Роль и знание песенного материала при обучении французскому языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 15:44, курсовая работа

Описание

Цель исследования - изучить роль и знание песенного материала при обучении французскому языку, разработать комплекс упражнений с использованием песенного материала.
Задачи исследования.
1. проанализировать научно-методическую литературу по проблеме использования песенного материала в обучении французскому языку;
2. определить роль песни при обучении французскому произношению;
3. определить роль песни в формировании грамматических навыков;
4. выявить специфику аутентичной песни как одного из элементов национально – культурного компонента содержания обучения иностранному языку на начальном этапе;
5. разработать комплекс упражнений по формированию коммуникативной компетенции на основе использования песенного материала;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические предпосылки изучения проблемы использования песенного материала на уроке иностранного языка………………………………………...5
1.1 Коммуникативная компетенция как цель обучения иностранному языку.5
1.2 Роль песенного материала в формировании коммуникативной компетенции………………………………………………………………….......10
1.3 Роль песенного материала в формировании лингвострановедческой компетенции……………………………………………………………………...14
2. Методические аспекты использования песенного материала на уроке иностранного языка……………………………………………………………...17
2.1 Содержание песенного материала на уроках иностранного языка………17
2.2 Система упражнений формирования фонетических навыков…………...21
2.3 Система упражнений в формировании грамматических навыков……….28
2.4 Система упражнений для формирования лексического навыка………….35
2.5 Система упражнений направленных на обучение лингвострановедческих знаний…………………………………………………………………………….39
Заключение…………………………………………………………………….…44
Список использованной литературы…………………………………………...45

Работа состоит из  1 файл

Курсовая- Роль песен на уроке.doc

— 219.50 Кб (Скачать документ)

     Обращение к проблеме изучения языка и культуры одновременно не случайно, это позволяет удачно сочетать элементы страноведения с языковыми явлениями, которые выступают, как средство коммуникации, и как способ ознакомления обучаемых с новой для них действительностью.

     Такой именно подход к обучению иностранному языку в школе во многом обеспечивает не только более эффективное решение  практических, общеобразовательных, развивающих и воспитательных задач, но и содержит огромные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации учения.

     Непосредственный  доступ к культуре другого народа невозможен без умения читать и понимать прочитанное. Именно иностранный язык, будучи сам элементом культуры, является одновременно и средством непосредственного ознакомления с ней: с историей другой страны, наукой, литературой, нравами и обычаями людей.

     Песенный  жанр как один из важных жанров музыкального творчества благодаря наличию вербального текста способен точно и образно отразить различные стороны социальной жизни народа страны изучаемого языка.

     Песне, как и любому другому произведению искусства, присуща коммуникативная функция - передача заложенного ее автором содержания адресату. При этом в отличие от учебных текстов общестрановедческого характера, которые, прежде всего, информируют читателя (или слушателя),  т.е. воздействуют на его интеллект и память, песня в качестве страноведческого материала оказывает воздействие на эмоции человека и его образно-художественную память.

     Таким образом, с точки зрения методики песня на французском языке может рассматриваться, с одной стороны, как образец звучащей иноязычной речи, адекватно отражающий особенности жизни, культуры и быта народа страны изучаемого языка. С другой стороны, будучи носителем культурологической информации, песня может формировать и духовную культуру учащегося, соединять в единое целое его разум и душу.                                                                                                                 С точки зрения коммуникативно-когнитивного подхода (С.Ф. Шатилов) песенный материал, будучи образцом музыкальной инокультуры и выступая в качестве одного из элементов национально-культурного компонента содержания обучения иностранному языку (3.Н. Никитенко), является средством удовлетворения познавательно-коммуникативных потребностей, и интересов учащихся.

     Через песни раскрываются душа народа, его  культура, и учитель выступает  как посредник в процессе познания учащимися этой культуры, как комментатор, как стимулятор их познавательной активности. 
 
 
 

     2. Методические аспекты  использования песенного  материала на уроке  иностранного языка.

     2.1 Содержание песенного  материала на уроках  иностранного языка.

