Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 15:26, шпаргалка
Глобализация образ-я определяется тем, что образ-е и общ-во неотделимы друг от друга. Образ-е имеет приоритетную значимость для развития человеческой цивилизации и каждого отдельно взятого чел-ка. Сфера образ-я призвана корректировать свои приоритеты и ценности с учетом не только актуальных и перспективных запросов чел-ка, но и общества.
Билет №1Ведущие тенденции современного
обр-ия: глобализация, фундаментализация,гуманизация,
Глобализация образ-я определяется тем, что образ-е и общ-во неотделимы друг от друга. Образ-е имеет приоритетную значимость для развития человеческой цивилизации и каждого отдельно взятого чел-ка. Сфера образ-я призвана корректировать свои приоритеты и ценности с учетом не только актуальных и перспективных запросов чел-ка, но и общества. Только в глобальном масштабе возможно решение основных научно-технических задач современности и осуществление стратегии развития человеческого общества на Земле. Фундаментализация образ-я, т.е. глубина и основательность, вызвана ростом объема информации, ее обновлением в течение двух-трех лет. Фундаментализация образ-я признана в качестве ведущей тенденции во многих странах мира. Задачи данной области: введение цикла общих гуманитарных дисциплин в естественнонаучное и техническое образ-е; создание интегральных междисциплинарных курсов (базы для формирования общей и проф-ой культуры личности; преодоление противоречия между фундаментальным образ-ем и профессиональным обуч-ем при безусловном приоритете фундаментальных знаний. Гуманизация образ-я - это создание комфортных условий для всестороннего, гармонического развития личности в образовательном пр-се. Понятия гуманитаризации и гуманизации часто отождествляют. Гуманитаризировать образ-е – означает выявить личностный смысл при изучении учебных дисциплин как гуманитарного, так и естественнонаучного направлений, сделать его личностно ориентированным и личностно значимым. Технологизация образовательного пр-са предполагает внедрение в образ-е современных информационных технологий, повсеместную компьютеризацию. Будущее образ-е – это образ-е со все большой долей участия компьютера. В образовательный пр-с приходит компьютика, наука о совместной деят-ти преподавателя и компьютера. Стандартизация образ-я выполняет двойную функцию: придание некоторого однообразия и разработку такого содержания образ-я, которое удовлетворяло бы образов-му стандарту,кот-й определяет требования к образ-сти чел-ка. Концепция модернизации российского образ-я на период до 2010г (2001)Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, кот-ые определены в Законе РФ «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и nослевузовском профес-ном образовании» и раскрыты в Национальной доктрине образ-я в Российской Федерации до 2025 года, а также Федеральной программе развития образ-я на 2000–2005 годы.Концепция взаимосвязана с основными направлениями социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу и определяет приоритеты и меры реализации генеральной, стратегической линии в предстоящее десятилетие – модернизации образ-я.Модернизация – изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям, в частности модернизации образ-я, задающая стратегию развития образовательной сферы, как с позиции кач-ва образ-я, так и условий его предоставлению.
Концепция-система взглядов на те или иные явления, руководящая идея, определённый хар-ер позновательной и практической деят-ти осн мысль или замысел, трактовка к-л явления, осн точка зрения.1.4. Цели и основные задачи модернизации образ-я Главная задача российской образоват политики – обеспечение современного кач-ва образ-я на основе сохранения его фундаментальности и соотв-вия актуальным и перспективным потребностям лич-ти, общества и гос-ва. Модернизация образ-я – это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Интересы общества и государства в области образ-я не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образ-я, а потому определение направлений модернизации и развития образ-я не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства. Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщ-во, научные, культурные, коммерческие и общественные институты.Цель модернизации образ-я состоит в создании механизма устойчивого развития системы образ-я.Для достижения указанной цели будут решаться в первоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи:– обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образ-я;– достижение нового современного кач-ва дошкольного, общего и проф-го образ-я;– формир-ние в системе образ-я нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;– повышение социального статуса и профессионализма работников образ-я, усиление их государственной и общественной поддержки;– развитие образ-я как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного пр-са – обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.Осуществление модернизации образ-я затрагивает практически каждую российскую семью. Суть изменений в образовании, их цели, направления, методы должны регулярно разъясняться населению, а рез-ты общественного мнения должны пристально изучаться органами управления образ-ем и руководителями образовательных учреждений и учитываться при проведении модернизации образ-я.
