Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:59, шпаргалка

Описание

1.Основные понятия педагогики. Педагогика имеет свой понятийный аппарат, базирующийся на основных категориях и развивающийся в рамках конкретных направлений исследования предмета. В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории, выступающие в качестве основных понятий педагогики: воспитание, обучение, образование. Воспитание как всеобщая категория представляет собой процесс передачи исторического и культурного опыта от поколения к поколению. Воспитывать - значит направлять развитие человека с целью формирования личности, ее мировоззрения, органических, умственных и нравственных качеств в соответствии с требованиями общества. Воспитание - историческое понятие. Выдвигая перед воспитателем задачи успешного становления необходимого для него типа гражданина, государство последовательно и систематично занимается совершенствованием системы воспитания. Обучение - двусторонний процесс преподавания и учения - является составной частью воспитания. Преподавание — трансформация или передача знаний, умений, способов познавательной деятельности. Учение - деятельность самого ученика по усвоению опыта посредством восприятия, усвоения, осмысления, использования. Отсюда, обучение - передача и усвоение знаний, умений и навыков практической деятельности посредством взаимодействия педагога и обучаемого. Образование - процесс и результат обучения и воспитания. Образование, прежде всего, - социальное явление - понимается как целенаправленный процесс обучения и воспитания человека в интересах личности, общества, государства.

Работа состоит из  1 файл

Билет по педагогики и псих 1-37 готовый.doc

— 422.50 Кб (Скачать документ)

3. Педагогические условия самовоспитания и самообразования в современных условиях. Самостоятельность и самодеятельность студентов должна проявляться в учебном, общественном, клубно-досуговом пространстве, социальной взаимопомощи на принципах самоуправления. Это предполагает более широкое использование активных методов обучения, увеличение доли самостоятельных работ, вовлечение как можно большего числа студентов в общественное самоуправление, интенсификацию культурно-развлекательной работы, активное развития клубов по интересам и др. Воспитательная работа в вузах не может быть полноценной без общественно-политических молодежных организаций и структур. Чтобы иметь связь с молодежной средой, студенчеством, иметь систематизированную форму управления, чтобы готовить политически активных граждан, должно всячески поддерживаться, создаваться и организоваться студенческое самоуправление.Время, которое переживает страна, программа «Казахстан - 2030», осмысление необходимости усиления идеологической работы достаточно четко определили цель. Это, прежде всего, воспитание «человека и гражданина» с самым широким аспектом качеств, присущих данным понятиям.

Билет №22

1. Основные приоритеты высшего образования Казахстана. Одним из важнейших направлений развития высшего образования являются вопросы международного сотрудничества, главной задачей которого является интеграция системы высшего образования Казахстана в мировое образовательное пространство. Международное сотрудничество в области образования регулируется законодательством Республики Казахстан и осуществляется на основе международных договоров и конвенций. За последние годыв области образования подписаны соглашения о сотрудничестве с Германией, Испанией, Китаем, Турецкой Республикой, Болгарией, Британским Советом Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Американским Советом по сотрудничеству в области образования и изучения языков, Германской службой академических обменов, Национальным центром университетских программ Франции, Фондом "СОРОС-Казахстан", Обществом "Светоч",Российской Федерацией, Арабской Республикой Египет, Узбекистаном, Кыргызской Республикой, Украиной, Монголией, Азербайджаном, Грузией. Во всем мире образовательные границы ликвидируются, повышается мобильность студентов и преподавателей, расширяется обмен научной информацией. Эволюция современных образовательных систем сегодня есть не что иное, как целостный процесс непрерывного измененияи развития составляющих их элементов с направленностью на интеграцию национальных систем в единое мировое образовательное пространство. Интеграция казахстанской высшей школы в мировое образовательное пространство, ставшая возможной вследствие формирования открытого общества в Казахстане, предполагает активное участие казахстанских вузов в международном рынке образовательных услуг, участие в международных образовательных и научно-исследовательских программах, обучение в Казахстане, а также в казахстанских учебных заведениях и филиалах казахстанских вузов за рубежом значительного контингента иностранных студентов по приоритетным направлениям науки и техники. Реализация этой задачи требует проведения последовательной и целенаправленной работы по созданиюимиджа казахстанского высшего образования, привлекательного для иностранной молодежи, профессионалов и политиков, информированию мировой общественности о достижениях казахстанской системы высшего образования, рейтинге казахстанских вузов в мировой табели о рангах, возможных направлениях и финансовых условиях обучения в них иностранных граждан. Особо значимой является работа по признанию казахстанских документов об образовании и аналогичных иностранных документов в: Республике Казахстан.

