Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:59, шпаргалка

Описание

1.Основные понятия педагогики. Педагогика имеет свой понятийный аппарат, базирующийся на основных категориях и развивающийся в рамках конкретных направлений исследования предмета. В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории, выступающие в качестве основных понятий педагогики: воспитание, обучение, образование. Воспитание как всеобщая категория представляет собой процесс передачи исторического и культурного опыта от поколения к поколению. Воспитывать - значит направлять развитие человека с целью формирования личности, ее мировоззрения, органических, умственных и нравственных качеств в соответствии с требованиями общества. Воспитание - историческое понятие. Выдвигая перед воспитателем задачи успешного становления необходимого для него типа гражданина, государство последовательно и систематично занимается совершенствованием системы воспитания. Обучение - двусторонний процесс преподавания и учения - является составной частью воспитания. Преподавание — трансформация или передача знаний, умений, способов познавательной деятельности. Учение - деятельность самого ученика по усвоению опыта посредством восприятия, усвоения, осмысления, использования. Отсюда, обучение - передача и усвоение знаний, умений и навыков практической деятельности посредством взаимодействия педагога и обучаемого. Образование - процесс и результат обучения и воспитания. Образование, прежде всего, - социальное явление - понимается как целенаправленный процесс обучения и воспитания человека в интересах личности, общества, государства.

Работа состоит из  1 файл

Билет по педагогики и псих 1-37 готовый.doc

— 422.50 Кб (Скачать документ)

Билет №25

1.Пути  совершенствования высшего образования  в Республике Казахстан. Обеспечить высокий профессионализм современного учителя призвана система непрерывного педагогического образования.В этих целях, группой ученых Казахского национального педагогического университета имени Абая разработан проект Концепции непрерывного педагогического образования Республики Казахстан в соответствии с действующей нормативно-правовой документацией в области образования Республики Казахстан и Концепцией развития образования Республики Казахстан до 2015 года, одобренной Правительством страны.Непрерывность педагогического образования понимается как создание системы, позволяющей постоянно удовлетворять развивающиеся потребности учителя на всех этапах его развития. Непрерывное педагогическое образование можно рассматривать как процесс, развивающийся по спирали и дискретно. Каждый отрезок этого процесса строится в зависимости от той или иной профессиональной задачи, а также от индивидуально-личностных особенностей и возможностей обучаемых.Идея непрерывного педагогического образования рассматривает подготовку специалистов на основе интеграции образовательных систем, обеспечивающих три этапа образования: довузовское, базовое профессиональное образование учителя, послевузовское. Цели и задачи каждого этапа определяются его профессионально-педагогической направленностью и решаются соответствующими ему содержанием, формами, методами обучения.

2.Репродуктивные  и продуктивные методы обучения. Преимуществом репродуктивных методов обучения является экономичность времени, передача большого объема знаний в сжатые сроки. Преимуществом продуктивных методов является повышение прочности ЗУН, а также усвоение методов мыслительной деятельности самими обучаемыми. Активные методы обучения в связи с широким и динамичным их использованием выделяют в отдельный новый класс, однако, их можно отнести к классификации по источникам - в практические методы обучения, а в классификации по типу познавательной деятельности в продуктивные методы. Рассмотрим определение активных методов обучения и их классификацию, известную в современной педагогической литературе после рассмотрения традиционных форм обучения в высшей школе. Преимуществом репродуктивных методов обучения является экономичность времени, передача большого объема знаний в сжатые сроки. Преимуществом продуктивных методов является повышение прочности ЗУН, а также усвоение методов мыслительной деятельности самими обучаемыми. Активные методы обучения в связи с широким и динамичным их использованием выделяют в отдельный новый класс, однако, их можно отнести к классификации по источникам - в практические методы обучения, а в классификации по типу познавательной деятельности в продуктивные методы.

3.Сущность  образовательных технологий. Процесс передачи и получения знаний сегодня уже невозможен вне технологического подхода к построению учебного процесса. Опора на технологические принципы и критерии: концептуальность, системность, управляемость, структурируемость, контролируемость и воспроизводимость создают необходимые условия для того, чтобы избегать привнесения в учебный процесс несущественных действий, которые приводят к учебной перегрузке студентов. В настоящее время педагогическую технологию понимают как последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее проектированного педагогического процесса. Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов и их объективной взаимосвязи. Технологизация предусматривает равномерное функционирование всех подсистем педагогического процесса: целеполагания, содержания, структуры, управления, средств и методов обучения, контроля, что приводит к рационализации и оптимизации учебного процесса.

