Роль наглядности в обучении детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 11:28, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявить роль наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям.
Объект исследования: процесс формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: наглядность как средство обучения детей дошкольного возраста математическим представлениям.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям
2. Выявить особенности формирования математических представлений у детей дошкольного возраста
3. Изучить Методы и средства наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям
4. Подобрать методики диагностики развития и сформированности математических представлений
5. Рассмотреть методические рекомендации по использованию средств наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАГЛЯДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МАТЕМАТИЧЕСКИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ
1.1 Наглядность в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям
1.2 Особенности формирования математических представлений у детей дошкольного возраста
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАГЛЯДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МАТЕМАТИЧЕСКИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ
2.1 Методика организации проведения занятий с использование наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям
2.2 Анализ диагностик развития и сформированности математических представлений у детей дошкольного возраста
2.3 Фрагменты конспектов занятий с использованием наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Роль наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям.doc

— 229.00 Кб (Скачать документ)

       — книги рассчитаны на минимальную  методическую и математическую подготовку взрослого, содержат конкретные, четкие рекомендации для него либо в предисловии, либо в послесловии, а иногда параллельно с текстом для чтения детям;

       — основной материал разбит на главы (части, уроки и т. д.), которые читает взрослый, а ребенок рассматривает иллюстрации  и выполняет упражнения. Рекомендуется  заниматься с ребенком несколько  раз в неделю по 20—25 минут, что в целом соответствует количеству и длительности занятий по математике в детском саду;

       — содержание книг рассчитано на последовательное, постепенное формирование элементарных математических представлений в  определенной системе с учетом основных закономерностей развития познавательной деятельности дошкольников.

       Учебно-познавательные книги особенно необходимы в тех  случаях, когда дети поступают в  школу прямо из семьи. Если ребенок  посещает детский сад, то они могут  применяться для закрепления знаний [25. с.77] .

       Таким образом, процесс формирования элементарных математических представлений требует комплексного использования разнообразных дидактических средств и соответствия их содержанию, методам и приемам, формам организации работы по предматематической подготовке детей в детском саду.

       Методических условий, выполнение которых обеспечивает успешное использование наглядных средств: хорошее обозрение, которое достигается путем применения соответствующих красок при изготовлении подъемных столиков, экранов подсвечивания, указателей и тому подобное; четкое выделение главного, основного при показе иллюстраций, так как они могут содержать и отвлекающие моменты; детальное продумывание пояснений, необходимых для выяснения сущности демонстрируемых явлений, а так же для обобщения усвоенной учебной информации; привлечение самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве, постановка перед ними проблемных заданий наглядного характера. 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       Наглядность является одним из главных средств обучения дошкольников на протяжении всего учебно-воспитательного процесса. Использование наглядности на занятиях в ДОУ обусловлено психофизиологическими особенностями детей дошкольного возраста.

       Принцип наглядности в обучении используется уже давно. Об его эффективном действии в процессе обучения и воспитания говорил еще великий польский дидактик и ученый Я.А. Коменский, высшим основным принципом обучения признавал наглядность Песталоцци, великий русский педагог Ушинский видел в наглядности одно из условий, которое обеспечивает получение учащимися полноценных знаний. Принцип наглядности широко используется в обучении дошкольников и в наше время.

       Наглядные пособия по математике делятся на демонстрационные пособия (крупные) и индивидуальные (маленькие). Наглядные пособия подразделяются на две группы: группа средств предметно-образной наглядности и группа средств знаковой наглядности.

       Важным  условием эффективности использования  наглядных пособий является применение на занятиях достаточного и необходимого количества наглядного материала. Если наглядные средства применять там, где этого совсем не требуется, то они играют отрицательную роль, уводя детей в сторону от поставленной задачи.

