Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:42, лекция
Предмет и объект логопедии. Цель логопедии. Теоретические и практические задачи логопедии. Взаимосвязь логопедии с науками психолого-педагогического, медико-биологического и лингвистического циклов. Органические и функциональные причины речевых нарушений. Понятие об эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) вредных воздействиях на организм ребенка.
4.Динамическое наблюдение.
29. фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
Ффнр – нарушение процессов формирования языка у детей с различными расстройствами ( дислалия, ринолалия ,дизартрия) вследствие дефектов восприятия и воспроизведения фонем.
В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:
1. легкая степень нар-я.
Наблюдается недостаточное различения и затруднения анализа только нарушенных звуков ( т е ребёнок звуки неправильно произносит и неправильно анализирует)
2. средняя степень нар-я
(недостаточное различение
3. глубокое фонематическое
Неспособность различать и выделять звуки в слова, их наличие и последоват-ть
Недостатки звукопроизношения выраждаются :
1.звуки заменяются более
2.звуки заменяются на
Вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков произносится средний, неотчётливый звук, вместо [ш] и [с]-мягкий звук [ш], вместо [ч] и [т]-нечто вроде смягчённого [ч].
3.Нестойкое употребление
4. искажение одного или
Ребёнок может искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух не различать большее число звуков из разных групп.
В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:
• трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;
• при сформированной артикуляции, неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;
• невозможность определить наличие и последова¬тельность звуков в слове.
В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:
• трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;
• при сформированной артикуляции, неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;
• невозможность определить наличие и последова¬тельность звуков в слове.
30. афазия. Определение.
Причины возникновения.
Афазия-полная или частичная утрата
речи,обусловленная локальными поражениями
гол.мозга.этиология:может
31. характеристик моторной афалии.
Моторная афазия возникает при поражении речедвиг.центра (брока). Больной либо совсем не может говорить,либо у него сохран. незначит. речевые возможности. Слышит,понимает ее, но не имеет возможности речь воспроизводить. Иногда у него получ. обрывки слов(могут сохр.опорные слова- да,нет,вот, не надо).при этом спонтанная речь невозможна так как наруш.пусковой механизм речи. У детей очень часто при афазии почти полностью распадается навыки чтения и письма,при этом чтение наруш. больше,чем письмо. Больной оч.тяжело переживает свой дефект,понимают его. Коррекция этого дефекта комплексная,согласов.с лечащим врачом/невропатолог. Лечение длит.,в течение многих месяцев.
32. характеритика сенсорной афазии.
Сенсорная афазия.
При сенсорной афазии наруш-ся восприятие речи.
Больной речь слышит, но не понимает её.
Поражаются центры Верники, речь растр-ся вследствии:
- нару-ся слух восприятия и
чел-к теряет контроль над
-нар-ся понимание речи, т к
больной не деференцирует
Слова сильно искажены, происходит перестановка слогов, распадаются навыки чтения и письма.
Афазию необходимо отличать от сходных состояний, т е в чесно-ти от алалии.
Восстановление речи при сенсорной афазии
Коррекция при сенсорной афазии происходит длительно, т к у больного снижено понимание речи.
Проводится под наблюдением врача, занятие может длится не более 5 мин, вся работа ведётся на наглядном материале.
- развитие фонемат. Восприятия
-обучение понимания речи
-различение на слух и в произношении слов близких по звучанию, но различных по смыслу
0воспитание у больного
-работа над коррекцией письменной речи
Нар-е многообр.в своем проявл, логопед в своей работе должен опираться на индивидуальный план для каждого ребёнка.
Восстановление длится от нескольких месяцев до нескольких лет.
33. нарушение письменной речи.виды и их характеристики.
Нарушение письменной речи:
1. нарушение процесса чтения:
- алексия
- дислексия: семантическая,
2. нарушение процесса письма:
- аграфия
-дисграфия: артикуляторно-
- дизорфография
Алексия – невозможность процесса чтения
Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психический функций, проявляющихся в повторяющихся ошибках стойкого характера и устраняемого только в результате логопедического воздействия.
Этиология дислексии:
Большинство авторов указывает на влияние социальных и биологических факторов на возникновение нарушения чтения.
К биологическим факторам относят какие-либо повреждения коры головного мозга
Социальные факторы: соматическая ослабленность ребёнка, неправильное речевое окружение, педагогическая запущенность и тд.
Дислексия вызывается несформированностью психических функций которые отвечают за процесс чтения ( зрительный анализ и синтез, пространственные представления, фонематический анализ и синтез, недоразвитие лексико-грамматического строя речи)
Семантическая дислексия – механическое чтение.
Проявляется в нарушении понимания прочитанного текста при правильном техническом чтении, иногда проявляется в послеслоговом чтении, когда ребёнок прочитав слово по слогам не понимает его значение, не может показать слово на картинке.
Аграмматическая дислексия – обусловлена
недоразвитием грамматического
строя речи, морфологических и
синтаксических обобщений, т е ребёнок
читает текст, неправильно согласовывает
слова в словосочетания и предложениях,
неправильно употребляет
Нап: «из-под листьех», « в тапочкаф», «ветер промчалась», «такой машина».
Мнестическая дислексия –
Это обусловлено нарушением связи между звуком и буквы и нер-ем реч памяти.
