Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:59, шпаргалка

Описание

1.Основные понятия педагогики. Педагогика имеет свой понятийный аппарат, базирующийся на основных категориях и развивающийся в рамках конкретных направлений исследования предмета. В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории, выступающие в качестве основных понятий педагогики: воспитание, обучение, образование. Воспитание как всеобщая категория представляет собой процесс передачи исторического и культурного опыта от поколения к поколению. Воспитывать - значит направлять развитие человека с целью формирования личности, ее мировоззрения, органических, умственных и нравственных качеств в соответствии с требованиями общества. Воспитание - историческое понятие. Выдвигая перед воспитателем задачи успешного становления необходимого для него типа гражданина, государство последовательно и систематично занимается совершенствованием системы воспитания. Обучение - двусторонний процесс преподавания и учения - является составной частью воспитания. Преподавание — трансформация или передача знаний, умений, способов познавательной деятельности. Учение - деятельность самого ученика по усвоению опыта посредством восприятия, усвоения, осмысления, использования. Отсюда, обучение - передача и усвоение знаний, умений и навыков практической деятельности посредством взаимодействия педагога и обучаемого. Образование - процесс и результат обучения и воспитания. Образование, прежде всего, - социальное явление - понимается как целенаправленный процесс обучения и воспитания человека в интересах личности, общества, государства.

Работа состоит из  1 файл

Билет по педагогики и псих 1-37 готовый.doc

— 422.50 Кб (Скачать документ)

Билет № 15

1. Роль и место высшего образования  в современную эпоху. Особенности нынешнего этапа становления цивилизации связаны с глобальными инновациями во всех областях культуры, экономики, общественной и индивидуальной жизни. Мировые технологические сдвиги, развитие интеллектуальной интеграции, широкое применение электронизации в производстве определили осознание новых реалий и тенденций XXI века: наукоемкого, высокотехнологичного, насыщенного информацией и коммуникациями, требующего решения задач сегодняшнего дня, ориентирующего на будущее. На протяжении прошлой истории человечества смена поколений, орудий труда, технологий, социальных форм организации жизни происходила медленнее, чем смена поколений непосредственных производителей. НТР произвела в этом процессе обновления беспрецедентный переворот: впервые в истории темпы смены новых поколений техники и технологий стали стремительно опережать темпы смены поколений работников. Современное общество, вступившее на новую ступень цивилизации, резко повысило статус и роль образованного и высококультурного человека, творческой личности, как в производственной, так и непроизводственной сфере. В мире произошло осознание того, что экономические успехи государства определяются их системами образования, образованностью граждан, подготовленной на всех уровнях рабочей силой. Образовательный потенциал общества становится перспективным и стратегическим фактором могущества, гарантом безопасности и устойчивого экономического и социального развития государства, повышения уровня и качества жизни населения. Традиционные факторы производства (земля, сырье, финансово-промышленный капитал), бесспорно, играют огромную роль в развитии государств, но они имеют свои пределы; безграничен только человеческий капитал, выражаемый в знаниях и духовности людей. Постиндустриальная экономика - это экономика наращивания человеческого капитала.

2. Реализация дидактических принципов  в предметных методиках. Реализация дидактических принципов в предметных методиках - это, по существу, частный случай связи теории с практикой. И важно понять механизм этой связи. Целями изучения предмета являются общеобразовательное, интеллектуальное развитие учащихся, создание профессиональных установок, формирование личности. Чтобы эти цели были реализованы в предметных методиках, необходимо использовать потенциал принципов обучения. Такая реализация тесно связана с содержанием учебного предмета, деятельностью педагога - преподаванием, деятельностью учащихся - учением. При этом принципы обучения ориентируют преподавателя на то, каким образом - в зависимости от специфики учебного предмета - избрать формы, методы, приемы, средства обучения. И здесь каждый принцип обучения становится дидактическим «вектором» по отношению к методическому мышлению педагога-практика. Общее знание дидактики и, в частности, принципов обучения является основой методической культуры преподавателя, преподавания им того или иного конкретного предмета. Следует отметить, что реализация дидактических принципов в предметных методиках является одновременно и наукой, и искусством. Когда педагог осмысливает природу дидактических принципов, его мышление сродни научному. Когда же он продумывает практическую реализацию принципа в процессе преподавания того или иного предмета (научной дисциплины), он работает в сфере искусства. Дидактические принципы - это система научных установок, а не набор готовых рецептов. Преобразование теоретической предпосылки в практику преподавания есть профессиональное искусство.

