Речевые нарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:42, лекция

Описание

Предмет и объект логопедии. Цель логопедии. Теоретические и практические задачи логопедии. Взаимосвязь логопедии с науками психолого-педагогического, медико-биологического и лингвистического циклов. Органические и функциональные причины речевых нарушений. Понятие об эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) вредных воздействиях на организм ребенка.

Работа состоит из  1 файл

фонестении.docx

— 73.13 Кб (Скачать документ)

Могут присутствовать насильственный смех и плачь.

Голос сиплый, хриплый, тембр речи изменен по типу закр гнусавости.

Псевдобульбарная дизартрия (от греческого pseudes – ложный) — форма дизартрии, возникающая при двустороннем поражении  двигательных корково-ядерных путей, идущих от коры головного мозга к  ядрам черепных нервов ствола. Влечёт центральный паралич мышц, иннервируемых  языкоглоточным, блуждающим и подъязычным  нервами. Различают три формы  псевдобульбарной дизартрии:

• Спастическую (т.е. спазматическую);

• Паретическую (паретичность – неподвижность мышц);

• Смешанную (спастико-паретическую).

Спастическая форма псевдобульбарной дизартрии 

Характерными признаками спастической формы являются:

• Напряженность дыхательных мышц — гиперкинезия гортани;

• Спастический парез языка;

• Напряженность губной мышцы;

• Нарушение тонуса мягкого нёба.

Всё это делает речь монотонной, с  назализованным оттенком. С трудом удерживается артикуляционная поза, затруднено переключение позы. Наблюдается  длительный латентный период между  дыханием, голосообразованием и артикулированием. Наблюдается беззвучная артикуляция. Отсутствие длительного покоя в  речевой мускулатуре, напряженная  улыбка, спазмы губы, ограниченные движения языка. Нарушены сосущие, глотательные движения. У ребенка может отсутствовать  первый крик, дыхание слабо выраженное, аритмичное. Выдох короткий и слабый. Иногда наблюдается речь на вдохе. Речевая  фонация: голос слабый, тихий, иссякающий. Темп речи может быть быстрым, но постоянного  ритма не наблюдается. Ребенок говорит  от смазма к спазму, потому намеренно  употребляет короткие фразы. Общая  разборчивость речи низкая, прежде всего зависит от силы голоса. Фонемные (смысловые) свойства звука сохранны.

Паретическая форма псевдобульбарной дизартрии 

Паретическая форма псевдобульбарной дизартрии чаще всего наблюдается  при гипотонии всей скелетной  и речевой мускулатуры. Но в произвольном движении тонус может нарастать. Наблюдается паретичность язычной  мышцы, губной и мягкого нёба. Затруднена переключаемость позы, т.е. переключение с одного движения на другое. Отмечается асинхронность дыхания и движения артикуляционного аппарата. Нередко  обильная саливация (слюнотечение) и  оральная синкинезия в движении. Речевое  дыхание: вдох – короткий, неполноценный; выдох – слабый. Голос может  быть громким, звонким, но быстроистощаемым. В речи голос слабый, тихий, с носовым  оттенком, глухой, монотонный. Звуки: произношение отдельных звуков в изолированном  плане может быть сохранно, в речевом  потоке – смазанность звуков. Акт  еды при паретическом варианте возможен, но нарушен по темпу. Нарушена координация  жевательных движений.

Смешанная форма псевдобульбарной дизартрии 

Смешанная форма псевдобульбарной дизартрии встречается чаще всего. Также называется спастико-паретическим вариантом или спастико-паретическим синдромом. При этом одна группа мышц может иметь повышенный тонус, например, повышенный тонус мышц щёк, губ, а  язык может быть распластан.

 

21.симптоматика сенсорной  алалии.

При сенсорной алалии в структуре  дефекта главным явл нарушение  восприятия и понимания речи при  сохранном физ слухе.

Сенсорная алалия обусл поражением височных обл гол мозга левого полушария. Это поражение приводит к недостаточному анализу и синтезу  звуковых раздражителей поступающих  в кору головного мозга, вследствие чего неформ связь между звуковым образом и предметом, кот оно  означает.

У детей не формируетс фономат. Восприятие ни дефреренцируются фонемы, слово  не воспринимается целиком.

Дети либо вообще не воспр обращенную речи, или воспр, но ограничено.

У детей набл явление гиперакузия ( повышенная чувствительность к некоторым  звукам, бытшумам). Дети лучше воспринимают тихие, спокойные звуки и тихую  речь.

Так-же набл явл эхолалии ( бессмысленное  автоматическое повторение чужих слов), логоречь ( повышенная реч активн, бессмыслен проговаривание одних и тех-же слов).

Дети исп трудности в определении  локализации звука.

В грубых случаях дети вообще не понимают обращенную речь, не реагируют на свое имя и в более легких случаях  дети понимают отдельные слова, звучащие в контексте.

Психолого-пед хар-ра детей с  сенсорной алалией.

