Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:59, шпаргалка

Описание

1.Основные понятия педагогики. Педагогика имеет свой понятийный аппарат, базирующийся на основных категориях и развивающийся в рамках конкретных направлений исследования предмета. В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории, выступающие в качестве основных понятий педагогики: воспитание, обучение, образование. Воспитание как всеобщая категория представляет собой процесс передачи исторического и культурного опыта от поколения к поколению. Воспитывать - значит направлять развитие человека с целью формирования личности, ее мировоззрения, органических, умственных и нравственных качеств в соответствии с требованиями общества. Воспитание - историческое понятие. Выдвигая перед воспитателем задачи успешного становления необходимого для него типа гражданина, государство последовательно и систематично занимается совершенствованием системы воспитания. Обучение - двусторонний процесс преподавания и учения - является составной частью воспитания. Преподавание — трансформация или передача знаний, умений, способов познавательной деятельности. Учение - деятельность самого ученика по усвоению опыта посредством восприятия, усвоения, осмысления, использования. Отсюда, обучение - передача и усвоение знаний, умений и навыков практической деятельности посредством взаимодействия педагога и обучаемого. Образование - процесс и результат обучения и воспитания. Образование, прежде всего, - социальное явление - понимается как целенаправленный процесс обучения и воспитания человека в интересах личности, общества, государства.

Работа состоит из  1 файл

Билет по педагогики и псих 1-37 готовый.doc

— 422.50 Кб (Скачать документ)

Билет №8

1. Методологические подходы и принципы  в педагогических исследованиях. Важное значение при проведении исследований следует придавать определению методологических подходов. Подход - основной путь решения поставленной исследовательской задачи. Он раскрывает направление поиска и стратегию ее решения. Различают общеметодологические подходы и конкретно-методологические, присущие специфике той или иной науки. Общенаучная методология представлена в современных исследованиях системным подходом, отражающим всеобщую связь с взаимообусловленностью явлений и процессов окружающей действительности. В основе системного подхода как методологии научного познания лежит исследование объектов как систем. Системный подход способствует объективному и эффективному раскрытию сущности проблем и успешному их решению в различных областях науки. Системный подход направлен на выявление многообразных типов связи сложного объекта и сведения их в единую теоретическую картину. Более того, многие из таких объектов представляют сложное объединение различных подсистем, каждая из которых, в свою очередь, тоже является сложным объектом. Преимуществом системного подхода, прежде всего, является то,что он расширяет область познания по сравнению с той, что существовала раньше. Системный подход, основываясь на поиске механизмов целостности объекта и выявления технологии его связей, позволяет по-новому объяснить сущность многих явлений. Он позволяет исследовать процессы (явления) как системы путем построения структурных и функциональных моделей и получать новые знания о закономерностях их функционирования и принципах эффективной организации. Широта принципов и основных понятий системного подхода ставит их в тесную связь с другими методологическими направлениями современной науки: историко-культурный, информационный, модельный, комплексный и др. Конкретно-научная методология в педагогических исследованиях раскрывается через следующие подходы: целостный, личностный, деятельностный, полисубъектный (диалогический подход); этнопедагогический, антропологический, культурологический, компетентностный.

2. Взаимосвязь и структура профессионального  обучения. Существенно отличается от общего и технического обучения профессиональное образование.  Его сущность состоит в том, чтобы подготовить человека к определенной профессиональной деятельности, дать ему в этом направлении необходимую систему знаний и практических умений и навыков. Высшее профессиональное образование- важнейший социальный  государственный институт, выполняющий функцию подготовки молодого поколения к решению в будущем профессиональных задач в определенной области деятельности, предполагающих достаточно высокий уровень сформированности различных умений и навыков, а также способности непрерывно их совершенствовать.На современном этапе система высшего профессионального образования играет все большую роль в жизни общества. Под профессиональным образованием сегодня понимают процесс становления и развитии личности человека. Одной из основных целей профессионального образования является создание условий для овладения профессиональной деятельностью, получения квалификации или, в необходимых случаях – переквалификации, для включения человека в общественно – полезный труд в соответствии с его интересами и способностями. Причем для каждого человека его профессиональное образование выступает в 2-х измерениях: как средство самореализации и самоутверждения личности и как средство устойчивости, социальной защиты и адаптации в условиях рыночной экономики.