     В обучении иностранному языку песни  и стихи занимают достойное место. Однако отметим, что в последнее  время наметилось заметное увеличение доли видеокурсов и компьютерных программ, применяемых в ходе обучения иностранному языку, что негативно сказалось на использовании в ходе занятий стихов. Между тем стихотворению и песне, как дидактическому материалу, присущ ряд преимуществ:

     а) доступность – благодаря развитию сети Интернет;

     б) обилие языкового материала;

     в) разнообразие языкового материала;

     г) постоянное обновление материала;

     д)принадлежность к культуре страны – дополнительная лингвострановедческая информация;

     е) наличие многочисленных и разнообразных регистров языка.

     Все это позволяет использовать песни  и стихи на занятии по иностранному языку с большим коэффициентом полезности.

     При отборе музыкального материала следует  учитывать особенности музыкального восприятия обучающихся. Для этого  следует использовать общемузыкальные  критерии отбора песен:

     -четкий ритмический рисунок;                                                                                                      

     -ритмообразующий темп (без длительных партий – проигрышей);                                                 

     -благозвучный характер вокальной партии;

     Технология  работы с песней представляет собой последовательность заданий и упражнений, используемых в обучении согласно следующим этапам работы:                                                                                                                                        

     -дотекстовый - вступительное слово о песне, снятие возможных лексических и грамматических трудностей при прослушивании песни;                                                 

     -текстовый - установка на прослушивание песни, первое  знакомство с песней, контроль понимания обучающимися текста песни, вторичное прослушивание песни, выполнение языковых упражнений по формированию лексико- грамматических навыков на основе песенного материала;

     -послетекстовый– выполнение заданий и упражнений на уровне содержания песни и ее смысла путем выполнения речевых упражнений;

     В качестве заключительного задания, завершающего работу с песней, можно  предложить отработку ритмичного чтения текста песни. Далее следует прослушивание  песни, во время которого обучающиеся  проговаривают или пропевают текст, а затем заключительное прослушивание, во время которого учащиеся поют песню в полный голос вместе с исполнителем.

Использование стихотворно-песенного материала  на занятии по иностранному языку  полностью отвечает требованиям  современности, когда иностранный язык изучается в неразрывной связи с культурой страны.           С другой стороны, что пение песен и чтение стихов является расширением коммуникативной компетенции и творческих способностей, а так же одним из самых эффективных средств обучения иностранному языку. Эмоции и впечатления, полученные во время прочтения стихотворения или пения песни, становятся прожитым жизненным опытом, который преобразуется в знание, что в свою очередь стимулирует мотивацию учащихся. В сочетании с традиционными уроками французского языка, уроки, на которых ученики стараются выразить себя, являются для учащихся наилучшим средством изучения языка, так как к процессу усвоения текста добавляется выразительная его интерпретация и произношение с соответствующими интонациями. Стихи и песни учат детей выражать свои чувства и доносить их до остальных, развивать фантазию и творческие способности каждого, приучая их работать в коллективе. Умение и умеренное сочетание французского слова с музыкой особенно сильно воздействует на эмоциональный мир ребенка, будит мысль, воображение, способствует лучшему запоминанию материала. Ведь чтобы повысить эффективность процесса обучения иностранному языку, необходимо воздействовать не только на сознание учащихся, но и на их эмоциональную сферу. Один из способов воздействия на чувства и эмоции школьников – музыка. Музыка и пение могут оказать неоценимую помощь в изучении иностранного языка на начальном этапе обучения. Песня, как один из видов речевого общения, – средство расширения лексического запаса, так как из нее ребята узнают новые слова и выражения. В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает ее активизации. Здесь есть имена собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка, поэтические слова. Это способствует развитию у школьников чувства языка, помогает узнать его стилистические особенности. С помощью песен лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции. Песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха.

     Разучивание и использование коротких, несложных  по мелодическому рисунку песен  с частыми повторами помогает закрепить правильную артикуляцию  и произнесение звуков, правила фразового  ударения, особенности ритма. Благодаря музыке на уроке создается благоприятная атмосфера, снижается психологическая нагрузка, поддерживается интерес к изучению иностранного языка.