2. Методы и средства обучения  в высшей школе. Методами обучения называют упорядоченную деятельность преподавателя и обучаемых, направленную на достижение заданных цели и задач.Методы обучения - это система способов деятельности преподавателя и студентов, направленной на овладение знаниями, умениями, навыками и на воспитание учащихся. Средства обучения - это специально разработанные материальные или материализованные объекты, предназначенные для повышения эффективности учебного процесса. Методы обучения имеют объективную и субъективную составляющие. К объективной относят признаки, по которым мы определяем, что данный метод является, во-первых, методом обучения, во-вторых - конкретным методом обучения. К субъективной составляющей относят особенности использования метода личностью педагога, особенностями группы или учащегося, конкретными условиями. В педагогической литературе, поскольку обучение предполагает два вида деятельности - преподавание и учение, методы обучения подразделяют на методы преподавания и методы учения. Данное деление позволяет четко фиксировать дидактические приемы, относящиеся к определенному методу, четче определять элементы управления преподавателем и самоуправления студентов, на которые мобильнее можно воздействовать и реагировать. Приемы- это составляющие элементы, части метода, определяющие действия преподавателя или обучаемого. Историческое развитие педагогики позволило накопить значительный арсенал педагогического оружия - дидактических методов. Классифицировать методы обучения можно по различным критериям: • традиционному - по источнику знаний; • по типу познавательной деятельности учащихся (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин); • по дидактическим целям (Г.И.Щукина, И.Т.Огородников и др.); • по назначению (М.А.Данилов, Б.П.Есипов) и др. Рассмотрим подробнее две первые классификации, в которые включим новые компоненты - активные методы обучения.

3. Кураторства в высшей школе. Важную роль в воспитании молодежи в высшей школе играет куратор. Слово «куратор» (от лат. curator) - попечитель. Куратор - это преподаватель, назначенный деканатом для решения вопросов студенческой жизнедеятельности: воспитания, организации досуга, труда, социально-бытового характера [70]. Куратор появился одновременно со студентами и фактически сопровождает всю историю развития высшего образования, вместе с которой изменялись его обязанности, статус, содержание деятельности, характер взаимоотношений со студентами. В процессе работы куратор опирается на актив академической группы, студентов, их инициативу. К методам авторитарного управления куратор должен прибегать редко, только в случае крайней необходимости. В компетенцию куратора входит составление плана воспитательной работы на год совместно с активом студенческой группы. План работы должен учитывать интересы и склонности студентов, запросы, семейное положение, материальное состояние, жилищно-бытовые условия. При разработке плана надо исходить из реальных условий, учитывать существующие возможности и конкретную обстановку. Куратор в академических группах занимается вопросами социально-психологической адаптации студентов к новой роли, вузу, городу. Деятельность куратора связана со знакомством студентов с нормативнымидокументами, регламентирующие их жизнедеятельность, с принятыми решениями на заседаниях ученых советов факультета и университета, на заседаниях деканата и ректората. Данная информация достаточно важна для студентов, так как помогает им быть осведомленными об основных событиях вузовской жизни, формирует привязанность к своему учебному заведению. Периодически куратор анализирует успеваемость студентов и их посещаемость. При необходимости организационные вопросы рассматриваются на собраниях студенческих групп. Знание структуры неформальных взаимоотношений, того, на чем они основываются, облегчает понимание внутригрупповой атмосферы и позволяет находить наиболее рациональные пути воздействия на эффективность групповой работы.

