Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 15:26, шпаргалка
Глобализация образ-я определяется тем, что образ-е и общ-во неотделимы друг от друга. Образ-е имеет приоритетную значимость для развития человеческой цивилизации и каждого отдельно взятого чел-ка. Сфера образ-я призвана корректировать свои приоритеты и ценности с учетом не только актуальных и перспективных запросов чел-ка, но и общества.
Научные понятия передают педагогический опыт и знания в обобщенной форме. К ним относятся категории педагогики. Категория – предельно широкое понятие, в котором отражены наиболее общие и существенные свойства, признаки и отношения. Основными категориями педагогики являются: образование, обучение, воспитание, развитие .
Знание основных категорий педагогики дает возможность понимать педагогику как научную область знания.
Билет №14
Педагогика – наука об образ-ии как пр-се целенаправленного развития чел-ка поср-вом рацион-го построения обучения и восп-я.
Восп-ие - вся система средств и пр-сов, приведенных в действие людьми, обеспечивающими и направляющими развитие растущего чел-ка. Восп-ие только тогда явл-ся восп-ием в пед. смысле, когда оно обеспечивает развитие чел-ка.
Восп-ие в широком пед. смысле- спец организ пр-с формир-я чел-ка в системе воспитательных учреждений.
Восп-ие в широком соц. смысле – это передача накопленного опыта
В узком смысле восп-ие – это работа, направленная на формир-ние системы определенных качеств, взглядов, убеждений учащегося.
Образ-е – совок-ть систематизированных ЗУН,взглядов, убеждений,обеспечивающих опред-ый уровень развития познавательных сил и практич подготовки к тому или иному виду деят-ти,достигнутые в рез-те учебно-воспит работы.
Образ-е - рез-т обучения
Обуч-е – спец орган-й целенаправл и управляемый пр-с взаимод-я препода и уч-ся, направл-й на усвоение ЗУН,формир-е мировоззрения(сис-ма взглядов принципов, опред-ют жиз-ю позиц-ю чел-ка), развитие возмож-й самообраз-я
Знания-рез-т усвоения фактов отраж-щих развитие природы и общ-ва (донаучные, житейские, науч-е, худ-е)
Умения- подгот-ть к практич дейс-ям, вып-ся быстро и сознат-но на основе зна-й и жизнен-о опыта
Навыки- дейс-я к-рые в рез-те многократ-го повтор-я приоб-ют автоматиз-й хар
Билет № 19
1.Понятие
о педагогической системе.
Пед система – множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных общею целью.
- целостное единство всех
Признаки пед.системы: полнота компонентов, причастность к достижению цели; наличие связей и зависимостей между компонентами; наличие ведущего звена, ведущей идеи, необходимых объединения компонентов; появление у компонентов системы общ.качеств.
Признаки системы: целостность, структурность и иерарх-ть, функ-й хар-р системы (все ком-ты связ-ны).
Ком-ты пед сис-мы принц-пы, усл-я реал-ии (методики и тех-ии), упр-е пед. Проц-м, пед взаимод-е, норм-е док-ты, преп-ли и уч-ся
Система образ-я в РФ представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образ-ных программ и ГОС различного уровня и направленности; сеть реализующих их образ-ных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образ-ем и подведомственных им учреждений и организаций».
Учебно-воспитательная система хар-ризует пед-кий аспект функционирования учебного заведения соответствующего уровня и профиля. Любая такая система – это совокупность взаимосвязанных компонентов: целей и содержания учебно-воспитательной и развивающей деят-ти, методов, средств и организационных форм обучения и восп-я.
Наряду с понятием учебно-воспитательной
системы существует понятие педагогической
системы, которое нередко
К образовательным системам относятся все социальные институты, целью которых явл-ся образ-е чел-ка. Хар-р системы образ-я определяется социально-экономическим, политическим строем страны, ее культурно-историческими и национальными особенностями.
Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. К числу таковых можно отнести следующие:
- Гуманистический хар-р образ-
- Единство
федерального культурного и
- Общедоступность образ-я, адаптивность системы образ-я к уровню и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.
- Светский хар-р образ-я в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
- Свобода и плюрализм в образовании.
- Демократический, государственно-общественный хар-р управления образ-ем. Автономность образовательных учреждений.
Названные принципы определяют основные направления и приоритеты образовательной политики в России.
Образ-ое учреждение ведет
Граждане могут использовать различные формы получения образ-я: в образовательном учреждении – в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образ-я, самообраз-я, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образ-я.
Системы
образ-я России и зарубежных
стран претерпевают серьезную
и всеохватывающую перестройку,
Интеграцию в образовательном пр-се необходимо оценивать с двух важнейших сторон. С одной стороны, наблюдается стремление к интеграционным пр-сам, постепенное добровольное устранение межгосударственных ограничений при сохранении противоречий между странами. С другой – интеграцию следует рассматривать как пр-с и рез-т объединения компонентов содержания образ-я в единую дидактическую систему.
