Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 15:26, шпаргалка

Описание

Глобализация образ-я определяется тем, что образ-е и общ-во неотделимы друг от друга. Образ-е имеет приоритетную значимость для развития человеческой цивилизации и каждого отдельно взятого чел-ка. Сфера образ-я призвана корректировать свои приоритеты и ценности с учетом не только актуальных и перспективных запросов чел-ка, но и общества.

Работа состоит из  1 файл

шпоры по педагогике.docx

— 105.74 Кб (Скачать документ)

Билет №1Ведущие тенденции современного обр-ия: глобализация, фундаментализация,гуманизация,технологизация,компьютеризация,стандартизация.

 Глобализация образ-я определяется тем, что образ-е и общ-во неотделимы друг от друга. Образ-е имеет приоритетную значимость для развития человеческой цивилизации и каждого отдельно взятого чел-ка. Сфера образ-я призвана корректировать свои приоритеты и ценности с учетом не только актуальных и перспективных запросов чел-ка, но и общества. Только в глобальном масштабе возможно решение основных научно-технических задач современности и осуществление стратегии развития человеческого общества на Земле. Фундаментализация образ-я, т.е. глубина и основательность,  вызвана ростом объема информации, ее обновлением в течение двух-трех лет. Фундаментализация образ-я признана в качестве ведущей тенденции во многих странах мира. Задачи данной области: введение цикла общих гуманитарных дисциплин в естественнонаучное и техническое образ-е; создание интегральных междисциплинарных курсов (базы для формирования общей и проф-ой культуры личности; преодоление противоречия между фундаментальным образ-ем и профессиональным обуч-ем при безусловном приоритете фундаментальных знаний. Гуманизация образ-я - это создание комфортных условий для всестороннего, гармонического развития личности в образовательном пр-се. Понятия гуманитаризации и гуманизации часто отождествляют. Гуманитаризировать образ-е – означает выявить личностный смысл при изучении учебных дисциплин как гуманитарного, так и естественнонаучного направлений, сделать его личностно ориентированным и личностно значимым. Технологизация образовательного пр-са предполагает внедрение в образ-е современных информационных технологий, повсеместную компьютеризацию. Будущее образ-е – это образ-е со все большой долей участия компьютера. В образовательный пр-с приходит компьютика, наука о совместной деят-ти преподавателя и компьютера. Стандартизация образ-я выполняет двойную функцию: придание некоторого однообразия и разработку такого содержания образ-я, которое удовлетворяло бы образов-му стандарту,кот-й определяет требования к образ-сти чел-ка. Концепция модернизации российского образ-я на период до 2010г (2001)Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, кот-ые определены в Законе РФ «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и nослевузовском профес-ном образовании» и раскрыты в Национальной доктрине образ-я в Российской Федерации до 2025 года, а также Федеральной программе развития образ-я на 2000–2005 годы.Концепция взаимосвязана с основными направлениями социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу и определяет приоритеты и меры реализации генеральной, стратегической линии в предстоящее десятилетие – модернизации образ-я.Модернизация – изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям, в частности модернизации образ-я, задающая стратегию развития образовательной сферы, как с позиции кач-ва образ-я, так и условий его предоставлению.

Концепция-система  взглядов на те или иные явления, руководящая  идея, определённый хар-ер позновательной и практической деят-ти осн мысль или замысел, трактовка к-л явления, осн точка зрения.1.4. Цели и основные задачи модернизации образ-я Главная задача российской образоват политики – обеспечение современного кач-ва образ-я на основе сохранения его фундаментальности и соотв-вия актуальным и перспективным потребностям лич-ти, общества и гос-ва. Модернизация образ-я – это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Интересы общества и государства в области образ-я не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образ-я, а потому определение направлений модернизации и развития образ-я не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства. Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщ-во, научные, культурные, коммерческие и общественные институты.Цель модернизации образ-я состоит в создании механизма устойчивого развития системы образ-я.Для достижения указанной цели будут решаться в первоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи:– обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образ-я;– достижение нового современного кач-ва дошкольного, общего и проф-го образ-я;– формир-ние в системе образ-я нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;– повышение социального статуса и профессионализма работников образ-я, усиление их государственной и общественной поддержки;– развитие образ-я как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного пр-са – обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.Осуществление модернизации образ-я затрагивает практически каждую российскую семью. Суть изменений в образовании, их цели, направления, методы должны регулярно разъясняться населению, а рез-ты общественного мнения должны пристально изучаться органами управления образ-ем и руководителями образовательных учреждений и учитываться при проведении модернизации образ-я.

