Речевые нарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:42, лекция

Описание

Предмет и объект логопедии. Цель логопедии. Теоретические и практические задачи логопедии. Взаимосвязь логопедии с науками психолого-педагогического, медико-биологического и лингвистического циклов. Органические и функциональные причины речевых нарушений. Понятие об эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) вредных воздействиях на организм ребенка.

Работа состоит из  1 файл

фонестении.docx

— 73.13 Кб (Скачать документ)

4.Динамическое наблюдение.

 

29. фонетико-фонематическое  недоразвитие речи.

Ффнр – нарушение процессов  формирования языка у детей с  различными расстройствами ( дислалия, ринолалия ,дизартрия) вследствие дефектов восприятия и воспроизведения фонем.

В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:

1. легкая степень нар-я.

Наблюдается недостаточное различения и затруднения анализа только нарушенных звуков ( т е ребёнок  звуки неправильно произносит и  неправильно анализирует)

2. средняя степень нар-я

(недостаточное различение большого  количества звуков и нескольких  фонетическх групп)

3. глубокое фонематическое недоразвитие

Неспособность различать и выделять звуки в слова, их наличие и  последоват-ть

Недостатки звукопроизношения  выраждаются :

1.звуки заменяются более простыми  по артикуляции (с,ш > ф)

2.звуки заменяются на диффузную  артикуляцию

Вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков произносится средний, неотчётливый звук, вместо [ш] и [с]-мягкий звук [ш], вместо [ч] и [т]-нечто вроде  смягчённого [ч].

3.Нестойкое употребление звуков  в речи. Некоторые звуки по  инструкции изолированно ребёнок  произносит правильно, но в  речи они отсутствуют или заменяются  другими. Иногда ребёнок одно  и тоже слово в разном контексте  или при повторении произносит  различно. Бывает, что у ребёнка  звуки одной фонетической группы  заменяются, звуки другой - искажаются. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.

4. искажение одного или нескольких  звуков

Ребёнок может искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух не различать большее  число звуков из разных групп.

В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:

• трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;

•  при сформированной артикуляции, неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;

• невозможность определить наличие и последова¬тельность звуков в слове.

В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:

• трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;

•  при сформированной артикуляции, неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;

• невозможность определить наличие и последова¬тельность звуков в слове.

 

30. афазия. Определение.  Причины возникновения. Механизм  нарушения.

Афазия-полная или частичная утрата речи,обусловленная локальными поражениями  гол.мозга.этиология:может возникнуть в любом возрасте,причинами могут  быть нар.мозгового кровообращения,травмы, опухоли мозга. Как правило афазия сосудистого генеза возникают у  взрослых людей. Лурия выд.6 форм афазий.1.акустико-гностическая,сенс.(звукоузнавание) и 2.акустико-мнестическая-обе возникают  при поражении височной доли коры гол.мозга. 3.семантическая и 4.афферентно-моторная - возникают про поражений ниж.теменных отделов коры гол.мозга. 5.эфферентно-моторная и 6.динамическая - возникают при  поражении премоторных и задних отделов гол.мозга. Изучением афазий занимались татьяна григорьев.визель,влад.мих.шкловский, елена николаев.правдина-винарская  и др.ученые. В детской логопедии  выдел.2 формы-сенсорная и моторная.

 

31. характеристик моторной  афалии.

Моторная афазия возникает при  поражении речедвиг.центра (брока). Больной либо совсем не может говорить,либо у него сохран. незначит. речевые  возможности. Слышит,понимает ее, но не имеет возможности речь воспроизводить. Иногда у него получ. обрывки слов(могут  сохр.опорные слова- да,нет,вот, не надо).при  этом спонтанная речь невозможна так  как наруш.пусковой механизм речи. У  детей очень часто при афазии почти полностью распадается  навыки чтения и письма,при этом чтение наруш. больше,чем письмо. Больной  оч.тяжело переживает свой дефект,понимают его. Коррекция этого дефекта комплексная,согласов.с лечащим врачом/невропатолог. Лечение длит.,в течение многих месяцев.

 

32.  характеритика сенсорной  афазии.

Сенсорная афазия.

При сенсорной афазии наруш-ся восприятие речи.

Больной речь слышит, но не понимает её.

Поражаются центры Верники, речь растр-ся вследствии:

- нару-ся слух восприятия и  чел-к теряет контроль над собств  речью

-нар-ся понимание речи, т к  больной не деференцирует фоными  и не контролирует собственную  речь.

Слова сильно искажены, происходит перестановка слогов, распадаются навыки чтения и письма.

Афазию необходимо отличать от сходных  состояний, т е в чесно-ти от алалии.

Восстановление речи при сенсорной  афазии

Коррекция при сенсорной афазии происходит длительно, т к у больного снижено понимание речи.

