Роль наглядности в обучении детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 11:28, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявить роль наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям.
Объект исследования: процесс формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: наглядность как средство обучения детей дошкольного возраста математическим представлениям.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям
2. Выявить особенности формирования математических представлений у детей дошкольного возраста
3. Изучить Методы и средства наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям
4. Подобрать методики диагностики развития и сформированности математических представлений
5. Рассмотреть методические рекомендации по использованию средств наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАГЛЯДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МАТЕМАТИЧЕСКИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ
1.1 Наглядность в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям
1.2 Особенности формирования математических представлений у детей дошкольного возраста
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАГЛЯДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МАТЕМАТИЧЕСКИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ
2.1 Методика организации проведения занятий с использование наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям
2.2 Анализ диагностик развития и сформированности математических представлений у детей дошкольного возраста
2.3 Фрагменты конспектов занятий с использованием наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Роль наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям.doc

— 229.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  НАГЛЯДНОСТИ В  ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА МАТЕМАТИЧЕСКИМ  ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ 5
       1.1 Наглядность в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям 5
       1.2 Особенности формирования математических представлений у детей дошкольного возраста 9
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  НАГЛЯДНОСТИ В  ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА МАТЕМАТИЧЕСКИМ  ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ 13
       2.1 Методы и средства наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям 13
       2.2 Методики диагностики развития и сформированности математических представлений 22
       2.3 Рекомендации по использованию наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

       Н.А.Назарбаев  в Послании народу Казахстана «Построим будущее вместе» от 28.01.2011 года, говоря о социальной модернизации, обозначил очень важные вопросы в части реформирования образования, так как именно эта сфера становится основой индустриально-инновационного развития страны на предстоящее десятилетие [1]. В связи с этим перед организациями образования стоят задачи, которые нельзя упускать из виду в своей образовательной деятельности. И от того, насколько образовательные учреждения серьезно и ответственно подойдут к этим задачам, зависит общее благосостояние нации.

       Актуальность. Наглядность это один из компонентов целостной системы обучения, которая может помочь ребёнку дошкольного возраста качественнее усвоить изучаемый материал на более высоком уровне.

       Наглядно  представленный материал способствует развитию мыслительных операций и всей мыслительной деятельности учащихся, тем самым обеспечивается переход  от конкретного к абстрактному в процессе формирования математических представлений.

       Решению образовательных задач способствует использование различных наглядных  средств не только на этапе ознакомления, но и при закреплении знаний, при  формировании умений и навыков.

       Практика  обучения показывает, что при систематическом включении наглядных средств увеличивается самостоятельность учащихся, возрастает их активность, формируется положительное отношение к предмету. Данное обстоятельство является очень важным для обеспечения развития в процессе обучения личности.

       Применение  средств наглядности способствует решению одной из важнейших задач начального обучения математике - воспитательной. Наглядные средства способствуют формированию материалистического мировоззрении дошкольников. Непосредственно воспринимая множество предметов, пересчитывая число их элементов, объединяя или удаляя части множеств, учащиеся убеждаются в том, что такие математические понятия, как число, арифметическое действие, геометрическая фигура взята из окружающей жизни. Наглядно представленный числовой материал расширяет кругозор школьников. Опыт работы школ показывает значительное повышение интереса учащихся к предмету, если учитель привлекает на уроках при изучении различных тем наглядные пособия.

       Все это и обусловило актуальность темы исследования.

       Цель  исследования: выявить роль наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям.

       Объект  исследования: процесс формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.

       Предмет исследования: наглядность как средство обучения детей дошкольного возраста математическим представлениям.

       В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

       1. Раскрыть понятие наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям

       2. Выявить особенности формирования математических представлений у детей дошкольного возраста

       3. Изучить Методы и средства наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям

       4. Подобрать методики диагностики развития и сформированности математических представлений

       5. Рассмотреть методические рекомендации  по использованию средств наглядности  в обучении детей дошкольного  возраста математическим представлениям

       Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы по теме исследования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  НАГЛЯДНОСТИ В  ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА МАТЕМАТИЧЕСКИМ  ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ  

       1.1 Наглядность в обучении детей дошкольного возраста  

       Использование наглядных средств, для создания у детей образных представлений и для формирования понятий, для понимания отвлечённых связей и зависимостей - одно из важнейших положений дидактики, основанной на методологии диалектического материализма. Ощущение и понятие - различные ступени единого процесса познания.

       Ян  Амос Коменский считал, что принцип  наглядности обучения предполагает, прежде всего, усвоение учащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия. Наглядность Коменский считает золотым правилом обучения. К использованию наглядности в процессе обучения обращались еще тогда, когда не существовало письменности и самой школы. В школах древних стран она имела довольно широкое распространение. В средние века, в эпоху господства схоластики и догматизма, идея наглядности была предана забвению и ее прекратили использовать в педагогической практике. Коменский первым ввел использование наглядности как общепедагогического принципа [2].

