Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:59, шпаргалка

Описание

1.Основные понятия педагогики. Педагогика имеет свой понятийный аппарат, базирующийся на основных категориях и развивающийся в рамках конкретных направлений исследования предмета. В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории, выступающие в качестве основных понятий педагогики: воспитание, обучение, образование. Воспитание как всеобщая категория представляет собой процесс передачи исторического и культурного опыта от поколения к поколению. Воспитывать - значит направлять развитие человека с целью формирования личности, ее мировоззрения, органических, умственных и нравственных качеств в соответствии с требованиями общества. Воспитание - историческое понятие. Выдвигая перед воспитателем задачи успешного становления необходимого для него типа гражданина, государство последовательно и систематично занимается совершенствованием системы воспитания. Обучение - двусторонний процесс преподавания и учения - является составной частью воспитания. Преподавание — трансформация или передача знаний, умений, способов познавательной деятельности. Учение - деятельность самого ученика по усвоению опыта посредством восприятия, усвоения, осмысления, использования. Отсюда, обучение - передача и усвоение знаний, умений и навыков практической деятельности посредством взаимодействия педагога и обучаемого. Образование - процесс и результат обучения и воспитания. Образование, прежде всего, - социальное явление - понимается как целенаправленный процесс обучения и воспитания человека в интересах личности, общества, государства.

Работа состоит из  1 файл

Билет по педагогики и псих 1-37 готовый.doc

— 422.50 Кб (Скачать документ)

3. Ролевые игры. Ролевая игра - это активный метод обучения, в котором студенты вживаются в роль другого человека. Главное для участников - вжиться в роль, свободно ее сыграть в соответствии с некоторым сценарием, который определяет порядок действий. В игре обычно даются ситуации с открытым концом, где студенты должны принять решение. Разрешить конфликт или завершить предложенную ситуацию. Ролевая игра нацелена на развитие умений сочувствовать и понимать другого человека, фактически формирует модели поведения студентов, развивает способность к принятию решений, отстаиванию своей точки зрения. Выделяют несколько организационных моментов ролевой игры.Во-первых, ведущий информирует о теме и цели игры, создает установки участникам на выполнение ролевых функций. Информация преподносится как: - скрытое инструктирование: ведущий говорит о том, что будет происходить в ближайший отрезок времени; связывает определенные позиции и роли; - открытое инструктирование: дает прямые указания на соблюдение правил; - моделирующее инструктирование - комплекс взаимосвязанных инструкций в партитуре игры, т.е. моделирующей игровой ситуации: персонажи, фабула, явные вводные предписания «артистам»; - техническое сопровождение, т.е. определение временного отрезка, в течение которого может протекать игра. Во-вторых, ведущий моделирует поведение участников игры. В-третьих, ведущий осуществляет фиксацию результатов игры

Билет №5

1.Объект  и предмет педагогики. Для определения педагогики как науки необходимо, прежде всего, выяснить, что же она изучает. Ответ на этот вопрос предполагает определение ее объекта и предмета. Объект педагогики. Долгое время многие исследователи считали объектом изучения педагогики ребенка. Однако это ошибочное мнение. В качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а педагогические факты (явления), связанные с его развитием. При этом ребенок, человек не исключаются из внимания. Напротив, педагогика как одна из наук о человеке изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности. Отсюда, объектом исследования является педагогический факт (явление). Эти явления объективной действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества, получили название «образование». Образование и есть объект педагогики.Предмет педагогики. В основе педагогики лежат исследования повседневных процессов развития человека, реализуемого в условиях тех или иных педагогических систем. При выделении образования человека в особую общественную функцию, когда возникли специальные воспитательные и учебные учреждения, в рамках которых процесс обучения и воспитания  нуждался не только в специальной организации, но и целенаправленном исследовании. И это вполне правомочно, так как только на основе описания, анализа, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем можно получить новое научно-педагогическое знание. Поэтому предметом педагогики является педагогический процесс как единство обучения воспитания человека на всех этапах его жизненного пути, целенаправленно организуемый в специальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

2. общие основы дидактики высшей  школы. Обучение - целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляются образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания. Обучение как процесс характеризуется совместной деятельностью преподавателя и обучаемых, имеющей своей целью развитие последних, формирование у них знаний, умений, навыков, т.е. общую ориентировочную основу конкретной деятельности. Знание - это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности.Умение - это готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.Навыки - это компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.Преподаватель осуществляет деятельность, обозначаемую термином «преподавание», обучаемый включен в деятельность учения, в которой удовлетворяются его познавательные потребности. Процесс учения в значительной мере порождается мотивацией. Образование — процесс и результат усвоения знаний и развития умственных способностей. Образование обращено к интеллекту и дает человеку возможность сформировать систему знаний о мире. В связи с этим важно содержание образования: какие знания должны входить в него; чем руководствоваться при их отборе; как сделать механизм трансляции знаний более эффективным. Дидактика высшей школы - наука о высшем образовании и обучении в высшей школе, интенсивно развивающаяся отрасль педагогического знания. Дидактика высшей школы призвана поставить на научную основу решение следующих проблем:1. Обоснование специфических целей высшего образования.2. Обоснование социальных функций высшей школы.3. Обоснование содержания образования.4. Научное обоснование способов конструирования педагогического процесса в высшей школе и осуществления учебной деятельности.5. Определение оптимальных путей, выбор содержания, методов, форм, технологий обучения и др

