Билет
№8
1.
Методологические подходы и принципы
в педагогических исследованиях. Важное значение при проведении
исследований следует придавать определению
методологических подходов. Подход - основной
путь решения поставленной исследовательской
задачи. Он раскрывает направление поиска
и стратегию ее решения. Различают общеметодологические
подходы и конкретно-методологические,
присущие специфике той или иной науки.
Общенаучная методология представлена
в современных исследованиях системным подходом,
отражающим всеобщую связь с взаимообусловленностью
явлений и процессов окружающей действительности.
В основе системного подхода как методологии
научного познания лежит исследование
объектов как систем. Системный подход
способствует объективному и эффективному
раскрытию сущности проблем и успешному
их решению в различных областях науки.
Системный подход направлен на выявление
многообразных типов связи сложного объекта
и сведения их в единую теоретическую
картину. Более того, многие из таких объектов
представляют сложное объединение различных
подсистем, каждая из которых, в свою очередь,
тоже является сложным объектом. Преимуществом
системного подхода, прежде всего, является
то,что он расширяет область познания
по сравнению с той, что существовала раньше.
Системный подход, основываясь на поиске
механизмов целостности объекта и выявления
технологии его связей, позволяет по-новому
объяснить сущность многих явлений. Он
позволяет исследовать процессы (явления)
как системы путем построения структурных
и функциональных моделей и получать новые
знания о закономерностях их функционирования
и принципах эффективной организации.
Широта принципов и основных понятий системного
подхода ставит их в тесную связь с другими
методологическими направлениями современной
науки: историко-культурный, информационный,
модельный, комплексный и др. Конкретно-научная
методология в педагогических исследованиях
раскрывается через следующие подходы:
целостный, личностный, деятельностный,
полисубъектный (диалогический подход);
этнопедагогический, антропологический,
культурологический, компетентностный.
2.
Взаимосвязь и структура профессионального
обучения. Существенно отличается от общего
и технического обучения профессиональное
образование. Его сущность состоит
в том, чтобы подготовить человека к определенной
профессиональной деятельности, дать
ему в этом направлении необходимую систему
знаний и практических умений и навыков.
Высшее профессиональное образование-
важнейший социальный государственный
институт, выполняющий функцию подготовки
молодого поколения к решению в будущем
профессиональных задач в определенной
области деятельности, предполагающих
достаточно высокий уровень сформированности
различных умений и навыков, а также способности
непрерывно их совершенствовать.На современном
этапе система высшего профессионального
образования играет все большую роль в
жизни общества. Под профессиональным
образованием сегодня понимают процесс
становления и развитии личности человека.
Одной из основных целей профессионального
образования является создание условий
для овладения профессиональной деятельностью,
получения квалификации или, в необходимых
случаях – переквалификации, для включения
человека в общественно – полезный труд
в соответствии с его интересами и способностями.
Причем для каждого человека его профессиональное
образование выступает в 2-х измерениях:
как средство самореализации и самоутверждения
личности и как средство устойчивости,
социальной защиты и адаптации в условиях
рыночной экономики.
3.Самостоятельная
работа студентов. Самостоятельная работа - это
планируемая работа студентов, выполняемая
по заданию и при методическом руководстве
преподавателя, но без его непосредственного
участия. В связи с актуализацией самообразовательной
функции процесса обучения, мы будем рассматривать СРС как один из видов
обучения и одну из форм его организации,
направленные на формирование умений
и навыков самостоятельного овладения,
обновления и творческого применения
систематизированных опорных знаний с
целью повышения качества подготовки
специалистов. СРС является сложным понятием,
которому трудно дать однозначное определение,
поскольку в основе ее организации лежит
непосредственное и опосредованное взаимодействие
преподавателя и студента. Степень самостоятельности
последнего при этом может быть различной
в зависимости от многих факторов. Среди
множества определений самостоятельной
работы студентов(СРС), мы будем придерживаться
следующего - это основной вид учебной
деятельности студента, осуществляемая
под | руководством, но без непосредственного
участия преподавателя, характеризуемой
большой активностью протекания познавательных
процессов, которая может выполнятся как
в аудиторное, так и во внеаудиторное время
и служит средством повышения эффективности
процесса обучения и качества подготовки
будущих специалистов. СРС предназначена
не только для овладения предметным знанием,
но и для формирования навыков самостоятельной
работы вообще, в учебной, научной, профессиональной
деятельности, способности принимать
на себя ответственность, самостоятельно
решить проблему, находить конструктивные
решения, выход из кризисной ситуации
и т.д. Никакие знания,
не подкрепленные самостоятельной работой, не могут стать подлинным
достоянием человека. Кроме того, самостоятельная
работа имеет воспитательное значение.
