Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 17:28, курсовая работа
Цель исследования: теоретически и практически обосновать эффективные методы работы социального педагога с детьми младшего школьного возраста, пережившими развод родителей.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы социально-психологической проблемы неполных семей
6
1.1. Неполная семья как социально-психологическая проблема 6
1.2. Дети из неполных семей как объект социально-психологической деятельности
10
1.3. Методы и формы работы социального педагога с младшими школьниками из неполных семей
15
Глава II. ПРактическая работа по социально-педагогической деятельности с младшими школьниками из неполных семей
20
2.1. Организация практической работы 20
2.2. Практическая работа социального педагога общеобразовательной школы в работе с учащимися из неполных семей с использованием игровой терапии
29
2.3. Анализ результатов практической работы 33
Заключение 40
Список литературы 42
с
использованием игровой
терапии
Основные критерии, определяющие эффективность протекания процесса социальной адаптации в ходе игровой деятельности соответствуют ее структурным компонентам: информационный (совокупность социальных знаний; способность к передаче социальной информации); мотивационный (интерес к познанию социальных норм, своих прав и обязанностей в социуме); деятельностный (интенсивность участия в игровой деятельности; социально адекватная нормативность поведения). На основе конкретных показателей тревожности у детей из неполных семей определены ее уровни: высокий, умеренный, низкий, что позволяет осуществлять диагностирование, прогнозирование, управление процессом тревожности в ходе игровой деятельности.
Поэтому второй – основной - этап проводился социальным педагогом с использованием игрового метода для профилактики дезадаптации у детей из неполных семей.
На игровые занятия социальный педагог пригласил также и детей из полных семей (по желанию). Дети из полных семей также с удовольствием ходили на занятия.
В беседе с детьми были выявлены игры, в которые дети любят играть. Большинство детей из неполных семей назвали обычные игры типа «салки», «прятки», но правила игры сформулировать смогли лишь два ребенка из неполных семей и три ребенка из полных – пришедшие на игровые занятия «для интересного времяпровождения». Выяснилось, что устойчивый интерес дети проявляют к сюжетно-ролевым играм и привыкли руководствоваться в игре непосредственными указаниями взрослого.
Для
поднятия уровня социальной адаптации
детей из неполных семей, мы последовательно
усложняли конструирование
Каждый предшествующий блок программы являлся подготовительным по отношению к последующему, более высокому, а вновь приобретенные способности служили основой для развития структурных компонентов социальной адаптации детей из неполных семей.
В опытной работе были использованы самые разнообразные игры (табл. 4).
Таблица 4
Компоненты | Цель | Игры | Прогнозируемый результат |
Информации-онный | Расширение социальных знаний о социальном мире, социальных ролях | Сюжетно-ролевые игры («Имею право», «Врач и пациент», «Звездный час», «Брейн - ринг», «Роли», и др.) | Вхождение в информационное пространство, умение обсуждать социальные явления, ориентироваться в потоке информации |
Мотивацион-ный | Освоение социальных отношений; анализ фактов, вычленение главного | Игры с элементами
соревнований, психодраматические взаимодействия
(«Спасательный круг», «Вперед, романтики»,
«За спиной», «Идеальный
другой», «Догнать мяч», «Страна Олимпиадия» и др.) |
Способность действовать адекватно условиям, оперативно оценивать условия и партнеров, коррекция своего поведения |
Деятельност-ный | Освоение способов взаимодействия со средой, самостоятельное освоение передачи информации другим людям | Игры-походы, режиссерские игры («Пойми меня», «Утренняя звезда», «Как трудно быть девочкой», «Летние забавы», «Лунный маскарад», «Белое и черное», «Праздник – безобразник», «Земля-матушка», «В мире животных», «Мы и природа» и др.) | Осознание ответственности за свои поступки, включенность ребенка в самостоятельное творчество, осознанное отношение к игре как общественно и личностно значимой деятельности, направленность на передачу социальной информации |
На данном этапе опытной работы апробировано такое педагогическое условие реализации модели – как целевое конструирование содержания игровой деятельности, ориентированного на социальную адаптацию детей из неполных семей.
Перед педагогом стоит задача – стимулировать творческую активность детей в игре. Этому способствует развертывание игры с включением в нее различных ролей: из разных сфер социальной жизни, из разных литературных произведений, сказок, а также соединение сказочных и реальных персонажей. Например, воспитатель детского сада и милиционер, пожарник и баба-яга, Буратино и врач.
При включении в игровой процесс для детей из неполных семей сюжетно-ролевых игр, социальный педагог учитывает игровые интересы детей, которые в обычных совместных играх часто не могут реализоваться. Социальный педагог в совместной с детьми игре должен показать, как можно развернуть сюжет с такими, казалось бы, несоединимыми ролями. Он всячески поощряет детей, которые вводят в предварительный план игры новые ситуации, события и действующих лиц, так как это является показателем свободного владения игровыми способами деятельности и творческой активности ребенка (Приложение 4).
Создание
обстановки для сюжетно-ролевой
игры или конструирование
Для проведения соревновательных игр приглашались также и родители детей, как из полных, так и из неполных семей.
В ходе реализации данного блока (посредством использования игр с элементами соревнований, подвижных игр, конкурсов) происходило освоение социальных отношений, стимулирующих мотивацию социализации, в основе которой лежит интерес к познанию социальных норм, своих прав и обязанностей в социуме, самооценка в системе статусно-ролевых связей общества (Приложение 5).
