровой деятельности; социально адекватная нормативность поведения). На основе конкретных показателей тревожности у детей из неполных семей определены ее уровни: высокий, умеренный, низкий, что позволяет осуществлять диагностирование, прогнозирование, управление процессом тревожности в ходе игровой деятельности.

     Поэтому второй – основной - этап проводился социальным педагогом с использованием игрового метода для профилактики дезадаптации у детей из неполных семей.

     На  игровые занятия социальный педагог пригласил также и детей из полных семей (по желанию). Дети из полных семей также с удовольствием ходили на занятия.

     В беседе с детьми были выявлены игры, в которые дети любят играть. Большинство  детей из неполных семей назвали  обычные игры типа «салки», «прятки», но правила игры сформулировать смогли лишь два ребенка из неполных семей и три ребенка из полных – пришедшие на игровые занятия «для интересного времяпровождения». Выяснилось, что устойчивый интерес дети проявляют к сюжетно-ролевым играм и привыкли руководствоваться в игре непосредственными указаниями взрослого.

     Для поднятия уровня социальной адаптации  детей из неполных семей, мы последовательно  усложняли конструирование блоков ситуаций, содержащих блоки сюжетно-ролевых игр, игр-походов, игр-состязаний,   психотренинговых и режиссерских игр.

     Каждый  предшествующий блок программы являлся  подготовительным по отношению к последующему, более высокому, а вновь приобретенные способности служили основой для развития структурных компонентов социальной адаптации детей из неполных семей.

     В опытной работе были использованы самые  разнообразные игры (табл. 4).

     Таблица 4

Компоненты Цель Игры Прогнозируемый  результат
Информации-онный Расширение  социальных знаний о социальном мире, социальных ролях Сюжетно-ролевые  игры («Имею право», «Врач и пациент», «Звездный час», «Брейн - ринг», «Роли», и др.) Вхождение в  информационное пространство, умение обсуждать социальные явления, ориентироваться в потоке информации
Мотивацион-ный        Освоение социальных отношений; анализ фактов, вычленение главного Игры с элементами соревнований, психодраматические взаимодействия («Спасательный круг», «Вперед, романтики», «За спиной», «Идеальный

другой», «Догнать мяч», «Страна Олимпиадия» и др.)

Способность действовать адекватно условиям, оперативно оценивать условия и партнеров, коррекция своего поведения
Деятельност-ный Освоение способов взаимодействия со средой, самостоятельное освоение передачи информации другим людям Игры-походы, режиссерские игры («Пойми меня», «Утренняя звезда», «Как трудно быть девочкой», «Летние забавы», «Лунный маскарад», «Белое и черное», «Праздник – безобразник», «Земля-матушка», «В мире животных», «Мы и природа» и др.) Осознание ответственности за свои поступки, включенность ребенка в самостоятельное творчество, осознанное отношение к игре как общественно и личностно значимой деятельности, направленность на передачу социальной информации

     На  данном этапе опытной работы апробировано такое педагогическое условие реализации модели – как целевое конструирование содержания игровой деятельности, ориентированного на социальную адаптацию детей из неполных семей.

     Перед  педагогом стоит задача – стимулировать  творческую активность детей в игре. Этому способствует развертывание  игры с включением в нее различных ролей: из разных сфер социальной жизни, из разных литературных произведений, сказок, а также соединение сказочных и реальных персонажей. Например, воспитатель детского сада и милиционер, пожарник и баба-яга, Буратино и врач.

     При включении в игровой процесс для детей из неполных семей сюжетно-ролевых игр, социальный педагог учитывает игровые интересы детей, которые в обычных совместных играх часто не могут реализоваться. Социальный педагог в совместной с детьми игре должен показать, как можно развернуть сюжет с такими, казалось бы, несоединимыми ролями. Он всячески поощряет детей, которые вводят в предварительный план игры новые ситуации, события и действующих лиц, так как это является показателем свободного владения игровыми способами деятельности и творческой активности ребенка (Приложение 4).

     Создание  обстановки для сюжетно-ролевой  игры или конструирование недостающих  предметов в ходе уже развернувшегося сюжета помогает четче обозначить игровую ситуацию интереснее осуществить игровые действия, точнее согласовать замысел игры между ее участниками. Обычно для этой цели используют строительный материал готовые детали игрушек. При этом важно помнить, что обстановка должна быть не только удобной для игры, но и похожей на настоящую, так как не все дети сразу могут воспринимать чисто символическую, воображаемую ситуацию. Особенно это относится к групповым  играм, где важно для всех участников обозначить ситуацию игры и предметы.

     Для проведения соревновательных игр приглашались также и родители детей, как из полных, так и из неполных семей.

     В ходе реализации данного блока (посредством  использования игр с элементами соревнований, подвижных игр, конкурсов) происходило освоение социальных отношений, стимулирующих мотивацию социализации, в основе которой лежит интерес к познанию социальных норм, своих прав и обязанностей в социуме, самооценка в системе статусно-ролевых связей общества (Приложение 5).