Она формирует самостоятельность не только
как совокупность умений и навыков, но
и как черту характера, играющую существенную
роль в структуре личности современного
специалиста высшей квалификации. Поэтому
в каждом вузе, на каждом курсе тщательно
отбирается материал для самостоятельной
работы студентов под руководством преподавателей.
В вузах составляются графики самостоятельной
работы на семестр с приложением семестровых
учебных планов и учебных программ.
Билет
№ 9
1. Методы
педагогического исследования. Метод- это научно обоснованное средство,
с помощью которого изучаются явления,
факты, процессы, устанавливается достоверная
информация о них с целью выявления закономерных
связей, отношений, зависимостей и получения
на этой основе нового теоретического
знания.Методы педагогических исследований
обычно подразделяют на две группы: теоретические
и эмпирические (практические).Теоретические методы
исследования используются для уточнения,
расширения и систематизации научных
фактов, выявления, сравнения и установления
в них общего и особенного. К теоретическим
методам исследования относятся: анализ
и синтез, индукция и дедукция, сравнение,
абстрагирование, обобщение, конкретизация,
моделирование.Анализ - это выделение
и рассмотрение отдельных сторон целого,
и выявление отличительных признаков,
особенностей, свойств педагогических
явлений. Анализ сопровождается синтезом, который
помогает мысленно соединить отдельные
признаки в логическую систему и тем самым
проникнуть в сущность изучаемых явлений.Индукция и дедукция являются
логическими методами обобщения полученных
эмпирическим путем данных. Индуктивный
метод направляет движение мысли от частных
суждений к общему выводу, дедуктивный
- от общего суждения к частному выводу.Сравнение - это
установление определенных соотношений
между признаками и выявление сходства
и различий между рассматриваемыми явлениями.Абстрагирование
- мысленное отвлечение какого-либо признака
или свойства изучаемого предмета от других
признаков и свойств.Обобщение - выявление
общих признаков, свойств явлений.Конкретизация —
мысленное воссоздание предмета на основе
выявленных ранее общих признаков и свойств.Моделирование
- это исследование процессов и явлений
при помощи построения идеальных моделей.
Потребность в моделировании возникает
тогда, когда исследование самого объекта
невозможно, затруднительно или требует
слишком длительного времени.
2.
Сущность и основные компоненты
процесса обучения. Для формирования педагогического
мышления важно понять сущность, структуру,
логику функционирования и развития учебного
процесса в высшей школе. Чтобы понять
сущность обучения, необходимо выделить
основные компоненты этого
процесса [71]. Внешне учебный процесс предстает
перед нами как совместная деятельность
педагога и обучаемых, в ходе которой педагог
нацеливает, информирует, организует,
стимулирует деятельность обучающихся,
корректирует и оценивает ее, а обучаемый
овладевает содержанием, видами деятельности,
отраженными в программах обучения. Очевиден двусторонний характер
обучения, всегда содержащего взаимосвязанные
и взаимообусловленные процессы - преподавание
и учение. Но поскольку
все виды деятельности всегда предметны,
т.е. направлены на усвоение определенного
содержания, нетрудно выделить и третий
элемент учебного процесса - содержание изучаемого.
Выделенные три компонента учебного процесса
представляют внешнюю его сторону. Основной
остается задача за внешними, видимыми
элементами вскрыть внутреннее движение,
т.е. сущность обучения. Несомненно, обучение
- процесс социально обусловленный, вызванный
необходимостью воспроизводства человека
как субъекта общественных отношений.
Отсюда важнейшая социальная функция
обучения заключается в формировании
личности, соответствующей социальным
требованиям. Строительным материалом,
источником «создания» личности служит
мировая культура и духовная и материальная,
отражающая все богатство накопленного
человечеством опыта. Исходя из этого,
можно определить, что процесс обучения
в своей сущности есть целенаправленный,
социально обусловленный и педагогически
организованный процесс развития («создания»)
личности обучаемых, происходящий на основе
овладения систематизированными научными
знаниями и способами деятельности, отражающими
состав духовной и материальной культуры
человечества.
3.
