Билет 
№8
1. 
Методологические подходы и принципы 
в педагогических исследованиях. Важное значение при проведении 
исследований следует придавать определению 
методологических подходов. Подход - основной 
путь решения поставленной исследовательской 
задачи. Он раскрывает направление поиска 
и стратегию ее решения. Различают общеметодологические 
подходы и конкретно-методологические, 
присущие специфике той или иной науки. 
Общенаучная методология представлена 
в современных исследованиях системным подходом, 
отражающим всеобщую связь с взаимообусловленностью 
явлений и процессов окружающей действительности. 
В основе системного подхода как методологии 
научного познания лежит исследование 
объектов как систем. Системный подход 
способствует объективному и эффективному 
раскрытию сущности проблем и успешному 
их решению в различных областях науки. 
Системный подход направлен на выявление 
многообразных типов связи сложного объекта 
и сведения их в единую теоретическую 
картину. Более того, многие из таких объектов 
представляют сложное объединение различных 
подсистем, каждая из которых, в свою очередь, 
тоже является сложным объектом. Преимуществом 
системного подхода, прежде всего, является 
то,что он расширяет область познания 
по сравнению с той, что существовала раньше. 
Системный подход, основываясь на поиске 
механизмов целостности объекта и выявления 
технологии его связей, позволяет по-новому 
объяснить сущность многих явлений. Он 
позволяет исследовать процессы (явления) 
как системы путем построения структурных 
и функциональных моделей и получать новые 
знания о закономерностях их функционирования 
и принципах эффективной организации. 
Широта принципов и основных понятий системного 
подхода ставит их в тесную связь с другими 
методологическими направлениями современной 
науки: историко-культурный, информационный, 
модельный, комплексный и др. Конкретно-научная 
методология в педагогических исследованиях 
раскрывается через следующие подходы: 
целостный, личностный, деятельностный, 
полисубъектный (диалогический подход); 
этнопедагогический, антропологический, 
культурологический, компетентностный.
2. 
Взаимосвязь и структура профессионального 
обучения. Существенно отличается от общего 
и технического обучения профессиональное 
образование.  Его сущность состоит 
в том, чтобы подготовить человека к определенной 
профессиональной деятельности, дать 
ему в этом направлении необходимую систему 
знаний и практических умений и навыков. 
Высшее профессиональное образование- 
важнейший социальный  государственный 
институт, выполняющий функцию подготовки 
молодого поколения к решению в будущем 
профессиональных задач в определенной 
области деятельности, предполагающих 
достаточно высокий уровень сформированности 
различных умений и навыков, а также способности 
непрерывно их совершенствовать.На современном 
этапе система высшего профессионального 
образования играет все большую роль в 
жизни общества. Под профессиональным 
образованием сегодня понимают процесс 
становления и развитии личности человека. 
Одной из основных целей профессионального 
образования является создание условий 
для овладения профессиональной деятельностью, 
получения квалификации или, в необходимых 
случаях – переквалификации, для включения 
человека в общественно – полезный труд 
в соответствии с его интересами и способностями. 
Причем для каждого человека его профессиональное 
образование выступает в 2-х измерениях: 
как средство самореализации и самоутверждения 
личности и как средство устойчивости, 
социальной защиты и адаптации в условиях 
рыночной экономики.
3.Самостоятельная 
работа студентов. Самостоятельная работа - это 
планируемая работа студентов, выполняемая 
по заданию и при методическом руководстве 
преподавателя, но без его непосредственного 
участия. В связи с актуализацией самообразовательной 
функции процесса обучения, мы будем рассматривать СРС как один из видов 
обучения и одну из форм его организации, 
направленные на формирование умений 
и навыков самостоятельного овладения, 
обновления и творческого применения 
систематизированных опорных знаний с 
целью повышения качества подготовки 
специалистов. СРС является сложным понятием, 
которому трудно дать однозначное определение, 
поскольку в основе ее организации лежит 
непосредственное и опосредованное взаимодействие 
преподавателя и студента. Степень самостоятельности 
последнего при этом может быть различной 
в зависимости от многих факторов. Среди 
множества определений самостоятельной 
работы студентов(СРС), мы будем придерживаться 
следующего - это основной вид учебной 
деятельности студента, осуществляемая 
под | руководством, но без непосредственного 
участия преподавателя, характеризуемой 
большой активностью протекания познавательных  
процессов, которая может выполнятся как 
в аудиторное, так и во внеаудиторное время 
и служит средством повышения эффективности 
процесса обучения и качества подготовки 
будущих специалистов. СРС предназначена 
не только для овладения предметным знанием, 
но и для формирования навыков самостоятельной 
работы вообще, в учебной, научной, профессиональной 
деятельности, способности принимать 
на себя ответственность, самостоятельно 
решить проблему, находить конструктивные 
решения, выход из кризисной ситуации 
и т.д. Никакие знания, 
не подкрепленные самостоятельной работой, не могут стать подлинным 
достоянием человека. Кроме того, самостоятельная 
работа имеет воспитательное значение. 
