Речевые нарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:42, лекция

Описание

Предмет и объект логопедии. Цель логопедии. Теоретические и практические задачи логопедии. Взаимосвязь логопедии с науками психолого-педагогического, медико-биологического и лингвистического циклов. Органические и функциональные причины речевых нарушений. Понятие об эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) вредных воздействиях на организм ребенка.

Работа состоит из  1 файл

фонестении.docx

— 73.13 Кб (Скачать документ)

НАРУШЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА Й (ЙОТАЦИЗМ).Нарушения  произношения звука Й наблюдаются  очень редко, чаще всего у дошкольников, и проявляются либо в отсутствии звука («олка» «Ама» вместо ёлка и  яма), либо в замене его звуком ЛЬ («лелька», «ляма»).

НАРУШЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ К, КЬ (КАППАЦИЗМ), Г (Г АММАЦИЗМ), Х (ХИТИЗМ).Нарушения  произношения данных звуков встречаются  относительно редко (1,5% всех случаев  нарушений произношений) и проявляются  в следующим образом:

ОТСУТСВИЕМ ЗВУКОВ

Звуки К и Г полностью отсутствуют («от» вместо «Кот», «алка» вместо «галка»), иногда при опущенном языке вместо К и Г слышится едва уловимое щелканье голосовых связок.

ЗАМЕНА ЗВУКОВ

Звуки К,Г , Х  заменяются звуками  Т и Д  («таша» - вместо «каша», «долова» вместо «голова»),  Звук Х  заменяется на П (чаше при физиологической  дислалии) «плеб» вместо «хлеб»

ЗАМЕНА Г и К

Г и К могут заменяться придыхательным южнорусским заднеязычным звуком, при  произнесении звуков Г, К спинка языка  не смыкается с нёбом.

ЗАМЕНА ВНУТРИ ГРУППЫ

Замены звуков Г на К, К на Х («хот»  вместо «кот»).

 

15. нарушения голоса. Определение  дефекта, классификация нарушений  голоса.

н.г. - это отсутствие или расстройство фонации вследствии патологических изменений голосового аппарата(афония,дисфония)

относятся к расстройствам фонационного оформления речевого высказывания.

голос - совокупность разнообразных  по своим характеристикам звуков,возник. в рез. колебания эластических голосовых  складок.

развитие детского голоса условно  делится на 4 периода.

дошкольный до 6-7 лет,

домутационный от 6-7 до 13 лет.

мутационный 13-15лет.

послемутационный 15-17.

мутация наступает в рез. изменений  в голосовом аппарате и во всем организме под влиянием возрастной эндокринной перестройки, возникающей  в период полового созревания.

нарушения голоса делятся на центр. и периферические, каждое из них  может быть органическим и функционалоьным.

органич. - патология голоса, возникающая  вследствие анатомических изменений  или хронич. воспалительных процессах  голос.аппарата. к периферическим орган. нар. относятся дисфонии и афонии при хрон. ларингитах, празах и параличах  гортани, состояния после удаления опухолей.

наиболее распространенными и  многообразными явл. функциональные нар. голоса. они не сопровождаются воспалительными  или какими-либо анатомическими измененияями гортани. причины ф. патологии могут  быть самые разнообразные: голосовое  переутомление, плохая постановка голоса, разл. инфекционные заболевания и  влияние псих. факторов. к периф. функ. нар. относятся фонастения,гипо- и гипертонусные афонии и дисфонии.

 

16. развитие слухового  и фонематического восприятия  у детей с нарушением речи.

Развитие слухового и фонематического  восприятия

Виды упражнений:

1. различение неречевых звуков (звук льющейся воды, рвущейся  бумаги - бытовые шумы. Потом без  зрительного контроля логопед  демонстрирует этот звук)

 Звучащие игрушки (удка, бубен,  погремушка)

2. Различие речевых звуков.

 Гласные звуки в потоке  речи "а,о,у,э,и" со звучанием  и артикуляцией.

 Согласные звуки. Акцет длается  на звуки, которые ребенок должен  правтльно произнести ("Хлопни  в ладоши, если услышишь звук..."). Может произносить изолировано,  в словах, в предложениях.

- повторить за логопдом цепочки  слогов или слов

- показать или выбрать картинку  с заданным звуком

- подобрать слово на заданный  звук

- определить место звука в  слове

- определить количество и последовательность  звуков в слове

- также включать задания на  выработку целенаправленной воздушной  струи (на подготовительном этапе) (Подуть на листочек, на подвешеннай  на ниточке предмет).