Проводится под наблюдением  врача, занятие может длится не более 5 мин, вся работа ведётся на наглядном  материале.

- развитие фонемат. Восприятия

-обучение понимания речи

-различение на слух и в  произношении слов близких по  звучанию, но различных по смыслу

0воспитание у больного слухового  контроля за собственной речью,  и за речью окружающих

-работа над коррекцией письменной речи

Нар-е многообр.в своем проявл, логопед в своей работе должен опираться на индивидуальный план для  каждого ребёнка.

Восстановление длится от нескольких месяцев до нескольких лет.

 

33. нарушение письменной  речи.виды и их характеристики.

Нарушение письменной речи:

1. нарушение процесса чтения:

- алексия

- дислексия: семантическая, тактильная, грамматическая, мнестическая, оптическая, фонематическая

2. нарушение процесса письма:

- аграфия

-дисграфия: артикуляторно-акустическая, фонематическая ( акустическая), грамматическая, оптическая, дисграфия на почве  нарушения языкового анализа  и синтеза

- дизорфография

Алексия – невозможность процесса чтения

Дислексия – частичное специфическое  нарушение процесса чтения, обусловленное  несформированностью высших психический  функций, проявляющихся в повторяющихся  ошибках стойкого характера и  устраняемого только в результате логопедического  воздействия.

Этиология дислексии:

Большинство авторов указывает  на влияние социальных и биологических  факторов на возникновение нарушения  чтения.

К биологическим факторам относят  какие-либо повреждения коры головного  мозга

Социальные факторы: соматическая ослабленность ребёнка, неправильное речевое окружение, педагогическая запущенность и тд.

Дислексия вызывается несформированностью  психических функций которые  отвечают за процесс чтения ( зрительный анализ и синтез, пространственные представления, фонематический анализ и синтез, недоразвитие лексико-грамматического  строя речи)

Семантическая дислексия – механическое чтение.

Проявляется в нарушении понимания  прочитанного текста при правильном техническом чтении, иногда проявляется  в послеслоговом чтении, когда  ребёнок прочитав слово по слогам не понимает его значение, не может показать слово на картинке.

Аграмматическая дислексия – обусловлена  недоразвитием грамматического  строя речи, морфологических и  синтаксических обобщений, т е ребёнок  читает текст, неправильно согласовывает  слова в словосочетания и предложениях, неправильно употребляет родовые  окончания и пр предложные конструкции.

Нап: «из-под листьех», « в тапочкаф», «ветер промчалась», «такой машина».

Мнестическая дислексия – проявляется  в трудностях усвоения букв и их недеференцированных заменах.

Это обусловлено нарушением связи  между звуком и буквы и нер-ем реч памяти.

Дети не могут воспринимать подряд 3-5 звуков или слов, а при повторении нар-ют их последю, не запоминают, сокращают,  т е нарушена ассоциация между  зрит оборазом буквы и звукопроизносит  образом.

Оптическая дислексия – проявляется  в трудностиусвоения и смешения 2х сходных графически букв, отл  лишь отдельными элементами (р-ф, н-п, э-с), т е ребёнок при чтении испытывает трудности в узнавании букв, путает их со сходными графически. Это обусловлено  недостат сформированность. Зрительного  гнозиса.

Фонематическая дислексия- обусловлена  недоразвитием ф-ий фонематического анализа и синтеза.

1. Нарушение чтения обусловлено недоразвитием восприятия фонем, при чтении фонемы сходные акустически, а артикуляторно смешиваются. (б-к, с-ш, д-т; видит д читает т)

2. Обусл недоразвитием ф-ий слитного чтения, проявл в побуквенном чтении и в искажении. Нап: лопата-палата, утка-дудка,побежала-убежала.

Тактильная дислексия – (у лиц  с нар зрения) набл у слабослышащих  детей, читают с помощью азбуки Брайлера.

Агрофия – невозможн осуществелния  процесса письма

Дизорфрофия – невозможность усвоения арфограф. Правил

Дисграфия – частичное специфическое  нарушение процесса письма, обусловленное  несформированностью впф ) или нарушением их) проявл в стойких повторяющихся  ошибках при письме и устраняемое  только в результате логопедического  воздействия

Письмо представляет собй сложную  форму реч деят-ти чел-ка, этот процесс  многоуровневый и в нем принимают  участие различные анализаторы

(тактильный,рече-слуховой,рече=двигательный,зрительный,обще-двигательный)

 Артикуляторно-акуст дисгр-  Ребёнок пишет так, как произносит, т. Е . деф произношения переносится  на письмо, т е у реб-ка несформир  правельно кинестетич обр и  звучание.

Фонематическая дисгр – проявл в заменах букв соотв фонетически  близкими звуками ( нап: з-с, ч-т) а так-же в замене мягких согл твердыми (любит-лубит)

Аграмматическая дисгр – проявл в нарушении морфологических  и грам. Связей между словами.

