Речевые нарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:42, лекция

Описание

Предмет и объект логопедии. Цель логопедии. Теоретические и практические задачи логопедии. Взаимосвязь логопедии с науками психолого-педагогического, медико-биологического и лингвистического циклов. Органические и функциональные причины речевых нарушений. Понятие об эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) вредных воздействиях на организм ребенка.

Работа состоит из  1 файл

фонестении.docx

— 73.13 Кб (Скачать документ)

- коры г.м.

- подкорковых узлов

- проводящих путей ядер ствола

- нервов, идущих к дыхательным,  голосовым и артикуляционным мышцам.

  Функции центрального р.а. и  его отделов.

- лобные извилины - является двигательной  областью, участвующей в образовании  собственной устной речи (центр  Брока)

- височные извилины - являются речеслуховорй  областью, куда поступает звук  раздраженияч (центр Вернике)

- теменная доля к.г.м. - для понимания  речи

- затылочная доля - является зрительной  областью и обеспечивает усвоение  письменной речи.

- подкорковые ядра - ведают ритмом, темпом и выразительностью речи. Проводящие пути. 2 вида: центробежные (двигательные) пути - соединяют кгм  с мышцами, регулирующими деятельность  перифер.р.а.  и центростремительный  путь (начинается в проприорецепторах  и в в барорецепторах). Прорецепторы  контролируют всю мышечную деятельность. Барорецепторы возбуждаюттся при  изменении давления на них  и находятся в глотке.

  В ядрах ствола берут начало  черепно-мозговые нервы:

- тройничный нерв - иннервирует мышцы,  приводящие в движение нижнюю  челюсть.

- лицевой нерв -мимические мышцы.

- языкоглоточный и блуждающий  нервы  - мышцы гортани и голосовых  складок, глотки и мягкого неба.

-  добавочный нерв - иннервирует мышцы  шеи.

- подъязычный нерв - снабжает мышцы  языка  двигательными нервами  и сообщает ему возможность  разнообразных движений.

 

  1. Строение и функции периферического отдела речедвигательного анализатора.

Строение  периферического речевого аппарата (исполнительного)

1. Дыхательный  отдел.

 В него  входит грудная клетка с легкими,  бронхами и трахеей. Речь образуется  в фазе выдоха. Выдох намного длинее вдоха.

2. Голосовой  отдел.

 Состоит  из из гортани с голосовыми  складками. Сверху гортань переходит  в глотку. Снизу она переходит  в дыхательное горло (трахею). На границе гортани и глотки - надгортанник. Он служит как  бы клапаном.

 Голосовые  складки.При фонации происходит  колебание голосовых складок.  Эти колебания совершаются в  поперечном, а не в продольном  направлении. При шепотек голосовые  складки смыкаются не на всем протяжении.

3. Артикуляционный  отдел.

 Основные  органы: язык, губы, челюсти, твердое  и мягкое небо, альвеолы.

 Главный  артикуляционный орган - язык. Это  массивный мышечный орган. При  сомкнутых челюстях он заполняет  пости всю ротовую полость.

 Важную  роль в образовании звуков  речи принадлежит также нижней  челюсти, губам, зубам, твердому  и мякгому небу, альвеолам.

 Ротовая  полость и глотка принимают  участие в произношении всех  звуков русского языка.

 Речевые  движения осуществляются настолько  точно, что в результате возникают  определенные звуки речи и  формируется устная речь.

 

  1.  Онтогенез речевого развития.

Речь – форма общения людей, опосредованная языком, особый вид  Деятельности.

В первый год жизни наблюдаются  предпосылки речевого развития. 1-е  полугодие – звуко-подражание (гуление). 2-е полугодие – лепет. В это  время ребенком приобретается пассивный  словарь. Ребенок понимает отдельные  слова, обращенные к нему.

1 год. Появляются отдельные слова  (автономная детская речь). Она  не понятна для окружающих, многозначна,  ситуативна, аграмматична.

1 – 3 года. Активный и пассивный  словари растут. 1,6 – 100 слов, 3 года  – 1000 – 1500 слов. Ребенок начинает  говорить предложениями. К 3-м  годам правильно произносит звуки  за исключением сложных.

3 – 7 лет. Словарный запас  2500 – 3000 слов. Наблюдается словотворчество  (слова созда-ются по правилам  грамматики). К семи годам ребенок  должен уметь строить любое  предложение, правильно произносить  все звуки. Речь становится  родной. В этот период появляется  эгоцентрическая речь, не имеющая  коммуникативной функции (комментарии  собственных действий) затем это  переходит во внутреннюю речь. К 7 годам появляется контекстная  речь (полная, развернутая).

Младший школьный возраст. Контекстная  и письменная речь.

Подростковый возраст. Появляется литературная речь. И поскольку бурная жизнь и личностное развитие –  появляется сленг.

