Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:42, лекция
Предмет и объект логопедии. Цель логопедии. Теоретические и практические задачи логопедии. Взаимосвязь логопедии с науками психолого-педагогического, медико-биологического и лингвистического циклов. Органические и функциональные причины речевых нарушений. Понятие об эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) вредных воздействиях на организм ребенка.
НАРУШЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА Й (ЙОТАЦИЗМ).Нарушения произношения звука Й наблюдаются очень редко, чаще всего у дошкольников, и проявляются либо в отсутствии звука («олка» «Ама» вместо ёлка и яма), либо в замене его звуком ЛЬ («лелька», «ляма»).
НАРУШЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ К, КЬ (КАППАЦИЗМ), Г (Г АММАЦИЗМ), Х (ХИТИЗМ).Нарушения произношения данных звуков встречаются относительно редко (1,5% всех случаев нарушений произношений) и проявляются в следующим образом:
ОТСУТСВИЕМ ЗВУКОВ
Звуки К и Г полностью отсутствуют («от» вместо «Кот», «алка» вместо «галка»), иногда при опущенном языке вместо К и Г слышится едва уловимое щелканье голосовых связок.
ЗАМЕНА ЗВУКОВ
Звуки К,Г , Х заменяются звуками Т и Д («таша» - вместо «каша», «долова» вместо «голова»), Звук Х заменяется на П (чаше при физиологической дислалии) «плеб» вместо «хлеб»
ЗАМЕНА Г и К
Г и К могут заменяться придыхательным южнорусским заднеязычным звуком, при произнесении звуков Г, К спинка языка не смыкается с нёбом.
ЗАМЕНА ВНУТРИ ГРУППЫ
Замены звуков Г на К, К на Х («хот» вместо «кот»).
15. нарушения голоса. Определение
дефекта, классификация
н.г. - это отсутствие или расстройство фонации вследствии патологических изменений голосового аппарата(афония,дисфония)
относятся к расстройствам фонационного оформления речевого высказывания.
голос - совокупность разнообразных
по своим характеристикам звуков,
развитие детского голоса условно делится на 4 периода.
дошкольный до 6-7 лет,
домутационный от 6-7 до 13 лет.
мутационный 13-15лет.
послемутационный 15-17.
мутация наступает в рез. изменений в голосовом аппарате и во всем организме под влиянием возрастной эндокринной перестройки, возникающей в период полового созревания.
нарушения голоса делятся на центр. и периферические, каждое из них может быть органическим и функционалоьным.
органич. - патология голоса, возникающая вследствие анатомических изменений или хронич. воспалительных процессах голос.аппарата. к периферическим орган. нар. относятся дисфонии и афонии при хрон. ларингитах, празах и параличах гортани, состояния после удаления опухолей.
наиболее распространенными и многообразными явл. функциональные нар. голоса. они не сопровождаются воспалительными или какими-либо анатомическими измененияями гортани. причины ф. патологии могут быть самые разнообразные: голосовое переутомление, плохая постановка голоса, разл. инфекционные заболевания и влияние псих. факторов. к периф. функ. нар. относятся фонастения,гипо- и гипертонусные афонии и дисфонии.
16. развитие слухового и фонематического восприятия у детей с нарушением речи.
Развитие слухового и
Виды упражнений:
1. различение неречевых звуков (звук льющейся воды, рвущейся бумаги - бытовые шумы. Потом без зрительного контроля логопед демонстрирует этот звук)
Звучащие игрушки (удка, бубен, погремушка)
2. Различие речевых звуков.
Гласные звуки в потоке речи "а,о,у,э,и" со звучанием и артикуляцией.
Согласные звуки. Акцет
- повторить за логопдом цепочки слогов или слов
- показать или выбрать картинку с заданным звуком
- подобрать слово на заданный звук
- определить место звука в слове
- определить количество и
- также включать задания на
выработку целенаправленной
17. развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением речи.
Речь ребёнка формируется под влиянием взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Отставание в развитии тонкой моторики
рук у дошкольников препятствует
овладению ими навыков
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Более подробно о приемах подготовки руки к письму у дошкольника читайте в разделе "Развивающие методики. Письмо"
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Задача педагогов и детских психологов - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.
1. Ребенок опускает кисти рук
в сосуд, заполненный каким-
2. Опознание фигур, цифр или букв, "написанных" на правой и левой руке.