       В основе учения Коменского о наглядности  лежит сенсуалистически-материалистическая гносеология. Для обоснования наглядности Коменский много раз приводил одну фразу: «Ничего не может быть в сознании, что заранее не было дано в ощущении» [2, с.56].

       Коменский определял наглядность и ее значение следующим образом:

       1) «Если мы желаем привить учащимся  истинное и прочное знание  вещей вообще, нужно обучать всему  через личное наблюдение и  чувственное доказательство».

       2) «Поэтому школы должны предоставлять все собственным чувствам учащихся так, чтобы они сами видели, слышали, осязали, обоняли, вкушали все, что они могут и должны видеть, слышать и т.д., они избавят, таким образом, человеческую природу от бесконечных неясностей и галлюцинаций...»

       3) То, что нужно знать о вещах,  должно быть «преподаваемо посредством  самих вещей, т.е. должно, насколько возможно, выставлять для созерцания, осязания, слушания, обоняния и т.п. сами вещи, либо заменяющие их изображения».

       4) «Кто сам однажды внимательно  наблюдал анатомию человеческого  тела, тот поймет и запомнит  все вернее, чем если он прочтет обширнейшие объяснения, не видав всего этого человеческими глазами» [2, с.57].

       Можно сделать вывод, что Коменский  наглядность считал не только принципом  обучающим, но и облегчающим обучение. Для осуществления наглядности  Коменский считал необходимым использовать:

       1) реальные предметы и непосредственное  наблюдение над ними;

       2) когда это невозможно, модели  и копию предмета;

       3) картинки как изображение предмета или явления.

       Учебный эффект всякого наблюдения зависит  от того, насколько мы сумели внушить учащемуся, что и для чего он должен наблюдать, и насколько нам удалось привлечь и сохранить его внимание на протяжении всего процесса обучения. Для осуществления правильного наблюдения Коменский категорически требует: «Пусть будет для учащихся золотым правилом: все, что только можно предоствлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязание - путем осязания. Если какие-нибудь предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами» [2, с.58].

       Принцип наглядности был значительно  обогащен в трудах Иоганна Генриха  Песталоцци.

       Песталоцци  придавал огромное значение наглядности  обучения, поскольку считал, что чувственное восприятие окружающего мира - исходный момент познания. Так же как и великий чешский педагог Я.А. Коменский, Песталоцци считал необходимым знакомить ребенка с ранних лет с предметами и явлениями реального мира, привлекая к их восприятию, по возможности, большее число его органов чувств. Но Песталоцци пошел далее Коменского в разработке вопроса о наглядном обучении; он в более значительной мере выявил роль наглядности в развитии у детей логического мышления. [3]

       В работе «Как Гертруда учит своих детей» и других произведениях, посвященных «методу», подчеркивается, что исходным моментом природосообразно поставленного обучения является правильная организация наблюдений ребенка над предметами и явлениями окружающего мира. Он пытался в своих работах (особенно в «Лебединой песне») определить, что, собственно, может сделать искусство воспитания, чтобы развить у ребенка способность к наблюдению и обеспечить зрелость чувственных впечатлений, стимулируя таким путем движение дремлющих в человеческой природе сил и задатков. Формированию у детей в процессе обучения четких понятий о предметах, сущность которых они способны кратко выразить словами, должно предшествовать постепенное, доступное детскому пониманию уяснение этих предметов. [3, с.92]

       Следовательно, природосообразное, правильно поставленное обучение, согласно Песталоцци, должно исходить из разумно организованного, педагогически продуманного руководства наблюдениями детей. Оно имеет целью привести учащихся через уяснение свойств предметов к четким понятиям о них, возбудить ум детей к активной деятельности, развить познавательные способности, выработать у них умение логически мыслить. Песталоцци справедливо требовал, чтобы педагог умело подбирал соответствующие объекты детского наблюдения и преподносил их в строгой последовательности, планомерно развивая у детей их наблюдательность, вырабатывая у них в процессе наблюдения умение сравнивать предметы, выявлять их общие и отличительные признаки, выяснять, в каких соотношениях они находятся друг с другом, объединять родственные предметы. Иными словами, необходимо содействовать развитию у детей способности к таким мыслительным операциям, как анализ, синтез, обобщение, конкретизация, установление связей между новыми и ранее приобретенными знаниями.

       Итак, Песталоцци не ограничивает, подобно Коменскому, понимание наглядности в обучении главным образом тем, что детям надлежит приобретать знания на основе их чувственного опыта, а видит в ней также важный фактор, способствующий развитию их логического мышления. Он дает ряд ценных указаний по поводу того, как организовать педагогическое руководство процессом формирования у учащихся правильных представлений и понятий об окружающих предметах и явлениях. Достигнутый в результате такого обучения подъем духовных сил детей представляется ему непременным условием для формирования целостной, действенной личности.

       Песталоцци, как мы видим, более широко, чем  его предшественники, раскрывает сущность принципа наглядности. Он наполняет  его новым содержанием, рассматривая наглядность как фундамент для осуществления всестороннего развития ребенка.

Информация о работе Роль наглядности в обучении детей дошкольного возраста