Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 15:26, шпаргалка
Глобализация образ-я определяется тем, что образ-е и общ-во неотделимы друг от друга. Образ-е имеет приоритетную значимость для развития человеческой цивилизации и каждого отдельно взятого чел-ка. Сфера образ-я призвана корректировать свои приоритеты и ценности с учетом не только актуальных и перспективных запросов чел-ка, но и общества.
Развитие личности - объективный и закономерный пр-с прогрессивного , поступательного изменения психо-физиолологических и социально-псих-х св-в личности под влиянием ее участия в самой разнообразной деят-ти. Развитие осущ-ся от простого к сложному, от незнания к знанию.
В широком педагогическом смысле восп-ие – целенаправленный пр-с, кот-й осущ-ся системой учебно-воспитательных учреждений. В узком педагогическом смысле восп-ие, во-первых, можно толковать как воспитательную работу, целью которой явл-ся формир-ние системы определенных взглядов и убеждений, а во-вторых, как решение воспитательных задач.
Восп-ие – целенаправленный и организованный пр-с формирования личности (И.П. Подласый); целенаправленное создание условий для разностороннего развития и саморазвития чел-ка, становления его социальности, целенаправленный пр-с передачи социального опыта от одного поколения к другому
Восп-ие – явление социальное, т. е. оно осущ-ся в обществе, в его интересах и в соответствии с уровнем его развития. По сути своей, восп-ие есть подготовка подрастающих поколений к жизни. Поскольку общ-во не стоит на месте, а развивается, то и восп-ие – тоже явление развивающееся.
Восп-ие как
пр-с имеет следующие хар-
Объект восп-я – тот, на кого направлено воспитательное воздействие: чел-к, группа, коллектив. Субъект восп-я – любой чел-к, группа людей, деят-ть которых имеет направленный воспитательный хар-р. Нередко объекты восп-я в определенном смысле могут быть его субъектами.
Восп-ие не существует
самостоятельно, оно обязательно
и всенепременно дополняется об
Главная цель восп-я – разностороннее и гармоничное развитие личности, ее самоактуализация.
Билет №3 Идеи интеграции образ-я и производства в конце 19 начала 20 века. Концепции Дьюи и Кершенштейнера. Превращение труд.воспитания и обучения в необходимые условия общего развития личности.
Инновационные пр-сы в воспитании берут свое начало от так называемых «новых школ» конца XIX – начала ХХ столетия и развиваются на протяжении всего ХХ в. Назовем некот-ые из них.
«Свободные школьные общины» (Германия, Г. Литц, П. Гехееб) – это школы-интернаты, организация жизни которых строилась на принципах свободного развития ребенка и сотрудничества.
«Школа делания» (США, Дж. Дьюи) – обуч-е и восп-ие с опорой на основные импульсы роста ребенка: соц-й (стремление общаться), конструктивный (стремление к движению в игре), исследовательский (тяга к узнаванию и пониманию), экспериментальный (стремление к самовыражению).
«Вальдорфская школа» (Германия, Р. Штайнер) предусматривала всестороннее развитие личности ребенка поср-вом интенсивной духовной деят-ти, обуч-е и восп-ие осуществлялись одним учителем с учетом индивидуальных достижений каждого ученика, главное – поиск новых форм эмоционально-эстетического образ-я и восп-я, пробуждение воображения и фантазии.
«Открытые школы» (Англия) утверждали индивидуальный хар-р обучения без обязательных учебных планов, программ, расписания и контроля, с гибкой системой обучения и восп-я, основная форма обучения – способ открытий, цель – облегчение пр-сов постижения ребенком окружающего мира и самовыражение. Такие школы рассматривались как культурно-просветительные центры округа.
«Дом свободного ребенка» (Италия, М. Монтессори; центры существуют до сих пор во многих странах, в том числе и в России). Основные идеи: общечеловеческие и религиозные ценности как основа нравственного восп-я, приспособление восп-я к внутренним импульсам детской природы, создание благоприятной среды на основе единения семьи и школы, восп-ие средствами искусства и природы, «открытые двери» и свобода, чувственное восприятие и игра – основы обучения.