Билет №7

1.Инновационные  образовательные пр-сы. Авторские  школы

Инновационные пр-сы – новшество в образовании, введение нового содержания и новых методов, обладающих иными свойствами, связанными с изменением смысловых ориентиров. Среди инновационных педагогических пр-сов следует выделить следующие:

-появление авторских концепций  и новых моделей школ, лицеев, колледжей и гимназий;

-осуществление перехода массовой  школы на вариативные программы,  методики обучения и восп-я;

-разработка  региональных программ развития  образ-я, учитывающих социально-экономические и культурно-этнические особенности субъектов Российской Федерации;

-активное  обновление содержания общего  среднего и проф-го образ-я на основе идей гуманизации и гуманитаризации;

- осуществление  непрерывного пр-са повышения  квалификации педагогических кадров;

- развитие  творческой инициативы, проф-ой компетентности  и педагогической культуры работников  системы образ-я.

Инновации. Авторские школы

Инновационные пр-сы в воспитании берут свое начало от так называемых «новых школ» конца XIX – начала ХХ столетия и развиваются на протяжении всего ХХ в. Назовем некот-ые из них.

«Свободные школьные общины» (Германия, Г. Литц, П. Гехееб) – это школы-интернаты, организация жизни которых строилась на принципах свободного развития ребенка и сотрудничества.

Школа «свободного восп-я» (Россия, Л.Н. Толстой) ориентации обучения и восп-я на интерес и развитие ребенка в пр-се общения с педагогом.

«Трудовая школа» (разные страны Европы, Россия – колония им. М. Горького и коммуна Ф.Э. Дзержинского под руководством А.С. Макаренко, Республика «Бодрая жизнь» С.Т. Шацкого) ориентировала детей на труд как ценность, давала профессиональную подготовку и общее культурное развитие, опираясь на самостоятельность детей и организацию самоуправления.

 «Школа делания» (США, Дж. Дьюи) – обуч-е и восп-ие с опорой на основные импульсы роста ребенка: соц-й (стремление общаться), конструктивный (стремление к движению в игре), исследовательский (тяга к узнаванию и пониманию), экспериментальный (стремление к самовыражению).

«Вальдорфская школа» (Германия,Штайнер) предусматривала всестороннее развитие личности ребенка поср-вом интенсивной духовной деят-ти.

    «Открытые школы» (Англия) утверждали индивидуальный хар-р обучения без обязательных учебных планов, программ, расписания и контроля, с гибкой системой обучения и восп-я,

«Дом свободного ребенка» (Италия,Монтессори; центры сущ-ют  до сих пор во многих странах, в том числе и в России). Основные идеи: общечеловеческие и религиозные ценности как основа нравственного восп-я.

В.С. Библер –  руководитель и создатель «Школы диалога культур»(Красноярск), воплотил в жизнь идею о соответствии этапов восп-я ступеням развития культуры.Все на основе диалога.

Ноосферная школа (Калуга) - сфера разума. Предмет: игровая экология, занимательная астрономия,естественная история, природа и культура.

Адаптивная школа (Москва) - для одаренных детей, умственно отсталых, нормальных.

И.П. Волков – построению пр-са обучения  творчеству. Он создал механизм выявления творческих способностей учащихся и их развития.

