Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 15:26, шпаргалка
Глобализация образ-я определяется тем, что образ-е и общ-во неотделимы друг от друга. Образ-е имеет приоритетную значимость для развития человеческой цивилизации и каждого отдельно взятого чел-ка. Сфера образ-я призвана корректировать свои приоритеты и ценности с учетом не только актуальных и перспективных запросов чел-ка, но и общества.
Несмотря на принятие решения о курсе на создание системы непрерывного образ-я, в РФ пока еще нет общенациональной концепции, а есть только направления развития. Безусловно, это замедляет пр-с реформирования. По всей видимости, путь к реформированию системы образ-я в нашей стране лежит через инновационную практику. Этот путь не самый короткий и не самый простой. В основе непрерывного образ-я лежит идея развития чел-ка как личности, субъекта деят-ти и общения на протяжении всей его жизни.
В этой связи непрерывным может считаться образ-е, всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому чел-ку возможности реализации собственной программы обучения.
Понятие «непрерывное профессиональное образ-е» можно отнести к личности, образовательным программам и образовательным пр-сам, а также к организационным структурам. В каждом из приведенных отношений в это понятие включается свой смысл. Задачей любого учебного заведения начального, среднего и высшего проф-го образ-я явл-ся создание условий, способствующих самореализации личности обучаемого и его дальнейшего развития.
Начальное профессиональное образ-е (НПО) имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деят-ти на базе основного общего образ-я. По отдельным профессиям НПО может базироваться на среднем (полном) общем образовании.
СПО. Цель – подготовка сециалистов сред. звена, удовлестворение потребностей личностей в углублении и расширении обр-я на базе основного общего, среднего (полного) и НПО.
Новое кач-во политехнической подготовки учащихся – формир-ние системы знаний, умений и навыков об общих научных основах производства на основе взаимосвязи общеобразовательных предметов с предметами профессионально-технического цикла.
Общеобразовательные предметы не только являются базой для изучения специальных предметов, но и способствуют повышению кач-ва проф-ой подготовки учащихся. С другой стороны, изучение специальных предметов помогает учащимся не только закрепить полученные знания по общеобразовательным предметам, но дополняет и углубляет их при рассмотрении научных основ техники, технологии, организации и экономики производства.
В качестве исходных сущностных хар-ристик системы непрерывного образ-я были определены следующие.
Непрерывное образ-е как педагогическая система – это целостная совокупность средств, способов и форм приобретения, углубления и расширения общего образ-я, проф-ой компетентности, культуры, восп-я гражданской и нравственной зрелости, эстетического отношения к действительности.
непрерывное образ-е – это пр-с формирования и удовлетворения его познавательных запросов и духовных потребностей, развития способностей путем обучения в государственно-общественных учебных заведениях и путем самообраз-я, гарантия сохранения его как личности и профессионала в динамично меняющемся обществе. Для общества в целом непрерывное образ-е явл-ся механизмом расширенного воспроизводства его культурного и проф-го потенциала, условием развития общественного производства, ускорения социально-экономического прогресса страны.
Билет №24Социальная сущность воспитания. Цели и задачи воспитания в современных социально-экономических условиях.
Воспитание - это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.
В широком социальном смысле воспитание - это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы - словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества.
В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.
Цель воспитания определяется
потребностями развития
Сейчас целью воспитания
является формирование
Билет №29 Упр-ние образов-ми системами. Принципы пед упр-я.
Центральным структурным эл-
Основным заказчиком ОУ выступает государство и его ведомства, кот-ые формируют образовательную политику. Данные подразделения регистрируют, лицензируют, аттестуют, аккредитуют ОУ: определяют государственные образовательные стандарты; проводят экспертизу подведомственных им учреждений.
В управлении
принимают участие все
Гос-ный хар-р управления системой образ-я закреплен следующей совокупностью принципов государственной политики в области образ-я, сформулированных в Законе РФ «Об образовании»:
гуманистический хар-р образ-я, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья чел-ка, свободного развития, восп-ие гражданственности;
единство федерального, культурного и образовательного пространства; защита системой образ-я национальных культур и традиций в условиях многонационального государства;
общедоступность образ-я, адаптивность системы образ-я к уровню и особенностям развития и подготовки обучающихся;
светский хар-р образ-я государственных, муниципальных ОУ;
свобода и плюрализм в образовании;
демократический, государственно-общественный хар-р управления образ-ем, автономность ОУ.
Гос-ный хар-р управления
Государственные органы
Рассмотрим основные принципы управления педагогическими системами, выделенные П.И. Третьяковым и Е.Г. Мартыновым.
Принцип демократизации и гуманизации образ-я.
Реализация данного принципа предполагает развитие активности и инициативы не только руководителей, но и учителей, учащихся, родителей. Одной из форм участия в управлении явл-ся коллегиальное принятие управленческих решений. Коллективная форма принятия решений возможна лишь в случае доступности, открытости управленческой информации
В нашем обществе
все больший авторитет
Соблюдение принципа научной обоснованности (научности) управления заключается в построении системы управления на новейших достижениях науки управления. Наука познает объективные закономерности пр-сов, происходящих в обществе, учитывает реальное состояние и конкретные возможности субъекта (объекта) управления.
Реализация
принципа научной обоснованности управления
в значительной мере определяется наличием
достоверной и полной информации
о состоянии управляемой
Принцип непрерывности и последовательности управленческих воздействий направлен на обеспечение качественного роста личности, преемственности содержания и методов обучения, восп-я и развития. Он обеспечивает создание единого образовательного пространства, координацию действий эл-тов педагогической системы.
Принцип обеспечения единства в управлении образ-ем диктуется необходимостью разработки и применения единых требований к пр-сам взаимодействия, оптимально соприкасающихся управляющей и управляемой подсистем.
Системность и целостность в управлении. Реализация этого принципа предполагает взаимодействие, взаимосвязь всех управляющих функций, исключает односторонность в управлении.
Принцип оптимальности и эффективности предполагает качественную реализацию управленческой технологии, кот-ая приводит к достижению поставленной цели.
Принцип экономической и экологической целесообразности в управлении предполагает достаточность и разумность расходов финансовых средств на образовательную деят-ть.
Принцип праксиологичности в управлении Принцип требует выявления наиболее значимых фактов, явлений, законов из фундаментальных наук для успешного управления образ-ем.
Билет №27 целосный пед.процесс как основа образоват.процесса. Основные компоненты пед.пр-са.
Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса.
Главная цель пп - обеспечение единства обучения, восп-я и развития на основе целостности и общности.
Структура целостного пп: (О.А. Абдулина).
--цель-конеч рез-т деят-ти (что хотим получить;всестороннее развитие; восп-ие и обуч-е для самореализации; приспособление к условиям, восп-ие для выполнения определенных функций)
--принципы-направление деят-
--содержание-часть опыта
--методы-действия педагога и учащихся,по средствам кот-х передается и понимается содержание (репродуктивные, объяснительные, проблемные, стимулирования, контроля и самоконтроля).
--форма-способ орг-ции пп(
--средства-материально-технич
Отсутствие одного из
комп-ов пп разрушает его
Компоненты системы, в которой протекает педагогический процесс, - педагоги, воспитуемые, условия воспитания. Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели - всестороннего, и гармонического развития личности - до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов. Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу, а деятельностный - взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, Организацию и управление процессом, без которых не может 6ыть достигнут конечный результат. Этот компонент в литературе называется еще организационным, или организационно-управленческим. Результативный компонент процесса отражает эффективность его пререкания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.