Дети двигательно расторможены, затрудняются в пнимании многоступечатых  и обычных инструкциях, не любят  слушать длительно сказку, литерат  произведение, дети крайне не усидчивые, хоатичны в своем повидении.

Резко снижена вербальная память.

Нарушено внимание.

Эти дети быстро и легко осваивают  письм речь. Обуччч в дет саду с общ недоразв речи.

 

22. дифференциальная диагностика  моторной и сенсорной алалии.

1.моторная.2.сенсорная

Восприятие речи. 1.Восприятие речи сохранно на перцептивном уровне. 2.Грубо  нарушено

Понимание речи. 1.Понимание речи соответствует  возрасту, возможно без опоры на зрительное восприятие артикуляции. 2.Понимание  речи нарушено, может незначительно  улучшатся при зрительном восприятии артикуляции говорящего

Слуховое внимание. 1.Сохранно. 2.Нарушено

Эхолалия. 1.Отсутствует. 2.Присутствует

Повторение услышанного. 1.Затрудняются повторить слово, фразу. 2.Повторяют, не понимания смысла проговоренного слова

Коммуникация. 1.Отмечается стремление к языковой коммуникации (невербальной и вербальной). 2.Нежелание (и невозможность) вступать в общение

Мимико-жестикуляторная речь. 1.Активное использование жестов, выразительная  мимика. 2.Отсутствие жестов и амимичность  или невыразительность мимики

Наличие компенсаторных средств. 1.Как  компенсаторные средства выступают  мелодика, звукоподражания, «звуковые  жесты». 2.Отсутствие компенсаторных средств

Динамика улучшения речи. 1.Отмечается динамика в овладении речью при  ее спонтанном и направленном формировании. 2.Крайне низкий темп при направленном формировании речи.

 

23. общее недоразвитие  речи (ОНР) у детей дошкольного  возраста.

ОНР, общее недоразвитие речи —  различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонетов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой  стороны (лексики, грамматики). Впервые  термин ОНР был введён в 50-60 годах 20 века основоположником дошкольной логопедии  в России Р.Е. Левиной. Понятие общего недоразвития речи (ОНР) и в настоящее  время активно используется для  формирования логопедических групп  детей при дошкольных учреждениях. Общее недоразвитие речи может наблюдаться  при сложных формах детской речевой  патологии: алалии, афазии (всегда), а  также ринолалии, дизартрии (иногда). Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные  нарушения речевой деятельности:

- Более позднее начало речи: первые слова появляются к  3-4, а иногда и к 5 годам;

- Речь аграмматична и недостаточно  фонетически офомлена;

- Экспрессивная речь отстаёт  от импрессивной, т.е. ребёнок,  понимая обращенную к нему  речь, не может сам правильно  озвучить свои мысли;

- Речь детей с ОНР малопонятна.

Р.Е. Левина выделила три уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонетов языка у  детей с ОНР:

- Первый уровень речевого развития  характеризуется отсутствием речи (т.н. “безречевые дети”). Такие  дети пользуются “лепетными”  словами, звукоподрожаниями, сопровождают  “высказывания” мимикой и жестами.  Например, “би-би” может означать  самолет, самосвал, пароход.

- Второй уровень речевого развития. Кроме жестов и “лепетных”  слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные  слова. Например, “лябока” вместо  “яблоко”. Произносительные возможности  детей значительно отстают от  возрастной нормы. Нарушена слоговая  структура. Например, наболее типично  сокращение количества слогов: “тевики”  вместо “снеговики”.

- Третий уровень речевого развития  характеризуется наличием развернутой  фразовой речи с элементами  лексико-грамматического и фонетико-фонематического  недоразвития. Свободное общение  затруднено. Дети этого уровня  вступают в контакты с окружающими  только в присутствии знакомых (родителей, воспитателей), вносящих  соответствующие пояснения в  их речь. Например, “мамой ездиля  асьпак. а потом ходиля де летька, там звяна. потом асьпальки  небили. потом посьли пак” вместо  “С мамой ездила в зоопарк,  А потом ходила, где клетка - там  обезьяна. Потом в зоопарке не  были. Потом пошли в парк”. 

в 1998 г. т.б. филичева выделила и описала 4 уровень онр. к нему относятся  дети с нередко выраженными остаточными  проявлениями лексико-грам. и фонетико-фонематическогонарушения речи,кот. обнаруживается при глубоком исследовании с помощью специально подобранных заданий.

Основные направления логопедической работы:

- В работе с первым уровнем  речевого развития главные задачи: развитие понимания речи, развитие  активной подражательной деятельности  в виде произношения любых  звуковых сочетаний, развитие  внимания и памяти;

- Детей на втором уровне развития  обучают умению отвечать на  вопросы и самостоятельно задавать  их друг другу. В процессе  диалога закрепляются элементарные  формы речи, доступные детям словосочетания. Предложения, составленные детьми  по вопросам, объединяются в короткие  рассказы и заучиваются.