3.Самостоятельная  работа студентов. Самостоятельная работа - это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. В связи с актуализацией самообразовательной функции процесса обучения, мы будем рассматривать СРС как один из видов обучения и одну из форм его организации, направленные на формирование умений и навыков самостоятельного овладения, обновления и творческого применения систематизированных опорных знаний с целью повышения качества подготовки специалистов. СРС является сложным понятием, которому трудно дать однозначное определение, поскольку в основе ее организации лежит непосредственное и опосредованное взаимодействие преподавателя и студента. Степень самостоятельности последнего при этом может быть различной в зависимости от многих факторов. Среди множества определений самостоятельной работы студентов(СРС), мы будем придерживаться следующего - это основной вид учебной деятельности студента, осуществляемая под | руководством, но без непосредственного участия преподавателя, характеризуемой большой активностью протекания познавательных  процессов, которая может выполнятся как в аудиторное, так и во внеаудиторное время и служит средством повышения эффективности процесса обучения и качества подготовки будущих специалистов. СРС предназначена не только для овладения предметным знанием, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще, в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т.д. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной работой, не могут стать подлинным достоянием человека. Кроме того, самостоятельная работа имеет воспитательное значение. Она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации. Поэтому в каждом вузе, на каждом курсе тщательно отбирается материал для самостоятельной работы студентов под руководством преподавателей. В вузах составляются графики самостоятельной работы на семестр с приложением семестровых учебных планов и учебных программ.

Билет № 9

1. Методы педагогического исследования. Метод- это научно обоснованное средство, с помощью которого изучаются явления, факты, процессы, устанавливается достоверная информация о них с целью выявления закономерных связей, отношений, зависимостей и получения на этой основе нового теоретического знания.Методы педагогических исследований обычно подразделяют на две группы: теоретические и эмпирические (практические).Теоретические методы исследования используются для уточнения, расширения и систематизации научных фактов, выявления, сравнения и установления в них общего и особенного. К теоретическим методам исследования относятся: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, моделирование.Анализ - это выделение и рассмотрение отдельных сторон целого, и выявление отличительных признаков, особенностей, свойств педагогических явлений. Анализ сопровождается синтезом, который помогает мысленно соединить отдельные признаки в логическую систему и тем самым проникнуть в сущность изучаемых явлений.Индукция и дедукция являются логическими методами обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод направляет движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный - от общего суждения к частному выводу.Сравнение - это установление определенных соотношений между признаками и выявление сходства и различий между рассматриваемыми явлениями.Абстрагирование - мысленное отвлечение какого-либо признака или свойства изучаемого предмета от других признаков и свойств.Обобщение - выявление общих признаков, свойств явлений.Конкретизация — мысленное воссоздание предмета на основе выявленных ранее общих признаков и свойств.Моделирование - это исследование процессов и явлений при помощи построения идеальных моделей. Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование самого объекта невозможно, затруднительно или требует слишком длительного времени.

2. Сущность и основные компоненты  процесса обучения. Для формирования педагогического мышления важно понять сущность, структуру, логику функционирования и развития учебного процесса в высшей школе. Чтобы понять сущность обучения, необходимо выделить основные компоненты этого процесса [71]. Внешне учебный процесс предстает перед нами как совместная деятельность педагога и обучаемых, в ходе которой педагог нацеливает, информирует, организует, стимулирует деятельность обучающихся, корректирует и оценивает ее, а обучаемый овладевает содержанием, видами деятельности, отраженными в программах обучения. Очевиден двусторонний характер обучения, всегда содержащего взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы - преподавание и учение. Но поскольку все виды деятельности всегда предметны, т.е. направлены на усвоение определенного содержания, нетрудно выделить и третий элемент учебного процесса - содержание изучаемого. Выделенные три компонента учебного процесса представляют внешнюю его сторону. Основной остается задача за внешними, видимыми элементами вскрыть внутреннее движение, т.е. сущность обучения. Несомненно, обучение - процесс социально обусловленный, вызванный необходимостью воспроизводства человека как субъекта общественных отношений. Отсюда важнейшая социальная функция обучения заключается в формировании личности, соответствующей социальным требованиям. Строительным материалом, источником «создания» личности служит мировая культура и духовная и материальная, отражающая все богатство накопленного человечеством опыта. Исходя из этого, можно определить, что процесс обучения в своей сущности есть целенаправленный, социально обусловленный и педагогически организованный процесс развития («создания») личности обучаемых, происходящий на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, отражающими состав духовной и материальной культуры человечества.