Дети не могут воспринимать подряд 3-5 звуков или слов, а при повторении нар-ют их последю, не запоминают, сокращают, т е нарушена ассоциация между зрит оборазом буквы и звукопроизносит образом.
Оптическая дислексия –
Фонематическая дислексия- обусловлена недоразвитием ф-ий фонематического анализа и синтеза.
1. Нарушение чтения обусловлено недоразвитием восприятия фонем, при чтении фонемы сходные акустически, а артикуляторно смешиваются. (б-к, с-ш, д-т; видит д читает т)
2. Обусл недоразвитием ф-ий слитного чтения, проявл в побуквенном чтении и в искажении. Нап: лопата-палата, утка-дудка,побежала-убежала.
Тактильная дислексия – (у лиц с нар зрения) набл у слабослышащих детей, читают с помощью азбуки Брайлера.
Агрофия – невозможн осуществелния процесса письма
Дизорфрофия – невозможность усвоения арфограф. Правил
Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма, обусловленное несформированностью впф ) или нарушением их) проявл в стойких повторяющихся ошибках при письме и устраняемое только в результате логопедического воздействия
Письмо представляет собй сложную форму реч деят-ти чел-ка, этот процесс многоуровневый и в нем принимают участие различные анализаторы
(тактильный,рече-слуховой,
Артикуляторно-акуст дисгр-
Ребёнок пишет так, как
Фонематическая дисгр – проявл в заменах букв соотв фонетически близкими звуками ( нап: з-с, ч-т) а так-же в замене мягких согл твердыми (любит-лубит)
Аграмматическая дисгр – проявл в нарушении морфологических и грам. Связей между словами.
Оптическая дисгр –
34. определение заикания.
Этиология заикания. Речевые, личностные
и внеречевые особенности
В настоящее время окло 5% общего числа жителей страны страдают заиканием, саамы опасный возраст для возникновения заикания 5 лет.
По Шкловскому: Заикание явл дискоординационное расстройство речи, возникающее в процессе общения по механизму системного речедвигательного невроза ( логоневроз)
Клинически заикание представлено первичными реч расстройствами и вторичными невротическими изменениями, кот. У взрослых заикающихся становятся доминирующими
Заикание – это нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Компоненты синдрома:
1. нар речевых ф-ий, т е судорожное нейроматорное расстройство речи
2. страх речи или логофобия
от легких форм до тяж. При которой возникают паталогическая фиксация на собственном дефекте
3. невротические нар-я, субдепрессивное состояние (постоян снижение настроения)
4. вегетативные расс-ва, астенические формы реагирование (истощаемость нс)
5. личностные особенности заикающихся, а именно: повышенная тревожность, ранимость, чувствительность, чувства ущемлённости, эмоц неустойчивость. Следствие: пониженная самооценка
Этиология заикания:
(в настоящее время сущ 2 группы прич заикания)
1.Предраспалагающие причины
- конституционная предрасп ( худые, сомат ослабл)
-наследственная отягощенность
-невропатич особенности
2.Производящие причины ( толчок)
а. Анатомо-физиологические:
- травмы гол мозга
-истощение нс
-энцефалопатия ( нар мозгового кровообращения)
-органические нар-я мозга
-тяж хронические сомат
-интоксикация, инфецирование
-болезни носа глотки, гортани
-задержка реч развития
и др.
б. Психические и социальные:
-длительная психотравмирующая ситуация
-кратковременная психотрвам
-непр воспитание в семье (
- одномоментный испуг (ребёнка испугала собака)
-перегрузка речевым матереалом ( все хорошо в меру, родит поставил ребёнку задачу получ медаль)
-бурное речевое развитие
-переучивание леворуких
-заикание по подражанию
и др.
35. основная симптоматика разных форм заикания.
По мнению Зеймана ( « патогенез заикания» Прага 1962г)
Механизм судорожной речи обусловлен первичным функциональным нарушением стриополидарной (экстрапирамидной) системы мозга, которая наряду с мозжечком регулирует мышечный тонус и координацию процесса речи ( согл работу органов дыхания, голосовидения и артикуляцию)
К симптомам заикания относятся речевые судорог, т е запинки в процессе реч акта
При этом заикающиеся используют различные уловки для маскировки запинок и испытывают логофобию.
Длительность судороги колеблется от 0.2 до 12.6 секунд.
В тяж случаях до 90с.
По своему типу судороги делятся на тонические, т е при них наблюдается короткое толчкообразное или длительное спазматическое сокращение мышц ( на одном звуке)
Клонические судороги. При них наблюдается напряжён. Ритмическое повтореие судорожн. Движений мышц (да-да-да-да-дарога)
Клонотонические или смешанные.
Локализация судорог при заикании( место возникновение):
1. голосовые
2. 2. дыхательные
3. артикуляционные
1.Судороги дыхательного
Все дыхат судороги нарушают логику высказывания, речь становится рваной, неплавной, отрывистой.
-Инспираторная судорога. Возникает
на вдохе. Резкий набор
-Экспираторная судорога.
-Респираторная ( ритмическая) судорога.
Многократный порывистый вдох-
2. Судороги голосового аппарата
Возникают как правило при произнесении гл звуков.
-Смыкательно-гортаный спазм.