 

 

Билет № 26

1.Педагогическая  деятельность и личность преподавателя высшей школы. Чтобы разобраться с сущностью понятия «педагогическая деятельность», рассмотрим более общее понятие - «деятельность». Деятельность понимается нами, с одной стороны, как специфическая форма общественно-исторического бытия людей, а с другой - как способ их существования и развития, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности. Выступая, как форма бытия и способ существования человека, деятельность: - обеспечивает создание материальных условий жизни человека, удовлетворение естественных человеческих потребностей; - становится фактором развития духовного мира человека, формой и условием реализации его культурных потребностей; - является сферой реализации человеком своего личностного потенциала, достижения жизненных целей, успехов; - создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений, для реализации его социальных интересов; - является источником и критерием научного познания, самопознания и саморазвития; - обеспечивает познание и преобразование окружающего мира. Важнейшими характеристиками деятельности является: - предметность - она подчиняется, уподобляется свойствам и отношениям преобразуемого в процессе деятельности объективного мира; - социальность - деятельность человека всегда носит общественный характер, побуждающий людей к обмену ее продуктами, информацией, к согласованию индивидуальных целей и планов, к взаимопониманию; - сознательность - в процессе организации и осуществления деятельности «сознание выполняет разнообразные функции: информационную, ориентирующую, целеполагающую, мотивационно-побудительную, регулирующую и контролирующую». Наиболее весомый вклад в разработку теории деятельности внесли учения психологов А.Н.Леонтьева и С.Л.Рубинштейна, которые доказали, что протекание и развитие психических процессов существенно зависят от содержания человеческой деятельности, представленной в виде следующих компонентов.

2.Методы  обучения. Методы обучения - это система способов деятельности преподавателя и студентов, направленной на овладение знаниями, умениями, навыками и на воспитание учащихся. Методы обучения имеют объективную и субъективную составляющие. К объективной относят признаки, по которым мы определяем, что данный метод является, во-первых, методом обучения, во-вторых - конкретным методом обучения. К субъективной составляющей относят особенности использования метода личностью педагога, особенностями группы или учащегося, конкретными условиями. В педагогической литературе, поскольку обучение предполагает два вида деятельности - преподавание и учение, методы обучения подразделяют на методы преподавания и методы учения. Данное деление позволяет четко фиксировать дидактические приемы, относящиеся к определенному методу, четче определять элементы управления преподавателем и самоуправления студентов, на которые мобильнее можно воздействовать и реагировать.

3.Новые  образовательные технологии в  Высшей школе: организация учебного  процесса в высшей школе на  основе кредитной системы обучения. Организация учебного процесса осуществляется на основании утвержденных рабочих учебных планов, академического календаря, штатного расписания, расписания учебных занятий и графика СРСП. Вся информация об организации учебного процесса размещается на стендах факультетов, кафедр и в учебном портале (сайте) высшего учебного заведения. Высшее учебное заведение, действующее в рамках кредитной системы обучения, должно создать максимально благоприятные условия обучающимся для освоения всех дисциплин специальности и получения ими (по завершении обучения) академической степени в соответствии с требованиями ГОСО. При этом высшее учебное заведение несет ответственность за методическое обеспечение учебного процесса. С этой целью разрабатываются:  1) справочник-путеводитель, которым обеспечивается каждый обучающийся;  2) рабочие программы (Syllabus) по каждой дисциплине для обучающегося и преподавателя; 3) материалы для аудиторной работы по каждой дисциплине: опорные конспекты лекций, планы практических и лабораторных занятий, активные раздаточные материалы (АРМ) и мультимедийное «сопровождение аудиторных занятий; 4) материалы для самостоятельной работы студентов: наборы текстов домашних заданий, материалы для самоконтроля по каждой дисциплине, тематика рефератов и курсовых работ (проектов), учебные электронные материалы в электронной библиотеке; 5) материалы для контроля знаний: письменные контрольные задания, письменные и электронные тесты, экзаменационные билеты по каждой дисциплине; 6) материалы для работы на практиках: планы и программы проведения практик, формы отчетной документации. Важным аспектом учебного процесса является организация процедуры записи студентов на дисциплины. Обучающиеся осуществляют выбор дисциплин под руководством декана, эдвайзера.

