Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:59, шпаргалка
1.Основные понятия педагогики. Педагогика имеет свой понятийный аппарат, базирующийся на основных категориях и развивающийся в рамках конкретных направлений исследования предмета. В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории, выступающие в качестве основных понятий педагогики: воспитание, обучение, образование. Воспитание как всеобщая категория представляет собой процесс передачи исторического и культурного опыта от поколения к поколению. Воспитывать - значит направлять развитие человека с целью формирования личности, ее мировоззрения, органических, умственных и нравственных качеств в соответствии с требованиями общества. Воспитание - историческое понятие. Выдвигая перед воспитателем задачи успешного становления необходимого для него типа гражданина, государство последовательно и систематично занимается совершенствованием системы воспитания. Обучение - двусторонний процесс преподавания и учения - является составной частью воспитания. Преподавание — трансформация или передача знаний, умений, способов познавательной деятельности. Учение - деятельность самого ученика по усвоению опыта посредством восприятия, усвоения, осмысления, использования. Отсюда, обучение - передача и усвоение знаний, умений и навыков практической деятельности посредством взаимодействия педагога и обучаемого. Образование - процесс и результат обучения и воспитания. Образование, прежде всего, - социальное явление - понимается как целенаправленный процесс обучения и воспитания человека в интересах личности, общества, государства.
3. Педагогические условия самовоспитания и самообразования в современных условиях. Самостоятельность и самодеятельность студентов должна проявляться в учебном, общественном, клубно-досуговом пространстве, социальной взаимопомощи на принципах самоуправления. Это предполагает более широкое использование активных методов обучения, увеличение доли самостоятельных работ, вовлечение как можно большего числа студентов в общественное самоуправление, интенсификацию культурно-развлекательной работы, активное развития клубов по интересам и др. Воспитательная работа в вузах не может быть полноценной без общественно-политических молодежных организаций и структур. Чтобы иметь связь с молодежной средой, студенчеством, иметь систематизированную форму управления, чтобы готовить политически активных граждан, должно всячески поддерживаться, создаваться и организоваться студенческое самоуправление.Время, которое переживает страна, программа «Казахстан - 2030», осмысление необходимости усиления идеологической работы достаточно четко определили цель. Это, прежде всего, воспитание «человека и гражданина» с самым широким аспектом качеств, присущих данным понятиям.
Билет №22
1. Основные приоритеты высшего образования Казахстана. Одним из важнейших направлений развития высшего образования являются вопросы международного сотрудничества, главной задачей которого является интеграция системы высшего образования Казахстана в мировое образовательное пространство. Международное сотрудничество в области образования регулируется законодательством Республики Казахстан и осуществляется на основе международных договоров и конвенций. За последние годыв области образования подписаны соглашения о сотрудничестве с Германией, Испанией, Китаем, Турецкой Республикой, Болгарией, Британским Советом Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Американским Советом по сотрудничеству в области образования и изучения языков, Германской службой академических обменов, Национальным центром университетских программ Франции, Фондом "СОРОС-Казахстан", Обществом "Светоч",Российской Федерацией, Арабской Республикой Египет, Узбекистаном, Кыргызской Республикой, Украиной, Монголией, Азербайджаном, Грузией. Во всем мире образовательные границы ликвидируются, повышается мобильность студентов и преподавателей, расширяется обмен научной информацией. Эволюция современных образовательных систем сегодня есть не что иное, как целостный процесс непрерывного измененияи развития составляющих их элементов с направленностью на интеграцию национальных систем в единое мировое образовательное пространство. Интеграция казахстанской высшей школы в мировое образовательное пространство, ставшая возможной вследствие формирования открытого общества в Казахстане, предполагает активное участие казахстанских вузов в международном рынке образовательных услуг, участие в международных образовательных и научно-исследовательских программах, обучение в Казахстане, а также в казахстанских учебных заведениях и филиалах казахстанских вузов за рубежом значительного контингента иностранных студентов по приоритетным направлениям науки и техники. Реализация этой задачи требует проведения последовательной и целенаправленной работы по созданиюимиджа казахстанского высшего образования, привлекательного для иностранной молодежи, профессионалов и политиков, информированию мировой общественности о достижениях казахстанской системы высшего образования, рейтинге казахстанских вузов в мировой табели о рангах, возможных направлениях и финансовых условиях обучения в них иностранных граждан. Особо значимой является работа по признанию казахстанских документов об образовании и аналогичных иностранных документов в: Республике Казахстан.