 

 

 

Билет № 23

1.Подготовка  научно-педагогических кадров в  высшей школе.В условиях перехода Казахстана к рыночной экономике актуальной становится подготовка специалистов конкурентоспособных, с развитым экономическим мышлением, владеющих творческими умениями и навыками, склонных к овладению различными профессиями, с быстрой и гибкой ориентацией в решении сложных жизненных проблем. Основным звеном, определяющим эффективность функционирования системы образования, является подготовка педагогических кадров, от деятельности которых зависит развитие всех звеньев системы образования. Именно качество подготовки педагогических кадров, в конечном итоге, определяет эффективность деятельности всей системы образования, в целом, и каждого ее звена в отдельности. В новых реалиях изменились требования к педагогу: он сам является объектом педагогической деятельности, а не только носителем совокупных научных знаний и способов их передачи; он ориентирован на развитие человеческих способностей, а не просто на трансляцию знаний, умений и навыков; он должен уметь практически работать с образовательными программами, строить и решать развивающие образовательные задачи; он должен быть способен проектировать процесс обучения и воспитания. Важнейшим его качеством становятся профессиональная гибкость и мобильность. Адаптацию человеческого капитала в конъюнктуре рынка может обеспечить система общего образования, которая давала бы индивиду не совокупность специальных теоретических знаний или профессиональных навыков, а методологию понимания основных принципов и взаимосвязей, системного усвоения новой информации, трансформации знаний и опыта прошлого в способность человека к поиску и формированию новых знаний. В силу этого в современных условиях неизменно возрастает роль высокообразованной личности, способной не только воспринимать ранее накопленное научное знание, но и обобщать, анализировать, создавать новое в виде информационных технологий и продуктов.

2.Критерии и традиционная классификация методов обучения. Традиционная классификация основанием для выделения методов определяет источник знаний: слово, наглядность, практику. Слово преподавателя определяет словесные методы обучения - это рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция и др. Они являются ведущими в педагогической деятельности, а искусное владение ораторским мастерством позволяет преподавателю доступно и ярко передавать большой объем информации в сжатые сроки текущего занятия. Однако очень важно использовать их в комплексе с наглядными и практическими МО. К устному и печатному слову в современное время добавилось электронное. Методы обучения - работу с электронным учебником, электронными публикациями (статьями, книгами), работу с информацией веб-сайтов (текущая информация веб-сайтов) можно определить новыми МО и выделить в отдельный подтип. Работа с печатным и электронным словом в высшей школе используется в качестве самостоятельной работы студента. Но на современном этапе значительно актуализируется использование сопровождающего раздаточного материала, хэнд-аутов, которые могут быть представлены в виде дидактически обработанного материала, либо в виде современных научных статей, распечатанных презентаций и т.п. Наглядность как источник знаний определяет методы иллюстраций и демонстраций. Новые возможности компьютерной техники позволяют дополнить методы демонстраций показом видеопрезентаций, мультимедиа демонстрации моделирования процессов, явлений и др.

3.Современные  образовательные технологии в  высшей школе.  Любая деятельность может быть рассмотрена как искусство, либо как технология. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С другой стороны, любое планирование (а без него не обойтись в педагогической деятельности) противоречит экспорту, действию по наитию и потому является началом технологии. В технологическом контексте сегодня рассматриваются такие педагогические процессы, как обучение, воспитание, формирование и развитие личности. Популярность рассматриваемого понятия объясняется по-разному. Одни исследователи расценивают ее как средство достижения более высоких результатов обучения и воспитания; другие - полагают, что создание и переход к новой педагогической технологии является закономерным процессом в решении актуальных и перспективных задач, выдвигаемых перед образованием грядущей информационной цивилизацией. Слово «технология» образовано от латинских слов «техне» - искусство, мастерство, ремесло и «логос» - наука, учение. В производственном процессе технология - система предложенных наукой алгоритмов, способов и средств, применение которых ведет к заранее намеченным результатам деятельности, гарантирует получение продукции заданного количества и качества. Все современные производства основываются на технологиях.Словарное толкование термина «техника» и «технология» допускает их использование в педагогической сфере, где техника - это пути, способы и действия, помогающие точно, быстро, рационально достигать намеченных целей. В этом смысле технология - это определенная логика производственных процессов, обеспечивающих изготовление какой-либо продукции заданных параметров.