Она формирует самостоятельность не только 
как совокупность умений и навыков, но 
и как черту характера, играющую существенную 
роль в структуре личности современного 
специалиста высшей квалификации. Поэтому 
в каждом вузе, на каждом курсе тщательно 
отбирается материал для самостоятельной 
работы студентов под руководством преподавателей. 
В вузах составляются графики самостоятельной 
работы на семестр с приложением семестровых 
учебных планов и учебных программ.
Билет 
№ 9
1. Методы 
педагогического исследования. Метод- это научно обоснованное средство, 
с помощью которого изучаются явления, 
факты, процессы, устанавливается достоверная 
информация о них с целью выявления закономерных 
связей, отношений, зависимостей и получения 
на этой основе нового теоретического 
знания.Методы педагогических исследований 
обычно подразделяют на две группы: теоретические 
и эмпирические (практические).Теоретические методы 
исследования используются для уточнения, 
расширения и систематизации научных 
фактов, выявления, сравнения и установления 
в них общего и особенного. К теоретическим 
методам исследования относятся: анализ 
и синтез, индукция и дедукция, сравнение, 
абстрагирование, обобщение, конкретизация, 
моделирование.Анализ - это выделение 
и рассмотрение отдельных сторон целого, 
и выявление отличительных признаков, 
особенностей, свойств педагогических 
явлений. Анализ сопровождается синтезом, который 
помогает мысленно соединить отдельные 
признаки в логическую систему и тем самым 
проникнуть в сущность изучаемых явлений.Индукция и дедукция являются 
логическими методами обобщения полученных 
эмпирическим путем данных. Индуктивный 
метод направляет движение мысли от частных 
суждений к общему выводу, дедуктивный 
- от общего суждения к частному выводу.Сравнение - это 
установление определенных соотношений 
между признаками и выявление сходства 
и различий между рассматриваемыми явлениями.Абстрагирование 
- мысленное отвлечение какого-либо признака 
или свойства изучаемого предмета от других 
признаков и свойств.Обобщение - выявление 
общих признаков, свойств явлений.Конкретизация — 
мысленное воссоздание предмета на основе 
выявленных ранее общих признаков и свойств.Моделирование 
- это исследование процессов и явлений 
при помощи построения идеальных моделей. 
Потребность в моделировании возникает 
тогда, когда исследование самого объекта 
невозможно, затруднительно или требует 
слишком длительного времени.
2. 
Сущность и основные компоненты 
процесса обучения. Для формирования педагогического 
мышления важно понять сущность, структуру, 
логику функционирования и развития учебного 
процесса в высшей школе. Чтобы понять 
сущность обучения, необходимо выделить 
основные компоненты этого 
процесса [71]. Внешне учебный процесс предстает 
перед нами как совместная деятельность 
педагога и обучаемых, в ходе которой педагог 
нацеливает, информирует, организует, 
стимулирует деятельность обучающихся, 
корректирует и оценивает ее, а обучаемый 
овладевает содержанием, видами деятельности, 
отраженными в программах обучения. Очевиден двусторонний характер 
обучения, всегда содержащего взаимосвязанные 
и взаимообусловленные процессы - преподавание 
и учение. Но поскольку 
все виды деятельности всегда предметны, 
т.е. направлены на усвоение определенного 
содержания, нетрудно выделить и третий 
элемент учебного процесса - содержание изучаемого. 
Выделенные три компонента учебного процесса 
представляют внешнюю его сторону. Основной 
остается задача за внешними, видимыми 
элементами вскрыть внутреннее движение, 
т.е. сущность обучения. Несомненно, обучение 
- процесс социально обусловленный, вызванный 
необходимостью воспроизводства человека 
как субъекта общественных отношений. 
Отсюда важнейшая социальная функция 
обучения заключается в формировании 
личности, соответствующей социальным 
требованиям. Строительным материалом, 
источником «создания» личности служит 
мировая культура и духовная и материальная, 
отражающая все богатство накопленного 
человечеством опыта. Исходя из этого, 
можно определить, что процесс обучения 
в своей сущности есть целенаправленный, 
социально обусловленный и педагогически 
организованный процесс развития («создания») 
личности обучаемых, происходящий на основе 
овладения систематизированными научными 
знаниями и способами деятельности, отражающими 
состав духовной и материальной культуры 
человечества.
3. 