2. Методы и средства обучения в высшей школе. Методами обучения называют упорядоченную деятельность преподавателя и обучаемых, направленную на достижение заданных цели и задач.Методы обучения - это система способов деятельности преподавателя и студентов, направленной на овладение знаниями, умениями, навыками и на воспитание учащихся. Средства обучения - это специально разработанные материальные или материализованные объекты, предназначенные для повышения эффективности учебного процесса. Методы обучения имеют объективную и субъективную составляющие. К объективной относят признаки, по которым мы определяем, что данный метод является, во-первых, методом обучения, во-вторых - конкретным методом обучения. К субъективной составляющей относят особенности использования метода личностью педагога, особенностями группы или учащегося, конкретными условиями. В педагогической литературе, поскольку обучение предполагает два вида деятельности - преподавание и учение, методы обучения подразделяют на методы преподавания и методы учения. Данное деление позволяет четко фиксировать дидактические приемы, относящиеся к определенному методу, четче определять элементы управления преподавателем и самоуправления студентов, на которые мобильнее можно воздействовать и реагировать. Приемы- это составляющие элементы, части метода, определяющие действия преподавателя или обучаемого. Историческое развитие педагогики позволило накопить значительный арсенал педагогического оружия - дидактических методов. Классифицировать методы обучения можно по различным критериям: • традиционному - по источнику знаний; • по типу познавательной деятельности учащихся (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин); • по дидактическим целям (Г.И.Щукина, И.Т.Огородников и др.); • по назначению (М.А.Данилов, Б.П.Есипов) и др. Рассмотрим подробнее две первые классификации, в которые включим новые компоненты - активные методы обучения.
3.
Кураторства в высшей школе. Ва
Билет № 23
1.Подготовка
научно-педагогических кадров
2.Критерии и традиционная классификация методов обучения. Традиционная классификация основанием для выделения методов определяет источник знаний: слово, наглядность, практику. Слово преподавателя определяет словесные методы обучения - это рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция и др. Они являются ведущими в педагогической деятельности, а искусное владение ораторским мастерством позволяет преподавателю доступно и ярко передавать большой объем информации в сжатые сроки текущего занятия. Однако очень важно использовать их в комплексе с наглядными и практическими МО. К устному и печатному слову в современное время добавилось электронное. Методы обучения - работу с электронным учебником, электронными публикациями (статьями, книгами), работу с информацией веб-сайтов (текущая информация веб-сайтов) можно определить новыми МО и выделить в отдельный подтип. Работа с печатным и электронным словом в высшей школе используется в качестве самостоятельной работы студента. Но на современном этапе значительно актуализируется использование сопровождающего раздаточного материала, хэнд-аутов, которые могут быть представлены в виде дидактически обработанного материала, либо в виде современных научных статей, распечатанных презентаций и т.п. Наглядность как источник знаний определяет методы иллюстраций и демонстраций. Новые возможности компьютерной техники позволяют дополнить методы демонстраций показом видеопрезентаций, мультимедиа демонстрации моделирования процессов, явлений и др.
3.Современные образовательные технологии в высшей школе. Любая деятельность может быть рассмотрена как искусство, либо как технология. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С другой стороны, любое планирование (а без него не обойтись в педагогической деятельности) противоречит экспорту, действию по наитию и потому является началом технологии. В технологическом контексте сегодня рассматриваются такие педагогические процессы, как обучение, воспитание, формирование и развитие личности. Популярность рассматриваемого понятия объясняется по-разному. Одни исследователи расценивают ее как средство достижения более высоких результатов обучения и воспитания; другие - полагают, что создание и переход к новой педагогической технологии является закономерным процессом в решении актуальных и перспективных задач, выдвигаемых перед образованием грядущей информационной цивилизацией. Слово «технология» образовано от латинских слов «техне» - искусство, мастерство, ремесло и «логос» - наука, учение. В производственном процессе технология - система предложенных наукой алгоритмов, способов и средств, применение которых ведет к заранее намеченным результатам деятельности, гарантирует получение продукции заданного количества и качества. Все современные производства основываются на технологиях.Словарное толкование термина «техника» и «технология» допускает их использование в педагогической сфере, где техника - это пути, способы и действия, помогающие точно, быстро, рационально достигать намеченных целей. В этом смысле технология - это определенная логика производственных процессов, обеспечивающих изготовление какой-либо продукции заданных параметров.
Билет №24
1.Основные
направления и этапы
2.
Классификация МО по типу
3.
Научные основы