Роль наглядности в обучении детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 11:28, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявить роль наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям.
Объект исследования: процесс формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: наглядность как средство обучения детей дошкольного возраста математическим представлениям.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям
2. Выявить особенности формирования математических представлений у детей дошкольного возраста
3. Изучить Методы и средства наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям
4. Подобрать методики диагностики развития и сформированности математических представлений
5. Рассмотреть методические рекомендации по использованию средств наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАГЛЯДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МАТЕМАТИЧЕСКИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ
1.1 Наглядность в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям
1.2 Особенности формирования математических представлений у детей дошкольного возраста
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАГЛЯДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МАТЕМАТИЧЕСКИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ
2.1 Методика организации проведения занятий с использование наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям
2.2 Анализ диагностик развития и сформированности математических представлений у детей дошкольного возраста
2.3 Фрагменты конспектов занятий с использованием наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Роль наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям.doc

— 229.00 Кб (Скачать документ)

       Ребенок получает возможность использовать большие объемы разнообразной информации в комплексном ее представлении, доступ к которой иными способами не может быть обеспечен. Использование средств мультимедиа непосредственно в ходе учебного занятия, обеспечивают оперативность получения нужных сведений. Никакие иные «некомпьютерные» источники информации: библиотеки, архивы, справочники, книги - такой оперативности, безусловно, не обеспечивают.

       В то время как традиционные технические  средства обучения ориентированы на организацию осознанного восприятия новых знаний, мультимедийные средства позволяют организовать активную деятельность по их получению и преобразованию.

       За  последние годы создано большое  количество мультимедийных программ учебного назначения (в основном распространяемых на CD), призванных играть активную роль в учебном процессе, взаимодействовать  с учащимися в ходе процесса обучения, организовывать этот процесс, руководить и управлять им [19, с.25].

       Средства  наглядности по их роли в учебном  процессе школьников могут быть разделены  на две группы:

       · средства предметно-образной наглядности

       · знаковая наглядность

       К группе средств предметно-образной наглядности относятся:

       1. картинки

       2. фотографии

       3. рисунки

       4. диапозитивы

       5. диафильмы

       6. кинофильмы

       7. объемные модели

       8. натуральные объекты

       9. игрушки

       10. чучела

       11. макеты

       12. муляжи

       13. продукты ТСО

       К группе знаковой наглядности относятся:

       1. схематические объемные модели

       2. схемы

       3. чертежи

       4. таблицы

       5. диаграммы

       6. карты и т.д.

       Эти средства наглядности нужны для  передачи сложной связи, взаимосвязи  и отношений объектов изучения, их внутренней структуры, не поддающейся  реалистическому, образному восприятию. Они помогают учителю опираться на чувственно воспринимаемые учащимися образы при формировании сложных представлений и понятий.

       Как известно, отражение действительности в сознании человека осуществляется в единстве чувственного и рационального. «Ни чувственное познание, ни абстрактное мышление не в состоянии в отдельности, в отрыве друг от друга обеспечить познание в сущности исследуемого объекта», - отмечает А.П. Шептулин [20].

       Эффективность применения средств наглядности  в учебном процессе зависит не только от педагогически оправданного сочетания на уроке разных его видов, но и от правильного соотношения наглядности и других источников знания, в частности слова учителя. Таким образом, наименее эффективным оказывается такое применение средств наглядности, когда оно не используется в качестве одного из источников новых знаний, а служит лишь иллюстрацией к слову учителя. Одна из задач совершенствования учебного процесса состоит в широком использовании на уроках наглядных пособий как самостоятельных источников информации. Это предполагает самостоятельную работу учащихся с различными видами индивидуальных пособий, дидактического материала, проведение предметных уроков, выполнение заданий, основанных на изучении демонстрационных наглядных пособий. 

       2.2 Методики диагностики развития и сформированности математических представлений у детей дошкольного возраста 

       Методические  приемы для проведения диагностического обследования ребенка должны быть по возможности краткими - беседы, удобными для быстрого изучения той или иной сферы личности ребенка.

       Перед началом диагностического обследования ребенка с целью установления первоначального контакта с ним, рекомендуется проводить беседы, которые могут касаться любой темы. Воспитатель  должен хорошо владеть методикой ее проведения [21].

       Беседа  с детьми. Обычно она отличается следующей структурой:

       - ведение: привлечение ребенка к сотрудничеству «настройка»;

       - свободные, неуправляемые высказывания ребенка;

       - общие вопросы типа: «Ты можешь мне рассказать что-нибудь о себе», «Меня бы интересовало, раз мы уже немного познакомились, с кем ты дружишь?» и т.п.

       - подробное исследование;

       - обращаться к ребенку нужно только по имени.

       Для определения уровня сформированности математических представлений детей дошкольного возраста были использованы следующие диагностические методики:

       1. Тесты для проверки уровня математических способностей детей 4-5 лет Белошистая А.В [22].

       Несомненно, и родителям, и воспитателям ДОУ  важно знать, насколько ребенок  готов к школьному обучению. Предлагаемый материал позволит частично ответить на этот вопрос - провести экспресс-диагностику уровня математического развития ребенка 4-5 лет.

       В пособии приводится 2 вида тестов: входной  и итоговый. Первый проводится в  начале "учебного" года, а второй - в конце. Тетрадь снабжена иллюстрациями, которые сделают выполнение заданий интересными. Диагностика может проводиться как в условиях домашнего обучения, так и в условиях занятий в детском саду.