Билет №24

1.Основные  направления и этапы формирования  педагогического образования в   Республике Казахстан.  Педагогическое образование - составная часть - системы образования, одно из ключевых звеньев, определяющих качество и перспективы ее развития. Специфика педагогического образования связана с повышенными социальными ожиданиями к профессиональной деятельности и личности педагога, Особая роль педагогического образования заключается еще и в том, что оно является средством обеспечения основного права современного человека - права на качественное образование и условием обеспечения защиты детей от некомпетентного воздействия взрослого. Педагогическое образование как социальная проблема возникла в XIX веке в связи с развитием массовой общеобразовательной школы и необходимостью введения всеобщего обучения. Каждый из этапов развития массового образования требовал изменений в структуре, организационных формах и содержании подготовки педагогов. Созданная в СССР система подготовки педагогических кадров с высшим образованием представляла собой пятилетнее обучение в педагогических институтах, организованных практически в каждом областном центре, либо на педагогических факультетах университетов с присвоением выпускникам квалификации учитель школы по предмету или соответственно преподаватель по предмету. Активные процессы реформирования в системе подготовки, переподготовки и повышении квалификации учителей были начаты в конце 80-х годов. С этого времени данная система и содержательно, и терминологически стала рассматриваться как единая и целостная система педагогического образования. Реформа педагогического образования в Республике Казахстан развернулась с 1991 года на фоне процессов деполитизации образования, децентрализации и регионализации управления им, демократизации жизни школ, закрепленных Законами об образовании 1992 и 1999 гг.

2. Классификация МО по типу познавательной  деятельности. Слово преподавателя определяет словесные методы обучения - это рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция и др. Они являются ведущими в педагогической деятельности, а искусное владение ораторским мастерством позволяет преподавателю доступно и ярко передавать большой объем информации в сжатые сроки текущего занятия. Однако очень важно использовать их в комплексе с наглядными и практическими МО. К устному и печатному слову в современное время добавилось электронное. Методы обучения - работу с электронным учебником, электронными публикациями (статьями, книгами), работу с информацией веб-сайтов (текущая информация веб-сайтов) можно определить новыми МО и выделить в отдельный подтип. Работа с печатным и электронным словом в высшей школе используется в качестве самостоятельной работы студента. Но на современном этапе значительно актуализируется использование сопровождающего раздаточного материала, хэнд-аутов, которые могут быть представлены в виде дидактически обработанного материала, либо в виде современных научных статей, распечатанных презентаций и т.п. Если традиционная классификация является наиболее ранней и исторически сложившейся, ее чаще используют педагоги-практики и методисты, то выделение классов у И.Я.Лернера и М.Н.Скаткина характеризуется деятельностью учащихся - динамикой от малозатратных познавательных усилий учащихся по приобретению новых знаний до поиска, построения и усвоения их с большей самостоятельностью. Другими словами, активной или пассивной учебно-познавательной деятельностью обучаемых. Выделяют репродуктивные и продуктивные МО.

3. Научные основы образовательных  технологий в высшей школе. Термин «образовательная технология» или «педагогическая технология» появился на страницах зарубежной печати в начале 60-х годов в связи с разработкой вопросов технологии обучения. В настоящее время ими занимается целая сеть специализированных учреждений мира: в Англии создан Национальный Совет по педагогической технологии; в США Национальный институт образования направляет и координирует работу десятка научно-исследовательских центров по технологии обучения; создана Международная Ассоциация по педагогическим связям и технологии (АЕСТ), функционируют два крупных научных центра по педагогической технологии - в Канаде и Венгрии. Что такое обучение, построенное как технология, какую структуру оно имеет, как использовать технологии и что они могут дать на практике? Это вопросы, которые интересуют сегодня педагогов-практиков. Исторически понятие «технология» возникло в связи с техническим прогрессом и согласно словарным толкованиям (techne - искусство, ремесло, наука + logos - понятие, учение) есть совокупность знаний о способах и средствах обработки материалов. Технология включает также и искусство владения процессом, в результате чего персонализируется. Технологический процесс всегда предусматривает определенную последовательность операций с использованием необходимых средств (материалов, инструментов) и условий. Технология в процессуальном смысле отвечает на вопрос: «Как сделать (из чего и какими средствами)?» К числу существенных признаков технологии относят стандартизацию, унификацию процесса и возможность его воспроизводства применительно к заданным условиям. Впервые в 20-е гг. термин «педагогическая технология» упомянут в работах по педологии, основанных на трудах по рефлексологии (И.П.Павлов, В.М.Бехтерев, А.А.Ухтомский, С.Т.Шацкий). В это же время распространилось и другое понятие — «педагогическая техника», которая в педагогической энциклопедии 30-х гг. была определена как совокупность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебных занятий. К педагогической технологии было отнесено также умение оперировать учебным и лабораторным оборудованием, использовать наглядные пособия.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"