       Роль  наглядности в процессе обучения математическим представлениям детей дошкольного возраста переоценить трудно. Формирование многих основных математических понятий, происходит с использованием различных наглядных пособий. Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время. Тот факт, что математике присуща большая абстрактность, определяет и характер средств наглядности, и особенности применения их. Что касается математики, то здесь предметы, во-первых, выступают только как элементы множеств, над которыми могут производиться некоторые операции и относительно которых может быть поставлен вопрос об их численности. Поэтому, когда преподаватель говорит о яблоках на ветке, или о птичках на дереве, то он не останавливается на том, какие это яблоки, или о птичках на дереве. Он обращает внимание детей лишь на количества их и на количественные отношения. Во-вторых, когда идет речь о том или ином предмете, то может быть поставлен вопрос об исследовании его формы или некоторых числовых характеристик, носящих названия величин. Но чтобы исследовать количественные отношения и формы в чистом виде, необходимо совершенно отделить их от содержания. В этом и оказывают помощь преподавателю различные средства наглядности и в первую очередь модели, чертежи, схемы, которые более всего отвечают требованиям. 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

       1. Послание Президента Н.А.Назарбаева  «Построим будущие вместе». - Казахстанская правда.  – от 28 января 2011.

       2. Коменский Я.А. Великая дидактика.  Из пед. соч. Т.1 М.: Педагогика, 1974. – 320 с.

       3. Песталоцци И.Г. Лебединая песня.  Из пед. соч. Т.2 М.: Педагогика, 1971. – 240 с.

       4. Ушинский К.Д. Руководство к преподаванию по «Родному слову». Из пед.соч. Т.4 М.: Педагогика, 1968. – 360 с.

       5. Гальперин П.Я.  Введение в психологию: Учебное пособие для вузов.  — 2-е изд. — М.: «Книжный  дом «Университет», 2000. – 336 с.

       6 Давыдов В.В. Теория развивающего  обучения. М.: ИНТОР, 1996. – 544 с.

       7. Ерофеева Т.И., Новикова Л.Н. Математика  для дошкольников: Кн. для воспитателя  детского сада. - М.: Просвещение, 1992 - 191 с.

       8. Петрова И.А. Обучение, воспитание  и развитие детей дошкольного  возраста: Пособие для учителя.  М.: Просвещение, 1990. – 280 с.

       9. Подласый И.П. Педагогика: Новый  курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений:  В 2 кн. - М.: Гуманит. Изд. центр  ВЛАДОС, 2001. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.:

       10. Пышкало А.М. Средства обучения  математике. М.: Просвещение, 1980. – 144 с.

       11. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса  обучения. Ростов-на-Дону: Ростовиздат, 1972. – 360 с.

       12. Занков Л. В. Наглядность и  активизация учащихся в обучении.— М.: Учпедгиз, 1990. – 280 с.

       13. Пышкало А.М. Методика обучения математике. М.: Просвещение, 1995. – 250 с.

       14. Столяр А.А. Педагогика математики: Учеб. пособие для физ.-мат.фак.  пед . ин-тов. - Мн.: Выш.шк., 1986. – 414 с.

       15. Селевко, Г.К. Современные образовательные  технологии: Учеб. пособие. - М.: Народное  образование, 1998. - 256 с.

       16. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. - М.: Просвещение, 1998. – 64 с.

       17. Агранович З.Е. Дидактический  материал по развитию зрительного  восприятия и узнавания (зрительного  гнозиса) у старших дошкольников  и младших школьников. - М.: Детство-Пресс, 2003 - 40 с.

       18. Баженова Л.М. Наш друг экран.. Вып. 1, 2. - М.: Пассим, 1995. – 177 с.

       19. Коджаспирова Г.М., Петров К.В.  Технические средства обучения  и методика их использования.  Учеб. пособие для студ. высш. пед.  учеб. заведений- М.: Академия, 2002. – 256 с.

       20. Шептулин А.П. Диалектический  метод познания. М.: Педагогика, 2005. – 235 с.

       21. Шаталова Е.В. Педагогическая  практика по теории и методике  развития математических представлений  у детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2007 .- 75 с.

       22. Белошистая А.В. Формирование  и развитие математических способностей  дошкольников. - М.: ВЛАДОС, 2003.- 400 с.

       23. Метлина Л.С., «Математика в детском  саду», пособие для воспитателя детского сада, М.: Просвещение, 1984. – 320 с.

       24. Непомнящая. Р.Л Логика и математика  для дошкольников / - СПб., 1996. – 79 с

       25. Щербакова Е.И.Методика обучения  математике в детском саду  – М: Академия, 2000 – 272 с. 
 

Информация о работе Роль наглядности в обучении детей дошкольного возраста