- Для детей третьего уровня: дальнейшее совершенствование связной  речи, практическое усвоение лексических  и грамматических средств языка,  формирование правильного произношения, подготовка к обучению грамоте  и овладение элементами грамоты. 

Причинами общего недоразвития речи (ОНР) являются различные неблагоприятные  воздействия как во внутриутробном периоде развития (интоксикации, токсикоз), так и во время родов (родовая  травма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребёнка.

Рассмотренный выше подход к ОНР  можно назвать педагогическим, поскольку  одной из его целей является формирование специализированных логопедических групп  при дошкольных учреждениях. При  этом объединяются дети, примерно соответствующие  одному уровню (первому, второму или  третьему) речевого развития для применения к ним сходных методов речевой  коррекции. Однако клинически ОНР проявляется  весьма разнообразно, потому наряду с  педагогическим существует и медицинский  подход к ОНР, при котором нарушения  делятся уже не на уровни, а на так называемые группы (не путать с  группами при дошкольных учреждениях) в соответствии с неврологическими и психопатологическими синдромами.

Чаще всего, говоря про ОНР, подразумевают  речевые расстройства детей с  нормальным интеллектом и слухом. Дело в том, что при нарушениях слуха или интеллекта недоразвитие речи, разумеется, возникает в большинстве  случаев, однако при этом ОНР уже  носит характер вторичного дефекта. Поэтому важно различать ОНР  от других состояний как более  легких, например, от временной задержки речевого развития (ЗРР), обычно не относящегося к ОНР (разные авторы трактуют этот вопрос по-разному), так и от более  тяжелых расстройств, например, олигофрении  или задержки речевого развития детей  со сниженным слухом, при которых  ОНР выступает уже в качестве вторичного дефекта. Такое разделение носит название дифференциального  диагноза общего недоразвития речи и  обычно включает в себя следующие  разделы:

- ОНР и задержка речевого  развития (ЗРР);

- ОНР и олигофрения;

- ОНР и задержка психического  развития (ЗПР);

- ОНР и задержка речевого  развития у детей с нарушениями  слуха (тугоухостью);

- ОНР и ранний детский аутизм (РДА).

 

24. характеристика 1 уровня  онр.

I уровень речевого развития  характеризуется отсутствием речи (так называемые «безречевые дети»). (31)

Дети этого уровня для общения  пользуются главным образом лепетными  словами, звукоподражаниями, отдельными существи¬тельными и глаголами  бытового содержания, обрывками лепетных предложений, звуковое оформление которых  смазано, нечетко и крайне неустойчиво. Нередко свои «высказывания» ребенок  подкреп¬ляет мимикой и жестами. Аналогичное состояние речи может  наблю¬даться и у умственно отсталых детей. Однако дети с первичным речевым  недоразвитием обладают рядом черт, позволяющих  от¬личать их от детей-олигофренов (умственно отсталых детей). Это  в первую очередь относится к  объему пассив¬ного (слова которые  ребенок знает и понимает их значение) словаря, который значительно превышает  активный (слова которые ребенок  употребляет в своей речи). У  умствен¬но отсталых детей подобной разницы не наблюдается.  Далее, в  отличие от детей-олигофренов дети с общим недоразвитием речи ДЛЯ  выражения своих мыслей пользуются дифференцированными жестами и  выразительной мимикой. Для них  характерна, с одной стороны, большая  инициативность речевого поиска в процессе общения, а с другой - достаточная  критичность к своей речи

Таким    образом,    при    сходстве    речевого    состояния    прогноз  речевой  компенсации и интеллектуального  развития у этих детей неоднозначный.

Значительная ограниченность активного  словарного запаса проявляется в  том, что одним и тем же лепетным словом или зву¬косочетанием ребенок  обозначает несколько разных понятий («бибй» - самолет, самосвал, пароход; «бобо» - болит, смазы¬вать, делать укол). Отмечается также замена названий действий названиями предметов и наоборот («адас»-карандаш, рисовать, писать; «туй»-сидеть, стул).

Характерным является использование  однословных предложений. Период однословного предложения, может наблюдаться  и при нормальном речевом развитии ребенка. Однако он является гос-подствующим  только в течение 5-6 мес. и включает небольшое количество слов. При тяжелом  недоразвитии речи этот период задерживается  надолго. Дети с нормальным речевым  развитием начинают рано пользоваться грамматическими связями слов («дай хеба»-дай хлеба), которые могут  соседствовать с бесформен¬ными конструкциями, постепенно их вытесняя. У детей же с общим • недоразвитием  речи наблюдается расширение объема предложения до 2-4 слов, но при этом конструкции предложений остаются полностью неправильно оформленными («Матик тиде туя» - Мальчик сидит  на стуле). Данные явления никогда  не наблю¬даются при нормальном речевом  развитии.

Информация о работе Речевые нарушения