3. Модель системы воспитательной  работы высшей школы. Одной из актуальных методологических проблем педагогической науки является поиск и определение оптимальной цели воспитания. Цель воспитания характеризует мысленное представление педагога о том, каким, в конечном счете, должен стать человек, которого хотят воспитать. Цель определяет характер педагогического воздействия. Она действенна только тогда, когда органически связана с настоящим, фиксирует достигнутое, но ориентирована на решение ближайших задач. Цель не определяется произвольно, потому что она всегда объективно отражает требования общества, которые в свою очередь, детерминированы уровнем развития социально-экономических отношений. Основной целью учебно-воспитательной работы со студентами является формирование социально-ценностных свойств личности, необходимых для жизни в новом обществе. В основу достижения основной цели воспитания положены прогрессивные направления и идеи современной педагогики: идеи социализации личности, идеи создания благоприятной среды воспитания, идеи формирования воспитательной среды. Процесс социализации личности видится в том, что рыночная модель экономики наиболее сильно актуализирует творческий уровень профессионально-экономической адаптации.

Билет №16

1. Основные направления и тенденции  развития высшего образования  в современном мире. Новые цивилизованные вызовы закономерно приводят многие страны к «образовательному буму», к волне глубоких реформ систем образования - это происходит в таких разных странах, как США, Великобритания, страны Восточной Европы, Юго-Восточной Азии и т.п. Проводимые реформы ориентированы на текущие и перспективные потребности общества, эффективное использование ресурсов, в том числе самих систем образования. Наиболее впечатляющие и широкомасштабные изменения происходят на Европейском континенте, переживающем эпоху интеграции стран Европы, что привело к созданию Европейского Союза. Интеграция пронизывает практически все сферы экономики и политики входящих в нее государств, что означает свободное движение товаров, капиталов, услуг, граждан и введение общеевропейской валюты - евро. Процессы развития Новой Европы ставят перед образованием задачу подготовки людей, которые будут жить в расширенной системе общеевропейского сотрудничества, интенсивного обмена информацией и продуктами человеческого труда, сотрудничать посредством создания различных совместных систем проектов, объединений и т.п. Для стимулирования интеграции в сфере образования в 1976 г. был создан Комитет образования государств-членов ЕС, в задачу которого входит разработка стратегии сотрудничества с целью гармонизации систем образования западноевропейских стран.

2. Содержание высшего образования. Дидактическая и практическая значимость решения этих вопросов огромна. От заложенной в основе учебных курсов концепции содержания образования зависит не только создаваемое учебно-методическое обеспечение - учебные программы, учебники, средства обучения и т.п., но и смысл общеобразовательного процесса, конкретные результаты обучения детей. В данном параграфе мы рассмотрим подходы к конструированию содержания образования на его различных уровнях - от концептуального до личностно ориентированного. В Законе РК «Об образовании» (1999) сказано о том, что содержание образования - это система (комплекс) знаний по каждому уровню образования, являющаяся основой для формирования компетентности и всестороннего развития личности. Содержание образования определяется образовательными учебными программами, которые разрабатываются на основе общеобязательных стандартов образования. Содержание образования - специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере. Содержание образования - тот конечный результат, к которому стремится учебное заведение, тот уровень и те достижения, которые выражаются в категориях знаний, умений, навыков, личностных качеств. Содержание образования может быть представлено как свод следующих требований. Оно: - должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; - призвано обеспечивать: соответствующий мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающихся картины мира, адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения), интеграции личности в национальную и мировую культуру; - формирование человека и гражданина, адаптированного к условиям современного общества и нацеленного на совершенствование этого общества; - направлено на получение молодыми людьми профессии и соответствующей квалификации. - содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, между народами независимо от их расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации принц обучающихся на свободный выбор мнений и суждений.