 

17. развитие мелкой моторики  у детей дошкольного возраста  с нарушением речи.

Речь ребёнка формируется под  влиянием взрослых и в огромной степени  зависит от достаточной речевой  практики, нормального речевого окружения  и от воспитания и обучения, которые  начинаются с первых дней его жизни.

Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. У младших школьников несовершенство мелкой моторики затрудняет овладение  письмом и рядом других учебных  и трудовых навыков.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего  возраста. Уже грудному младенцу можно  массировать пальчики (пальчиковая  гимнастика), воздействуя тем самым  на активные точки, связанные с корой  головного мозга. В раннем и младшем  дошкольном возрасте нужно выполнять  простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о  развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к  школе, в частности, к письму. Более  подробно о приемах подготовки руки к письму у дошкольника читайте  в разделе "Развивающие методики. Письмо"

Почему так важно для детей  развитие тонкой моторики рук? Дело в  том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Задача педагогов и детских  психологов - донести до родителей  значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в  детском саду, так и дома.

Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.

1. Ребенок опускает кисти рук  в сосуд, заполненный каким-либо  однородным наполнителем (вода, песок,  различные крупы, дробинки, любые  мелкие предметы). 5 - 10 минут как  бы перемешивает содержимое. Затем  ему предлагается сосуд с другой  фактурой наполнителя. После нескольких  проб ребенок с закрытыми глазами  опускает руку в предложенный  сосуд и старается отгадать  его содержимое, не ощупывая пальцами  его отдельные элементы.

2. Опознание фигур, цифр или  букв, "написанных" на правой  и левой руке.

3. Опознание предмета, буквы, цифры  на ощупь поочередно правой  и левой рукой. Более сложный  вариант - ребенок одной рукой  ощупывает предложенный предмет,  а другой рукой (с открытыми  глазами) его зарисовывает.

4. Лепка из пластилина геометрических  фигур, букв, цифр. Для детей школьного  возраста лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем  опознавание слепленных букв  с закрытыми глазами.

5. Исходное положение - сидя на  коленях и на пятках. Руки согнуты  в локтях, ладони повернуты вперед. Большой палец противопоставлен  остальным. Одновременно двумя  руками делается по два шлепка  каждым пальцем по большому  пальцу, начиная от второго к  пятому и обратно. 

6. "Резиночка". Для этого упражнения  можно использовать резинку для  волос диаметром 4-5 сантиметров.  Все пальцы вставляются в резинку.  Задача состоит в том, чтобы  движениями всех пальцев передвинуть  резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону.  Выполняется сначала одной, потом  другой ру6кой.

7. Перекатывание карандаша между  пальцами от большого к мизинцу  и обратно поочередно каждой  рукой.

8. Игра "Разноцветные снежинки" (возраст - 4 года). Направлена на  развитие мелкой моторики рук,  формирование аккуратности.

9. "Повтори движение" (вариант  игры Б. П. Никитина "Обезьянки"). Взрослый, садясь напротив ребенка,  делает пальцами своей руки  какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы  согнуты, какие-то выпрямлены - любая  комбинация). Ребенок должен точно  в такое же положение привести  пальцы своей руки - повторить  "фигуру". Задание здесь усложняется  тем, что ему ее еще необходимо  зеркально отразить (ведь взрослый  сидит напротив). Если данное задание  вызывает у ребенка сложности,  то сначала можно потренироваться,  проводя упражнение сидя рядом  (а не напротив ребенка). Так  ему будет легче копировать  положение пальцев руки.

10. Игры с рисованием.

Если у ребенка плохо развита  мелкая моторика и ему трудно обучаться  письму - то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонки  квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок  рисует лабиринт для родителя, а  родитель - для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко  изготовить и самим.

11. Игры с предметами домашнего  обихода.

В играх с шнурованием также  развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти  руки(мелкая моторика), а это в  свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления  речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к  письму и развивают усидчивость.

Познают мир "руками" не только крохотные  малыши - игрушки, которые требуют  работы кисти, пальцев полезны и  детям постарше. Следует помнить, что развитие тонкой координации  движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит  управление движениями руки, поэтому  ни в коем случае нельзя ребёнка  заставлять.

