Роль наглядности в обучении детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 11:28, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявить роль наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям.
Объект исследования: процесс формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: наглядность как средство обучения детей дошкольного возраста математическим представлениям.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям
2. Выявить особенности формирования математических представлений у детей дошкольного возраста
3. Изучить Методы и средства наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям
4. Подобрать методики диагностики развития и сформированности математических представлений
5. Рассмотреть методические рекомендации по использованию средств наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАГЛЯДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МАТЕМАТИЧЕСКИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ
1.1 Наглядность в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям
1.2 Особенности формирования математических представлений у детей дошкольного возраста
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАГЛЯДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МАТЕМАТИЧЕСКИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ
2.1 Методика организации проведения занятий с использование наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям
2.2 Анализ диагностик развития и сформированности математических представлений у детей дошкольного возраста
2.3 Фрагменты конспектов занятий с использованием наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Роль наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям.doc

— 229.00 Кб (Скачать документ)

        3 балла – высокий- уровень – ребёнок владеет навыками ориентирования, обнаруживает знания и определения «впереди», «сзади», «слева» и «справа», как по отношению к посторонним предметам, так и в отношении своего положения. Осмысленно отвечает на вопросы.

        2 балла – средний уровень –  ребёнок в достаточной степени- владеет навыками пространственного ориентирования. С помощью взрослого устанавливает как положение предметов, так и свое положение в пространстве. Затрудняется в высказываниях, пояснениях.

        1 балл – низкий уровень –- допускает ошибки, как при определении пространственного положения предметов, так и в отношении своего положения.

       3. Методика на определение уровня развития и сформированности представлений времени (Л.С. Метлина) [23, с.221]:

         Скажи, какой- сегодня день недели? (вторник) А какой был вчера? (понедельник) Какой будет завтра? (среда) Когда у нас буду занятия по рисованию? (в понедельник) А- когда по математике? (во вторник) Скажи мне слова наоборот. Я скажу –- утро, ты – вечер. Завтра – (вчера), рано – (поздно), день – (ночь)

       Оценка  результатов:

        3 балла – высокий уровень –  ребёнок владеет навыками- ориентирования во времени, обнаруживает знания дней недели, времени суток. Осмысленно отвечает на вопросы.

       2 балла – средний уровень – ребёнок в- достаточной степени владеет навыками ориентирования во времени. С помощью взрослого устанавливает соотношения между днями неделями и временами суток. Затрудняется в высказываниях, пояснениях.

        1 балл – низкий уровень –- допускает ошибки, как при определении дней недели, так и при определении времени суток.

       4. Методика на определение уровня сформированности формы (Л.С. Метлина) [23, с.222]:

       Найди прямоугольник, квадрат, треугольник, овал, круг. Сколько- сторон у квадрата? Треугольника? Прямоугольника? Сколько у них сторон? Чем они отличаются друг от друга? Найди в группе и назови предметы круглой,- овальной, прямоугольной, треугольной, квадратной формы. Найди все такие- фигуры, как эта форме (круг, треугольник, квадрат); Найди не такие фигуры,- как эта по форме (круг, треугольник, квадрат).

       5. Методика исследования уровня сформированности величины (Л.С. Метлина) [23. с.222]:

         Найди самую длинную- (короткую) ленточку; широкий (узкий) ручеёк; высокое (низкое) дерево; толстый (тонкий) карандаш; тяжёлый (лёгкий) шарик; глубокий (мелкий) стакан; большой (маленький) гриб. Найди все такие фигуры, как эта по размеру (большая,- маленькая); Найди не такие фигуры, как эта по размеру (большая,- маленькая).

       Оценка  результатов по 4 и 5 методикам:

       3 балла – высокий- уровень – ребёнок оперирует свойствами предметов. Группирует предметы по одному, двум, трём свойствам, по наличию одного и отсутствию другого свойства. Различает геометрические фигуры и тела. Называет и показывает структурные элементы фигур: сторона, угол, их количество. В речи пользуется соответствующей терминологией.