Билет №28 Понятийный аппарат педагогики:
Педагогическая деятельность – это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта от поколения к поколению. Педагогическая деятельность состоит из двух видов: научной и практической.
-Научная педагогическая деятельность – это вид педагогической деятельности, целью которой является получение новых знаний о педагогических отношениях взрослых и детей и формах их развития.
-Практическая педагогическая деятельность – это вид педагогической деятельности, целью которой является передача необходимой части культуры и опыта старшего поколения младшему.
В практической педагогической деятельности происходит передача культуры (опыта) младшему поколению.
Педагогическое взаимодействие – это такой процесс, который происходит между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направлен на развитие личности. Педагогическое взаимодействие – одно из ключевых понятий педагогики и научный принцип, лежащий в основе воспитания. Педагогическое осмысление это понятие получило в работах В. И. Загвязинского, Л. А. Левшина, Х. Й. Лийметса и др.
Образовательный процесс – это обучение, общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности. Смысл обучения состоит в том, что педагог и ученик взаимодействуют друг с другом, иначе говоря, этот процесс двусторонний.
Самообучение - является аналогом учению. Самообучение - это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.
Самовоспитание - воспитание
себя, работа над своей личностью.( отучение
от вредных привычек, приучение себя к
организованности, воспитание смелости
и т.д.) Самовоспитание - первый шаг к самосовершенствованию(
Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Билет № 25
Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.
Направление воспитания определяется единством целей и содержания
Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя.
Этика составляет теоретическую основу нравственного воспитания.( накопление нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения, разумное использование свободного времени и развитие нравственных качеств личности, таких как внимательного и заботливого отношения к людям; честности, терпимости, скромности и деликатности).
Трудового воспитания являются: развитие и подготовка, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.
Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отношения к действительности (эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному восприятию прекрасного. Оно может проявляться не только по отношению к природе или произведению искусства).
Физического воспитания являются: правильное физическое развитие, тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата, различные процедуры закаливания организма, а также воспитание силы воли и характера, направленное на повышение работоспособности человека.
В наше время формируются новые направления воспитательной работы:
Экономическое воспитание — это система мер, направленная на развитие экономического мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства, всей страны. Данный процесс предполагает не только формирование деловых качеств — бережливости, предприимчивости, расчетливости, но и накопление знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйствования, экономической рентабельности, налогового обложения.
Экологическое воспитание основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле. Оно ориентирует человека на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне. Каждый человек должен принять посильное участие в предотвращении экологической катастрофы.
Правовое воспитание предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение. Оно ориентировано на воспитание уважительного отношения к законам и Конституции, правам человека и на критическое отношение к тем, кто преступает последние.
Билет № 22
Принцип научности заключается в формировании у учащихся системы научных знаний, в анализе учебного материала, выделения в нем важных, существенных идей, в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании достоверных научных фактов и знаний, а также в использовании принятых научных терминов.
Принцип системности предполагает, что знания и умения будут неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал будет усвоен на трех уровнях: уровне отражения, понимания и усвоения. На первом уровне у обучающегося должно сложиться общее представление о предмете, на втором он должен овладеть теоретическими знаниями о предмете, а на третьем — практическими умениями, которые достигаются в результате упражнений и тренировок.
Принцип доступности заключается в отражении принципов преемственности, постепенности и последовательности обучения. То есть сначала нужно выявить ранее сформированные знания, умения и навыки, а уже затем постепенно давать новые, не форсируя этот процесс и не перепрыгивая определенные стадии. При организации обучения нужно выбирать такие методы, средства и формы обучения, которые бы соответствовали уровню умственного, психологического и физического развития ученика.
Принцип наглядности предполагает не просто иллюстрацию изучаемого предмета или явления, а использования целого комплекса средств, приемов и методов, которые обеспечивают формирование более четкого и ясного восприятия сообщаемых знаний. Большая роль при использовании наглядного метода принадлежит словесным комментариям(например, при обучении какому-либо двигательному действиям нужно не просто показывать то или иное упражнение, а обязательно комментировать его, добиваясь от учащегося осознания каждой фазы движения. Учащийся должен не только сформировать свое двигательное представление об изучаемом действии, а прочувствовать все особенности выполнения этого действия.)
Принцип сознательности и активности основывается на формировании у учащихся мотивации, внутренней потребности к необходимости изучения того или иного материала, систематическом возбуждении к изучаемому материалу. Если у ученика нет желания изучать тот или иной материал, то никакой пользы от занятий не будет.