Оптическая дисгр – обусловлена  недоразвитием зрит гнозиса, простр и предст и выр-ся в искажении  сходных букв на письме (З-Е)

 

34. определение заикания. Этиология заикания. Речевые, личностные  и внеречевые особенности заикающихся.

В настоящее время окло 5% общего числа жителей страны страдают заиканием, саамы опасный возраст для  возникновения заикания 5 лет.

По Шкловскому: Заикание явл дискоординационное  расстройство речи, возникающее в  процессе общения по механизму системного речедвигательного невроза ( логоневроз)

Клинически заикание представлено первичными реч расстройствами и  вторичными невротическими изменениями, кот. У взрослых заикающихся становятся доминирующими

Заикание – это нарушение  темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Компоненты синдрома:

1. нар речевых ф-ий, т е судорожное нейроматорное расстройство речи

2. страх речи или логофобия

от легких форм до тяж. При которой  возникают паталогическая фиксация на собственном дефекте

3. невротические нар-я, субдепрессивное состояние (постоян снижение настроения)

4. вегетативные расс-ва, астенические формы реагирование (истощаемость нс)

5. личностные особенности заикающихся, а именно: повышенная тревожность, ранимость, чувствительность, чувства ущемлённости, эмоц неустойчивость. Следствие: пониженная самооценка

Этиология заикания:

(в настоящее время сущ 2 группы  прич заикания)

1.Предраспалагающие причины заикания ( почва на кот может возникнуть)

- конституционная предрасп ( худые,  сомат ослабл)

-наследственная отягощенность

-невропатич особенности самого  заикающегося ( ночные страхи, повышен  раздр, эмоц-ть, ночной энурез, поражение  гол омзга) и др

2.Производящие причины ( толчок)

а. Анатомо-физиологические:

- травмы гол мозга

-истощение нс

-энцефалопатия ( нар мозгового  кровообращения)

-органические нар-я мозга

-тяж хронические сомат заболевания

-интоксикация, инфецирование

-болезни носа глотки, гортани

-задержка реч развития 

и др.

б. Психические и социальные:

-длительная психотравмирующая  ситуация

-кратковременная психотрвам ситуация ( девочку отвезли на море)

-непр воспитание в семье (мама  с реб догоняют автобус)

- одномоментный испуг (ребёнка  испугала собака)

-перегрузка речевым матереалом ( все хорошо в меру, родит поставил  ребёнку задачу получ медаль)

-бурное речевое развитие

-переучивание леворуких

-заикание по подражанию

и др.

 

35. основная симптоматика  разных форм заикания.

По мнению Зеймана ( « патогенез  заикания» Прага 1962г)

Механизм судорожной речи обусловлен первичным функциональным нарушением стриополидарной (экстрапирамидной) системы  мозга, которая наряду с мозжечком  регулирует мышечный тонус и координацию  процесса речи ( согл работу органов  дыхания, голосовидения и артикуляцию)

К симптомам заикания относятся  речевые судорог, т е запинки  в процессе реч акта

При этом заикающиеся используют различные  уловки для маскировки запинок и  испытывают логофобию.

Длительность судороги колеблется от 0.2 до 12.6 секунд.

В тяж случаях до 90с.

По своему типу судороги делятся  на тонические, т е при них наблюдается  короткое толчкообразное или длительное спазматическое сокращение мышц ( на одном  звуке)

Клонические судороги. При них наблюдается  напряжён. Ритмическое повтореие  судорожн. Движений мышц (да-да-да-да-дарога)

Клонотонические или смешанные.

Локализация судорог при заикании( место возникновение):

1. голосовые

2. 2. дыхательные

3. артикуляционные

1.Судороги дыхательного аппарата:

Все дыхат судороги нарушают логику высказывания, речь становится рваной, неплавной, отрывистой.

-Инспираторная судорога. Возникает  на вдохе. Резкий набор воздуха  в начале фразы, между звуками.

-Экспираторная судорога.Возникает  на выдохе в процессе высказывания. Мышцы большого пресса резко  сокращаются. Человек рефлект.  Наклоняется вперёд, как при рвоте,  а воздух быстро и с шумом  выходит через голосовую щель.

-Респираторная ( ритмическая) судорога. Многократный порывистый вдох-выдох  напоминающий рыдания, возникает  в процессе высказывания и  перед высказыванием.

2. Судороги голосового аппарата

Возникают как правило при произнесении гл звуков.

-Смыкательно-гортаный спазм. Эта  судорога возникает внезапно, полностью  прекращается голосоподача. Гол  щель смыкается до прохода  через неё воздуха, при этом  оказывает давление на гортань.  Судорога тоническая, мышцы туловища  приходят в оцепенение. В легкой  степени оказывается твердой  голосоподача. В тяж полностью  смыкается гол щель

Информация о работе Речевые нарушения