     Игровая деятельность постепенно усложнялась  по нескольким направлениям: использование разнообразных видов групповой работы, увеличение степени самостоятельности детей, повышение сложности игрового материала, применяемого в группах.

     Также  были проведены игры в походах  и прогулках с детьми как из полных, так и из неполных семей. Дети из неполных семей присутствовали в полном составе, тогда как дети из полных семей приходили на занятие большинством, но не все, т.к. игры в этом возрасте имеют приоритетное значение и способствуют социальной адаптации детей.

     На  данном этапе опытной работы основное место отводилось созданию социализирующей игровой среды детей, обеспечивающей интенсивное участие ребенка в играх, формирующей адекватно-нормативное поведение и способствующей творческой актуализации детей. В качестве основных средств использовались режиссерские игры, созданные детьми, и игры-походы, которые активизировали деятельностный компонент социализации детей из неполных семей («Лунный маскарад», «Мы – разбойники», «Страна Чистюля», «Земля-матушка», «В мире животных», «Мы и природа» и др.).

     Подбор  и сочетание организованных видов игр были обусловлены потребностью развития инициативы, фантазии и активности ребенка: он был свободен в выборе сюжета, роли, в определенном изменении содержания, направления игры (при согласовании с партнером), в выборе игровых материалов и т.д. Обеспечивалась высокая эмоциональность занятий, свобода самовыражения ребенка в ситуациях, обеспечивающих познание своих возможностей и творческую самореализацию.

     Содержание, структура игр и организационная  деятельность усложнялись в процессе опытной работы. Создавались нестандартные условия самостоятельной разработки и инсценирования игр (распределение ролей и поручений).

     Содержание  практической работы предполагало: проведение детьми анализа собственной игровой деятельности; оценку деятельности участников игры, ее хода, результатов; перенос знаний, умений в новую ситуацию; проявление критичности (адекватное оценивание собственной деятельности и деятельности товарищей по игре); проявление умения высказывать, доказывать и аргументировать свою точку зрения.

     Детям, встретившимся с фактами неумения следовать общепринятым нормам поведения, в ходе дальнейших занятий предлагалось обсудить данную проблему.  

2.3. Анализ результатов  практической работы 

     Третий  этап практической работы – контрольный – проводился  аналогично первому этапу. На данном этапе нами было выявлено, насколько повысился уровень социальной адаптации у детей из неполных семей. Для этого была проведена повторная беседа с классным руководителем, которая сделала следующие выводы.

     Дети  опытной группы стали проявлять меньше беспокойства в стрессовых ситуациях, например при ответе на занятиях, выступлении на утренниках и т. д. Изменились и межличностные отношения со взрослыми и сверстниками. Дети стали меньше проявлять робость и нерешительность, полученные навыки установления контактов с другими детьми позволили им занять более высокое статусное положение в группе сверстников.

     Следующим шагом было повторное тестирование детей с целью контроля изменений уровня тревожности по опроснику Спилбергера.

     Результаты обработки теста контрольного эксперимента, мы выразим в таблице:

     Таблица 5

Уровень личной тревожности

Контрольная группа Опытная группа
Имя, ф. ученика Показатель  в баллах Уровень тревожности Имя, ф. ученика Показатель  в баллах Уровень тревожности
1. Антон И. 29 низкий 1. Айдар В. 40 умеренный
2. Наиль А. 42 умеренный 2. Денир Р. 38 умеренный
3. Иван В. 38 умеренный 3. Мария В. 30 низкий
4. Руслан Х. 28 низкий 4. Альбина Х. 36 умеренный
5. Стас Ф. 29 низкий 5. Гузель А. 44 умеренный
6. Данис Г. 26 низкий      
7. Алия П. 36 умеренный      
8. Лейсян К. 24 низкий      
9. Полина С. 25 низкий      
10. Арина С. 32 умеренный      
11. Анна Г. 28 низкий      
12. Айгуль Г. 33 умеренный      
13. Варвара С. 43 умеренный      
14. Людмила М. 34 умеренный      
15. Венера Г. 46 высокий      
 

     Таблица 6

Уровень ситуативной тревожности

Контрольная группа Опытная группа
Имя, ф. ученика Показатель  в баллах Уровень тревожности Имя, ф. ученика Показатель  в баллах Уровень тревожности
1. Антон И. 30 низкий 1. Айдар В. 36 умеренный
2. Наиль А. 33 умеренный 2. Денир Р. 40 умеренный
3. Иван В. 30 низкий 3. Мария В. 38 умеренный
4. Руслан Х. 29 низкий 4. Альбина Х. 43 умеренный
5. Стас Ф. 30 низкий 5. Гузель А. 35 умеренный
6. Данис Г. 35 умеренный      
7. Алия П. 30 низкий      
8. Лейсян К. 28 низкий      
9. Полина С. 27 низкий      
10. Арина С. 30 низкий      
11. Анна Г. 38 умеренный      
12. Айгуль Г. 36 умеренный      
13. Варвара С. 48 умеренный      
14. Людмила М. 30 низкий      
15. Венера Г. 36 умеренный      

Информация о работе Развод родителей как социально-педагогическая проблема