Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 15:26, шпаргалка
Глобализация образ-я определяется тем, что образ-е и общ-во неотделимы друг от друга. Образ-е имеет приоритетную значимость для развития человеческой цивилизации и каждого отдельно взятого чел-ка. Сфера образ-я призвана корректировать свои приоритеты и ценности с учетом не только актуальных и перспективных запросов чел-ка, но и общества.
Моделирование представляет собой метод познания объекта на моделях. Метод моделирования широко применяется в педагогике при проведении так называемого мысленного эксперимента.
Пед-кий эксперимент – преднамеренное внесение изменений в пр-с восп-я и обучения, глубокий качественный анализ и количественное измерение полученных рез-тов.
Пед-кий эксперимент относят к основным методам исследований в педагогической науке. Но если при наблюдении исследователь пассивно ждет проявления интересующих его пр-сов, то в эксперименте он сам создает необходимые условия, чтобы вызвать эти пр-сы.Существует два вида эксперимента: лабораторный и естественный.
Лабораторным явл-ся эксперимент, проводимый в искусственно созданных условиях.
Естественный эксперимент проводится в обычной обстановке. Он исключает то напряжение, которое возникает у испытуемого, знающего, что над ним экспериментируют. В зависимости от хар-ра решаемых исследовательских задач и лабораторный, и естественный эксперименты могут быть констатирующими или формирующими. Констатирующий эксперимент выявляет наличное состояние (до формирующего эксперимента).
Формирующий (обучающий, преобразующий) эксперимент – это активное формир-ние какой-либо установки.
К педагогическому
К методам педагогического
Билет №12 Основные законодат.документы, действ. в системе образ-я. Закон об образовании. Национальная доктрина обр-я в России на период до 2025 г.
ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗ-Я.
В соответствии с уровнем проектирования содержания образ-я.
Существует несколько видов учебных планов:1)Базисный уч. план 1998года;2)Примерный, типовой – федеральный, национально-региональный уч. Планы;3)Учебный план конкретной школы (на основе базисного, типового, федерального, национально-регионального);В структуре учебного плана выделяется инвариантная (неизменяемая) и вариативная (изменяемая) части. Первая обеспечивает приобщение учащихся к общенациональным и культурным ценностям. Вариативная часть обеспечивает индивидуальный хар-р развития чел-ка.
Гос-ный стандарт проф-го образ-я включает в себя общие требования к системе образ-я, его структуре, к основным образовательным программам, условия их реализации, классификатор направлений и специальностей. Образовательный стандарт явл-ся базовым нормативным документом, кот-й определяет структуру и содержание образ-я независимо от форм получения образ-я. Гос-ный стандарт проф-го образ-я явл-ся примером сквозного, комплексного решения, которое определяет функционирование и развитие проф-го образ-я в России. Понятие государственного стандарта проф-го образ-я может быть раскрыто наиболее полно, если рассматривать его внешние и внутренние связи.
Базисный учебный план – это нормативная база для создания обще-образовательными учреждениями РФ рабочих учебных планов с учетом специфики и условий функционирования этих учреждений. Базисный учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав образовательных областей и учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на усвоение содержания образ-я по классам (группам), образовательным областям и учебным предметам с опорой на опыт, практику и традиции отечественной и мировой школы.
Федеральный компонент обеспечивает единство образовательного пространства в стране и явл-ся инвариантной частью содержания общего среднего образ-я, включая учебные курсы общекультурного и общенационального значения.
Национально-региональный компонент отвечает потребностям и интересам в области образ-я народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение национального (родного) языка, а также природных, экономических и социокультурных особенностей региона.
Школьный компонент позволяет более полно учесть условия конкретного образовательного учреждения, обеспечить вариативность и личностную ориентацию образ-я.
Ученический компонент введен для регламентации индивидуальной работы с учащимися, занятий поискового и активно-двигательного хар-ра, позволяющих углубить индивидуализацию учебно-воспитательного пр-са.
Перечень профессий и специальностей – на уровне начального проф-го образ-я (НПО); классификатор специальностей – на уровне среднего проф-го образ-я (СПО); Перечень направлений подготовки и специальностей – на уровне высшего проф-го образ-я (ВПО).
В Перечне профессий и
Содержание образ-я каждого уровня, согласно Закону РФ «Об образовании», определяется соответствующей образовательной программой. Однако понятие «образовательная программа», хотя оно и было введено законом, в сфере проф-го образ-я по существу не явл-ся нормативным, поскольку такой документ в образовательной практике учреждений НПО, СПО и ВПО не используется.
ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ.
Под образ-ем в Законе понимается целенаправленный пр-с обучения и восп-я интересов личности, общества и гос-ва,сопроваждающимся констатацией достижения гражд-ом опред-х гос-м образовательных уровней.
Под получением гражданином образ-я понимается достижение и подтверждение им опр-го обр-го ценза, кот-й удоставеряется соответствующим док-м.
