Речевые нарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:42, лекция

Описание

Предмет и объект логопедии. Цель логопедии. Теоретические и практические задачи логопедии. Взаимосвязь логопедии с науками психолого-педагогического, медико-биологического и лингвистического циклов. Органические и функциональные причины речевых нарушений. Понятие об эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) вредных воздействиях на организм ребенка.

Работа состоит из  1 файл

фонестении.docx

— 73.13 Кб (Скачать документ)
  1. Предмет и объект логопедии. Цель логопедии. Теоретические и практические задачи логопедии.

логопедия - спец. пед. наку о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления  и устранения средствами спец. обучения и воспитания. логопедия изучает  причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой  деят., систему кор. воздействия.

предмет - нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством  речевой деят.

объект - состояние речевых и неречевых  процессов и функций у лиц  с разнообразными расстройствами реч. деят.

основная  цель - разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нар. речи, а также предупреждения реч. расстройств.

теор. задачи - изучение реч. расстройств  и разработка научно обоснованных методов  их профилактики, выявления и преодоления.

практ. задачи - профилактика, выявление и  устранение реч. нарушений. теор. и практ. задачи тесно связаны.

 

  1. Взаимосвязь логопедии с науками психолого-педагогического, медико-биологического и лингвистического циклов.

Для осуществления своих задач  логопедия  осуществляет взаимосвязь с различными науками. Условно эти связи делятся  на внутрисистемные и межсистемные.

  Внутрисистемные связи:

педагогика

психология(возрастная и общая)

сурдопедагогика

тиялопедагогика

олигофренопедагогика

психодиагностика

методика  обучения русскому языку

логопсихология

  Межсистемные связи:

- медико-биологические науки (анатомия  и физиология, нейрофизиология, невропаталогия, отоларингология, педиатрия, генетика, психопаталогия, клиника УО)

- лингвистические науки (языкознание,  психолингвистика, фонетика, лексика, грамматика)

  Для оказания полноценной логопедической  помощи необходимо участие различных  спеиалистов: педиаторов, ортодонта,  психоневролога, психологов, невропатолога, дефектолога.

  Необходимо осуществлять пропоганду  логопедических  знаний среди  логопедов, воспитателей, учителей, родителей.

 

  1. Органические и функциональные причины речевых нарушений. Понятие об эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) вредных воздействиях на организм ребенка.

мих. ефимович хватцев впервые все  причины речевых нарушений разделил на внешние и внутренние, особо  подчеркнув их тесное взаимодействие. он также выделил орган. (анатомо-физиологические, морфологические), функциональные ( психогенные), соц.-псих. и психоневрологические причины.

к органическим причинам были отнесены недоразвитие и поражение мозга  во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения, а  также разл. орган. нар. периферических органов речи. им были выделены орган. центральные (поражения мозга) и  орган. периферические причины (поражения  органа слуха, расщепление неба и  др. морфологические изменения артикуляционного аппарата).

функциональные  причины хватцев объяснял учением  павлова о нар. соотношения процессов  возбуждения и торможения в цнс. он подчеркивал взаимодействие орган. и функциональных, центральных и  периферических причин. к психоневрологическим он относил умственную отсталость, нарушения памяти, внимания и др. расстройства псих. функций. важную роль отводил и соц.-психологическим  причинам, понимая под ними различные  неблагоприятные влияния окруж. среды. т.о., им впервые было обосновано понимание этиологии реч. расстройств  на основе диалектического подхода  к оценке причинно-следственных связей в патологии речи.

важно не только выделять орган. (центральные  и приферические), а также функциональные причины реч. расстройств, но и представлять себе механизм реч. нар. под влиянием тех или иных неблагоприятных  воздействий на организм ребенка. это  необходимо как для разработки адекватных путей и методов коррекции реч. расстройств, так и для их прогноза и предупреждения.

под причиной нар. речи понимают воздействие  на организм внешнего или внутреннего  вредоносного фактора или их взаимодействия, кот. определяют специфику реч. расстройства и без которых последнее не может возникнуть.

под экзогенно-орган.факторами понимают разл. неблагоприятные воздействия (инфекции, травмы, интоксикации и др.) на центральную нервную систему  ребенка и на его организм в  целом. в зависимости от времени  воздействия этих факторов выделяют внутриутробную патологию, повреждение  при родах и воздействие разл. вредных факторов после рождения.