Современной школой накоплен богатый пед-кий опыт, кот-й должен быть реализован в конкретной педагогической деят-ти, но достаточно часто он остается невостребованным. Разновидностями передового педагогического опыта являются новаторский и исследовательский пед-кий опыт. Образцами уникального новаторского и исследовательского педагогического опыта могут служить работы таких педагогов и ученых, как В.С. Библера, И.П. Волкова, Е.Н. Ильина, В.В. Краевского, Н.Н. Палтышева, В.Ф. Шаталова, М.П. Щетинина, Е.А. Ямбурга и др.
В это же время под влиянием социально-экономических и социокультурных преобразований в западно-европейской педагогике возникло реформаторское движение за трудовую школу. Видным его деятелем был Г. Кершенштейнер (1854–1932) – реформатор проф-го образ-я в Германии. Важной задачей народной школы он считал общую трудовую подготовку к проф-ой деят-ти. Для молодых рабочих, занятых в производстве, им были созданы так называемые дополнительные школы, кот-ые давали общеобразовательную подготовку, связанную в то же время с профессией. Владельцы фабрик и мастерских обязаны были освобождать рабочих-подростков для школьного обучения на 8–10 часов в неделю с сохранением зарплаты.
Г. Кершенштейнером была заложена новая система фабрично-заводского ученичества, сочетавшая практическую работу на производстве с теоретическим обуч-ем. Он считал, что профессиональная школа должна быть школой гражданственности. Эта система получила широкую известность во многих странах Европы как германская система проф-го обучения.
Дьюи Джон (1859 – 1952), американский философ, педагог, психолог, один из основоположников прагматической педагогики, кот-ая сформировалась под влиянием философского прагматизма и некоторых взглядов Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта. Ценность идей и понятий прагматики определяют исключительно практическими рез-тами их применения, истинным считается то, что приносит успех, пользу конкретному чел-ку. Главная цель восп-я, по Дж. Дьюи, – содействовать самореализации личности, осуществлению ее желаний и спонтанных (самопроизвольных) интересов. Прагматическая педагогика Дж. Дьюи сыграла положительную роль в преобразовании прежней системы восп-я и образ-я, приблизила школу к жизни, активизировала пр-с обучения. К недостаткам прагматической педагогики следует отнести некоторое снижение теоретического уровня школьного образ-я и принятых критериев знаний учащихся.
Труды: «Школа и ребенок», «Школа будущего», «Демократия и образ-е», «Социально-педагогическая теория».
Торндайк Эдуард Ли (1874 – 1949), американский представитель экспериментальной педагогики, первый психолог образ-я, основатель социальной теории научения. Сформулировал законы научения (законы эффекта, готовности, упражнения, многократного реагирования или «проб и ошибок», отношения или установки, частичной активности, реакции по аналогии, ассоциативного переноса), кот-ые в дальнейшем получили развитие в теории поэтапного формирования умственных действий П.Я Гальперина и Н.Ф. Талызиной.
Труд «Педагогическая психология».
Билет №4 Инновации в профессиональном образовании. Образовательные учреждения инновационного типа. Основные направл.иноваций.
Инновационные пр-сы – новшество в образовании, введение нового содержания и новых методов, обладающих иными свойствами, связанными с изменением смысловых ориентиров. Среди инновационных педагогических пр-сов следует выделить следующие:
---появление авторских
---осуществление перехода
---разработка региональных
---активное обновление
---перестройка
---переход образовательных
---создание в образовательных
учреждениях диагностической
---управление кач-вом образ-я на диагностической основе;
---осуществление непрерывного
---развитие творческой
Потребность
в создании инновационных
Центральной идеей образ-я была признана идея непрерывного развития чел-ка как субъекта деят-ти. При этом подчеркивалось, что понимание развития как непрерывного пр-са необходимо соединить с принципом развивающего обучения, с ориентацией образовательной деят-ти не только на познание мира, но и на его преобраз-е. Этим обусловлен переход от информационного к продуктивному, развивающему обучению.