3.Сущность  и основные направления воспитательной  работы в высшей школе. Воспитательный процесс вуза - специально организуемое взаимодействие педагогов и студентов, в ходе которого происходит стимулирование их активной и духовной деятельности, овладение социальным и морально-нравственным опытом, ценностями и отношениями, становление гражданина и профессионала.При этом эффективность воспитания как сфера социального значения исключительно зависит от активности самого субъекта воспитательной деятельности, его стремления к диалогу, интеграции коллективных воспитательных усилий и обмена достижениями. В этой связи в качестве формулы действенного воспитания можно назвать обеспечение в воспитательном процессе синтеза мысли, чувства, слова и действия в контексте практического разрешения научных и образовательных задач, а также острейших проблем коллективной жизнедеятельности, ибо достоянием человека становится то, что он сам совершил и чувственно-эмоционально и рационально пережил. Задачами воспитания в  вузе на современном этапе является создание: - национального и поликультурного воспитательного пространства; - широкого спектра возможностей для проявления творческого потенциала личности; - информационной открытости и доступности информации разнообразного плана; - кооперация воспитательных возможностей всех факультетов и кафедр университета. Системообразующим ядром воспитательного процесса в высшей школе служит научная школа как своеобразная педагогическая система, в которой происходит превращение студента в исследователя, приобщение к идеалам и ценностям науки, создавая особые условия сотворчества, взаимовлияния, взаимоуважения.

Билет № 17

1. Болонская Декларация и ее  основные элементы. В 1999 году главы 29 государств Европейского Союза приняли Болонскую Декларацию, которая положила начало самой значительной структурной реформе высшего образования Европы. Этот процесс, по масштабам и глубине преобразований в историческом плане, вполне можно назвать беспрецедентным. Представим его основные элементы:  - переход национальных систем образования на близкие или совпадающие двухуровневые программы и квалификации высшего образования (бакалавр/магистр); - широкое применение кредитной системы ECTS (система зачетных единиц); - использование приложений к диплому (diplomasupplement) в формате, рекомендованном Европейским Союзом и CENEC (UNESCO); - введение новых механизмов и процедур обеспечения качества образования (самооценка; внешний (международный) аудит качества; аккредитация независимыми организациями; обеспечение прозрачности управленческой и финансовой деятельности вузов; переход к реализации концепции «управление качеством образования» и др. Одной из важнейших целей реформ, заявленных Болонской Декларацией, названо развитие европейского сотрудничества в области контроля качества на основе единых сопоставимых критериев и методик. В резолюции съезда европейских ректоров вузов (г. Саламанка, 29-30 марта 2000 г.) качество определено как «краеугольный камень», «основополагающее условие» доверия, релевантности, мобильности, совместимости и привлекательности. В Европе применяют различные виды и многообразные механизмы сотрудничества для выработки общих критериев и подходов в логике «предметных областей». Так, существует Европейское общество инженерного образования (SEFJ); конференция европейских школ передовых инженерных исследований (CESAER); европейская лига высших учебных заведений (ELZA); Европейская Ассоциация юридических факультетов (ELFA); Европейский фонд развития менеджмента (EFMO) и др. В аспекте сотрудничества эти инициативы направлены на содействие общих подходов в разработке стандартов качества в определенной предметной области (профессиональной подготовке), организацию процесса аккредитации с присвоением европейского Знака качества