3. Деловые игры. Применение деловых игр в учебном процессе сулит, по мнению многих авторов, множество преимуществ. Приведем несколько мнений: «В конечном счете, существенно сокращается период адаптации молодого специалиста на производстве, укрепляется его уверенность в своих силах и в успешной работе в коллективе, обеспечивается выработка реальных и наиболее рациональных управленческих решений». Такие результаты рассматриваются как естественное следствие того, что в деловой игре «удачно моделируется предметное и социальное содержание будущего труда, задается его контекст...», а каждый участник игры «усваивает абстрактные, знаковые по форме знания в реальных процессах подготовки и принятия решений, регуляции игровых и учебных действий», - отмечает А.А.Вербицкий. Деловая игра по целевой направленности оказывается двух плановой деятельностью, способствующей достижению двоякого рода целей - игровой и педагогической (учебной). В игровых методах участники принимают определенные роли и ведут себя в соответствии с ними. Игра снимает внутренние барьеры к порождению смыслов, способствует постановке новых вопросов, вводит новые точки зрения на предмет, мобилизует опыт поведения в других ситуациях. Приведем «характеристику деловой игры» по А.П.Панфиловой. В деловой игре синтезируются признаки и основные характеристики методов анализа ситуаций и ролевых игр. Характеристики деловой игры: - моделирование процесса труда (деятельности) руководителей, экономистов, юристов, специалистов по выработке управленческих решений; - распределение ролей между участниками игры; - различие ролевых целей при выработке решений; - взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли; - наличие общей цели у всего игрового коллектива; - коллективная выработка решений участниками игры; - реализация "цепочки решений" в процессе игры, поэтапность; - наличие управляемого эмоционального напряжения

Билет № 6

1. Структура педагогической науки  и ее связь с другими науками  о человеке. По мере роста новых знаний, расширения и взаимопроникновения научной мысли и реальной жизни, возникновения новых потребностей и проблем общества проявляется тенденция к дифференциации наук. Данная тенденция коснулась и педагогической науки. Педагогика, пройдя длительный путь развития, накопив информацию, превратилась к настоящему времени в разветвленную систему научных знаний. В структуру педагогической науки входит: история педагогики, общая педагогика, возрастная педагогика, социальная педагогика, коррекционная педагогика, этнопедагогика, сравнительная педагогика, частные методики.История педагогики изучает историю педагогических учений, развитие воспитания человека как общественного явления в различные исторические эпохи.Принцип историзма - важнейший принцип любой науки, так как без прошлого нет будущего. Исследуя наследие прошлых лет, сопоставляя его с настоящим, можно не только проследить пути развития тех или иных явлений, но и избежать ошибок прошлого, обосновать прогнозы на будущее.Общая педагогика является базисом педагогической науки. Она исследует общие закономерности образования человека, разрабатывает основы педагогического процесса в образовательных учреждениях всех типов.Возрастная педагогика изучает закономерности обучения и воспитания, отражающие специфику внутри определенных возрастных групп или типах учебно-воспитательных учреждений. Здесь различают дошкольную педагогику, педагогику школы, педагогику взрослых.

2.Функции  дидактики. Полученное теоретическое знание позволяет решать многие проблемы, связанные с обучением, а именно: приводить в соответствие с изменяющимися целями содержание образования, устанавливать принципы обучения, определять оптимальные возможности обучающих методов и средств, конструировать новые образовательные технологии, и др. Все это черты нормативно-прикладной (конструктивной) функции дидактики.Обучение - целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляются образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания. Обучение как процесс характеризуется совместной деятельностью преподавателя и обучаемых, имеющей своей целью развитие последних, формирование у них знаний, умений, навыков, т.е. общую ориентировочную основу конкретной деятельности. Знание - это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности.Умение - это готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.Навыки - это компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.Преподаватель осуществляет деятельность, обозначаемую термином «преподавание», обучаемый включен в деятельность учения, в которой удовлетворяются его познавательные потребности.