        2 балла – средний уровень –  ребёнок различает, называет, обобщает  предметы- по выделенным свойствам (все большие, все некруглые). Выполняет действия по группировке фигур. Затрудняется в высказываниях, пояснениях.

        1 балл –- низкий уровень – ребёнок различает предметы по форме, размерам, называет их, группирует с помощью взрослого 
 

       2.3 Рекомендации по использованию наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям 

       Занимательный математический материал по своей структуре  близок детской игре: дидактической, сюжетно-ролевой, строительно-конструктивной, драматизации. Как и дидактическая  игра, он прежде всего направлен  на развитие умственных способностей, качеств ума, способов познавательной деятельности. Познавательное его содержание, органически сочетаясь с занимательной формой, становится действенным средством умственного воспитания, непреднамеренного обучения, наилучшим образом соответствуя возрастным особенностям ребенка-дошкольника. Многие задачи-шутки, головоломки, занимательные упражнения и вопросы, потеряв авторство, передаются из поколения в поколение, как и народные дидактические игры. Наличие правил, организующих порядок действий, характер наглядности, возможность соревнования, во многих случаях ярко выраженный результат роднят занимательный материал с дидактической игрой. Одновременно он содержит и элементы других видов игр: роли, сюжет, содержание, отражающее какое-либо жизненное явление, действия с предметами, решение конструктивной задачи, любимые образы сказок, рассказов, мультфильмов, драматизацию — все это свидетельствует о многосторонних связях занимательного материала с игрой. Он как бы вбирает в себя многие ее элементы, черты и особенности: эмоциональность, творчество, самостоятельный и самодеятельный характер [24].

       Наглядный материал имеет и свою собственную педагогическую ценность, позволяя разнообразить дидактические средства в работе с дошкольниками по формированию у них простейших математических представлений. Он расширяет возможность создания и решения проблемных ситуаций, открывает эффективные пути активизации умственной деятельности, способствует организации общения детей между собой и со взрослыми. 
Исследования свидетельствуют о доступности отдельных математических занимательных задач с 4—5 лет. Являясь своеобразной умственной гимнастикой, они предупреждают возникновение интеллектуальной пассивности, с ранних лет формируют настойчивость и целенаправленность у детей. Сейчас повсеместно наблюдается тяга детей к интеллектуальным играм и игрушкам. Это стремление следует шире использовать в работе с дошкольниками [24. с.33].

       Отметим основные педагогические требования к  наглядному математическому материалу как дидактическому средству.

       1. Материал должен быть разнообразным.  Это требование вытекает из  основной его функции, заключающейся  в развитии и совершенствовании  количественных, пространственных  и временных представлений у  детей. Разнообразными должны  быть занимательные задачи по  способам решения. Когда способ решения найден, то аналогичные задачи решаются без особого труда, сама задача из нестандартной становится шаблонной, ее развивающее влияние резко снижается. Разнообразить следует и формы организации работы с этим материалом: индивидуальные и групповые, в свободной самостоятельной деятельности и на занятиях, в детском саду и дома и т. д.

       2. Наглядный материал должен использоваться не эпизодически, случайно, а в определенной системе, предполагающей постепенное усложнение задач, игр, упражнений.

       3. Организуя деятельность детей с наглядным материалом и руководя ею, необходимо сочетать методы прямого обучения с созданием условий для самостоятельных поисков способов решения.

       4. Наглядный материал должен отвечать разным уровням общего и математического развития ребенка. Это требование реализуется благодаря варьированию заданий, методических приемов и форм организации.

       5. Использование наглядного математического материала должно сочетаться с другими дидактическими средствами по формированию у детей элементарных математических представлений [24. с.34].

       Наглядный математический материал является средством комплексного воздействия на развитие детей, с его помощью осуществляется умственное и волевое развитие, создается проблемность в обучении, ребенок занимает активную позицию в самом процессе учения. Пространственное воображение, логическое мышление, целенаправленность и целеустремленность, умение самостоятельно искать и находить способы действия для решения практических и познавательных задач — все это, вместе взятое, требуется для успешного усвоения математики и других учебных предметов в школе. 
К дидактическим средствам относятся пособия для воспитателя детского сада, в которых раскрывается система работы по формированию элементарных математических представлений. Основное их назначение — помочь воспитателю осуществить на практике предматематическую подготовку детей к школе.