2.Основные  теории содержания образования. В процессе обучения следует создавать условия, чтобы учащиеся моглииспользовать приобретенные знания для решения  задач практического характера, направленных на доступные преобразования природной, технической, культурной и общественной действительности. В 50-е гг. XX столетия была разработана теория операциональнойструктурациисодержания образования. Появление этой теории связано с внедрением программированного обучения в учебный процесс. Данная теория не столько пытается ответить на вопрос, каким должно быть содержание образования, сколько - каким образом его передать ученикам, как правильно его структурировать, разделить на связанные содержательно и логически части. Рассмотренные теории позволяют сделать вывод, что содержание образования должно иметь познавательную, развивающую и воспитательную ценность. Перечисленные дидактические подходы определяют различия отечественных концепций содержания образования: 1. Содержание образования — педагогически адаптированные основы наук. Данная концепция ориентирует на приобщение учащихся к науке и производству. Ведущими принципами отбора и построения содержания образования выступают общие методы и принципы построения знания, свойственные, прежде всего естественным и точным наукам. Данная концепция характеризуется как технократическая, сциентистская, продолжающая отчасти теорию дидактического материализма. 2. Содержание образования - система знаний, умений и навыков (ЗУНов), которые должны быть усвоены учащимися, а также опыт творческой деятельности и эмоционально-волевого отношения к миру. Знания, умения и навыки, относящиеся к основам наук и соответствующим учебным предметам, необходимы для передачи учащимся, чтобы те умели жить и действовать в социуме. 3. Содержание образования - педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по структуре человеческой культуре.

 

3.Концептуальная  модель воспитательной системы. Данный этап характеризуется концептуальным определением развития системы высшего образования, что нашло отражение в Концепции государственной политики в области образования, утвержденной Национальным советом по государственной политике при Президенте Республики Казахстан 4 августа 1995 года, принятием новых нормативных правовых положений, регламентирующих деятельность высших учебных заведений. С 1995 по 1997 годы принимаются первые казахстанские образовательные стандарты по 310 специальностям высшего профессионального образования. В 1996 году утверждена новая редакция классификатора (перечня) специальностей высшего образования Республики Казахстан, предусматривающего 342 специальности. Активно развивается негосударственный сектор образования.

Билет № 18

1. Тенденции развития высшего образования  в современном мире.Новые цивилизованные вызовы закономерно приводят многие страны к «образовательному буму», к волне глубоких реформ систем образования - это происходит в таких разных странах, как США, Великобритания, страны Восточной Европы, Юго-Восточной Азии и т.п. Проводимые реформы ориентированы на текущие и перспективные потребности общества, эффективное использование ресурсов, в том числе самих систем образования. Наиболее впечатляющие и широкомасштабные изменения происходят на Европейском континенте, переживающем эпоху интеграции стран Европы, что привело к созданию Европейского Союза. Интеграция пронизывает практически все сферы экономики и политики входящих в нее государств, что означает свободное движение товаров, капиталов, услуг, граждан и введение общеевропейской валюты - евро. Процессы развития Новой Европы ставят перед образованием задачу подготовки людей, которые будут жить в расширенной системе общеевропейского сотрудничества, интенсивного обмена информацией и продуктами человеческого труда, сотрудничать посредством создания различных совместных систем проектов, объединений и т.п. Для стимулирования интеграции в сфере образования в 1976 г. был создан Комитет образования государств-членов ЕС, в задачу которого входит разработка стратегии сотрудничества с целью гармонизации систем образования западноевропейских стран.

2. Уровни представления содержания  образования. Во внешнем проявлении содержание образовании имеет несколько уровней представления: Первый уровень - содержание образования в целом. Второй уровень - содержание образования соответственно ступеням обучения: базовое общее образование, профтехобразование, среднее специальное образование, высшее образование, научное образование. Ко второму уровню относится и содержание сквозных отраслей образования (общего, политехнического, специального и т.п.). Третьим уровнем организации содержания образования являются циклы учебных курсов. Циклы предметов пересекаются и поэтому не характеризуют содержание образования целостно. Четвертый уровень организации содержания образования по нисходящей линии - учебные курсы математики, физики, химии, языка и др. В своей совокупности они охватывают всю обязательную теоретическую подготовку в учебном заведении. Пятый уровень - отдельные учебные дисциплины внутри курсов. Так, учебный курс "Педагогика" подразделяется на общую педагогику, педагогику школы, этнопедагогику, педагогику высшей школы.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"