Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:42, лекция
Предмет и объект логопедии. Цель логопедии. Теоретические и практические задачи логопедии. Взаимосвязь логопедии с науками психолого-педагогического, медико-биологического и лингвистического циклов. Органические и функциональные причины речевых нарушений. Понятие об эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) вредных воздействиях на организм ребенка.
- коры г.м.
- подкорковых узлов
- проводящих путей ядер ствола
- нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляционным мышцам.
Функции центрального р.а. и его отделов.
- лобные извилины - является двигательной областью, участвующей в образовании собственной устной речи (центр Брока)
- височные извилины - являются речеслуховорй областью, куда поступает звук раздраженияч (центр Вернике)
- теменная доля к.г.м. - для понимания речи
-
затылочная доля - является зрительной
областью и обеспечивает
-
подкорковые ядра - ведают ритмом,
темпом и выразительностью
В ядрах ствола берут начало черепно-мозговые нервы:
- тройничный нерв - иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть.
- лицевой нерв -мимические мышцы.
-
языкоглоточный и блуждающий
нервы - мышцы гортани и голосовых
складок, глотки и мягкого
- добавочный нерв - иннервирует мышцы шеи.
- подъязычный нерв - снабжает мышцы языка двигательными нервами и сообщает ему возможность разнообразных движений.
Строение периферического речевого аппарата (исполнительного)
1. Дыхательный отдел.
В него
входит грудная клетка с
2. Голосовой отдел.
Состоит
из из гортани с голосовыми
складками. Сверху гортань
Голосовые
складки.При фонации
3. Артикуляционный отдел.
Основные органы: язык, губы, челюсти, твердое и мягкое небо, альвеолы.
Главный
артикуляционный орган - язык. Это
массивный мышечный орган. При
сомкнутых челюстях он
Важную
роль в образовании звуков
речи принадлежит также нижней
челюсти, губам, зубам,
Ротовая полость и глотка принимают участие в произношении всех звуков русского языка.
Речевые
движения осуществляются
Речь – форма общения людей, опосредованная языком, особый вид Деятельности.
В первый год жизни наблюдаются предпосылки речевого развития. 1-е полугодие – звуко-подражание (гуление). 2-е полугодие – лепет. В это время ребенком приобретается пассивный словарь. Ребенок понимает отдельные слова, обращенные к нему.
1 год. Появляются отдельные
1 – 3 года. Активный и пассивный
словари растут. 1,6 – 100 слов, 3 года
– 1000 – 1500 слов. Ребенок начинает
говорить предложениями. К 3-м
годам правильно произносит
3 – 7 лет. Словарный запас
2500 – 3000 слов. Наблюдается словотворчество
(слова созда-ются по правилам
грамматики). К семи годам ребенок
должен уметь строить любое
предложение, правильно
Младший школьный возраст. Контекстная и письменная речь.
Подростковый возраст. Появляется литературная речь. И поскольку бурная жизнь и личностное развитие – появляется сленг.
Речь первоначально является средством общения с окружающими и позже, в форме внутренней речи, средством мышления. Словесное мышление – перенесение речи внутрь.
Свойства речи:
1. Содержательность (объем выраженных в речи мыслей; обеспечивается подготовленностью говорящего).
2. Понятность (объем знаний слушателей;
обеспечивается избирательным
3. Выразительность (связана с
эмоциональной насыщенностью;
4. Действенность (определяется
влиянием на мысли, чувства,
поведение; обеспечивается
Возникновение и развитие языка
знаменует собой появление
Язык является сложной системой
кодов, которая сформировалась в
общественной истории. Основным элементом
языка является слово. Слово является
средством кодирования
Некоторые теории речевого развития
Л.С. Выготский предвосхитил современные исследования в области глубинной грамматики. Он выделил стадии развития глубинного синтаксиса у детей. На первой стадии используется только смысловой синтаксис. На второй появляются зачатки грамматики – это стадия семантического синтаксиса. На третьей стадии правила семантического синтаксиса используются регулярно, а также появляется ряд правил «поверхностного» синтаксиса и служебные слова – предлоги и союзы.
Сторонники бихевиоризма особую роль
в развитии речи отводят среде, в
которую помещен ребенок. При
этом одни из них считают, что ребенок
усваивает язык путем последовательных
приближений под давлением
Согласно конструктивистской теории Ж. Пиаже, развитие языка не отличается от развития других психических процессов (восприятия, памяти, мышления) и происходит при взаимодействии ребенка со средой. При этом язык не играет никакой роли в развитии мышления и интеллекта.
