Роль наглядности в обучении детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 11:28, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявить роль наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям.
Объект исследования: процесс формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: наглядность как средство обучения детей дошкольного возраста математическим представлениям.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям
2. Выявить особенности формирования математических представлений у детей дошкольного возраста
3. Изучить Методы и средства наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям
4. Подобрать методики диагностики развития и сформированности математических представлений
5. Рассмотреть методические рекомендации по использованию средств наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАГЛЯДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МАТЕМАТИЧЕСКИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ
1.1 Наглядность в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям
1.2 Особенности формирования математических представлений у детей дошкольного возраста
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАГЛЯДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МАТЕМАТИЧЕСКИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ
2.1 Методика организации проведения занятий с использование наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям
2.2 Анализ диагностик развития и сформированности математических представлений у детей дошкольного возраста
2.3 Фрагменты конспектов занятий с использованием наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Роль наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям.doc

— 229.00 Кб (Скачать документ)

       Индивидуальные  наглядные пособия для первоклассника изготавливаются из приложения к  учебнику математики для первого  класса общеобразовательной школы. В них входят:

       1. наборное полотно

       2. набор геометрических фигур разного размера и цвета

       3. набор цифр от одного до  десяти и десятки до ста. 

       4. набор монет разного достоинства

       5. числовые фигуры для чисел  один, два, три, четыре, пять.

       В индивидуальный комплект для каждого  учащегося входят:

       1. линейка ученическая (20 см.)

       2. счетные палочки

       3. набор палочек различной длины  для составления геометрических  фигур

       4. пучки палочек по десять штук  в пучке

       5. малые счеты и мн. др. [15, 33].

       При рациональном использовании наглядных пособий, учебный процесс в ДОУ может стать более интересным, разнообразным и качественным.

       Технические средства обучения уже довольно давно  применяются в образовательных  учреждениях. Разработаны научные  основы их использования и накоплен интересный практический опыт.

       ДОУ ограниченно определенными сроками обучения, не может беспредельно расширять рамки учебных программ, чтобы охватить все достижения науки и техники. Поэтому для максимальной активизации мыслительной деятельности учащихся, развития их познавательных интересов, творческих способностей, умения самостоятельно пополнять знания и начали применять при обучении новые методы и средства. Среди них технические и аудиовизуальные средства обучения занимают одно из ведущих мест.

       Аудиовизуальные средства обладают большой информативностью, достоверностью, позволяют проникнуть в глубину изучаемых явлений и процессов, повышают наглядность обучения, способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса, усиливают эмоциональность восприятия учебного материала [16].

       Опыт  педагогов-практиков убедительно доказывает, что применение ТСО способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса, повышению эффективности педагогического труда, улучшению качества знаний, умений и навыков учащихся.

       В понятие «Технические и аудиовизуальные средства обучения» входят носители учебной информации (видео и кинофильмы, диафильмы, диапозитивы, транспаранты, звукозаписи и т. д.) и аппаратура или технические устройства, при помощи которых эта информация воспроизводится.

       Носители  информации можно разделить на экранные средства обучения, звуковые, экраннозвуковые.

       Экранные  средства обучения воссоздают действительность с помощью изображений на экране (зрительный ряд). К их числу относятся  учебные диапозитивы, транспаранты, диафильмы, эпиобъекты, а также немые (неозвученные) кинофрагменты [16, с.48].

       Учебные диапозитивы - серия изображений, предназначенных  для учебных и воспитательных целей. Создают их фотографическим  способом на прозрачном материале (пленка). Проецируют их на плоскость с помощью  диапроектора или рассматривают на просвет. Диапозитивы бывают черно-белые и цветные, озвученные и неозвученные. Демонстрировать их можно в любой методически необходимой последовательности.

       Транспаранты - изображения на прозрачной пленке, выполняемые полиграфическим и фотографическим способами.