Е.Н. Ильин – предложил оригинальнальный подход к решению воспитательных задач в новых условиях. Он решает задачу формирования духовных и нравственных устоев ребенка. Он поставил вопрос об этике отметки, оценки поступка ребенка.

Н.Н. Палтышев – сформулировал закон педагогической гармонии, приводящий в соответствие организацию образ-я и целевые установки, помогающие соизмерить содержание, формы, методы обучения, преобразуя их в выразительные средства педагогического пр-са,

М.П. Щетинин – идея гармонического сочетания рационального и эмоционального в познавательной деят-ти чел-ка.  Ввел в практику педагогов школы «метод погружения», т.е. концентрированное изучение одного предмета в возможно короткий срок путем четырехкратного повторения в течение учебного года.

Билет № 17

Место педагогики в системе наук о человеке. Основные методологические принципы педагогики, ее методы и категории.

 

 Педагогика  – наука о целенаправленном  процессе передачи человеческого  опыта и подготовки подрастающего  поколения к жизни и деятельности.

Педагогика  представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах  и формах обучения и воспитания человека.

Педагогика - слово греческого происхождения, буквально  переводится как «детовождение» или искусство воспитания.

Термин «Педагогика» имеет разные значения:

- « бытовое»; каждый человек на протяжении  жизни выступает в роли «педагога», то есть обучает и воспитывает  своих детей, членов семьи,  сотрудников по работе;

- практическое; педагогику рассматривают как одну из сфер человеческой деятельности, связанную с передачей жизненного опыта от старшего поколения к младшему;

- педагогика  как наука; познает и совершенствует  способы влияния на развитие  человека в единстве природного, общественного и индивидуального.  Поэтому педагогические учения  строятся на фундаменте целостного  и системного знания о развивающемся  человеке; оно добывается психологией,  философией, историей, социологией  и другими науками;

Педагогика  тесно связана с разными областями  человекознания. Обнаруживается взаимосвязь  с философией и такими ее разновидностями, как этика и эстетика. Философские  науки помогают определить смысл  и цели воспитания, правильно учитывать  действие общих закономерностей  человеческого бытия и мышления, снабжают оперативной информацией  о происходящих в науке и обществе переменах, тем самым помогая  корректировать направленность воспитания. Этика дает представления о путях  нравственного формирования человека. Эстетика раскрывает принципы ценностного  отношения к миру. Социология помогает педагогике найти пути перевода общих  результатов социологических исследований в конкретные задачи воспитания. Педагогика связана с экономикой, решая проблемы экономики образования и организации  экономического образования современного человека. Результаты психологических  исследований позволяют педагогам  организовать процессы обучения и воспитания, опираясь на эти законы. Каждый раздел педагогики находит опору в соответствующем  разделе психологии: дидактика, например, опирается на теорию познавательных процессов; теория воспитания базируется на психологии личности и т.д. Интеграция наук привела к возникновению  пограничных отраслей: педагогической психологии и психопедагогики.

Для современной  педагогики характерна взаимосвязь  с различными естественными и  гуманитарными науками. Однако влияние  философии, психологии и антропологии остаются доминирующими.

Предметом педагогики как науки является педагогический процесс, т. е. процесс обучения и  воспитания человека как особая функция  общества, реализуемая в условиях тех или иных педагогических систем.

Объект педагогики – это развивающийся человек, его формирующаяся личность в  течение всей жизни.

Задачи педагогики подразделяются на постоянные и временные.

Постоянные  задачи педагогики:

- вскрытие  закономерностей воспитания, обучения  и управления этими процессами;

- изучение, обобщение  практики, опыта педагогической  деятельности;

- разработка  новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления  образовательными структурами;

- прогнозирование  развития образовательных систем;

- внедрение  результатов педагогических исследований  в практику.

Временные задачи педагогики возникают в ходе удовлетворения текущих потребностей науки и  практики и решаются посредством  временных творческих коллективов  и групп (разработка стандартов, учебников, программ).

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"