3. Научно-исследовательская работа  студентов. Научно-исследовательская работа студентов является одной из важнейших форм учебного процесса. Научные лаборатории и кружки, студенческие научные общества и конференции, - все это позволяет студенту начать полноценную научную работу, найти единомышленников по ней, с которыми можно посоветоваться и поделиться результатами своих исследований. Так или иначе, исследовательской работой занимаются все студенты вузов. Написание рефератов, курсовых, дипломных работ невозможно без проведения каких-то, пусть самых простых исследований. Со стороны преподавателя необходимы внимание и поддержка, безкоторых студент, особенно на младших курсах, не захочет (да и просто не сможет) заниматься «скучной наукой», какой кажется почти любая дисциплина на начальных стадиях ее освоения. Общие принципы научной работы со студентами. Основным способом подачи учебного материала было и остается информирование. Преподаватель с помощью лекций, собеседований и других обычных способов доносит до студентов приобретенные им знания, а студенты заучивают их. Такой способ был бы идеален еще в начале века, но сегодня, когда наука развивается очень быстро, знание, приобретенные таким способом, являются малоценными, так как они быстро теряют свою актуальность. Но проблема состоит в том, что многие студенты по целому ряду причин (от простой лени до психических расстройств) не могут подходить к учебному процессу творчески. И может случиться такая ситуация, что несколько студентов будут изучать дополнительную литературу, работать с документами и источниками, а основная масса продолжит учиться по старому способу.

Билет № 10

1. Структура и этапыпедагогическогоисследования.Под педагогическим исследованием понимается процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний озакономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологии. Педагогические исследования по характеру их направленности разделяются на фундаментальные, прикладные и разработки. Фундаментальные исследования направлены на разработку концепций, обобщающие результаты теоретических и практических достижений педагогики, на основе которых предлагаются прогностические модели развития педагогических систем. Прикладные исследования - это работы, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, установление закономерностей многомерной педагогической практики. Разработки представляют собой научно-методические рекомендации по внедрению в практику выявленных теоретических положений. Iэтап (теоретический) включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, общую характеристику проблемы исследования, установление уровня ее разработанности, выявление противоречий между потребностями практики и уровнем разработки вопроса в науке, перспективности, уточнение параметров исследуемого явления, объекта и предмета исследования, его критериев и показателей, выбор методов исследования и обработки фактических данных.II этап (констатирующий) направлен на изучение объективно действующих закономерностей, установление исходного состояния предмета исследования, причинное объяснение исходного состояния.III этап (преобразующий) связан с организацией и проведением преобразующего эксперимента. В свою очередь подразделяется на два этапа:Организационный этап: обеспечение условий для реализации программы эксперимента, подготовка материальной базы эксперимента, научного и методического обеспечения экспериментальной работы, распределение управленческих функций.Практический этап: осуществление системы мер, заложенных в гипотезе, реализация новой технологии (методики, системы мер и т.п.), за счет которых ожидается повышение эффективности обучения, воспитания, развитие учащихся или управления школой.