Научно-исследовательская работа 
студентов. Научно-исследовательская работа 
студентов является одной из важнейших 
форм учебного процесса. Научные лаборатории 
и кружки, студенческие научные общества 
и конференции, - все это позволяет студенту 
начать полноценную научную работу, найти 
единомышленников по ней, с которыми можно 
посоветоваться и поделиться результатами 
своих исследований. Так или иначе, исследовательской 
работой занимаются все студенты вузов. 
Написание рефератов, курсовых, дипломных 
работ невозможно без проведения каких-то, 
пусть самых простых исследований. Со 
стороны преподавателя необходимы внимание 
и поддержка, безкоторых студент, особенно 
на младших курсах, не захочет (да и просто 
не сможет) заниматься «скучной наукой», 
какой кажется почти любая дисциплина 
на начальных стадиях ее освоения. Общие принципы научной 
работы со студентами. Основным способом 
подачи учебного материала было и остается 
информирование. Преподаватель с помощью 
лекций, собеседований и других обычных 
способов доносит до студентов приобретенные 
им знания, а студенты заучивают их. Такой 
способ был бы идеален еще в начале века, 
но сегодня, когда наука развивается очень 
быстро, знание, приобретенные таким способом, 
являются малоценными, так как они быстро 
теряют свою актуальность. Но проблема 
состоит в том, что многие студенты по 
целому ряду причин (от простой лени до 
психических расстройств) не могут подходить 
к учебному процессу творчески. И может 
случиться такая ситуация, что несколько 
студентов будут изучать дополнительную 
литературу, работать с документами и 
источниками, а основная масса продолжит 
учиться по старому способу. 
Билет 
№ 10
1. 
Структура и этапыпедагогическогоисследования.Под педагогическим исследованием 
понимается процесс и результат научной 
деятельности, направленной на получение 
новых знаний озакономерностях образования, 
его структуре и механизмах, содержании, 
принципах и технологии. Педагогические 
исследования по характеру их направленности 
разделяются на фундаментальные, прикладные 
и разработки. Фундаментальные 
исследования направлены на разработку 
концепций, обобщающие результаты теоретических 
и практических достижений педагогики, 
на основе которых предлагаются прогностические 
модели развития педагогических систем. Прикладные исследования 
- это работы, направленные на углубленное 
изучение отдельных сторон педагогического 
процесса, установление закономерностей 
многомерной педагогической практики. Разработки представляют 
собой научно-методические рекомендации 
по внедрению в практику выявленных теоретических 
положений. Iэтап (теоретический) 
включает в себя обоснование актуальности 
выбранной темы, общую характеристику 
проблемы исследования, установление 
уровня ее разработанности, выявление 
противоречий между потребностями практики 
и уровнем разработки вопроса в науке, 
перспективности, уточнение параметров 
исследуемого явления, объекта и предмета 
исследования, его критериев и показателей, 
выбор методов исследования и обработки 
фактических данных.II этап (констатирующий) 
направлен на изучение объективно действующих 
закономерностей, установление исходного 
состояния предмета исследования, причинное 
объяснение исходного состояния.III этап (преобразующий) 
связан с организацией и проведением преобразующего 
эксперимента. В свою очередь подразделяется 
на два этапа:Организационный 
этап: обеспечение условий для реализации 
программы эксперимента, подготовка материальной 
базы эксперимента, научного и методического 
обеспечения экспериментальной работы, 
распределение управленческих функций.Практический этап: 
осуществление системы мер, заложенных 
в гипотезе, реализация новой технологии 
(методики, системы мер и т.п.), за счет которых 
ожидается повышение эффективности обучения, 
воспитания, развитие учащихся или управления 
школой.
2. 
Движущие силы и принципы обучения 
в высшей школе.Овладение знаниями, способами 
деятельности (умениями) может происходить 
в двух основных вариантах построения 
учебного процесса: репродуктивном 
(воспроизводящем) и продуктивном 
(творческом). Учебный процесс представляется 
как цепь учебных ситуаций, 
познавательным ядром которых являются учебно-познавательные 
задачи, а содержанием - совместная 
деятельность педагога и обучаемых над 
решением задачи с привлечением разнообразных 
средств познания и способов обучения.Разумеется, 
задача понимается не в узком методическом, 
а в широком психолого-педагогическом 
смысле - как цель, заданная в конкретной 
ситуации, или как требование, выражающее 
необходимость преобразования ситуации 
для получения искомых результатов.Любая 
познавательная задача противоречива 
по своей природе. Она синтезирует достигнутое 
и нацеливает на овладение еще не познанным, 
на формирование новых подходов и приемов. 