Речь первоначально является средством  общения с окружающими и позже, в форме внутренней речи, средством  мышления. Словесное мышление –  перенесение речи внутрь.

Свойства речи:

1. Содержательность (объем выраженных  в речи мыслей; обеспечивается  подготовленностью говорящего).

2. Понятность (объем знаний слушателей; обеспечивается избирательным отбором  материала, доступного слушателям).

3. Выразительность (связана с  эмоциональной насыщенностью; обеспечивается  интонацией, акцентом).

4. Действенность (определяется  влиянием на мысли, чувства,  поведение; обеспечивается индивидуальными  (их учетом) особенностями слушателей).

Возникновение и развитие языка  знаменует собой появление новой  особой формы отра-жения действительности и управления ею. При помощи языка  осуществляется отвлечен-ное мышление (т.е. выход за пределы непосредственного  отражения действительности), происходит накопление и передача опыта, знаний, умений. Язык является важнейшим инструментом взаимодействия между людьми и одним  из важнейших средств развития человеческой психики.

Язык является сложной системой кодов, которая сформировалась в  общественной истории. Основным элементом  языка является слово. Слово является средством кодирования человеческого  опыта (обозначает вещи, выделяет признаки, действия, отношения).

Некоторые теории речевого развития

Л.С. Выготский предвосхитил современные  исследования в области глубинной  грамматики. Он выделил стадии развития глубинного синтаксиса у детей. На первой стадии используется только смысловой  синтаксис. На второй появляются зачатки  грамматики – это стадия семантического синтаксиса. На третьей стадии правила  семантического синтаксиса используются регулярно, а также появляется ряд  правил «поверхностного» синтаксиса и  служебные слова – предлоги и  союзы.

Сторонники бихевиоризма особую роль в развитии речи отводят среде, в  которую помещен ребенок. При  этом одни из них считают, что ребенок  усваивает язык путем последовательных приближений под давлением социальной среды, в которой за одними звуками  следует подкрепление, а за другими  нет. Другие сторонники бихевиористического  подхода особо подчеркивают роль подражания речи родителей.

Согласно конструктивистской теории Ж. Пиаже, развитие языка не отличается от развития других психических процессов (восприятия, памяти, мышления) и происходит при взаимодействии ребенка со средой. При этом язык не играет никакой  роли в развитии мышления и интеллекта.

 

11.  Дислалия. Понятие о причинах возникновения.

д. - нарушение звукопроизношения  при норм. слухе и сохранной  иннервации реч. аппарата.

проявл. в дефектах воспроизведения  звуков речи:искаженном (ненормативном) их произнесении, заменах одних звуков др., смешении звуков и - реже- их пропусках.

выд. две осн. формы дислалии в  зависимости от локализации нарушения  и причин, обуславливающих звукопроизношения: функц. и мех.(орган.)

в тех случаях когда не наблюд. орган. нар. говорят о функциональной д. при отклонениях в строении периф.реч.аппарата (зубов,челюстей,языка,неба) говорят о механической д.

12. механическая дислалия и ее  причины.

Дислалия - нарушение  звукопроизношения при норм.слухе  и сохранной иннервации артикул.аппарата.

Мех.или орган.д. - неправильное звукопроизношение,обусловленное  орган.дефектами периферического  артикул.аппарата. Возникает в любом  возрасте вследствие ранения или  травмы.

1.укороченная  подъязычная связка (признак - невозможность  поднятия языка, раздвоенный кончик  языка). Звуки р, ш, ж.

2.неправильное  строение челюсти (аномалия прикуса) - прогнатия,верхняя челюсть сильно  выдается вперед, в результате  чего передние зубы не смыкаются  с нижними.

3.прогения - дефектное  строение челюсти,при кот.нижняя  челюсть сильно выдается вперед.

4.открытый  прикус - верхняя и нижняя челюсть  при смыкании образует промежуток. Открытый боковой (двусторонний,односторонний),открытый  передний.

5.неправильное  строение зубов. Зубы слишком  мелкие и частые,либо большие  и редкие, отсутствие зубов, зуб  на зуб.

6.дефекты  строения неба. Небо очень высокое  ("готическое"), уплощенное небо, низкое.

7.аномалия  строения губ - толстые (мясистые), узкие тонкие.

8.аномалии  в строении языка. При большом  языке - макроглоссия, маленький  - микроглоссия. Все эти причины  могут нарушать звукопроизношение.

 

13. функциональная дислалия  и ее причины.

Функциональная дислалия.

- дефектное воспроизведение фонем  родного языка при отсутствии  органических нарушений строений  артикуляционного аппарата.

 Возникает в детс.возрасте  в процессе усвоения родного  языка. 

 Причины:

социальные, биологические (соматическая ослабленность), недостаточная несформированность фонематического слуха, недостаточная  подвижность органов артикуляции.

 При незначительном снижении  органов слуха, при интеллектуальной  недочстаточности.