2. Движущие силы и принципы обучения  в высшей школе.Овладение знаниями, способами деятельности (умениями) может происходить в двух основных вариантах построения учебного процесса: репродуктивном (воспроизводящем) и продуктивном (творческом). Учебный процесс представляется как цепь учебных ситуаций, познавательным ядром которых являются учебно-познавательные задачи, а содержанием - совместная деятельность педагога и обучаемых над решением задачи с привлечением разнообразных средств познания и способов обучения.Разумеется, задача понимается не в узком методическом, а в широком психолого-педагогическом смысле - как цель, заданная в конкретной ситуации, или как требование, выражающее необходимость преобразования ситуации для получения искомых результатов.Любая познавательная задача противоречива по своей природе. Она синтезирует достигнутое и нацеливает на овладение еще не познанным, на формирование новых подходов и приемов. Решение и преодоление этого противоречия (междудостигнутым и непознанным) вызывает интерес, рождает стремление к деятельности, к активности и является движущей силой учебного процесса. Решается, исчерпывается задача осуществляется переход к новой задаче, создаются новые условия и отношения, возникает новая учебная ситуация.Направленное разрешение противоречий ведет к нормальному функционированию педагогического процесса в соответствии со свойственными ему движущими силами. Основной результат, который получает педагог, связан с тем, что обучаемые все более активно приобретают способы деятельности, как в учебной, так и внеучебной сфере, овладение которыми есть условие становления личности каждого студента субъектом деятельности и активного участия его во взаимодействии с другими участниками педагогического процесса.Для понимания сущности и роли принципов дидактики важно выстроить в логическую цепь следующие понятия: «закономерность» - «теория обучения» - «принцип» - «форма» - «метод» - «прием» - «средство». Нетрудно обнаружить логику (направленность) расположения этих понятий: от теории - к практике.

3. Основы педагогического контроля в высшей школе.Известно, что контроль стимулирует обучение и влияет на поведение студентов. Как показала практика, попытки исключить контроль частично или полностью из учебного процесса приводят к снижению качества обучения. Внедряемые в настоящее время интенсивные методы обучения ведут неизбежно к новым поискам в области повышения качества и эффективности педагогического контроля и появлению его новых форм, например, таких как рейтинг. Поскольку рейтинговая форма контроля проводится в рамках модульного обучения, сведения о ней можно найти в соответствующем разделе.Функции педагогического контроляВ области контроля можно выделить три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную.Диагностическая функция: контроль - это процесс выявления уровня знаний, умений, навыков, оценка реального поведения студентов.Обучающая функция контроля проявляется в активизации работы по усвоению учебного материала.Воспитательная функция: наличие системы контроля дисциплинирует, организует и направляет деятельность студентов, помогает выявить пробелы в знаниях, особенности личности, устранить эти пробелы, формирует творческое отношение к предмету и стремление развить свои способности.В учебно-воспитательном процессе все три функции тесно взаимосвязаны и переплетены, но есть и формы контроля, когда одна, ведущая функция превалирует над остальными.

Билет № 11

1.Образование  как объект педагогической науки Образование является объектом различных наук, в том числе и педагогики. При всей распространенности и, казалось бы, устойчивости, понятия «образование», смысл, вкладываемый в него, неоднозначен. Выделяют следующие аспекты содержательной трактовки данного понятия: образование как ценность; образование как социокультурный феномен, образование как система; образование как процесс и результат.Однако такое аспектное разделение понятия «образование» не разрушает его целостности, а лишь подчеркивает сложность, многоплановость данного явления. Все указанные аспекты отражают лишьте или иные стороны функционирования образования, проявления особенностей и сущностных качеств каждого и его реализации в образовательной практике. Учитывая сложность, многоаспектность и системность объекта, рассмотрим вкратце каждый из них в отдельности.

2.Законы  и закономерности обучения в  высшей школе. Преподаватель, занимаясь вопросами проектирования учебно-воспитательного процесса, непременно ставит перед собой задачу познания процесса обучения. Результатом этого познания является установление законов и закономерностей процесса обучения. Педагогический закон - внутренняя, существенная, устойчивая связь педагогических явлений, обусловливающая их необходимое, закономерное развитие. Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения раскрывает объективный процесс определяющего влияния общественных отношений, социального строя на формирование всех элементов воспитания и обучения. Речь идет о том, чтобы, используя данный закон, полно и оптимально перевести социальный заказ на уровень педагогических средств и методов. Закон воспитывающего и развивающего обучения. Раскрывает соотношение овладения знаниями, способами деятельности и всестороннего развития личности. Закон обусловленности обучения и воспитания характером деятельности студентов раскрывает соотношения между педагогическим руководством и развитием собственной активности обучающихся, между способами организации обучения и его результатами. Закон целостности и единства педагогического процесса раскрывает соотношение части и целого в педагогическом процессе, необходимость гармонического единства рационального, эмоционального, сообщающего и поискового, содержательного, операционного и мотивационного компонентов и т.д. Закон единства и взаимосвязи теории и практики в обучении.Закономерности обучения - это объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения (это выражение действия законов в конкретных условиях).

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"