Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 11:28, курсовая работа
Цель исследования: выявить роль наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям.
Объект исследования: процесс формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: наглядность как средство обучения детей дошкольного возраста математическим представлениям.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям
2. Выявить особенности формирования математических представлений у детей дошкольного возраста
3. Изучить Методы и средства наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям
4. Подобрать методики диагностики развития и сформированности математических представлений
5. Рассмотреть методические рекомендации по использованию средств наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАГЛЯДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МАТЕМАТИЧЕСКИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ
1.1 Наглядность в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям
1.2 Особенности формирования математических представлений у детей дошкольного возраста
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАГЛЯДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МАТЕМАТИЧЕСКИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ
2.1 Методика организации проведения занятий с использование наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям
2.2 Анализ диагностик развития и сформированности математических представлений у детей дошкольного возраста
2.3 Фрагменты конспектов занятий с использованием наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Ребенок получает возможность использовать большие объемы разнообразной информации в комплексном ее представлении, доступ к которой иными способами не может быть обеспечен. Использование средств мультимедиа непосредственно в ходе учебного занятия, обеспечивают оперативность получения нужных сведений. Никакие иные «некомпьютерные» источники информации: библиотеки, архивы, справочники, книги - такой оперативности, безусловно, не обеспечивают.
В
то время как традиционные технические
средства обучения ориентированы на
организацию осознанного
За последние годы создано большое количество мультимедийных программ учебного назначения (в основном распространяемых на CD), призванных играть активную роль в учебном процессе, взаимодействовать с учащимися в ходе процесса обучения, организовывать этот процесс, руководить и управлять им [19, с.25].
Средства наглядности по их роли в учебном процессе школьников могут быть разделены на две группы:
· средства предметно-образной наглядности
· знаковая наглядность
К группе средств предметно-образной наглядности относятся:
1. картинки
2. фотографии
3. рисунки
4. диапозитивы
5. диафильмы
6. кинофильмы
7. объемные модели
8. натуральные объекты
9. игрушки
10. чучела
11. макеты
12. муляжи
13. продукты ТСО
К группе знаковой наглядности относятся:
1. схематические объемные модели
2. схемы
3. чертежи
4. таблицы
5. диаграммы
6. карты и т.д.
Эти средства наглядности нужны для передачи сложной связи, взаимосвязи и отношений объектов изучения, их внутренней структуры, не поддающейся реалистическому, образному восприятию. Они помогают учителю опираться на чувственно воспринимаемые учащимися образы при формировании сложных представлений и понятий.
Как известно, отражение действительности в сознании человека осуществляется в единстве чувственного и рационального. «Ни чувственное познание, ни абстрактное мышление не в состоянии в отдельности, в отрыве друг от друга обеспечить познание в сущности исследуемого объекта», - отмечает А.П. Шептулин [20].
Эффективность
применения средств наглядности
в учебном процессе зависит не
только от педагогически оправданного
сочетания на уроке разных его видов, но
и от правильного соотношения наглядности
и других источников знания, в частности
слова учителя. Таким образом, наименее
эффективным оказывается такое применение
средств наглядности, когда оно не используется
в качестве одного из источников новых
знаний, а служит лишь иллюстрацией к слову
учителя. Одна из задач совершенствования
учебного процесса состоит в широком использовании
на уроках наглядных пособий как самостоятельных
источников информации. Это предполагает
самостоятельную работу учащихся с различными
видами индивидуальных пособий, дидактического
материала, проведение предметных уроков,
выполнение заданий, основанных на изучении
демонстрационных наглядных пособий.
2.2
Методики диагностики развития и сформированности
математических представлений у детей
дошкольного возраста
Методические приемы для проведения диагностического обследования ребенка должны быть по возможности краткими - беседы, удобными для быстрого изучения той или иной сферы личности ребенка.
Перед началом диагностического обследования ребенка с целью установления первоначального контакта с ним, рекомендуется проводить беседы, которые могут касаться любой темы. Воспитатель должен хорошо владеть методикой ее проведения [21].
Беседа с детьми. Обычно она отличается следующей структурой:
- ведение: привлечение ребенка к сотрудничеству «настройка»;
- свободные, неуправляемые высказывания ребенка;
- общие вопросы типа: «Ты можешь мне рассказать что-нибудь о себе», «Меня бы интересовало, раз мы уже немного познакомились, с кем ты дружишь?» и т.п.
- подробное исследование;
- обращаться к ребенку нужно только по имени.
Для определения уровня сформированности математических представлений детей дошкольного возраста были использованы следующие диагностические методики:
1. Тесты для проверки уровня математических способностей детей 4-5 лет Белошистая А.В [22].
Несомненно, и родителям, и воспитателям ДОУ важно знать, насколько ребенок готов к школьному обучению. Предлагаемый материал позволит частично ответить на этот вопрос - провести экспресс-диагностику уровня математического развития ребенка 4-5 лет.
В пособии приводится 2 вида тестов: входной и итоговый. Первый проводится в начале "учебного" года, а второй - в конце. Тетрадь снабжена иллюстрациями, которые сделают выполнение заданий интересными. Диагностика может проводиться как в условиях домашнего обучения, так и в условиях занятий в детском саду.