 

 

 

Билет № 27

1.Сущность  и структура педагогической деятельности. Чтобы разобраться с сущностью понятия «педагогическая деятельность», рассмотрим более общее понятие - «деятельность». Деятельность понимается нами, с одной стороны, как специфическая форма общественно-исторического бытия людей, а с другой - как способ их существования и развития, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности. В отличие от законов природы социальные законы обнаруживаются только через человеческую деятельность, которая создает новые формы и свойства действительности, превращает некоторый исходный материал в продукт. Деятельность человека - необходимое условие его развития, в процессе которого приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность. Исследования А.Леонтьева, С.Рубинштейна, Б.Теплова и других ученых показали, что в деятельности развиваются психические процессы, формализуются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер.Рассматривая деятельность как один из факторов развития личности, следует отметить то обстоятельство, что ее роль несколько отличается от роли фактора среды. В самом деле, если среда создает образ мира и образ жизни, окружая человека «материалом» для развития, служит скорее предпосылкой социального развития, то деятельность - само тело развития личности, субстанция процесса развития, его материальный путь. Развитие, например, нравственное, эстетическое, политическое, трудовое и прочее - это всегда новообразования в личностной структуре, которые родились в процессе деятельности, целенаправленной активности личности.

2.Средства  обучения. Средства обучения - это специально разработанные материальные или материализованные объекты, предназначенные для повышения эффективности учебного процесса. Методы обучения имеют объективную и субъективную составляющие. К объективной относят признаки, по которым мы определяем, что данный метод является, во-первых, методом обучения, во-вторых - конкретным методом обучения. К субъективной составляющей относят особенности использования метода личностью педагога, особенностями группы или учащегося, конкретными условиями. В педагогической литературе, поскольку обучение предполагает два вида деятельности - преподавание и учение, методы обучения подразделяют на методы преподавания и методы учения. Данное деление позволяет четко фиксировать дидактические приемы, относящиеся к определенному методу, четче определять элементы управления преподавателем и самоуправления студентов, на которые мобильнее можно воздействовать и реагировать.

3.Организация  учебного процесса высшей школы  на основе кредитной технологии  обучения. Введение кредитной технологии в вузах Республики Казахстан вызвано общемировыми тенденциями в реформировании национальных систем образования как с целью улучшения качества подготовки специалистов, так и для создания единой международной системы взаимозачетов с последующей реализацией условий, необходимых для осуществления академического обмена студентами, обмена преподавателями, специалистами, а также конвертируемости дипломов, их востребованностью на отечественном и международном рынках труда.Основные задачи кредитной технологии - это повышение качества подготовки специалистов в соответствии с требованиями мировых стандартов, мобильное и гибкое планирование учебного процесса, установление оптимального соотношения аудиторной и самостоятельной работ; выработка в обучающихся способности к самообразованию и саморазвитию, потребности и навыков самостоятельного творческого овладения знаниями в своей практической деятельности; установление договоров с зарубежными вузами о взаимном признании кредитов и дипломов, а также о совместном обучении магистрантов.Переход к кредитной технологии обусловлен универсальностью кредитной системы. Общепринятой единицей европейского образовательного стандарта по кредитной технологии является академический образовательный кредит, который представляет собой функциональную единицу учета количества знаний, приблизительно равную недельной продолжительности образования. Кредитная система (система зачетных единиц) включает совокупную оценку учебных дисциплин в виде кредитов, отражающих трудоемкость, значимость и относительный вклад каждой дисциплины в учебный процесс; получение студентом кредитов по результатам прохождения итогового контроля знаний с учетом результатов текущего и промежуточного контроля во всех модулях, которые охватывает дисциплина. Преимуществом кредитной системы обучения является также то, что она требует постоянного совершенствования педагогического мастерства, повышения квалификации организаторов учебного процесса, обмена передовым опытом.

 

 

 

 

 

Билет №28

1.Личность  и профессиональные способности  преподавателя высшей школы. Преподаватель является ключевой фигурой педагогического процесса высшей школы, ему принадлежит стратегическая роль в развитии личности студента в ходе его профессиональной подготовки. "Педагогическая энциклопедия" дает такое определение: "Преподаватель - в широком смысле слова - работник высшей, средней специальной или общеобразовательной школы, преподающий какой-либо учебный предмет, в узком смысле слова - штатная должность в вузах и средних специальных учебных заведениях. Преподаватель проводит практические и семинарские занятия. В вузах и специальных учебных заведениях на преподавателя возлагается учебная и методическая работа по своей специальности, руководство учебной и производственной практикой, самостоятельными занятиями и научно-исследовательской работой студентов".Основное содержание деятельности преподавателя включает в себя выполнение нескольких функций - обучающей, воспитывающей, организующей и исследовательской. Они воспринимаются в единстве, хотя у многих одни довлеют над другими. Наиболее специфично для преподавателя высшей школы сочетание педагогической и научной деятельности; исследовательская работа обогащает его внутренний мир, развивает творческий потенциал, повышает научный уровень знаний. Если педагогическая деятельность не подкреплена научной работой, быстро угасает профессиональное педагогическое мастерство. Профессионализм как раз и выражается в умении видеть и формулировать педагогические задачи на основе анализа педагогических ситуаций и находить оптимальные способы их решения.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"