3. Опознание предмета, буквы, цифры
на ощупь поочередно правой
и левой рукой. Более сложный
вариант - ребенок одной рукой
ощупывает предложенный
4. Лепка из пластилина
5. Исходное положение - сидя на
коленях и на пятках. Руки согнуты
в локтях, ладони повернуты вперед.
Большой палец
6. "Резиночка". Для этого упражнения
можно использовать резинку
7. Перекатывание карандаша между
пальцами от большого к
8. Игра "Разноцветные снежинки" (возраст - 4 года). Направлена на развитие мелкой моторики рук, формирование аккуратности.
9. "Повтори движение" (вариант
игры Б. П. Никитина "Обезьянки").
Взрослый, садясь напротив ребенка,
делает пальцами своей руки
какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы
согнуты, какие-то выпрямлены - любая
комбинация). Ребенок должен точно
в такое же положение привести
пальцы своей руки - повторить
"фигуру". Задание здесь усложняется
тем, что ему ее еще
10. Игры с рисованием.
Если у ребенка плохо развита
мелкая моторика и ему трудно обучаться
письму - то можно поиграть в игры
с рисованием. Скажем, обводить наперегонки
квадратики или кружочки или продвигаться
по нарисованному заранее
11. Игры с предметами домашнего обихода.
В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки(мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
Познают мир "руками" не только крохотные малыши - игрушки, которые требуют работы кисти, пальцев полезны и детям постарше. Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.
18. определение понятия
ринолалия. Основные формы
Ринолалия - нарушение тембра и звукопроизношения вследствие анатомо-физиолог. дефектов в строении артикуляц. аппарата. При ринолалии звук дефектно резонирует в носовой полости, вследствие чего тембр голоса приобретает характерную назальность.
1.открытая р. - патологическое изменение
тембра голоса и искаженное
произнесение звуков речи. Возникает,
когда мягкое небо сильно
а)функциональная р. - причиной явл. состояние после удаления аденоидных разращений, или в результате постдифтерийного пареза вследствие орган. подвижности мягкого неба в течении долгого времени. Возможна коррекция.
б)органическая р. - наруш. строения. Делится на:
- приобретенную, возникает в
связи с повреждением языко-
- врожденную, возникает в связи
с влиянием биол. факторов (заболевание
матери во время беременности,
хим. воздействие, эндокринные
заболевания, профессион. вредности,
влияние никотина и алкоголя)
и выражается в разл. рода расщелинах
(несращения губы, мягкого и твердого
неба). Крит. периодом для появл.
врожденной открытой р., особенно
несращения губы и твердого
неба, явл. 7-9 неделя развития эмбриона.
(!Открытая р.не означает
2.закрытая р. - расстройство
а..органическая закрытая р. - орган.
изменения в носовом
Делится на:
- переднюю, возникает при хронической гипертрофии (увеличении) слизистой носа, при полипах носовой полости, опухолях и при искривлении носовой перегородки.
- заднюю р., возникает при уменьшении
носоглоточной полости
б.функциональная р. наблюдается у детей при произнесении назальных звуков - мягкое небо сильно поднимается и закрывает доступ звука к носоглотке. Иногда это бывает при невротических расстройствах. Для людей с закрытой р. характерным признаком явл. постоянно открытый рот.
в.смешанная р. При ней резонанс
десен при произнесении носовых
звуков (м, м', н, н') и одновременно присутствует
назальный оттенок голоса. Возникает
при сочетании непроходимости носа
и недостаточности небно-
19. влияние врожденнных расщелин губы и неба на физическое, психическое и речевое развитие ребенка.
1.У новорожденных детей с
ринолалией нарушается процесс
питания. При проглатывании
2.нарушение дыхания
3.частые заболевания
4.могут возникнуть воспаления слуховой евстахиевой трубы
5.расстройство речи-нарушение
6.задержка речевого развития
7.в связи с глухостью дети не слышат своего дефекта
8.ошибки в письменной речи
при ринолалии могут быть вторичные
нарушения псих.процессов(
20. псевдобульбарная дизартрия, ее проявления.
Очаг поражения: Двустор поражение пирамидных путей, соединяющих кору головного мозга с ядрами черепно-мозговых нервов ствола головного мозга
Патогенез: Наблюдается спастические параличи мышц речевого аппарата, мышечный тонус в норме. Гипертрофия мышц языка ( язык напряён и отодвинут сзади)