Проведение диагностики:
Предложите
ребенку выполнить задания, представленные
в тетради, и по результатам выполнения
проставьте баллы: 0 — не приступает к
выполнению задания или действует случайным
образом; ребенок не воспринимает помощи
со стороны, не понимает смысла задания;
1 — сделана правильная попытка выполнения
задания; ребенок воспринимает помощь
со стороны, может использовать ее для
выполнении задания; 2 — задание выполнено
правильно и самостоятельно.
Затем определите уровень успешности
по формуле:
УУ= (n×100%)/nmax,
где УУ — уровень успешности; n— общее количество баллов, набранных ребенком по данному тесту; nmax - максимальное количество баллов
УУ от 8О до 100% —высокий уровень;
УУ от 65 до 79% — нормальный уровень;
УУ or 50 ДО 64,9% — ниже среднего;
УУ от 49,9% и ниже — низкий уровень [22, с.110].
Задание 1. Покажи на какой чайнике один цветочек, на каком два, а на каком - три цветочка. Раскрась чайник, на котором нарисовано три цветочка, в свой любимый цвет. Если тестирование проводится в виде индивидуальной беседы, то задание «раскрась» заменяется заданием "покажи". Цель: выявить умение считать в пределах пяти.
Задание 2. Дорисуй окошки пароходикам так, чтобы их было равное количество в верхнем и нижнем ряду. Цель: выявить умение сравнивать множества путем установления соответствия. Выявить умение понимать оборот "равное количество".
Задание 3. Раскрась первое задание в желтый цвет, второе - в красный, а третье - в зеленый цвет. Цель: выявить знание порядковых числительных и умение пользоваться порядковым счетом.
Задание 4. Обведи каждый предмет по пунктиру. Цель: определить уровень развития мелкой моторики.
Задание 5. В каждой рамке найди предмет, который не подходит к другим, и объясни, почему он не подходит. Цель: выявить уровень развития логического мышления (сравнение и обобщение).
Задание 6. Помоги девочке найти дорогу к полянке с ромашками. Проведи линию. Цель: определить уровень устойчивости внимания и умение действовать по инструкции.
Задание 7. Подумай, что происходит в году сначала, а что потом. Раскрась кружки под рисунками так: с первым событием - красным цветом, со вторым событием - зеленым цветом, с последним событием - синим цветом. Цель: определить умение устанавливать причинно-следственную связь событий (сезонов).
Задание 8. Две бабочки на этом рисунке одинаковые. Найди их и раскрась. Цель: определить умение сравнивать предметы и находить одинаковые.
Задание 9. Это квадрат (нарисован квадрат). Раскрась в свой любимый цвет все квадраты, изображенные на рисунке. Найди фигуры с четырьмя углами и отметь их галочкой. Цель: выявить знание геометрических фигур и умение находить фигуру заданной формы.
Задание 10. Обведи пунктирные линии. Начинай от стрелок. Цель: выявить уровень развития зрительно-моторной координации и мелкой моторики.
Задание 11. Найди самое большое ведерке и раскрась его в синий цвет. Самое маленькое ведерко раскрась в красный цвет. Найди и соедини линией одинаковые ведерки и раскрась их одинаково. Цель: выявить умение сравнивать предметы по размеру. Выявить умение понимать усложненное задание и действовать в соответствии с ним.
Задание 12. Найди ежика, у которого больше всех яблок, и покажи его. Покажи ежиков, у которых одинаковое количество яблок. Цель: проверить умение считать в пределах пяти и сравнивать множества по количеству с опорой на счет [22, с.112].
2. Методика на определение уровня развития и сформированности счета у детей 5-6 лет (Л.С. Метлина) [23]:
Сосчитай, сколько здесь кругов (5 кругов расположены в- беспорядке). Сосчитай, сколько здесь квадратов (4 квадрата расположены в ряд). Где фигур больше: там, где 5, или там, где 4? Возьми круги (4) и квадраты (5). Как узнать, поровну ли их? Или квадратов больше, чем кругов? Какое число больше: 4 или5? Какое число меньше: 5 или 4? Ребёнку предлагается- посчитать (5) маленьких матрёшек и (5) больших мишек. Каких предметов больше: маленьких матрёшек или больших мишек; Как проверить?
Оценка результатов:
3
балла – высокий уровень –
ребёнок владеет навыками
2 балла – средний уровень –- ребёнок в достаточной степени владеет навыками сосчитывания предметов (до 4-7), пользуясь при этом приёмами наложения и приложения с целью доказательства равенства и неравенства. С помощью взрослого устанавливает независимость количества предметов от их расположения в пространстве. Затрудняется в высказываниях, пояснениях.
1 балл – низкий уровень – допускает ошибки при- сосчитывании предметов (до 3-5).
2. Методика на определение уровня развития и сформированности пространственных представлений (Л.С. Метлина) [23, с.220]:
Скажи, - где находится стол? (сзади) Справа от матрешки стоит пирамидка, а какие- игрушки находятся слева и сзади от матрешки (мишка – слева, неваляшка – сзади)? Сделай 2 шага вперед, повернись направо и сделай 3 шага, потом повернись- налево и сделай один шаг.
Оценка результатов:
Информация о работе Роль наглядности в обучении детей дошкольного возраста