Решение и преодоление этого противоречия 
(междудостигнутым и непознанным) вызывает 
интерес, рождает стремление к деятельности, 
к активности и является движущей силой 
учебного процесса. Решается, исчерпывается 
задача осуществляется переход к новой 
задаче, создаются новые условия и отношения, 
возникает новая учебная ситуация.Направленное 
разрешение противоречий ведет к нормальному 
функционированию педагогического процесса 
в соответствии со свойственными ему движущими 
силами. Основной результат, который получает 
педагог, связан с тем, что обучаемые все 
более активно приобретают способы деятельности, 
как в учебной, так и внеучебной сфере, 
овладение которыми есть условие становления 
личности каждого студента субъектом 
деятельности и активного участия его 
во взаимодействии с другими участниками 
педагогического процесса.Для понимания 
сущности и роли принципов дидактики важно 
выстроить в логическую цепь следующие 
понятия: «закономерность» - «теория обучения» 
- «принцип» - «форма» - «метод» - «прием» 
- «средство». Нетрудно обнаружить логику 
(направленность) расположения этих понятий: 
от теории - к практике.
3. Основы 
педагогического контроля в высшей школе.Известно, что контроль стимулирует 
обучение и влияет на поведение студентов. 
Как показала практика, попытки исключить 
контроль частично или полностью из учебного 
процесса приводят к снижению качества 
обучения. Внедряемые в настоящее время 
интенсивные методы обучения ведут неизбежно 
к новым поискам в области повышения качества 
и эффективности педагогического контроля 
и появлению его новых форм, например, 
таких как рейтинг. Поскольку рейтинговая 
форма контроля проводится в рамках модульного 
обучения, сведения о ней можно найти в 
соответствующем разделе.Функции педагогического 
контроляВ области контроля можно 
выделить три основные взаимосвязанные 
функции: диагностическую, обучающую и 
воспитательную.Диагностическая 
функция: контроль - это процесс выявления 
уровня знаний, умений, навыков, оценка 
реального поведения студентов.Обучающая функция 
контроля проявляется в активизации работы 
по усвоению учебного материала.Воспитательная функция: 
наличие системы контроля дисциплинирует, 
организует и направляет деятельность 
студентов, помогает выявить пробелы в 
знаниях, особенности личности, устранить 
эти пробелы, формирует творческое отношение 
к предмету и стремление развить свои 
способности.В учебно-воспитательном 
процессе все три функции тесно взаимосвязаны 
и переплетены, но есть и формы контроля, 
когда одна, ведущая функция превалирует 
над остальными.
Билет 
№ 11
1.Образование 
как объект педагогической науки Образование является объектом 
различных наук, в том числе и педагогики. 
При всей распространенности и, казалось 
бы, устойчивости, понятия «образование», 
смысл, вкладываемый в него, неоднозначен. 
Выделяют следующие аспекты содержательной 
трактовки данного понятия: образование 
как ценность; образование как социокультурный 
феномен, образование как система; образование 
как процесс и результат.Однако такое 
аспектное разделение понятия «образование» 
не разрушает его целостности, а лишь подчеркивает 
сложность, многоплановость данного явления. 
Все указанные аспекты отражают лишьте 
или иные стороны функционирования образования, 
проявления особенностей и сущностных 
качеств каждого и его реализации в образовательной 
практике. Учитывая сложность, многоаспектность 
и системность объекта, рассмотрим вкратце 
каждый из них в отдельности.
2.Законы 
и закономерности обучения в 
высшей школе. Преподаватель, занимаясь вопросами 
проектирования учебно-воспитательного 
процесса, непременно ставит перед собой 
задачу познания процесса обучения. Результатом 
этого познания является установление 
законов и закономерностей процесса обучения. Педагогический закон 
- внутренняя, существенная, устойчивая 
связь педагогических явлений, обусловливающая 
их необходимое, закономерное развитие. 
Закон социальной обусловленности 
целей, содержания и методов обучения 
раскрывает объективный процесс определяющего 
влияния общественных отношений, социального 
строя на формирование всех элементов 
воспитания и обучения. Речь идет о том, 
чтобы, используя данный закон, полно и 
оптимально перевести социальный заказ 
на уровень педагогических средств и методов. 
Закон воспитывающего и 
развивающего обучения. Раскрывает 
соотношение овладения знаниями, способами 
деятельности и всестороннего развития 
личности. Закон обусловленности 
обучения и воспитания характером деятельности 
студентов раскрывает соотношения 
между педагогическим руководством и 
развитием собственной активности обучающихся, 
между способами организации обучения 
и его результатами. Закон целостности и единства 
педагогического процесса раскрывает 
соотношение части и целого в педагогическом 
процессе, необходимость гармонического 
единства рационального, эмоционального, 
сообщающего и поискового, содержательного, 
операционного и мотивационного компонентов 
и т.д. Закон единства и взаимосвязи теории 
и практики в обучении.Закономерности 
обучения - это объективные, существенные, 
устойчивые, повторяющиеся связи между 
составными частями, компонентами процесса 
обучения (это выражение действия законов 
в конкретных условиях).