Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 11:28, курсовая работа
Цель исследования: выявить роль наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям.
Объект исследования: процесс формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: наглядность как средство обучения детей дошкольного возраста математическим представлениям.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям
2. Выявить особенности формирования математических представлений у детей дошкольного возраста
3. Изучить Методы и средства наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям
4. Подобрать методики диагностики развития и сформированности математических представлений
5. Рассмотреть методические рекомендации по использованию средств наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАГЛЯДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МАТЕМАТИЧЕСКИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ
1.1 Наглядность в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям
1.2 Особенности формирования математических представлений у детей дошкольного возраста
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАГЛЯДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МАТЕМАТИЧЕСКИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ
2.1 Методика организации проведения занятий с использование наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям
2.2 Анализ диагностик развития и сформированности математических представлений у детей дошкольного возраста
2.3 Фрагменты конспектов занятий с использованием наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
— книги рассчитаны на минимальную методическую и математическую подготовку взрослого, содержат конкретные, четкие рекомендации для него либо в предисловии, либо в послесловии, а иногда параллельно с текстом для чтения детям;
—
основной материал разбит на главы (части,
уроки и т. д.), которые читает взрослый,
а ребенок рассматривает
— содержание книг рассчитано на последовательное, постепенное формирование элементарных математических представлений в определенной системе с учетом основных закономерностей развития познавательной деятельности дошкольников.
Учебно-познавательные книги особенно необходимы в тех случаях, когда дети поступают в школу прямо из семьи. Если ребенок посещает детский сад, то они могут применяться для закрепления знаний [25. с.77] .
Таким образом, процесс формирования элементарных математических представлений требует комплексного использования разнообразных дидактических средств и соответствия их содержанию, методам и приемам, формам организации работы по предматематической подготовке детей в детском саду.
Методических
условий, выполнение которых обеспечивает
успешное использование наглядных средств:
хорошее обозрение, которое достигается
путем применения соответствующих красок
при изготовлении подъемных столиков,
экранов подсвечивания, указателей и тому
подобное; четкое выделение главного,
основного при показе иллюстраций, так
как они могут содержать и отвлекающие
моменты; детальное продумывание пояснений,
необходимых для выяснения сущности демонстрируемых
явлений, а так же для обобщения усвоенной
учебной информации; привлечение самих
учеников к нахождению желаемой информации
в наглядном пособии или демонстрационном
устройстве, постановка перед ними проблемных
заданий наглядного характера.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наглядность является одним из главных средств обучения дошкольников на протяжении всего учебно-воспитательного процесса. Использование наглядности на занятиях в ДОУ обусловлено психофизиологическими особенностями детей дошкольного возраста.
Принцип наглядности в обучении используется уже давно. Об его эффективном действии в процессе обучения и воспитания говорил еще великий польский дидактик и ученый Я.А. Коменский, высшим основным принципом обучения признавал наглядность Песталоцци, великий русский педагог Ушинский видел в наглядности одно из условий, которое обеспечивает получение учащимися полноценных знаний. Принцип наглядности широко используется в обучении дошкольников и в наше время.
Наглядные пособия по математике делятся на демонстрационные пособия (крупные) и индивидуальные (маленькие). Наглядные пособия подразделяются на две группы: группа средств предметно-образной наглядности и группа средств знаковой наглядности.
Важным условием эффективности использования наглядных пособий является применение на занятиях достаточного и необходимого количества наглядного материала. Если наглядные средства применять там, где этого совсем не требуется, то они играют отрицательную роль, уводя детей в сторону от поставленной задачи.
Роль
наглядности в процессе обучения математическим
представлениям детей дошкольного возраста
переоценить трудно. Формирование многих
основных математических понятий, происходит
с использованием различных наглядных
пособий. Применение различных средств
наглядности активизирует учащихся, возбуждает
их внимание и тем самым помогает их развитию,
способствует более прочному усвоению
материала, дает возможность экономить
время. Тот факт, что математике присуща
большая абстрактность, определяет и характер
средств наглядности, и особенности применения
их. Что касается математики, то здесь
предметы, во-первых, выступают только
как элементы множеств, над которыми могут
производиться некоторые операции и относительно
которых может быть поставлен вопрос об
их численности. Поэтому, когда преподаватель
говорит о яблоках на ветке, или о птичках
на дереве, то он не останавливается на
том, какие это яблоки, или о птичках на
дереве. Он обращает внимание детей лишь
на количества их и на количественные
отношения. Во-вторых, когда идет речь
о том или ином предмете, то может быть
поставлен вопрос об исследовании его
формы или некоторых числовых характеристик,
носящих названия величин. Но чтобы исследовать
количественные отношения и формы в чистом
виде, необходимо совершенно отделить
их от содержания. В этом и оказывают помощь
преподавателю различные средства наглядности
и в первую очередь модели, чертежи, схемы,
которые более всего отвечают требованиям.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Послание Президента Н.А.
2.
Коменский Я.А. Великая
3.
Песталоцци И.Г. Лебединая
4. Ушинский К.Д. Руководство к преподаванию по «Родному слову». Из пед.соч. Т.4 М.: Педагогика, 1968. – 360 с.
5. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. — 2-е изд. — М.: «Книжный дом «Университет», 2000. – 336 с.
6
Давыдов В.В. Теория
7. Ерофеева Т.И., Новикова Л.Н. Математика для дошкольников: Кн. для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1992 - 191 с.
8. Петрова И.А. Обучение, воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1990. – 280 с.
9. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.:
10.
Пышкало А.М. Средства
11.
Бабанский Ю.К. Оптимизация
12.
Занков Л. В. Наглядность и
активизация учащихся в
13. Пышкало А.М. Методика обучения математике. М.: Просвещение, 1995. – 250 с.
14.
Столяр А.А. Педагогика
15.
Селевко, Г.К. Современные
16. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. - М.: Просвещение, 1998. – 64 с.
17.
Агранович З.Е. Дидактический
материал по развитию
18. Баженова Л.М. Наш друг экран.. Вып. 1, 2. - М.: Пассим, 1995. – 177 с.
19. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений- М.: Академия, 2002. – 256 с.
20. Шептулин А.П. Диалектический метод познания. М.: Педагогика, 2005. – 235 с.
21.
Шаталова Е.В. Педагогическая
практика по теории и методике
развития математических
22.
Белошистая А.В. Формирование
и развитие математических
23. Метлина Л.С., «Математика в детском саду», пособие для воспитателя детского сада, М.: Просвещение, 1984. – 320 с.
24. Непомнящая. Р.Л Логика и математика для дошкольников / - СПб., 1996. – 79 с
25.
Щербакова Е.И.Методика
Информация о работе Роль наглядности в обучении детей дошкольного возраста