       Демонстрируют транспаранты с помощью графопроекторов. В школах применяют транспаранты, состоящие из одного кадра или  серии 2-10 накладывающихся друг на друга  кадров. Распространены в школах и  самодельные транспаранты. Изготовляют их на полиэтиленовой, лавсановой, диацетатной и другой пленке с помощью маркера, множительной техники (ксерокса, принтера). Нужный материал (чертежи, рисунки, схемы, тексты и т. д.) учитель может готовить заранее или выполнить в процессе урока.

       Эпиобъекты - изображения (чертежи, рисунки, фотографии, тексты, иллюстрации из книг и т. д.) на непрозрачной основе или плоские натуральные объекты, проецируемые на экран в отраженном свете [16, с.50].

       Учебные диафильмы - серии изображений, полученные фотографическим способом на прозрачной основе (непрерывной пленке) шириной 35 мм, обеспечивающие покадровое предъявление учебной информации в заранее определенной последовательности. Диафильмы бывают черно-белые и цветные, озвученные и неозвученные.

       В диафильмах (они, как правило, содержат один сюжет или по два-три сюжетных фрагмента) заложена некоторая методическая последовательность расположения кадров, определяющая структуру построения урока. Связь между кадрами диафильма определяет содержание учебной программы и осуществляется с помощью монтажа.

       Проекционными аппаратами называют оптические устройства, образующие на экране увеличенные изображения  различных объектов.

       К числу последних относятся различные  диапроекторы, графопроекторы (кодоскопы), эпипроекторы, которые дают возможность учителю и учащимся просматривать в незатемненном помещении отдельные кадры диафильмов и диапозитивов, проецировать на экран в увеличенном виде диафильмы, диапозитивы, транспаранты, эпифильмы, фотографии, рисунки, чертежи, а также плоские детали и модели, физические и химические опыты. Иначе говоря, проекционные аппараты дают возможность получать статическую проекцию объекта.

       Графопроекторы  обладают всеми положительными качествам  диапроектора, но шире по своим возможностям, так как изображение наносится на прозрачную ленту, перемещая которую, последовательно на экране появляется нужное изображение. Графопроектор позволяет использовать положительные качества «Доски и мела». Вращая прозрачную пленку, фломастером последовательно наносится лекционный материал (нужный текст, рисунок, график, формулы) и одновременно отображается на экране в увеличенном размере. Лекция получается динамичной, а сам лекционный материал воспроизводится в нужном для восприятия масштабе. Как правило, все лекционные аудитории оборудованы графопроектором .

       Эпипроектор «ЭП» - оптический прибор для проекции на экран изображений, нанесенных на непрозрачную основу, а также других всевозможных плоских непрозрачных объектов. От ранее выпускавшейся школьной модели эпидиаскопа типа «ЭПД-1» он отличается не только большими размерами кадрового окна, но и более мощной проекционной лампой, наличием специального вентилятора и более удобным предметным столиком, который опускается и поднимается с помощью ручки и освещается лампой подсветки, что создает дополнительные удобства при работе с аппаратом [17, с.52].

       Экранно-звуковые средства объединяют учебные кинопособия, учебные телевизионные передачи, видеозаписи, озвученные диафильмы.

       Кинопособие - это позитивное фотографическое  изображение движущихся объектов на кинопленке с зафиксированным (оптическим способом) звуковым сопровождением. К кинофильмам относятся кинопособия метражом более 120 м. Школьные учебные кинофильмы состоят, как правило, из 1-3 частей. По структуре кинофильмы делятся на целостные и фрагментарные. Последние содержат по нескольку законченных смысловых фрагментов.

       Кинофрагменты - это короткие кинопособия метражом до 50 м, раскрывающие более узкие  вопросы изучаемого материала.

       Кинокольцовки - это кинопособия метражом до 15 м, отражающие циклически повторяющиеся процессы или содержащие материал, усвоение которого требует многократного восприятия. Для демонстрации кинокольцовки ее конечный кадр склеивают с начальным - образуется кольцевой фильм, который, непрерывно двигаясь в кинопроекторе, может воспроизводиться несколько раз подряд [18].