     Пение на уроках – отдельная тема. Считается, что именно через разучивание  песен человек лучше начинает понимать не только чужой язык в процессе пения, но лучше постигается и родная речь.

     Впоследствии  включение песен в ход урока  скажется на произношении. Дети особенно восприимчивы к фонетике и интонации  речи. Обучение иноязычному произношению школьников может быть успешным в том случае, если дети научатся самостоятельно контролировать своё произношение и как можно раньше отличать правильное от неправильного. При усвоении иностранного языка дети воспринимают звучащие слова через фонологическую систему родного языка. Поэтому формирование иноязычного фонематического слуха предполагает создание новых звукоразличительных механизмов родного языка.

     Правильное  произношение – необходимое условие  успешного овладения французским  языком. Поэтому уже с самого начала обучения у детей формируют навыки понимания иноязычной речи на слух и её адекватного воспроизведения. Развитие у детей фонематического слуха занимает особое место, способствует не только формированию правильного произношения, но и, в дальнейшем, снимает проблемы с письменной речью. Чем правильнее ребёнок произносит звуки и выделяет фонемы, тем грамотнее он пишет.

     Прослушивание аудиозаписей с песенками, считалочками способствует развитию правильного произношения, причем лучше, если исполнять их будут маленькие французы.

     К тому же со временем ученики начнут сопоставлять русский перевод песни  с ее французским содержанием, то есть мыслить по-французски, что, несомненно, ведет к расширению словарного запаса. Разучивание и исполнение песен на французском языке способствует пробуждению интереса к культуре, музыке носителей изучаемого языка.

     Часто работа с песней сводится только к  чтению слов песни, их переводу на родной язык и записи нескольких новых слов в тетрадь, прослушиванию песни и совместному исполнению под фонограмму. Но этим ограничиваться не стоит.

     Можно придумать серию упражнений на понимание  содержания песни, согласованию слов и  выражений, лексико-грамматические упражнения, а также упражнения на говорение с использованием слов песни и фантазии учащихся. Такого рода задания внесут разнообразие в урок, а также будут направлены на повышение мотивации учащихся в изучении французского языка.

     Практика  использования песенного материала  позволяет сделать вывод, что  совместное пение может улучшить эмоциональную атмосферу на уроке, повысить интерес к занятиям и  сделать процесс изучения иностранного языка увлекательным. 

     2.2  Система упражнений формирования фонетических навыков.

     Большую роль в развитии коммуникативной  компетенции учащихся играют языковые навыки, на сформированности которых  базируется речевая деятельность.

     Сформированность  фонетических навыков является непременным  условием адекватного понимания речевого сообщения, точности выражения мысли и выполнения языком любой коммуникативной функции. Поэтому работа над произношением учащихся начинается с первых уроков начального этапа и распространяется далее на весь школьный курс обучения иностранному языку

     При всей многоплановости и многоаспектности процесса обучения иностранному языку  в школе роль и значение фонетических навыков нельзя недооценивать, т.к. фонетические навыки имеют смыслоразличительное значение. От неправильного произнесения всего лишь одного звука в слове оно теряет или меняет смысл и, как следствие, затрудняет коммуникацию при говорении и при восприятии речи на слух.

     Песни на уроке иностранного языка могут  выполнять различные функции:

     1. Используются в качестве фонетической зарядки в начале урока. Песня позволяет учителю перейти от звуков родного языка к звукам иностранной речи, тренируя речевые органы и подготавливая их к более сложной артикуляции;

     2. Для прочного закрепления лексического  и грамматического материала;

     3. Как вид релаксации в середине или в конце урока, когда дети устали или нужна разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая их работоспособность.

     Фонетическая  зарядка представляет собой специальное  тренировочное упражнение в произношении, она предупреждает забывание фонетического материала и препятствует деавтоматизации навыков.

Информация о работе Роль и знание песенного материала при обучении французскому языку