11. Дислалия. Понятие о причинах возникновения.
д. - нарушение звукопроизношения при норм. слухе и сохранной иннервации реч. аппарата.
проявл. в дефектах воспроизведения звуков речи:искаженном (ненормативном) их произнесении, заменах одних звуков др., смешении звуков и - реже- их пропусках.
выд. две осн. формы дислалии в
зависимости от локализации нарушения
и причин, обуславливающих
в тех случаях когда не наблюд. орган. нар. говорят о функциональной д. при отклонениях в строении периф.реч.аппарата (зубов,челюстей,языка,неба) говорят о механической д.
12. механическая дислалия и ее причины.
Дислалия - нарушение
звукопроизношения при норм.
Мех.или орган.д.
- неправильное звукопроизношение,
1.укороченная
подъязычная связка (признак - невозможность
поднятия языка, раздвоенный
2.неправильное
строение челюсти (аномалия
3.прогения - дефектное
строение челюсти,при кот.
4.открытый
прикус - верхняя и нижняя челюсть
при смыкании образует
5.неправильное строение зубов. Зубы слишком мелкие и частые,либо большие и редкие, отсутствие зубов, зуб на зуб.
6.дефекты строения неба. Небо очень высокое ("готическое"), уплощенное небо, низкое.
7.аномалия строения губ - толстые (мясистые), узкие тонкие.
8.аномалии
в строении языка. При большом
языке - макроглоссия, маленький
- микроглоссия. Все эти причины
могут нарушать
13. функциональная дислалия и ее причины.
Функциональная дислалия.
- дефектное воспроизведение
Возникает в детс.возрасте в процессе усвоения родного языка.
Причины:
социальные, биологические (соматическая
ослабленность), недостаточная
При незначительном снижении
органов слуха, при
При функциональной
Нарушение звукопроизношения
квалифицируется как
...и как фонематические - искажение звуков. причина - нарушена произносительная сторона речи.
Б.М.Гриншпун выделил 3 формы фукциональной дислалии:
1. аккустико-фонематическая (недостаточнная
несформированность
2. артикуляторно-фонематическая:
- артикуляционная база ещё
- при отборе фонемы принимается неправильное решение (бывают замены и смешивания звуков)
3. артикуляторно-фонетическая (фонемы
реализуются в непривычных
По количеству нарушеннных звуков дислалия быв.: простая (до 4 зв.) и сложная (более 4 зв.)
В зависимости от группы звуков:
- мономорфная (нарушена только одна группа звуков. Напр., только шипящие)
- полиморфная.
14. основные виды нарушений отдельных звуков.
Один из самых распространенных
дефектов речи это ДИСЛАЛИЯ (
нарушение звукопроизношения
Дислалия бывает простая (дефектно произноситься один звук или группа однородных по произношению звуков (например, свистящие с,з,ц) и сложная (Нарушено произношение звуков разных групп (например, свистящие и шипящие ш,щ,ж).
Чаще всего дефектными являются шипящие звуки ш, ж, ч, щ, свистящие - с,сь, з, ц, соноры -р,рь,л,ль. Реже нарушаются звуки к,кь,г,гь,х,хь, д, дь,т,ть, й, в,ф.
Если ребенок не умеет чисто произносить звук Ш, то произношение звуков ж,ч,щ также страдает. Обычно нарушается вся группа звуков.
НАРУШЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ С,с",з" З,
Ц (сигматизм).спосрб произношения - межзубное.боковое,призубное
и др.СМЯГЧЕНИЕ ТВЕДЫХ ЗВУКОВ С
И З.Такой вид нарушений
НАРУШЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ.Артикуляция шипящих звуков имеет много общего с артикуляцией свистящих звуков. Это сходство и определяет сходность дефектов произношения. Наблюдаются те же виды искажений шипящих звуков - Губно-зубной, Межзубный, Призубный, Боковой, Шипящий, Носовой (см. нарушение произношения свистящих звуков). ПАРАСИГМАТИЗМЫ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ проявляются в следующих основных заменах: Ш -С, Т, Ж; Ж - З, Д, Ш; Щ-СЬ, Ш, Т; Ч - Щ, ТЬ, С
НАРУШЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Л, ЛЬ
(ЛАМБДАЦИЗМ).способ произнесения - межзубное.боковое,носовое
и др.СМЯГЧЁНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ.
Звук Л чаще всего заменяется звуками У, Д, В, Н, ЛЬ, З, Р.
НАРУШЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Р, РЬ
(РОТОЦИЗМ).способ произнесения - горловое(велярное),увулярное,