       Проведение  диагностики:

       Предложите  ребенку выполнить задания, представленные в тетради, и по результатам выполнения проставьте баллы: 0 — не приступает к выполнению задания или действует случайным образом; ребенок не воспринимает помощи со стороны, не понимает смысла задания; 1 — сделана правильная попытка выполнения задания; ребенок воспринимает помощь со стороны, может использовать ее для выполнении задания; 2 — задание выполнено правильно и самостоятельно.  
Затем определите уровень успешности по формуле:

       УУ= (n×100%)/nmax,

       где УУ — уровень успешности; n— общее  количество баллов, набранных ребенком по данному тесту; nmax - максимальное количество баллов

       УУ  от 8О до 100% —высокий уровень;

       УУ  от 65 до 79% — нормальный уровень;

       УУ or 50 ДО 64,9% — ниже среднего;

       УУ  от 49,9% и ниже — низкий уровень [22, с.110].

       Задание 1. Покажи на какой чайнике один цветочек, на каком два, а на каком - три цветочка. Раскрась чайник, на котором нарисовано три цветочка, в свой любимый цвет. Если тестирование проводится в виде индивидуальной беседы, то задание «раскрась» заменяется заданием "покажи". Цель: выявить умение считать в пределах пяти.

       Задание 2. Дорисуй окошки пароходикам так, чтобы их было равное количество в  верхнем и нижнем ряду. Цель: выявить  умение сравнивать множества путем  установления соответствия. Выявить  умение понимать оборот "равное количество".

       Задание 3. Раскрась первое задание в желтый цвет, второе - в красный, а третье - в зеленый цвет. Цель: выявить  знание порядковых числительных и умение пользоваться порядковым счетом.

       Задание 4. Обведи каждый предмет по пунктиру. Цель: определить уровень развития мелкой моторики.

       Задание 5. В каждой рамке найди предмет, который не подходит к другим, и  объясни, почему он не подходит. Цель: выявить  уровень развития логического мышления (сравнение и обобщение).

       Задание 6. Помоги девочке найти дорогу к полянке с ромашками. Проведи линию. Цель: определить уровень устойчивости внимания и умение действовать по инструкции.

       Задание 7. Подумай, что происходит в году сначала, а что потом. Раскрась кружки под рисунками так: с первым событием - красным цветом, со вторым событием - зеленым цветом, с последним событием - синим цветом. Цель: определить умение устанавливать причинно-следственную связь событий (сезонов).

       Задание 8. Две бабочки на этом рисунке  одинаковые. Найди их и раскрась. Цель: определить умение сравнивать предметы и находить одинаковые.

       Задание 9. Это квадрат (нарисован квадрат). Раскрась в свой любимый цвет все  квадраты, изображенные на рисунке. Найди  фигуры с четырьмя углами и отметь их галочкой. Цель: выявить знание геометрических фигур и умение находить фигуру заданной формы.

       Задание 10. Обведи пунктирные линии. Начинай  от стрелок. Цель: выявить уровень  развития зрительно-моторной координации  и мелкой моторики.

       Задание 11. Найди самое большое ведерке  и раскрась его в синий цвет. Самое маленькое ведерко раскрась в красный цвет. Найди и соедини линией одинаковые ведерки и раскрась их одинаково. Цель: выявить умение сравнивать предметы по размеру. Выявить умение понимать усложненное задание и действовать в соответствии с ним.

       Задание 12. Найди ежика, у которого больше всех яблок, и покажи его. Покажи ежиков, у которых одинаковое количество яблок. Цель: проверить умение считать в пределах пяти и сравнивать множества по количеству с опорой на счет [22, с.112].

       2. Методика на определение уровня развития и сформированности счета у детей 5-6 лет (Л.С. Метлина) [23]:

       Сосчитай, сколько здесь кругов (5 кругов расположены  в- беспорядке). Сосчитай, сколько здесь квадратов (4 квадрата расположены в ряд). Где фигур больше: там, где 5, или там, где 4? Возьми круги (4) и квадраты (5). Как узнать, поровну ли их? Или квадратов больше, чем кругов? Какое число больше: 4 или5? Какое число меньше: 5 или 4? Ребёнку предлагается- посчитать (5) маленьких матрёшек и (5) больших мишек. Каких предметов больше: маленьких матрёшек или больших мишек; Как проверить?

       Оценка  результатов:

       3 балла – высокий уровень –  ребёнок владеет навыками сосчитывания- предметов (до 8-10), обнаруживает зависимости и отношения между числами. Владеет навыками наложения и приложения предметов с целью доказательства их равенства и неравенства. Устанавливает независимость количества предметов от их расположения в пространстве путём сопоставления, сосчитывания предметов (на одном и том же количестве предметов). Осмысленно отвечает на вопросы, поясняет способ сопоставления, обнаружения соответствия.

        2 балла – средний уровень –- ребёнок в достаточной степени владеет навыками сосчитывания предметов (до 4-7), пользуясь при этом приёмами наложения и приложения с целью доказательства равенства и неравенства. С помощью взрослого устанавливает независимость количества предметов от их расположения в пространстве. Затрудняется в высказываниях, пояснениях.

        1 балл – низкий уровень –  допускает ошибки при- сосчитывании предметов (до 3-5).

       2. Методика на определение уровня развития и сформированности пространственных представлений (Л.С. Метлина) [23, с.220]:

       Скажи, - где находится стол? (сзади) Справа от матрешки стоит пирамидка, а какие- игрушки находятся слева и сзади от матрешки (мишка – слева, неваляшка – сзади)? Сделай 2 шага вперед, повернись направо и сделай 3 шага, потом повернись- налево и сделай один шаг.

       Оценка  результатов:

Информация о работе Роль наглядности в обучении детей дошкольного возраста