 

  1. Понятие о структуре речевых дефектов. Первичные и вторичные нарушения.

выготский выдвинул идею о сложной структуре  аномального ребенка, в соответствии в кот. наличие дефекта какого-либо одного анализатора либо интеллект. дефекта не вызывает выпадение одной  локальной функции, а приводит к  целому ряду изменений, формирующих  целостную картину своеобразного  атипичного развития. сложность структуры  аном. развития заключается в наличии  первичного дефекта, вызванного биол. фактором, и вторичных нарушений, возникающ. под влиянием первич. дефекта  в ходе послед. развития. интеллектуальная недостаточность, возникшая в результате первичного дефекта - орган. порпжения  гол мозга, - порождает вторичное  нарушение высших познав. процессов, определ соц. развитие ребенка. вторичное  недоразвитие свойств личности умственно  отсталого ребенка проявл. в примитивных  псих. реакциях, неадекватно завышенной самооценке, негативизме, несформированности волевых качеств.

отмечается  взаимодействие п. и в. д. не только п. д. может вызвать вторичные отклонения, но и вторичные симптомы в опред. условиях воздействуют на первичные  факторы. например, взаимодействие неполноценного слуха и возникших на этой основе речевых нар. явл. свидетельством обратного  влияния вторичной симптоматики на пер. дефект: ребенок с чачтичной  потерей слуха не будет использ. его сохр. функции, если не развивает  устную речь. только при условии  интенсивных занятий устной речью, т.е. в процессе преодоления втор. дефекта реч. недоразвития, могут эффективно использ. возможности остаточного слуха. важной закономерностью аномального развития явл. соотношение п.д. и вторичного наруш.

 

  1. Принципы анализа речевых нарушений (по Р.Е.Левиной).

Целью анализа речевых нарушений является выяснение структуры дефекта  и научное обоснование направления  и содержания исследований речевой  патологии в детском возрасте. Принципы анализа речевых нарушений  составляют основу их классификации  и разработки научно обоснованных путей  и методов предупреждения, преодоления  и коррекции.

Одним из первых исследователей, сформулировавших принципы анализа речевых нарушений, адекватных средствам логопедии  как педагогической науки, была Р. Е. Левина. Ею выделены три принципа: развития, системного подхода и рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи  речи с другими сторонами психического развития ребенка. Эти принципы остаются ведущими в логопедии при анализе  речевых нарушений.

Принципы  развития предполагает эволюционно-динамический анализ возникновения дефекта.

Важно не только описание речевого дефекта, но и динамический анализ его возникновения. У детей, нервно-психические функции  которых находятся в процессе непрерывного развития и созревания, необходимо оценить не только непосредственные результаты первичного дефекта, но и  его отсроченное влияние на формирование речевых и познавательных функций.

Анализ  речевого дефекта в динамике возрастного  развития ребенка, оценка истоков его  возникновения и прогнозирование  его последствий требуют знания особенностей и закономерностей  речевого развития на каждом возрастном этапе, предпосылок и условий, обеспечивающих его развитие.

Например, у ребенка в результате поражения  центральной нервной системы  нарушена иннервация мышц речевого аппарата, что проявляется в ограниченной подвижности органов артикуляции. Это вызывает нарушения произношения разной степени выраженности. Однако этим дефект речи не ограничивается. В  восприятии речи большую роль играет ее моторный компонент (проговаривание). Затруднения в проговаривании звуков нарушают артикуляционную опору  восприятия речи, а так как существует взаимосвязь в работе речедвигательного  и слухового анализаторов, то она  в этих случаях также формируется  с задержкой. Нечеткость в восприятии звуков может быть причиной отставания и в овладении звуковым составом слова, что, в свою очередь, вызовет  трудности в усвоении письма.

Принцип оценки коммуникативного поведения  в процессе общения важен для  анализа речевых нарушений, для  понимания их генеза и особенно для  определения путей их преодоления  и коррекции.

Принцип системного подхода основывается на системном строении и системном  взаимодействии различных компонентов  речи: звуковой стороны, фонематических процессов, лексико-грамматического  строя.

Нарушения речи могут в разной степени затрагивать  те или иные компоненты ее деятельности. В одних случаях больше нарушается ее звукопроизносительная сторона, страдает внятность речи — фонетические расстройства; при других — нарушения  звукопроизношения сочетаются с  недостаточным овладением звуковым составом слов — фонетико-фонематические нарушения. В этих случаях неизбежны  трудности в усвоении чтения и  письма.

