Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:42, лекция
Предмет и объект логопедии. Цель логопедии. Теоретические и практические задачи логопедии. Взаимосвязь логопедии с науками психолого-педагогического, медико-биологического и лингвистического циклов. Органические и функциональные причины речевых нарушений. Понятие об эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) вредных воздействиях на организм ребенка.
логопедия - спец. пед. наку о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами спец. обучения и воспитания. логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деят., систему кор. воздействия.
предмет - нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деят.
объект - состояние речевых и неречевых процессов и функций у лиц с разнообразными расстройствами реч. деят.
основная цель - разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нар. речи, а также предупреждения реч. расстройств.
теор. задачи - изучение реч. расстройств и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявления и преодоления.
практ. задачи - профилактика, выявление и устранение реч. нарушений. теор. и практ. задачи тесно связаны.
Для осуществления своих задач логопедия осуществляет взаимосвязь с различными науками. Условно эти связи делятся на внутрисистемные и межсистемные.
Внутрисистемные связи:
педагогика
психология(возрастная и общая)
сурдопедагогика
тиялопедагогика
олигофренопедагогика
психодиагностика
методика обучения русскому языку
логопсихология
Межсистемные связи:
-
медико-биологические науки (
-
лингвистические науки (
Для оказания полноценной
Необходимо осуществлять
мих.
ефимович хватцев впервые все
причины речевых нарушений
к
органическим причинам были отнесены
недоразвитие и поражение мозга
во внутриутробном периоде, в момент
родов или после рождения, а
также разл. орган. нар. периферических
органов речи. им были выделены орган.
центральные (поражения мозга) и
орган. периферические причины (поражения
органа слуха, расщепление неба и
др. морфологические изменения
функциональные
причины хватцев объяснял учением
павлова о нар. соотношения процессов
возбуждения и торможения в цнс.
он подчеркивал взаимодействие орган.
и функциональных, центральных и
периферических причин. к психоневрологическим
он относил умственную отсталость,
нарушения памяти, внимания и др.
расстройства псих. функций. важную роль
отводил и соц.-
важно не только выделять орган. (центральные и приферические), а также функциональные причины реч. расстройств, но и представлять себе механизм реч. нар. под влиянием тех или иных неблагоприятных воздействий на организм ребенка. это необходимо как для разработки адекватных путей и методов коррекции реч. расстройств, так и для их прогноза и предупреждения.
под причиной нар. речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, кот. определяют специфику реч. расстройства и без которых последнее не может возникнуть.
под
экзогенно-орган.факторами
выготский
выдвинул идею о сложной структуре
аномального ребенка, в соответствии
в кот. наличие дефекта какого-либо
одного анализатора либо интеллект.
дефекта не вызывает выпадение одной
локальной функции, а приводит к
целому ряду изменений, формирующих
целостную картину
отмечается
взаимодействие п. и в. д. не только п.
д. может вызвать вторичные
Целью
анализа речевых нарушений
Одним
из первых исследователей, сформулировавших
принципы анализа речевых нарушений,
адекватных средствам логопедии
как педагогической науки, была Р. Е.
Левина. Ею выделены три принципа: развития,
системного подхода и рассмотрения
речевых нарушений во взаимосвязи
речи с другими сторонами
Принципы развития предполагает эволюционно-динамический анализ возникновения дефекта.
Важно не только описание речевого дефекта, но и динамический анализ его возникновения. У детей, нервно-психические функции которых находятся в процессе непрерывного развития и созревания, необходимо оценить не только непосредственные результаты первичного дефекта, но и его отсроченное влияние на формирование речевых и познавательных функций.
Анализ
речевого дефекта в динамике возрастного
развития ребенка, оценка истоков его
возникновения и
Например,
у ребенка в результате поражения
центральной нервной системы
нарушена иннервация мышц речевого аппарата,
что проявляется в ограниченной
подвижности органов
Принцип оценки коммуникативного поведения в процессе общения важен для анализа речевых нарушений, для понимания их генеза и особенно для определения путей их преодоления и коррекции.
Принцип системного подхода основывается на системном строении и системном взаимодействии различных компонентов речи: звуковой стороны, фонематических процессов, лексико-грамматического строя.
Нарушения речи могут в разной степени затрагивать те или иные компоненты ее деятельности. В одних случаях больше нарушается ее звукопроизносительная сторона, страдает внятность речи — фонетические расстройства; при других — нарушения звукопроизношения сочетаются с недостаточным овладением звуковым составом слов — фонетико-фонематические нарушения. В этих случаях неизбежны трудности в усвоении чтения и письма.
опирается
на традиционное для логопедии содружество
с медициной, но в отличие от чисто
клинической, выделяемые в ней виды
реч. нарушений не привязываются
строго к формам заболеваний. она
ориентирована в основном на коррекцию
дефекта речи, на разработку дифференцированного
подхода к их преодолению и
нацелена на предельную детализацию
видов и форм реч. нар., поэтому
основывается на подходе от общео
в частному. в ней учитываются
межсистемные взаимодействия реч. нар.
с обусловливающим их материальным
субстратом. она основывается не на
одном критерии, а на совокупности
психолого-лингвистических и
в
данной класификации ведущая роль отводится
псих-лингвистическим
-
нарушения устной речи -> нарушения
фонационного оформления
- наруш. письм. речи (дисграфия - частичное нар. письма, обусловленное нар. или несформированностью высш. псих. функций, выраж. в стойких специфич. ошибках на письме), (дислексия - стойкое нар. процессов чтения, обусловленное нар. высш. псих. функций, выраж. в стойких специф. ошибках при чтении)
возникла в результате критического анализа клинической классификафии с точки зрения применимости ее в пед. процессе, коим явл. логопед. воздействие.такой анализ оказался необходимым в связи с ориентацией логопедии на обучение и воспитание детей с нар. развития речи.
внимание исследователей было направлено на разработку методов логопед. воздействия для работы с коллективом детей (учебной группой, классом). для этого потребовалось найти общие проявления дефекта при разных формах аномального развития речи у детей. такой подход требовал другого принципа группировки нарушений: не от общего к частному,а от частного к общему.
нарушения речи в данной классификации подразделяются на две группы:
1.нарушение
средств общения (фонетико-
ффн
- нарушение процессов
общее недоразвитие речи - различные сложные реч. расстройства,при кот. нарушено формирование всех компонентов реч. системы,относящихся к звуковой и смысловой стороне.
Фонетические нарушения (фн) - нарушения звукопроизношения
в качестве общих признаков отмечаются позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизм, дефекты произношения, дефекты фонемообразования.
недоразвитие
может быть выражено в разной степени:
от отсутствия речи или лепетного
ее состояния до развернутой, но с
элементами фонетического и лексико-
2.
нарушения в применении
возможен и комбинированный дефект,при заикание кот. сочетается с общим недоразвитием речи.
Центральный речевой аппарат состоит из: