Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:42, лекция
Предмет и объект логопедии. Цель логопедии. Теоретические и практические задачи логопедии. Взаимосвязь логопедии с науками психолого-педагогического, медико-биологического и лингвистического циклов. Органические и функциональные причины речевых нарушений. Понятие об эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) вредных воздействиях на организм ребенка.
Могут присутствовать насильственный смех и плачь.
Голос сиплый, хриплый, тембр речи изменен по типу закр гнусавости.
Псевдобульбарная дизартрия (от греческого pseudes – ложный) — форма дизартрии, возникающая при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, идущих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов ствола. Влечёт центральный паралич мышц, иннервируемых языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами. Различают три формы псевдобульбарной дизартрии:
• Спастическую (т.е. спазматическую);
• Паретическую (паретичность – неподвижность мышц);
• Смешанную (спастико-паретическую).
Спастическая форма
Характерными признаками спастической формы являются:
• Напряженность дыхательных мышц — гиперкинезия гортани;
• Спастический парез языка;
• Напряженность губной мышцы;
• Нарушение тонуса мягкого нёба.
Всё это делает речь монотонной, с назализованным оттенком. С трудом удерживается артикуляционная поза, затруднено переключение позы. Наблюдается длительный латентный период между дыханием, голосообразованием и артикулированием. Наблюдается беззвучная артикуляция. Отсутствие длительного покоя в речевой мускулатуре, напряженная улыбка, спазмы губы, ограниченные движения языка. Нарушены сосущие, глотательные движения. У ребенка может отсутствовать первый крик, дыхание слабо выраженное, аритмичное. Выдох короткий и слабый. Иногда наблюдается речь на вдохе. Речевая фонация: голос слабый, тихий, иссякающий. Темп речи может быть быстрым, но постоянного ритма не наблюдается. Ребенок говорит от смазма к спазму, потому намеренно употребляет короткие фразы. Общая разборчивость речи низкая, прежде всего зависит от силы голоса. Фонемные (смысловые) свойства звука сохранны.
Паретическая форма
Паретическая форма
Смешанная форма псевдобульбарной дизартрии
Смешанная форма псевдобульбарной
дизартрии встречается чаще всего.
Также называется спастико-паретическим
вариантом или спастико-
21.симптоматика сенсорной алалии.
При сенсорной алалии в структуре дефекта главным явл нарушение восприятия и понимания речи при сохранном физ слухе.
Сенсорная алалия обусл поражением височных обл гол мозга левого полушария. Это поражение приводит к недостаточному анализу и синтезу звуковых раздражителей поступающих в кору головного мозга, вследствие чего неформ связь между звуковым образом и предметом, кот оно означает.
У детей не формируетс фономат. Восприятие ни дефреренцируются фонемы, слово не воспринимается целиком.
Дети либо вообще не воспр обращенную речи, или воспр, но ограничено.
У детей набл явление гиперакузия ( повышенная чувствительность к некоторым звукам, бытшумам). Дети лучше воспринимают тихие, спокойные звуки и тихую речь.
Так-же набл явл эхолалии ( бессмысленное автоматическое повторение чужих слов), логоречь ( повышенная реч активн, бессмыслен проговаривание одних и тех-же слов).
Дети исп трудности в
В грубых случаях дети вообще не понимают обращенную речь, не реагируют на свое имя и в более легких случаях дети понимают отдельные слова, звучащие в контексте.
Психолого-пед хар-ра детей с сенсорной алалией.
Дети двигательно расторможены, затрудняются в пнимании многоступечатых и обычных инструкциях, не любят слушать длительно сказку, литерат произведение, дети крайне не усидчивые, хоатичны в своем повидении.
Резко снижена вербальная память.
Нарушено внимание.
Эти дети быстро и легко осваивают письм речь. Обуччч в дет саду с общ недоразв речи.
22. дифференциальная диагностика моторной и сенсорной алалии.
1.моторная.2.сенсорная
Восприятие речи. 1.Восприятие речи сохранно на перцептивном уровне. 2.Грубо нарушено
Понимание речи. 1.Понимание речи соответствует возрасту, возможно без опоры на зрительное восприятие артикуляции. 2.Понимание речи нарушено, может незначительно улучшатся при зрительном восприятии артикуляции говорящего
Слуховое внимание. 1.Сохранно. 2.Нарушено
Эхолалия. 1.Отсутствует. 2.Присутствует
Повторение услышанного. 1.Затрудняются повторить слово, фразу. 2.Повторяют, не понимания смысла проговоренного слова
Коммуникация. 1.Отмечается стремление к языковой коммуникации (невербальной и вербальной). 2.Нежелание (и невозможность) вступать в общение
Мимико-жестикуляторная речь. 1.Активное использование жестов, выразительная мимика. 2.Отсутствие жестов и амимичность или невыразительность мимики
Наличие компенсаторных средств. 1.Как компенсаторные средства выступают мелодика, звукоподражания, «звуковые жесты». 2.Отсутствие компенсаторных средств
Динамика улучшения речи. 1.Отмечается динамика в овладении речью при ее спонтанном и направленном формировании. 2.Крайне низкий темп при направленном формировании речи.
23. общее недоразвитие речи (ОНР) у детей дошкольного возраста.
ОНР, общее недоразвитие речи —
различные сложные речевые
- Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам;
- Речь аграмматична и
- Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, т.е. ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;
- Речь детей с ОНР малопонятна.
Р.Е. Левина выделила три уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонетов языка у детей с ОНР:
- Первый уровень речевого
- Второй уровень речевого
- Третий уровень речевого
в 1998 г. т.б. филичева выделила и описала
4 уровень онр. к нему относятся
дети с нередко выраженными
Основные направления
- В работе с первым уровнем
речевого развития главные
- Детей на втором уровне
- Для детей третьего уровня:
дальнейшее совершенствование
Причинами общего недоразвития речи (ОНР) являются различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном периоде развития (интоксикации, токсикоз), так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребёнка.
Рассмотренный выше подход к ОНР можно назвать педагогическим, поскольку одной из его целей является формирование специализированных логопедических групп при дошкольных учреждениях. При этом объединяются дети, примерно соответствующие одному уровню (первому, второму или третьему) речевого развития для применения к ним сходных методов речевой коррекции. Однако клинически ОНР проявляется весьма разнообразно, потому наряду с педагогическим существует и медицинский подход к ОНР, при котором нарушения делятся уже не на уровни, а на так называемые группы (не путать с группами при дошкольных учреждениях) в соответствии с неврологическими и психопатологическими синдромами.
Чаще всего, говоря про ОНР, подразумевают речевые расстройства детей с нормальным интеллектом и слухом. Дело в том, что при нарушениях слуха или интеллекта недоразвитие речи, разумеется, возникает в большинстве случаев, однако при этом ОНР уже носит характер вторичного дефекта. Поэтому важно различать ОНР от других состояний как более легких, например, от временной задержки речевого развития (ЗРР), обычно не относящегося к ОНР (разные авторы трактуют этот вопрос по-разному), так и от более тяжелых расстройств, например, олигофрении или задержки речевого развития детей со сниженным слухом, при которых ОНР выступает уже в качестве вторичного дефекта. Такое разделение носит название дифференциального диагноза общего недоразвития речи и обычно включает в себя следующие разделы:
- ОНР и задержка речевого развития (ЗРР);
- ОНР и олигофрения;
- ОНР и задержка психического развития (ЗПР);
- ОНР и задержка речевого
развития у детей с
- ОНР и ранний детский аутизм (РДА).
24. характеристика 1 уровня онр.
I уровень речевого развития
характеризуется отсутствием
Дети этого уровня для общения пользуются главным образом лепетными словами, звукоподражаниями, отдельными существи¬тельными и глаголами бытового содержания, обрывками лепетных предложений, звуковое оформление которых смазано, нечетко и крайне неустойчиво. Нередко свои «высказывания» ребенок подкреп¬ляет мимикой и жестами. Аналогичное состояние речи может наблю¬даться и у умственно отсталых детей. Однако дети с первичным речевым недоразвитием обладают рядом черт, позволяющих от¬личать их от детей-олигофренов (умственно отсталых детей). Это в первую очередь относится к объему пассив¬ного (слова которые ребенок знает и понимает их значение) словаря, который значительно превышает активный (слова которые ребенок употребляет в своей речи). У умствен¬но отсталых детей подобной разницы не наблюдается. Далее, в отличие от детей-олигофренов дети с общим недоразвитием речи ДЛЯ выражения своих мыслей пользуются дифференцированными жестами и выразительной мимикой. Для них характерна, с одной стороны, большая инициативность речевого поиска в процессе общения, а с другой - достаточная критичность к своей речи
Таким образом, при
сходстве речевого
состояния прогноз речевой
компенсации и
Значительная ограниченность активного словарного запаса проявляется в том, что одним и тем же лепетным словом или зву¬косочетанием ребенок обозначает несколько разных понятий («бибй» - самолет, самосвал, пароход; «бобо» - болит, смазы¬вать, делать укол). Отмечается также замена названий действий названиями предметов и наоборот («адас»-карандаш, рисовать, писать; «туй»-сидеть, стул).
Характерным является использование
однословных предложений. Период однословного
предложения, может наблюдаться
и при нормальном речевом развитии
ребенка. Однако он является гос-подствующим
только в течение 5-6 мес. и включает
небольшое количество слов. При тяжелом
недоразвитии речи этот период задерживается
надолго. Дети с нормальным речевым
развитием начинают рано пользоваться
грамматическими связями слов («дай
хеба»-дай хлеба), которые могут
соседствовать с бесформен¬ными
конструкциями, постепенно их вытесняя.
У детей же с общим • недоразвитием
речи наблюдается расширение объема
предложения до 2-4 слов, но при этом
конструкции предложений