Научно-исследовательская работа
студентов. Научно-исследовательская работа
студентов является одной из важнейших
форм учебного процесса. Научные лаборатории
и кружки, студенческие научные общества
и конференции, - все это позволяет студенту
начать полноценную научную работу, найти
единомышленников по ней, с которыми можно
посоветоваться и поделиться результатами
своих исследований. Так или иначе, исследовательской
работой занимаются все студенты вузов.
Написание рефератов, курсовых, дипломных
работ невозможно без проведения каких-то,
пусть самых простых исследований. Со
стороны преподавателя необходимы внимание
и поддержка, безкоторых студент, особенно
на младших курсах, не захочет (да и просто
не сможет) заниматься «скучной наукой»,
какой кажется почти любая дисциплина
на начальных стадиях ее освоения. Общие принципы научной
работы со студентами. Основным способом
подачи учебного материала было и остается
информирование. Преподаватель с помощью
лекций, собеседований и других обычных
способов доносит до студентов приобретенные
им знания, а студенты заучивают их. Такой
способ был бы идеален еще в начале века,
но сегодня, когда наука развивается очень
быстро, знание, приобретенные таким способом,
являются малоценными, так как они быстро
теряют свою актуальность. Но проблема
состоит в том, что многие студенты по
целому ряду причин (от простой лени до
психических расстройств) не могут подходить
к учебному процессу творчески. И может
случиться такая ситуация, что несколько
студентов будут изучать дополнительную
литературу, работать с документами и
источниками, а основная масса продолжит
учиться по старому способу.
Билет
№ 10
1.
Структура и этапыпедагогическогоисследования.Под педагогическим исследованием
понимается процесс и результат научной
деятельности, направленной на получение
новых знаний озакономерностях образования,
его структуре и механизмах, содержании,
принципах и технологии. Педагогические
исследования по характеру их направленности
разделяются на фундаментальные, прикладные
и разработки. Фундаментальные
исследования направлены на разработку
концепций, обобщающие результаты теоретических
и практических достижений педагогики,
на основе которых предлагаются прогностические
модели развития педагогических систем. Прикладные исследования
- это работы, направленные на углубленное
изучение отдельных сторон педагогического
процесса, установление закономерностей
многомерной педагогической практики. Разработки представляют
собой научно-методические рекомендации
по внедрению в практику выявленных теоретических
положений. Iэтап (теоретический)
включает в себя обоснование актуальности
выбранной темы, общую характеристику
проблемы исследования, установление
уровня ее разработанности, выявление
противоречий между потребностями практики
и уровнем разработки вопроса в науке,
перспективности, уточнение параметров
исследуемого явления, объекта и предмета
исследования, его критериев и показателей,
выбор методов исследования и обработки
фактических данных.II этап (констатирующий)
направлен на изучение объективно действующих
закономерностей, установление исходного
состояния предмета исследования, причинное
объяснение исходного состояния.III этап (преобразующий)
связан с организацией и проведением преобразующего
эксперимента. В свою очередь подразделяется
на два этапа:Организационный
этап: обеспечение условий для реализации
программы эксперимента, подготовка материальной
базы эксперимента, научного и методического
обеспечения экспериментальной работы,
распределение управленческих функций.Практический этап:
осуществление системы мер, заложенных
в гипотезе, реализация новой технологии
(методики, системы мер и т.п.), за счет которых
ожидается повышение эффективности обучения,
воспитания, развитие учащихся или управления
школой.
2.
Движущие силы и принципы обучения
в высшей школе.Овладение знаниями, способами
деятельности (умениями) может происходить
в двух основных вариантах построения
учебного процесса: репродуктивном
(воспроизводящем) и продуктивном
(творческом). Учебный процесс представляется
как цепь учебных ситуаций,
познавательным ядром которых являются учебно-познавательные
задачи, а содержанием - совместная
деятельность педагога и обучаемых над
решением задачи с привлечением разнообразных
средств познания и способов обучения.Разумеется,
задача понимается не в узком методическом,
а в широком психолого-педагогическом
смысле - как цель, заданная в конкретной
ситуации, или как требование, выражающее
необходимость преобразования ситуации
для получения искомых результатов.Любая
познавательная задача противоречива
по своей природе. Она синтезирует достигнутое
и нацеливает на овладение еще не познанным,
на формирование новых подходов и приемов.