       К пособиям для воспитателя детского сада как дидактическому средству предъявляются  высокие требования. Они должны:

       а) строиться на прочном научно-теоретическом фундаменте, отражать основные современные научные концепции развития и формирования элементарных математических представлений у дошкольников, выдвигаемые педагогами, психологами, математиками;

       б) соответствовать современной дидактической системе предматематической подготовки: целям, задачам, содержанию, методам, средствам и формам организации работы в детском саду;

       в) учитывать передовой педагогический опыт, включать лучшие достижения массовой практики;

       г) быть удобными для работы, простыми, практичными, конкретными.

       Практическая  направленность пособий, служащих настольной книгой воспитателя, отражается на их структуре и содержании [25].

       Возрастной  принцип чаще всего является ведущим  в изложении материала. Содержанием  пособия могут быть методические рекомендации для организации и проведения работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников в целом  или по отдельным разделам, темам, вопросам; конспекты занятий игр.

       Конспект  — это краткое описание, содержащее цель (программное содержание: образовательные и воспитательные задачи), перечень наглядных пособий и оборудования, освещение хода (основных частей, этапов) занятия или игры. Обычно в пособиях дается система конспектов, последовательно раскрывающих основные  методы и приемы обучения, с помощью которых решаются задачи  из разных разделов программы развития элементарных математических представлений: работа с демонстрационным и раздаточным  материалом, показ, объяснение, демонстрация образцов и способов  действия воспитателем, вопросы к детям и обобщения, самостоятельная деятельность ребят, индивидуальные и коллективные задания и другие формы и виды работ.

       Содержание  конспектов  составляют разнообразные упражнения и дидактические игры, которые могут использоваться на занятиях по математике в детском саду и вне их с целью формирования у детей количественных, пространственных и временных представлений.

       Используя конспекты, воспитатель конкретизирует, уточняет задачи (в конспектах обычно указываются образовательные задачи в самой общей форме), может изменить наглядный материал, по своему усмотрению определить число упражнений и их частей на занятии или в игре, привлечь дополнительные приемы активизации познавательной деятельности, индивидуализировать вопросы, задания по степени трудности для того или иного конкретного ребенка.

       Существование конспектов отнюдь не означает прямое следование готовому материалу, они  оставляют возможность для творчества в использовании разнообразных  методов и приемов, дидактических средств, форм организации работы и т. д. Педагог может комбинировать, выбирать оптимальные варианты из нескольких, создавать новое по аналогии с имеющимся.

       Конспекты занятий по математике — удачно найденное методикой дидактическое средство, повышающее при правильном отношении к нему и использовании эффективность педагогической деятельности воспитателя.

       В последние годы стало шире использоваться такое дидактическое средство, как  учебно-познавательные книги для  подготовки детей к усвоению математики в школе. Некоторые из них адресованы семье, другие — и семье, и детскому саду. Являясь методическими пособиями для взрослых, они одновременно предназначены и детям в качестве книги для чтения и рассматривания и люстрации [25. с.76].

       Этому дидактическому средству присущи следующие характерные особенности:

       — достаточно большой объем познавательного  содержания, который в целом соответствует  программным требованиям по развитию у детей количественных, пространственных и временных представлений, но может и не совпадать с ними;

       — сочетание познавательного содержания с художественно формой: герои (сказочные  персонажи, взрослые, дети), сюжет (путешествие, жизнь семьи, разнообразные события, участникам которых становятся главные герои, и т. д.);

       — занимательность, красочность, которые достигаются комплексом средств: художественным текстом, многочисленными иллюстрациями, разнообразными упражнениями, непосредственны», обращением к детям, юмором, ярким оформлением и т. д.; все это направлено на то, чтобы сделать познавательное содержание более привлекательным, значимым, интересным для ребенка;

Информация о работе Роль наглядности в обучении детей дошкольного возраста