Игровая деятельность постепенно усложнялась по нескольким направлениям: использование разнообразных видов групповой работы, увеличение степени самостоятельности детей, повышение сложности игрового материала, применяемого в группах.
Также были проведены игры в походах и прогулках с детьми как из полных, так и из неполных семей. Дети из неполных семей присутствовали в полном составе, тогда как дети из полных семей приходили на занятие большинством, но не все, т.к. игры в этом возрасте имеют приоритетное значение и способствуют социальной адаптации детей.
На данном этапе опытной работы основное место отводилось созданию социализирующей игровой среды детей, обеспечивающей интенсивное участие ребенка в играх, формирующей адекватно-нормативное поведение и способствующей творческой актуализации детей. В качестве основных средств использовались режиссерские игры, созданные детьми, и игры-походы, которые активизировали деятельностный компонент социализации детей из неполных семей («Лунный маскарад», «Мы – разбойники», «Страна Чистюля», «Земля-матушка», «В мире животных», «Мы и природа» и др.).
Подбор и сочетание организованных видов игр были обусловлены потребностью развития инициативы, фантазии и активности ребенка: он был свободен в выборе сюжета, роли, в определенном изменении содержания, направления игры (при согласовании с партнером), в выборе игровых материалов и т.д. Обеспечивалась высокая эмоциональность занятий, свобода самовыражения ребенка в ситуациях, обеспечивающих познание своих возможностей и творческую самореализацию.
Содержание,
структура игр и
Содержание практической работы предполагало: проведение детьми анализа собственной игровой деятельности; оценку деятельности участников игры, ее хода, результатов; перенос знаний, умений в новую ситуацию; проявление критичности (адекватное оценивание собственной деятельности и деятельности товарищей по игре); проявление умения высказывать, доказывать и аргументировать свою точку зрения.
Детям,
встретившимся с фактами
2.3.
Анализ результатов
практической работы
Третий этап практической работы – контрольный – проводился аналогично первому этапу. На данном этапе нами было выявлено, насколько повысился уровень социальной адаптации у детей из неполных семей. Для этого была проведена повторная беседа с классным руководителем, которая сделала следующие выводы.
Дети опытной группы стали проявлять меньше беспокойства в стрессовых ситуациях, например при ответе на занятиях, выступлении на утренниках и т. д. Изменились и межличностные отношения со взрослыми и сверстниками. Дети стали меньше проявлять робость и нерешительность, полученные навыки установления контактов с другими детьми позволили им занять более высокое статусное положение в группе сверстников.
Следующим шагом было повторное тестирование детей с целью контроля изменений уровня тревожности по опроснику Спилбергера.
Результаты обработки теста контрольного эксперимента, мы выразим в таблице:
Таблица 5
Уровень личной тревожности
Контрольная группа | Опытная группа | ||||
Имя, ф. ученика | Показатель в баллах | Уровень тревожности | Имя, ф. ученика | Показатель в баллах | Уровень тревожности |
1. Антон И. | 29 | низкий | 1. Айдар В. | 40 | умеренный |
2. Наиль А. | 42 | умеренный | 2. Денир Р. | 38 | умеренный |
3. Иван В. | 38 | умеренный | 3. Мария В. | 30 | низкий |
4. Руслан Х. | 28 | низкий | 4. Альбина Х. | 36 | умеренный |
5. Стас Ф. | 29 | низкий | 5. Гузель А. | 44 | умеренный |
6. Данис Г. | 26 | низкий | |||
7. Алия П. | 36 | умеренный | |||
8. Лейсян К. | 24 | низкий | |||
9. Полина С. | 25 | низкий | |||
10. Арина С. | 32 | умеренный | |||
11. Анна Г. | 28 | низкий | |||
12. Айгуль Г. | 33 | умеренный | |||
13. Варвара С. | 43 | умеренный | |||
14. Людмила М. | 34 | умеренный | |||
15. Венера Г. | 46 | высокий |
Таблица 6
Уровень ситуативной тревожности
Контрольная группа | Опытная группа | ||||
Имя, ф. ученика | Показатель в баллах | Уровень тревожности | Имя, ф. ученика | Показатель в баллах | Уровень тревожности |
1. Антон И. | 30 | низкий | 1. Айдар В. | 36 | умеренный |
2. Наиль А. | 33 | умеренный | 2. Денир Р. | 40 | умеренный |
3. Иван В. | 30 | низкий | 3. Мария В. | 38 | умеренный |
4. Руслан Х. | 29 | низкий | 4. Альбина Х. | 43 | умеренный |
5. Стас Ф. | 30 | низкий | 5. Гузель А. | 35 | умеренный |
6. Данис Г. | 35 | умеренный | |||
7. Алия П. | 30 | низкий | |||
8. Лейсян К. | 28 | низкий | |||
9. Полина С. | 27 | низкий | |||
10. Арина С. | 30 | низкий | |||
11. Анна Г. | 38 | умеренный | |||
12. Айгуль Г. | 36 | умеренный | |||
13. Варвара С. | 48 | умеренный | |||
14. Людмила М. | 30 | низкий | |||
15. Венера Г. | 36 | умеренный |
Информация о работе Развод родителей как социально-педагогическая проблема