 

18. определение понятия  ринолалия. Основные формы ринолалии.

Ринолалия - нарушение тембра и  звукопроизношения вследствие анатомо-физиолог. дефектов в строении артикуляц. аппарата. При ринолалии звук дефектно резонирует в носовой полости, вследствие чего тембр голоса приобретает характерную  назальность.

1.открытая р. - патологическое изменение  тембра голоса и искаженное  произнесение звуков речи. Возникает,  когда мягкое небо сильно отстает  от задней стенки глотки, оставляя  значит. щель. При этом, часть воздуха  попадает в носовую полость  (назальный оттенок).

а)функциональная р. - причиной явл. состояние  после удаления аденоидных разращений, или в результате постдифтерийного пареза вследствие орган. подвижности  мягкого неба в течении долгого  времени. Возможна коррекция.

б)органическая р. - наруш. строения. Делится  на:

- приобретенную, возникает в  связи с повреждением языко-глоточного  и блуждающего нервов, в связи  с повреждением твердого и  мягкого неба (вследствие ранения), рубцовых изменений, парезов и  параличей. Может возникнуть в  любом возрасте;

- врожденную, возникает в связи  с влиянием биол. факторов (заболевание  матери во время беременности, хим. воздействие, эндокринные  заболевания, профессион. вредности,  влияние никотина и алкоголя) и выражается в разл. рода расщелинах (несращения губы, мягкого и твердого  неба). Крит. периодом для появл.  врожденной открытой р., особенно  несращения губы и твердого  неба, явл. 7-9 неделя развития эмбриона. (!Открытая р.не означает наличие  расщелины).

2.закрытая р. - расстройство звукопроизношения  и тембра голоса, обусловленное  понижением физиолог. носового резонанса.

а..органическая закрытая р. -  орган. изменения в носовом пространстве, при кот. уменьш. проходимость носа и затрудняется носовое дыхание. При этом фонема "м" звучит как "б", "м' " как "б' ",  "к" как "д", "к' " как "д' ".

Делится на:

- переднюю, возникает при хронической  гипертрофии (увеличении) слизистой  носа, при полипах носовой полости,  опухолях и при искривлении  носовой перегородки.

- заднюю р., возникает при уменьшении  носоглоточной полости вследствие  аденоидных разрастаний, носоглоточных  полипов, опухолей, новообразований. Кор. работа при закрытой носоглот.р. начинается после устранения причины снижения физиолог. носового резонанса.

б.функциональная р. наблюдается у  детей при произнесении назальных  звуков - мягкое небо сильно поднимается  и закрывает доступ звука к  носоглотке. Иногда это бывает при  невротических расстройствах. Для  людей с закрытой р. характерным  признаком явл. постоянно открытый рот.

в.смешанная р. При ней резонанс десен при произнесении носовых  звуков (м, м', н, н') и одновременно присутствует назальный оттенок голоса. Возникает  при сочетании непроходимости носа и недостаточности небно-глоточного смыкания (аденоидные разращения, не смыкание мягкого неба).

 

19. влияние врожденнных  расщелин губы и неба на  физическое, психическое и речевое  развитие ребенка.

1.У новорожденных детей с  ринолалией нарушается процесс  питания. При проглатывании молока  его часть выливается в носовые  ходы.

2.нарушение дыхания

3.частые заболевания дыхательных  путей

4.могут возникнуть воспаления  слуховой евстахиевой трубы

5.расстройство речи-нарушение тембра  голоса,нарушение звукопроизношения(тотальный  характер при тяж.форме,в том  числе и гласные звуки)

6.задержка речевого развития

7.в связи с глухостью дети  не слышат своего дефекта

8.ошибки в письменной речи

при ринолалии могут быть вторичные  нарушения псих.процессов(внимания, вербальной памяти,словесно-логического  мышления). У многих детей может  быть нарушена эмоционально-волевая  сфера.

 

20. псевдобульбарная дизартрия,  ее проявления.

Очаг поражения: Двустор поражение  пирамидных путей, соединяющих кору головного мозга с ядрами черепно-мозговых нервов ствола головного мозга

Патогенез: Наблюдается спастические параличи мышц речевого аппарата, мышечный тонус в норме. Гипертрофия мышц языка ( язык напряён и отодвинут  сзади)

Информация о работе Речевые нарушения