 

  1. Клинико-педагогическая классификация: реализация подхода от общего к частному. Виды речевых нарушений.

опирается на традиционное для логопедии содружество  с медициной, но в отличие от чисто  клинической, выделяемые в ней виды реч. нарушений не привязываются  строго к формам заболеваний. она  ориентирована в основном на коррекцию  дефекта речи, на разработку дифференцированного  подхода к их преодолению и  нацелена на предельную детализацию  видов и форм реч. нар., поэтому  основывается на подходе от общео  в частному. в ней учитываются  межсистемные взаимодействия реч. нар. с обусловливающим их материальным субстратом. она основывается не на одном критерии, а на совокупности психолого-лингвистических и клинических ( в сочетании с этиопатогенетическими) критериев. такой многоаспектный подход позволяет избежать односторонности  представлений о реч. нарушении. так как он направлен на раскрытие  нарушения в целом.

в данной класификации ведущая роль отводится  псих-лингвистическим критериям:

- нарушения устной речи -> нарушения  фонационного оформления высказывания (дислалия - стойкое нар. произношения  одного или неск. звуков речи  при норм. слухе и сохранной  иннервации арт. аппарата), (ринолалия  - нар. звукопроизношения и тембра  голоса, обусловленное наличием  анатомо-физиол. дефектов в строении  арт. аппарата), (дизартрия - нар.  произносит. стороны речи, обуслов.  недостаточностью иннервации артикуляц.  аппарата). (брадилалия/тахилалия - патологически  замедленныфй/ускоренный темп речи), (заикание - нар. темпо-ритмической  организации речи, обусловленная  судорожным состоянием реч. аппарата). (дисфония/афония - расстройство фонации  голосообразования). -> нарушение семантического  оформления высказывания (алалия - отсутствие  или недоразвитие речи вследствие  орган. поражения реч. зон коры  гол.мозга во внутриутробном или раннем развитии ребенка), (афазия - полный или частичный распад речи, обусловленный поражением реч. зон коры гол мозга)

- наруш. письм. речи (дисграфия  - частичное нар. письма, обусловленное  нар. или несформированностью  высш. псих. функций, выраж. в стойких  специфич. ошибках на письме), (дислексия  - стойкое нар. процессов чтения, обусловленное нар. высш. псих. функций,  выраж. в стойких специф. ошибках  при чтении)

 

  1. Психолого-педагогическая классификация. Группы речевых нарушений и их виды.

возникла  в результате критического анализа  клинической классификафии с  точки зрения применимости ее в пед. процессе, коим явл. логопед. воздействие.такой  анализ оказался необходимым в связи  с ориентацией логопедии на обучение и воспитание детей с нар. развития речи.

внимание  исследователей было направлено на разработку методов логопед. воздействия для  работы с коллективом детей (учебной  группой, классом). для этого потребовалось  найти общие проявления дефекта  при разных формах аномального развития речи у детей. такой подход требовал другого принципа группировки нарушений: не от общего к частному,а от частного к общему.

нарушения речи в данной классификации подразделяются на две группы:

1.нарушение  средств общения (фонетико-фонематическое  недоразвитие,общее недоразвитие  речи.фонетические нарушения)

ффн - нарушение процессов формирования произносительной системы родного  языка у детей с разл. реч. расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

общее недоразвитие речи - различные сложные  реч. расстройства,при кот. нарушено формирование всех компонентов реч. системы,относящихся к звуковой и смысловой стороне.

Фонетические  нарушения (фн) - нарушения звукопроизношения

в качестве общих признаков отмечаются позднее начало развития речи, скудный  словарный запас, аграмматизм, дефекты  произношения, дефекты фонемообразования.

недоразвитие  может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи или лепетного  ее состояния до развернутой, но с  элементами фонетического и лексико-грамматического  недоразвития. в зависимости от степени  сформированности реч. средств у  ребенка общее недоразвитие подразделяется на три уровня.

2. нарушения в применении средств  общения:заикание, кот. рассматривается  как нарушение коммуникативной  функции речи при правильно  сформировавшихся средствах общения.

возможен  и комбинированный дефект,при  заикание кот. сочетается с общим  недоразвитием речи.

 

  1. Характеристика коркового отдела речевой функциональной системы.

Центральный речевой аппарат состоит из:

Информация о работе Речевые нарушения