Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:59, шпаргалка
1.Основные понятия педагогики. Педагогика имеет свой понятийный аппарат, базирующийся на основных категориях и развивающийся в рамках конкретных направлений исследования предмета. В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории, выступающие в качестве основных понятий педагогики: воспитание, обучение, образование. Воспитание как всеобщая категория представляет собой процесс передачи исторического и культурного опыта от поколения к поколению. Воспитывать - значит направлять развитие человека с целью формирования личности, ее мировоззрения, органических, умственных и нравственных качеств в соответствии с требованиями общества. Воспитание - историческое понятие. Выдвигая перед воспитателем задачи успешного становления необходимого для него типа гражданина, государство последовательно и систематично занимается совершенствованием системы воспитания. Обучение - двусторонний процесс преподавания и учения - является составной частью воспитания. Преподавание — трансформация или передача знаний, умений, способов познавательной деятельности. Учение - деятельность самого ученика по усвоению опыта посредством восприятия, усвоения, осмысления, использования. Отсюда, обучение - передача и усвоение знаний, умений и навыков практической деятельности посредством взаимодействия педагога и обучаемого. Образование - процесс и результат обучения и воспитания. Образование, прежде всего, - социальное явление - понимается как целенаправленный процесс обучения и воспитания человека в интересах личности, общества, государства.
Билет №25
1.Пути
совершенствования высшего
2.Репродуктивные
и продуктивные методы
3.Сущность образовательных технологий. Процесс передачи и получения знаний сегодня уже невозможен вне технологического подхода к построению учебного процесса. Опора на технологические принципы и критерии: концептуальность, системность, управляемость, структурируемость, контролируемость и воспроизводимость создают необходимые условия для того, чтобы избегать привнесения в учебный процесс несущественных действий, которые приводят к учебной перегрузке студентов. В настоящее время педагогическую технологию понимают как последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее проектированного педагогического процесса. Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов и их объективной взаимосвязи. Технологизация предусматривает равномерное функционирование всех подсистем педагогического процесса: целеполагания, содержания, структуры, управления, средств и методов обучения, контроля, что приводит к рационализации и оптимизации учебного процесса.
Билет № 26
1.Педагогическая деятельность и личность преподавателя высшей школы. Чтобы разобраться с сущностью понятия «педагогическая деятельность», рассмотрим более общее понятие - «деятельность». Деятельность понимается нами, с одной стороны, как специфическая форма общественно-исторического бытия людей, а с другой - как способ их существования и развития, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности. Выступая, как форма бытия и способ существования человека, деятельность: - обеспечивает создание материальных условий жизни человека, удовлетворение естественных человеческих потребностей; - становится фактором развития духовного мира человека, формой и условием реализации его культурных потребностей; - является сферой реализации человеком своего личностного потенциала, достижения жизненных целей, успехов; - создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений, для реализации его социальных интересов; - является источником и критерием научного познания, самопознания и саморазвития; - обеспечивает познание и преобразование окружающего мира. Важнейшими характеристиками деятельности является: - предметность - она подчиняется, уподобляется свойствам и отношениям преобразуемого в процессе деятельности объективного мира; - социальность - деятельность человека всегда носит общественный характер, побуждающий людей к обмену ее продуктами, информацией, к согласованию индивидуальных целей и планов, к взаимопониманию; - сознательность - в процессе организации и осуществления деятельности «сознание выполняет разнообразные функции: информационную, ориентирующую, целеполагающую, мотивационно-побудительную, регулирующую и контролирующую». Наиболее весомый вклад в разработку теории деятельности внесли учения психологов А.Н.Леонтьева и С.Л.Рубинштейна, которые доказали, что протекание и развитие психических процессов существенно зависят от содержания человеческой деятельности, представленной в виде следующих компонентов.
2.Методы обучения. Методы обучения - это система способов деятельности преподавателя и студентов, направленной на овладение знаниями, умениями, навыками и на воспитание учащихся. Методы обучения имеют объективную и субъективную составляющие. К объективной относят признаки, по которым мы определяем, что данный метод является, во-первых, методом обучения, во-вторых - конкретным методом обучения. К субъективной составляющей относят особенности использования метода личностью педагога, особенностями группы или учащегося, конкретными условиями. В педагогической литературе, поскольку обучение предполагает два вида деятельности - преподавание и учение, методы обучения подразделяют на методы преподавания и методы учения. Данное деление позволяет четко фиксировать дидактические приемы, относящиеся к определенному методу, четче определять элементы управления преподавателем и самоуправления студентов, на которые мобильнее можно воздействовать и реагировать.
3.Новые
образовательные технологии в
Высшей школе: организация
Билет № 27
1.Сущность и структура педагогической деятельности. Чтобы разобраться с сущностью понятия «педагогическая деятельность», рассмотрим более общее понятие - «деятельность». Деятельность понимается нами, с одной стороны, как специфическая форма общественно-исторического бытия людей, а с другой - как способ их существования и развития, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности. В отличие от законов природы социальные законы обнаруживаются только через человеческую деятельность, которая создает новые формы и свойства действительности, превращает некоторый исходный материал в продукт. Деятельность человека - необходимое условие его развития, в процессе которого приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность. Исследования А.Леонтьева, С.Рубинштейна, Б.Теплова и других ученых показали, что в деятельности развиваются психические процессы, формализуются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер.Рассматривая деятельность как один из факторов развития личности, следует отметить то обстоятельство, что ее роль несколько отличается от роли фактора среды. В самом деле, если среда создает образ мира и образ жизни, окружая человека «материалом» для развития, служит скорее предпосылкой социального развития, то деятельность - само тело развития личности, субстанция процесса развития, его материальный путь. Развитие, например, нравственное, эстетическое, политическое, трудовое и прочее - это всегда новообразования в личностной структуре, которые родились в процессе деятельности, целенаправленной активности личности.
2.Средства обучения. Средства обучения - это специально разработанные материальные или материализованные объекты, предназначенные для повышения эффективности учебного процесса. Методы обучения имеют объективную и субъективную составляющие. К объективной относят признаки, по которым мы определяем, что данный метод является, во-первых, методом обучения, во-вторых - конкретным методом обучения. К субъективной составляющей относят особенности использования метода личностью педагога, особенностями группы или учащегося, конкретными условиями. В педагогической литературе, поскольку обучение предполагает два вида деятельности - преподавание и учение, методы обучения подразделяют на методы преподавания и методы учения. Данное деление позволяет четко фиксировать дидактические приемы, относящиеся к определенному методу, четче определять элементы управления преподавателем и самоуправления студентов, на которые мобильнее можно воздействовать и реагировать.
3.Организация
учебного процесса высшей
Билет №28
1.Личность
и профессиональные