3. Инновационное обучение. К инновационным процессам относится все связанное с передовым педагогическим опытом, многочисленные организационные преобразования в сфере образования, достижения научной мысли и их внедрение в практику. Сам учебно-воспитательный процесс можно рассматривать как инновационный, так как его цель заключается в передаче учащимся новых для них знаний, формировании новых свойств личности. Инновация - то же, что и новообразование, новое явление действительности. В настоящее время интенсивно развивается новая область научного знания - педагогическая инноватика. Однако в основном инновационные процессы развиваются стихийно. Овладение эффективными методами изучения и оценки инновационных процессов позволило бы их регулировать, усиливать практическую пользу и повышать целенаправленность. Инновационная педагогическая деятельность связана с отказом от известных штампов, стереотипов в обучении, воспитании и развитии личности обучаемого, большей опорой на творческие возможности педагога и студента, интеграцией различных научных отраслей знания, выходит за рамки действующих нормативов, создает новые нормативы личностно-творческой, индивидуальной направленности деятельности педагога, новые педагогические технологии, реализующие эту деятельность. В ней новатор глубже реализует себя как носитель социальных инноваций. Инновационное образование не будет таковым, если главные его носители - преподаватели не станут новаторами, способными не только воспринять нововведения, но и сделать их главным механизмом в учебном процессе.

Билет №7

1. Методология педагогической науки. Методология как основа развития любой науки представляет собой совокупность принципов, способов построения и организации теоретической и практической деятельности. Существует несколько определений методологии как «учения о методе научного познания и преобразования» ; как «учения о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности» и др. При этом выделяются две сферы методологии: практическую и научную. В современных исследованиях под методологией понимают, прежде всего, методологию научного познания как учения о принципах построения, формах и методах научно-познавательной деятельности. В науке сложилась структура методологического знания, состоящая из четырех уровней: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический (Э.Г.Юдин). Все уровни методологии образуют определенную систему, внутри которой между ними существует определенное соподчинение. Первый уровень - философский уровень методологии - составляют общие принципы познания и категориальный состав науки в целом. Он выступает как содержательный каркас всякой науки, определяя мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности. В настоящее время сосуществуют различные философские направления, выступающие в качестве методологии различных человековедческих наук, в том числе и педагогики. Эти направления известны как экзистенциализм, прагматизм, неотомизм, неопозитивизм, диалектический материализм. Второй уровень - общенаучный, представляет собой теоретические концепции, служащие научной основой для большинства наук. Третий уровень - конкретно-научная методология - представляет собой совокупность принципов, методов и процедур исследования, применяемых конкретной наукой. И, наконец, четвертый уровень - это технологическая методология, представляет собой методику и технику исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его обработку, после чего он может быть включен в состав научного знания. На этом уровне методологическое знание носит нормативный характер. В целом методология дает направления, определяет пути осуществления научно-исследовательской и практической деятельности.

2. Сущность и структура профессионального  обучения. Общее образование имеет своей целью овладение обучающимися основами важнейших наук о природе, обществе, расширение их интеллектуального кругозора, развитие мировоззрения и нравственно-эстетической культуры. Общим оно называется потому, что предполагает общетеоретическую подготовку учащихся и овладение связанными с ней умениями и навыками применения усвоенных знаний на практике. Общее образование обеспечивается в процессе изучения языков, литературы, математики, физики, химии, биологии, истории, музыки и изобразительного искусства. С развитием технического базиса общественного производства в XX веке появились объективные предпосылки, которые обусловили необходимость технического образования. Сущность технического образования состоит в ознакомлении учащихся в теории и на практике с основными отраслями современного промышленного производства и формировании умений и навыков обращения с наиболее распространенными средствами труда. В последнее время в системе технического образования все большее значение приобретает изучение информатики и компьютерной техники как важнейших средств развития и повышения эффективности промышленности, сельского хозяйства, учреждений культуры, науки, управления, бытового обслуживания и т.д. Существенно отличается от общего и технического обучения профессиональное образование. Его сущность состоит в том, чтобы подготовить человека к определенной профессиональной деятельности, дать ему в этом направлении необходимую систему знаний и практических умений и навыков. Эту задачу решают профессиональные учебные заведения.

3. Признаки «инновационного» образования. 

Инновационное обучение предполагает наличие в  нем специфического менеджмента  на всех уровнях: орган управления - университет, ректорат - профессор; преподаватель - студент. Инновационное обучение возможно лишь тогда, когда в нем будет потребность со стороны надсистемы - социальной, экономической сфер общества. Структура целей инновационного образования отражена на рис. 15.  Главная цель инновационного обучения, незримой нитью пронизывающая почти все элементы, - сохранение и развитие творческого потенциала человека. Отсюда вытекает первый принцип инновационного обучения. Образование XXI в. не может обойтись без органичного включения творчества в его суть. Переход от проектирования устройств к проектированию деятельности - это второй важнейший принцип инновационного обучения. Третий принцип инновационного обучения заключается в том, что оно направлено на формирование мировоззрения, основанного на многокритериальности решений, терпимости к инакомыслию и нравственной ответственности за свои действия. Четвертый принцип - развитие междисциплинарных связей, формирование системы обобщенных понятий. Пятый принцип - принцип гармоничности, системности интеллектуальной деятельности. Инновационное обучение не может являться лишь некоторой «добавкой» к существующей системе, оно должно пронизывать как весь ее внутренний организм, так и социальную надсистему.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"