 При функциональной дислалиинет  органических нарушений цнс.

 Нарушение звукопроизношения  квалифицируется как фонологические (фонематические), обусловленные недостаточной  несформированностью фонематического  восприятия. К ним относятся замена  и смешения звуков.

...и как фонематические - искажение  звуков. причина - нарушена произносительная  сторона речи.

 Б.М.Гриншпун выделил 3 формы  фукциональной дислалии:

1. аккустико-фонематическая (недостаточнная  несформированность фонематического  слуха. Ребенок неправильно различает  на слух фонемы родного языка  и неправильно их произносит. Напр.: "Словл на "ф"? - "фапоги")

2. артикуляторно-фонематическая:

- артикуляционная база ещё несформирована, звук заменяется на более простой  (рыба - лыба)

- при отборе фонемы принимается  неправильное решение (бывают  замены и смешивания звуков)

3. артикуляторно-фонетическая (фонемы  реализуются в непривычных формах. Напр.: "р" горловое (искажение))

 По количеству нарушеннных  звуков дислалия быв.: простая  (до 4 зв.) и сложная (более 4 зв.)

 В зависимости от группы  звуков:

- мономорфная (нарушена только  одна группа звуков. Напр., только  шипящие) 

- полиморфная.

 

14. основные виды нарушений  отдельных звуков.

Один из самых распространенных дефектов речи это ДИСЛАЛИЯ   ( нарушение звукопроизношения при  нормальном слухе и сохранной  иннервации речевого аппарата.) Ребенок  либо не может произнести звук (пропускает его или искажает произношение), либо заменяет один звук другим.

Дислалия бывает простая (дефектно произноситься один звук или группа однородных по произношению звуков (например, свистящие с,з,ц) и сложная (Нарушено произношение звуков разных групп (например, свистящие и шипящие ш,щ,ж).

Чаще всего дефектными являются шипящие звуки ш, ж, ч, щ, свистящие - с,сь, з, ц, соноры -р,рь,л,ль. Реже нарушаются звуки к,кь,г,гь,х,хь, д, дь,т,ть, й, в,ф.

Если ребенок не умеет чисто  произносить звук Ш, то произношение звуков ж,ч,щ также страдает. Обычно нарушается вся группа звуков.

НАРУШЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ С,с",з" З, Ц (сигматизм).спосрб произношения - межзубное.боковое,призубное  и др.СМЯГЧЕНИЕ ТВЕДЫХ ЗВУКОВ С  И З.Такой вид нарушений возникает  при нормальном положении передней части языка, а средняя часть  его недостаточно опущена - получаются смягченные СЬ и PM (сянки, зямок). Это  нарушение часто бывает у детей  с повышенным тонусом мышц артикуляторного  аппарата.ПАРАСИГМАТИЗМ (СТОЙКИЕ ЗАМЕНЫ СВИСЯТЩИХ ЗВУКОВ).Парасигматизмы проявляются  чаще всего в следующих заменах: Ц - С, Ц - Т, Ц - Ч, С - Т,С - Ф,  З - Д, З - В.

НАРУШЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ.Артикуляция  шипящих звуков имеет много общего с артикуляцией свистящих звуков. Это сходство и определяет сходность  дефектов произношения. Наблюдаются  те же виды искажений шипящих звуков - Губно-зубной, Межзубный, Призубный, Боковой, Шипящий, Носовой  (см. нарушение  произношения свистящих звуков). ПАРАСИГМАТИЗМЫ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ  проявляются в  следующих основных заменах: Ш -С, Т, Ж;  Ж - З,  Д, Ш;  Щ-СЬ, Ш, Т; Ч - Щ, ТЬ, С 

НАРУШЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Л, ЛЬ (ЛАМБДАЦИЗМ).способ произнесения - межзубное.боковое,носовое  и др.СМЯГЧЁНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ.Звук Л произносится недостаточно твердо,  что-то среднее между твердым  и мягким произношением. В этом случае звук Л произносится  с более  приподнятой средней частью языка  и несколько ниже нормы опушенной  задней частью языка.ПАРАЛАМБДАЦИЗМЫ (ЗАМЕНЫ ЗВУКА Л).

Звук Л чаще всего заменяется звуками У,  Д, В, Н, ЛЬ, З, Р.

НАРУШЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Р, РЬ (РОТОЦИЗМ).способ произнесения - горловое(велярное),увулярное,щечное(боковое),одноударное,носовое,кучерское(губно-губное).ПАРАРОТАЦИЗМ (ЗАМЕНА ЗВУКОВ Р,Рь).Звук Р чаще всего  заменяется следующими звуками: Л, ЛЬ, Й,Д, Г,В.Нарушения произношения звука  Р связаны с недостаточной  подвижностью кончика языка. Это  следует учитывать при отборе упражнений для артикуляционной  гимнастики.

Информация о работе Речевые нарушения