В инновационном профессиональном учебном заведении должно быть не менее пяти базовых технологий (К.Я. Вазина).
Административная технология, обеспечивающая целевое функционирование и непрерывное профессиональное саморазвитие персонала учебного заведения. Педагогическая технология, обеспечивающая непрерывное саморазвитие обучающихся.Технология воспитательного пр-са, обеспечивающая целевое непрерывное саморазвитие социальной активности обучающихся. Профессиональная технология, обеспечивающая целевое непрерывное саморазвитие профессиональных способностей обучающихся, позволяющих им становиться конкурентоспособными профессионалами.Информационная технология, обеспечивающая оперативное использование проф-ой информации, интенсификацию деят-ти.
Билет №5 История и этапы развития проф-го образ-я России.
К началу ХVII в. Россия не располагала системой постоянно действующих учебных заведений. К концу века такая система была создана, К концу ХVII – началу ХVIII вв. в России пересматривается курс развития, в том числе в сфере образ-я. Происходит поворот к школе и педагогике Нового времени. Петр I и его сподвижники предприняли попытку направить страну по европейскому пути развития поср-вом реформ, включая реформы восп-я и образ-я.
В петровскую эпоху создаются профессиональные учебные заведения в форме гарнизонных и адмиралтейских школ. Первая гарнизонная школа при Артиллерийской школе Преображенского полка была создана в 1698 г., затем были организованы Московская инженерная школа (1703), Школа математических и навигационных наук (1707), Самым ярким детищем Петра I в области науки и просвещения, появившимся уже после его смерти, но по его проекту, стала Санкт-Петербургская академия наук (1724).
Одними из первых представителей русского просвещения и создателями проф-го образ-я были Василий Никитич Татищев (1686–1750) и Виллим Иванович Геннин (1676–1750). В.Н. Татищевым было открыто несколько горнозаводских школ, в частности, первая профессиональная горнозаводская школа в Екатеринбурге (1721) на базе металлургического завода.
В своей работе «Разговор о пользе наук и училищ» В.Н.Татищев высказывал идею о том, что общее образ-е должно предшествовать профессиональному. Он считал, что с десяти лет ребенка надо обучать ремеслу, оно должно быть основной задачей проф-го обучения.
Одним из инициаторов открытия Московского университета (1755) явился М.В. Ломоносов, кот-й сыграл в развитии отечественного просвещения выдающуюся роль. Московский университет заслуженно носит имя М.В. Ломоносова. Величайший русский ученый-просветитель сделал все, чтобы университет, приобретя славу далеко за пределами России, вместе с тем был доступен людям разных сословий. М.В. Ломоносов считал, что образ-е должно быть светским, реальным и был сторонником синтеза классического естественнонаучного и реального образ-я.
Важная роль в формировании основ проф-ой педагогики в России принадлежит великому русскому педагогу К.Д. Ушинскому, кот-й в числе первых поставил задачу создания системы школьного ремесленного образ-я, отвечающего потребностям «индустриального направления века». К.Д. Ушинский показал пагубность существующей системы ремесленного ученичества и выделил функции ремесленного образ-я нового типа: экономическую – приведение ремесла в соответствие с требованиями науки и техники, социальную – подготовка отечественных специалистов, нравственную – ликвидация ученичества как формы эксплуатации детей, педагогические – разработка системы школ профессиональных и воскресных, установление связи труда и обучения, создание методики обучения ремеслу, отвечающей требованиям педагогики и психологии.
В 1860-е гг. в России началось становление теории и методики проф-го образ-я как самостоятельной отрасли научного знания, что было обусловлено развитием производства и капиталистических отношений, реформами в области школьного образ-я, расширением сети профессиональных учебных заведений, началом общественно-педагогического движения в России. Этому способствовала деят-ть научных и технических обществ– Русского технического общества, Вольного экономического общества, Московского общества распространения технических знаний, кот-ые создавали учебные заведения, выдвигали проекты реформирования системы общего и проф-го образ-я в России, изучали зарубежный опыт подготовки специалистов, проводили съезды деятелей проф-го и технического образ-я, издавали научную, учебную и методическую литературу.