Принципы гос-й пол-ки в обл-ти обр-я:1)гуманистический хар-р обр-я,приоритет общечеловеческих ценностей , жизни и здоровья чел-ка,свободного развития лич-ти. Восп-е гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам чел-ка,любви к окр-й природе, Родине, семье;2)единство федерального, культурного и обр-го пространства. Защита и развитие системой обр-я национальных культур, региональных культ-х традиций и особенностей в усл-х многонационального гос-ва.;3)общедоступность обр-я,адаптивность системы обр-я к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.;4)светский хар-р обр-я в гос-х и муниципальныхобразовательны учреждениях;5)свобода и плюрализм в обр-и;6)демократический, гос-но-общественный хар-р упр-я обр-я. Автономность обр-х учреждений.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ДОКТРИНА ОБРАЗ-Я В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Национальная доктрина образ-я в Российской Федерации (далее - доктрина) - основополагающий гос-ный документ, устанавливающий приоритет образ-я в государственной политике, стратегию и основные направления его развития.
Доктрина определяет цели восп-я и обучения, пути их достижения поср-вом государственной политики в области образ-я, ожидаемые рез-ты развития системы образ-я на период до 2025г.
Доктрина отражает интересы граждан многонационального российского государства и призвана создать в стране условия для всеобщего образ-я населения, обеспечить реальное равенство прав граждан и возможность каждому повышать образовательный уровень в течение всей жизни.
Доктрина отражает новые условия функционирования образ-я, ответственность социальных партнеров - государства, общества, семей, работодателей - в вопросах кач-ва общего и проф-го образ-я, восп-я подрастающего поколения.
Доктрина определяет основные направления
совершенствования
Доктрина отражает решимость и
волю государства принять на себя
вместе с общественностью
Билет №13Понятийный аппарат проф.педагогики: проф.образование, проф.подгатовка, профессия, квалификация, специальность, начальное проф.образование, сред.спец.образов.,высшее проф.образ.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — подготовка специалистов начальной, средней и высшей квалификации для работы в определенной сфере деятельности. Как и общее образование, П. о. ориентируется на развитие личности; специфическая цель — приспособление учащихся к особенностям избранной сферы труда для реализации способностей и интересов каждой личности.
П. о. отличается от общего характером
и направленностью осваиваемых
знаний, умений и навыков, формированием
и совершенствованием тех личностных
установок и качеств, которые
согласуются с профессией (специальностью).
Различают профессионально-
Начальное профессиональное образование (НПО) — начальный уровень профессионального образования. В основном, представлен ГОУ НПО (Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования) и НОУ НПО (Негосударственное образовательное учреждение начального профессионального образования). В советское время состоял из ПТУ (полное название — Среднее Городское Профессионально-техническое училище — СГПТУ). В настоящее время значительная часть российских ПТУ переименована в ПТЛ (Профессионально-технические лицеи). Некоторые ПТУ переименованы в колледжи. Приём осуществляется на базе 9-ти и 11-ти классов. ЗАКОН РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» от 10.07.1992 N 3266-1 Статья 22. Начальное профессиональное образование (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 92-ФЗ) 1. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего и среднего (полного) общего образования. 2. Начальное профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования, а также в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующих лицензий.
Среднее специальное образование, одна из форм профессионального образования; имеет целью подготовку непосредственных организаторов и руководителей первичных звеньев на производстве, помощников специалистов высшей квалификации, самостоятельных исполнителей определённой квалифицированной работы, требующей не только профессиональных умений и навыков, но и соответствующей теоретической подготовки, — техников, агрономов, учителей начальных классов, фельдшеров, зубных врачей, концертмейстеров и др.
высшее профессиональное образование — верхний уровень профессионального образования, следующий после среднего общего или профессионального образования в трёхуровневой системе, и включает в себя совокупность систематизированных знаний и практических навыков, которые позволяют решать теоретические и практические задачи по профессиональному профилю.
Профессиональная подготовка- совокупность специальных знаний, умений и навыков, позволяющих выполнять работу в определённой области деятельности. В зависимости от квалификации различают 4 основных уровня П. п. требующих соответствующего профессионального образования: высшего, среднего специального, профессионально-технического и элементарного (подготовка работников низшей квалификации на профессиональных курсах, путём бригадно-индивидуального обучения на производстве и др.). П. п. совершенствуется в процессе трудовой деятельности, в системе повышения квалификации, путём самообразования.
Профессия (от лат. professio — официально указанное занятие) — вид трудовой деятельности человека, который владеет комплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки п опыта работы. Наименование профессии определяется содержанием и характером работы или служебных функций, применяемыми орудиями или средствами труда. Многие профессии подразделяются на специальности. Профессия как группа родственных специальностей (профессия — врач, специальность — врач-терапевт, хурург, окулист).
Специальность (от лат. specialis — особый, особенный, species — род, вид), комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии (инженер-строитель, инженер-технолог, инженер-механик, слесарь-инструментальщик).
КВАЛИФИКАЦИЯ - степень профессиональной подготовленности рабочих и служащих к выполнению конкретного вида работы. Ее составными элементами являются теоретические знания работника, его практические навыки, профессиональное мастерство. К. рабочих определяется, присвоенными им разрядами и разрядами работ, которые они выполняют.
Билет №15. Основные принципы восп-я: природосообразность, культуросообразность, гуманизация, толерантность, персонификация.