Билет №7
1.Инновационные образовательные пр-сы. Авторские школы
Инновационные пр-сы – новшество в образовании, введение нового содержания и новых методов, обладающих иными свойствами, связанными с изменением смысловых ориентиров. Среди инновационных педагогических пр-сов следует выделить следующие:
-появление авторских
-осуществление перехода
-разработка
региональных программ
-активное обновление содержания общего среднего и проф-го образ-я на основе идей гуманизации и гуманитаризации;
- осуществление
непрерывного пр-са повышения
квалификации педагогических
- развитие
творческой инициативы, проф-ой компетентности
и педагогической культуры
Инновации. Авторские школы
Инновационные пр-сы в воспитании берут свое начало от так называемых «новых школ» конца XIX – начала ХХ столетия и развиваются на протяжении всего ХХ в. Назовем некот-ые из них.
«Свободные школьные общины» (Германия, Г. Литц, П. Гехееб) – это школы-интернаты, организация жизни которых строилась на принципах свободного развития ребенка и сотрудничества.
Школа «свободного восп-я» (Россия, Л.Н. Толстой) ориентации обучения и восп-я на интерес и развитие ребенка в пр-се общения с педагогом.
«Трудовая школа» (разные страны Европы, Россия – колония им. М. Горького и коммуна Ф.Э. Дзержинского под руководством А.С. Макаренко, Республика «Бодрая жизнь» С.Т. Шацкого) ориентировала детей на труд как ценность, давала профессиональную подготовку и общее культурное развитие, опираясь на самостоятельность детей и организацию самоуправления.
«Школа делания» (США, Дж. Дьюи) – обуч-е и восп-ие с опорой на основные импульсы роста ребенка: соц-й (стремление общаться), конструктивный (стремление к движению в игре), исследовательский (тяга к узнаванию и пониманию), экспериментальный (стремление к самовыражению).
«Вальдорфская школа» (Германия,Штайнер) предусматривала всестороннее развитие личности ребенка поср-вом интенсивной духовной деят-ти.
«Открытые школы» (Англия) утверждали индивидуальный хар-р обучения без обязательных учебных планов, программ, расписания и контроля, с гибкой системой обучения и восп-я,
«Дом свободного ребенка» (Италия,Монтессори; центры сущ-ют до сих пор во многих странах, в том числе и в России). Основные идеи: общечеловеческие и религиозные ценности как основа нравственного восп-я.
В.С. Библер – руководитель и создатель «Школы диалога культур»(Красноярск), воплотил в жизнь идею о соответствии этапов восп-я ступеням развития культуры.Все на основе диалога.
Ноосферная школа (Калуга) - сфера разума. Предмет: игровая экология, занимательная астрономия,естественная история, природа и культура.
Адаптивная школа (Москва) - для одаренных детей, умственно отсталых, нормальных.
И.П. Волков – построению пр-са обучения творчеству. Он создал механизм выявления творческих способностей учащихся и их развития.
Е.Н. Ильин – предложил оригинальнальный подход к решению воспитательных задач в новых условиях. Он решает задачу формирования духовных и нравственных устоев ребенка. Он поставил вопрос об этике отметки, оценки поступка ребенка.
Н.Н. Палтышев – сформулировал закон педагогической гармонии, приводящий в соответствие организацию образ-я и целевые установки, помогающие соизмерить содержание, формы, методы обучения, преобразуя их в выразительные средства педагогического пр-са,
М.П. Щетинин – идея гармонического сочетания рационального и эмоционального в познавательной деят-ти чел-ка. Ввел в практику педагогов школы «метод погружения», т.е. концентрированное изучение одного предмета в возможно короткий срок путем четырехкратного повторения в течение учебного года.
Билет № 17
Место педагогики в системе наук о человеке. Основные методологические принципы педагогики, ее методы и категории.
Педагогика
– наука о целенаправленном
процессе передачи
Педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.
Педагогика - слово греческого происхождения, буквально переводится как «детовождение» или искусство воспитания.
Термин «Педагогика» имеет разные значения:
- « бытовое»;
каждый человек на протяжении
жизни выступает в роли «
- практическое; педагогику рассматривают как одну из сфер человеческой деятельности, связанную с передачей жизненного опыта от старшего поколения к младшему;
- педагогика
как наука; познает и
Педагогика
тесно связана с разными
Для современной педагогики характерна взаимосвязь с различными естественными и гуманитарными науками. Однако влияние философии, психологии и антропологии остаются доминирующими.
Предметом педагогики как науки является педагогический процесс, т. е. процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях тех или иных педагогических систем.
Объект педагогики – это развивающийся человек, его формирующаяся личность в течение всей жизни.
Задачи педагогики подразделяются на постоянные и временные.
Постоянные задачи педагогики:
- вскрытие закономерностей воспитания, обучения и управления этими процессами;
- изучение, обобщение практики, опыта педагогической деятельности;
- разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами;
- прогнозирование
развития образовательных
- внедрение
результатов педагогических
Временные задачи педагогики возникают в ходе удовлетворения текущих потребностей науки и практики и решаются посредством временных творческих коллективов и групп (разработка стандартов, учебников, программ).