       Учебные видео и кинофильмы создаются, прежде всего, по тем учебным темам, которые  требуют динамического изображения  объектов, показа процессов и явлений.

       С помощью кино можно разъяснять учащимся сложные мировоззренческие проблемы, раскрывать связь, сущность и развитие явлений природы, общественной жизни и техники, пояснять законы, знакомить учащихся с методами познания их.

       Телевидение, учебное телевидение - способ передачи на расстояние учебной зрительной и звуковой информации через систему открытых или замкнутых телевизионных систем. Учебные телевизионные передачи - передачи, создаваемые по темам учебной программы и предназначенные для использования непосредственно на уроке, а также значимость этого технического средства мало, чем отличается от учебного звукового кино.

       Видеозаписи - зафиксированные с помощью видеомагнитофона или телевизионной камеры на специальной  магнитной ленте изображение  и звук. На уроках используются видеозаписи  учебных телепередач, кинофильмов, производственных процессов, опытов, некоторых явлений микромира и т.д.

       В образовательных учреждениях используют телевизионные системы как открытого, так и замкнутого типа [18, с.89].

       Видеомагнитофон - устройство, предназначенное для магнитной записи и воспроизведения изображения и звука.

       Видеоплеером  называют видеомагнитофон, не имеющий  дисплейной панели для контроля его  работы. Видеоплеер может не обеспечивать записи информации на пленку, тогда его называют «непишущий».

       Моноблоком называют видеомагнитофон, встроенный в телевизор.

       В основе методов магнитной записи звука и видеозаписи лежит  один и тот же принцип намагничивания носителя. Но запись звуковых сигналов существенно отличается от видеозаписи  тем, что их диапазон значительно уже диапазона телевизионного сигнала. По назначению видеомагнитофоны разделят на бытовые (рассчитаны на массового потребителя), профессиональные (предназначены для работы на телецентрах - студийные или в установках для репортажа) и полупрофессиональные (предназначены для работы в замкнутых телевизионных системах в научно-исследовательских лабораториях, учебных, медицинских учреждениях).

       Видеопроигрыватель  дисков - устройство, которое вместе с телевизором может воспроизводить (в зависимости от функций) СD- и DVD-диски.

       Развитие  и совершенствование телевизионной  техники создает предпосылки  для превращения учебного телевидения  в универсальное средство, позволяющее  объединить в учебном процессе все  технические средства обучения, включая  компьютер и всевозможные обучающие устройства.

       В связи с программой модернизации российской системы образования  в последнее время уделяется  большое внимание развитию компетентности учителей в области использования  технологий мультимедиа.

       Технология  мультимедиа (multimedia) - современная компьютерная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графические изображения и анимацию.

       С точки зрения использования мультимедиа  в качестве педагогического инструмента - это представление объектов и процессов не только традиционным текстовым описанием, но и с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, т.е. во всех известных сегодня формах. Здесь мы имеем два основных преимущества - качественное и количественное [19].

       Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания картины, музыки или способов искусственного дыхания с непосредственным аудиовизуальным представлением.

       Аудиосопровождение  учебной информации значительно  повышает эффективность ее восприятия. Еще больший эффект достигается сочетанием аудиокомментариев с видеоинформацией или анимацией, так как представляется возможность объяснения хода некоторого процесса или явления в его развитии.

       К мультимедийным средствам обучения следует отнести: программные средства, объединяющие все перечисленные виды информации, с высокой степенью интерактивности. Главная черта таких средств - значительный объем и разнообразие данных, а также возможность прямого доступа к ним; а также технические средства, позволяющие работать с информацией различного типа.

       Внедрение в обучение новых информационных технологий обучения, основанных на применении интерактивных методик и мультимедиа, с помощью которых ученики  приобретают знания, развивают социальные и интеллектуальные навыки, вырабатывают критическое мышление, позволяют более эффективно решать различные проблемы традиционного обучения.

Информация о работе Роль наглядности в обучении детей дошкольного возраста