Роль наглядности в обучении детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 11:28, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявить роль наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям.
Объект исследования: процесс формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: наглядность как средство обучения детей дошкольного возраста математическим представлениям.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям
2. Выявить особенности формирования математических представлений у детей дошкольного возраста
3. Изучить Методы и средства наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям
4. Подобрать методики диагностики развития и сформированности математических представлений
5. Рассмотреть методические рекомендации по использованию средств наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАГЛЯДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МАТЕМАТИЧЕСКИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ
1.1 Наглядность в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям
1.2 Особенности формирования математических представлений у детей дошкольного возраста
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАГЛЯДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МАТЕМАТИЧЕСКИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ
2.1 Методика организации проведения занятий с использование наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям
2.2 Анализ диагностик развития и сформированности математических представлений у детей дошкольного возраста
2.3 Фрагменты конспектов занятий с использованием наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Роль наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям.doc

— 229.00 Кб (Скачать документ)

       5. Ориентировка во времени. Усвоение  детьми основных временных мер;  ознакомление с календарным временем; закрепление знаний о последовательности частей суток [8].

       Формирование  элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется на занятиях и вне их, в дошкольном учреждении и дома.

       Занятия являются одной из форм развития элементарных математических представлений в  ДОУ. На них возлагается ведущая  роль в решении задач общего умственного и математического развития ребёнка, подготовка его к школе. На занятиях реализуются практически все программные требования; осуществление образовательных, воспитательных и развивающих задач происходит комплексно; математические представления формируются и развиваются в определённой системе.

       В процессе работы должны использоваться разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные. Приоритетное место  отводится практическим методам (игра, упражнение, моделирование, элементарные опыты). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  НАГЛЯДНОСТИ В  ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА МАТЕМАТИЧЕСКИМ  ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ 

       2.1 Методы и средства наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям 

       Анализ  педагогической и методической литературы позволяет утверждать, что успех обучения во многом зависит от методов обучения с использованием наглядных пособий, что характер наглядных пособий существенно влияет на понимание учебного материала, определяет содержание и структуру урока.

       Наглядные методы не могут быть изолированы  от словесных методов обучения, ибо  всякое наглядное пособие поясняется, анализируется, является источником дополнительной или основной информации по изучаемому вопросу. Наглядные методы - это и  беседы, и описания, и рассказ, и объяснение, и самостоятельное изучение, но с помощью наглядных средств [9].

       Опора на чувственные образы, ощущения и  восприятие ребенка при использовании  наглядных пособий создает своеобразную структуру познавательной деятельности ученика. Ребенок мыслит образно, конкретно, и это создает хорошую основу для формирования абстракции и понимания изучаемых теоретических положений при помощи наглядных пособий.

       Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы:

       - метод иллюстраций

       - метод демонстраций

       Метод иллюстраций предполагает показ  ученикам иллюстративных пособий: плакатов, картин, зарисовок на доске, карт, портретов  и тому подобное.

       Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией  приборов, опытов, технических установок и так далее. К демонстрационным методам также относятся показ диафильмов, кинофильмов, компьютерных презентаций [9, с. 220].

       Из  различных видов наглядности - натуральной, изобразительной, символической - широкое  применение в обучении математике находит символическая наглядность (чертежи, графики, схемы, таблицы). Роль символической наглядности возрастает с накоплением у детей математических знаний и развитием мышления учащихся, символическая наглядность становится основным средством наглядного обучения математике.

       Использование наглядности в процессе формирования понятий будет эффективным, если оно ориентирует учащихся на обобщение  и абстрагирование существенных признаков формируемого понятия. Для  формирования понятия куба надо показать учащимся множество предметов, отличающихся друг от друга формой, размерами, окраской [10].

       В любом виде наглядности должны сочетаться изоморфизм и простота. Говоря об изоморфизме  средств наглядности, следует иметь  в виду тождественность отображения  ими структур и отношений изучаемых объектов, в какой бы форме это отображение не было отображено. Простота восприятия достигается тем, что в создаваемых средствах наглядности исключаются все несущественные детали и стороны изучаемого объекта, а сохраняются только самые существенные, которые и представляют собой основные признаки понятий или главные компоненты представления.

       Практика подтверждает эффективность применения таких наглядных пособий, которые четко выражали бы наиболее существенные стороны изучаемого на данном уроке явления, были свободны от излишних деталей, мешающих ученикам сначала вычленить, а затем сгруппировать те же существенные признаки, обобщение которых лежит в основе данного представления или понятия [10, с.99].

       Каждое  средство наглядности отличается и  той специфической функцией, которую оно может выполнять в учебном процессе, обеспечивающем его высокую эффективность. Важным элементом учебного оборудования должны стать комплекты средств вариативной наглядности. Они позволяют во время урока быстро создавать, изменять, разные ситуации с использованием наглядных пособий. Для этого используются наборы иллюстративных материалов или меловых рисунков, чертежей и записей. К числу таких средств относятся магнитная доска и фланелеграф, дидактические возможности которых во многом одинаковы.

       В связи с различными дидактическими функциями и возможностями средств  наглядности требуется их комплексное  применение на уроке. Только в этом случае будет достигнута максимальная эффективность в решении каждой познавательной задачи урока. Комплексное применение различных средств наглядности объясняется тем, что оно обеспечивает совместную работу на уроках различных анализаторов.