Решение и преодоление этого противоречия
(междудостигнутым и непознанным) вызывает
интерес, рождает стремление к деятельности,
к активности и является движущей силой
учебного процесса. Решается, исчерпывается
задача осуществляется переход к новой
задаче, создаются новые условия и отношения,
возникает новая учебная ситуация.Направленное
разрешение противоречий ведет к нормальному
функционированию педагогического процесса
в соответствии со свойственными ему движущими
силами. Основной результат, который получает
педагог, связан с тем, что обучаемые все
более активно приобретают способы деятельности,
как в учебной, так и внеучебной сфере,
овладение которыми есть условие становления
личности каждого студента субъектом
деятельности и активного участия его
во взаимодействии с другими участниками
педагогического процесса.Для понимания
сущности и роли принципов дидактики важно
выстроить в логическую цепь следующие
понятия: «закономерность» - «теория обучения»
- «принцип» - «форма» - «метод» - «прием»
- «средство». Нетрудно обнаружить логику
(направленность) расположения этих понятий:
от теории - к практике.
3. Основы
педагогического контроля в высшей школе.Известно, что контроль стимулирует
обучение и влияет на поведение студентов.
Как показала практика, попытки исключить
контроль частично или полностью из учебного
процесса приводят к снижению качества
обучения. Внедряемые в настоящее время
интенсивные методы обучения ведут неизбежно
к новым поискам в области повышения качества
и эффективности педагогического контроля
и появлению его новых форм, например,
таких как рейтинг. Поскольку рейтинговая
форма контроля проводится в рамках модульного
обучения, сведения о ней можно найти в
соответствующем разделе.Функции педагогического
контроляВ области контроля можно
выделить три основные взаимосвязанные
функции: диагностическую, обучающую и
воспитательную.Диагностическая
функция: контроль - это процесс выявления
уровня знаний, умений, навыков, оценка
реального поведения студентов.Обучающая функция
контроля проявляется в активизации работы
по усвоению учебного материала.Воспитательная функция:
наличие системы контроля дисциплинирует,
организует и направляет деятельность
студентов, помогает выявить пробелы в
знаниях, особенности личности, устранить
эти пробелы, формирует творческое отношение
к предмету и стремление развить свои
способности.В учебно-воспитательном
процессе все три функции тесно взаимосвязаны
и переплетены, но есть и формы контроля,
когда одна, ведущая функция превалирует
над остальными.
Билет
№ 11
1.Образование
как объект педагогической науки Образование является объектом
различных наук, в том числе и педагогики.
При всей распространенности и, казалось
бы, устойчивости, понятия «образование»,
смысл, вкладываемый в него, неоднозначен.
Выделяют следующие аспекты содержательной
трактовки данного понятия: образование
как ценность; образование как социокультурный
феномен, образование как система; образование
как процесс и результат.Однако такое
аспектное разделение понятия «образование»
не разрушает его целостности, а лишь подчеркивает
сложность, многоплановость данного явления.
Все указанные аспекты отражают лишьте
или иные стороны функционирования образования,
проявления особенностей и сущностных
качеств каждого и его реализации в образовательной
практике. Учитывая сложность, многоаспектность
и системность объекта, рассмотрим вкратце
каждый из них в отдельности.
2.Законы
и закономерности обучения в
высшей школе. Преподаватель, занимаясь вопросами
проектирования учебно-воспитательного
процесса, непременно ставит перед собой
задачу познания процесса обучения. Результатом
этого познания является установление
законов и закономерностей процесса обучения. Педагогический закон
- внутренняя, существенная, устойчивая
связь педагогических явлений, обусловливающая
их необходимое, закономерное развитие.
Закон социальной обусловленности
целей, содержания и методов обучения
раскрывает объективный процесс определяющего
влияния общественных отношений, социального
строя на формирование всех элементов
воспитания и обучения. Речь идет о том,
чтобы, используя данный закон, полно и
оптимально перевести социальный заказ
на уровень педагогических средств и методов.
Закон воспитывающего и
развивающего обучения. Раскрывает
соотношение овладения знаниями, способами
деятельности и всестороннего развития
личности. Закон обусловленности
обучения и воспитания характером деятельности
студентов раскрывает соотношения
между педагогическим руководством и
развитием собственной активности обучающихся,
между способами организации обучения
и его результатами. Закон целостности и единства
педагогического процесса раскрывает
соотношение части и целого в педагогическом
процессе, необходимость гармонического
единства рационального, эмоционального,
сообщающего и поискового, содержательного,
операционного и мотивационного компонентов
и т.д. Закон единства и взаимосвязи теории
и практики в обучении.Закономерности
обучения - это объективные, существенные,
устойчивые, повторяющиеся связи между
составными частями, компонентами процесса
обучения (это выражение действия законов
в конкретных условиях).