       Вместе  с тем многообразие средств наглядности  оправдано лишь в тех случаях, когда требуется раскрыть различные стороны изучаемого явления или предмета, а каждое из этих сторон более убедительно и полно может быть отражена лишь с помощью определенного вида наглядности. Нельзя не согласиться с Ю.К. Бабанским в том, что «чрезмерное увлечение наглядностью ведет к затормаживанию развития абстрактного мышления, без которого невозможно эффективное познание окружающей действительности. Обильное применение наглядности часто рассеивает внимание учащихся, отвлекает от познания главных идей темы, особенно когда речь идет об учащихся не с наглядно-образной, а со словесно-логической памятью» [11].

       Познавательная  эффективность средств наглядности, по мнению Л.В. Занкова, определяется степенью самостоятельности учащихся, в переработке содержащейся в ней информации [12].

       Развитию теоретического мышления школьников помогает применение таких видов наглядности, которые, с одной стороны, позволяют вычленять наиболее общие признаки большого числа предметов и явлений и абстрагироваться от их несущественных признаков, а с другой стороны способствуют материализации понятий. Эти возможности средств наглядности хорошо были показаны в одной из статей А.М. Пышкало. Он писал следующее: «Общаясь с разнообразными предметами и моделями геометрических фигур, выполняя большое число опытов, учащиеся выявляют их наиболее общие признаки, не зависящие от материала, цвета, положения, веса и тому подобного» [13].

       Это достигается систематическим применением  приема материализации геометрических образов. Например, прямая линия получается не только с помощью линейки, но это и след движущейся точки (конца карандаша), и край - ребро крышки стола, натянутая нить, линия сгиба листа бумаги, линия пересечения двух плоскостей, (например, плоскости стены и плоскости потолка). Отвлекаясь от конкретных свойств материальных вещей, учащиеся овладевают геометрическими представлениями.

       Для современного этапа развития математического  образования характерен переход  от экстенсивного обучения к интенсивному. Вновь актуальными становятся проблемы развития интуиции, образного мышления, а также способности мыслить творчески, не стандартно.

       Это позволяет сделать вывод о  необходимости усиления роли геометрического  материала и геометрических методов  в курсе математики начальной  школы, т.е. придании начальному курсу  геометрии большей самостоятельности как по содержанию и объему, так и по методам изучения, усиления внимания к изучению стереометрического материала, формированию элементарных пространственных представленных представлений у учащихся.

       Совершенно  очевидно, что рациональное педагогически обоснованное применение наглядных пособий способствует органическому сочетанию чувственного и рационального в процессе обучения, что создает благоприятные условия для повышения его теоретического уровня.

       Повышение теоретического уровня преподавания основ наук предполагает также существенные изменения в характере и структуре многих средств наглядности, и вместе с тем совершенствование приемов их использования на уроках. Изменение наглядных пособий должно осуществляться в направлении освобождения их от изобразительных излишеств и обилия деталей, мешающих выделению и восприятию наиболее существенных признаков явлений предметов, отношений между ними и между их элементами. Применение таких наглядных пособий позволит учащимся абстрагироваться от не существенных признаков изучаемых объектов, что создает благоприятные условия для формирования понятий и представлений. Отказ от неоправданного многообразия средств наглядности, применяемых на одном уроке, также облегчит ученикам выделение в процессе учебного познания наиболее существенных сторон изучаемых объектов и абстрагирование их от несущественных признаков [14].

       Начиная изучать математику в ДОУ, дети начинают усваивают ряд сложных понятий, которые связаны с отвлеченным, абстрактным мышлением учащихся. К его развитию, к образованию общих математических понятий «надо идти, отправляясь от наглядного обучения, которое опирается на восприятия и ощущения, идущие от предметного, объективного мира, что и называют в дошкольной практике наглядностью, наглядными пособиями» [15].

       Знание  видов наглядных пособий дает возможность учителю правильно  их подбирать и эффективно использовать при обучении, а также изготовлять  самому вместе с детьми необходимые  наглядные пособия.

       Учебные наглядные пособия принято делить:

       · натуральные

       · изобразительные

       К натуральным наглядным пособиям относятся предметы окружающей жизни: тетради, палочки, кубики и т.п.

       Среди изобразительных наглядных пособий  выделяют:

       образные: предметные картинки, изображения предметов  и фигур из бумаги и картона, таблицы с изображениями предметов или фигур.

       символические (условные): карточки с изображениями  математических символов (цифр, знаков, действий, знаков отношений), схематические  рисунки, чертежи.

       экранные: учебные фильмы, диафильмы, диапозитивы [15, с.30].

       Предметы  дошкольного оборудования для развития математических представлений делятся на две группы: общее оборудование (рабочее место педагога, рабочее место учащихся, классная доска, проекционная аппаратура, макеты и т.п.) и учебное оборудование (чертежные и измерительные инструменты, демонстрационные приборы и наборы, печатные и экранные пособия и т.п.).

       1. Демонстрационные пособия:

       а) Наборное полотно. Оно предназначено для работы в  группе с подвижными цифрами и знаками предметными картинками и другими плоскими пособиями. Размеры наборного полотна могут быть 60 х 90 или 60 х 100 сантиметров. Расстояние между пазами должно соответствовать размерам подвижных цифр и предметных картинок.

       б) Классные счеты. В настоящее время  применяются счеты, на верхней планке которых расположен ряд вертикальных проволочек с косточками по десять штук на каждой. Это добавление используется при изучении состава чисел в пределах первого десятка, а так же при прохождении темы «Нумерация многозначных чисел» для разъяснения поместного значения цифр.

       в) Арифметический ящик. В него входят бруски (десятки) и доски (сотни) разделенные  неглубокими прорезями на единицы.

       г) Демонстрационные палочки. Десять палочек  одного цвета и десять палочек  другого цвета.

       д) Серия таблиц.

       е) Набор диафильмов и диапозитивов

       2. Демонстрационные приборы:

Информация о работе Роль наглядности в обучении детей дошкольного возраста