Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:59, шпаргалка
1.Основные понятия педагогики. Педагогика имеет свой понятийный аппарат, базирующийся на основных категориях и развивающийся в рамках конкретных направлений исследования предмета. В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории, выступающие в качестве основных понятий педагогики: воспитание, обучение, образование. Воспитание как всеобщая категория представляет собой процесс передачи исторического и культурного опыта от поколения к поколению. Воспитывать - значит направлять развитие человека с целью формирования личности, ее мировоззрения, органических, умственных и нравственных качеств в соответствии с требованиями общества. Воспитание - историческое понятие. Выдвигая перед воспитателем задачи успешного становления необходимого для него типа гражданина, государство последовательно и систематично занимается совершенствованием системы воспитания. Обучение - двусторонний процесс преподавания и учения - является составной частью воспитания. Преподавание — трансформация или передача знаний, умений, способов познавательной деятельности. Учение - деятельность самого ученика по усвоению опыта посредством восприятия, усвоения, осмысления, использования. Отсюда, обучение - передача и усвоение знаний, умений и навыков практической деятельности посредством взаимодействия педагога и обучаемого. Образование - процесс и результат обучения и воспитания. Образование, прежде всего, - социальное явление - понимается как целенаправленный процесс обучения и воспитания человека в интересах личности, общества, государства.
2.Лекция. Роль и место лекции в вузе. Вузовская лекция - главное звено дидактического цикла обучения. Ее цель - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. В жизни современной ВШ лекцию часто называют «горячей точкой». Слово «лекция» имеет латинский корень, от латинского «lection» - чтение. Лекция появилась в Древней Греции, получила свое дальнейшее развитие в Древнем Риме и в средние века.Лекция по-прежнему продолжает оставаться ведущей формой организации учебного процесса в вузе. Лекция ничем не заменима в тех случаях, где особенно важно личное эмоциональное воздействие лектора на студентов с целью повлиять на формирование их взглядов. Эмоциональная окраска лекции, сочетаясь с глубоким научным содержанием, создает гармонию мысли, слова и восприятия слушателями. Эмоциональность воздействия лекции играет важную роль в преподавании гуманитарных дисциплин. Но и преподавателям естественных и точных наук не следует его недооценивать. В последнее время наметилась тенденция свободного выбора лектора студентами, которая актуализирует проблему лекторского мастерства. От мастерства преподавателя зависит максимальное использование потенциальных возможностей этой ведущей формы вузовского обучения. Процесс обучения, начинаясь на лекции, продолжается на практических занятиях и углубляется самостоятельной работой.
3.Опыт внедрения кредитной системы в Казахстане. Каждая национальная система образования опирается на свою историю и традиции, Ее состояние и перспективы развития зависят от социально-экономического положения страны и национальной государственной политики в области образования. Каждая страна, наряду с общемировыми тенденциями в образовании, переживает объективную закономерность перехода к открытому образованию. Одними из первых казахстанских вузов, начавших изучать опыт и отрабатывать технологию кредитной системы обучения и ее методического обеспечения, являются Казахский национальный университет имени аль-Фараби (КазНУ им. аль-Фараби), Казахский экономический университет им. Т.Рыскулова (КазЭУ им. Т.Рыскулова), Казахская головная архитектурно-строительная академия (КазГАСА), Таразский государственный университет имени М.Х.Дулати (ТарГУ им. М.Х.Дулати), Первым в Республике объявил об открытиибакалавриата в 1994 г. и магистратуры в 1996 г. КазНУ им. аль-Фараби. Эти инициативы объективно столкнулись с неподготовленностью законодательной базы к решению возникшего комплекса вопросов. Первые выпускники-бакалавры с большим трудом трудоустраивались, большинство продолжало обучение в магистратуре КазНУ.
Билет №29
1.Структура профессиональных способностей преподавателя высшей школы. Профессиональные способности проявляются в деятельности специалиста высшей школы в сочетании со структурой свойств личности и соотносящихся с определенной деятельностью. Кроме специальных способностей немалую роль играют и общие способности, такие, как: наблюдательность, качества речи, мышление, воображение. Педагогические способности обычно включают в структуру организационных и гностических способностей: - способность делать учебный материал доступным; - творчество в работе; - педагогически-волевое влияние на учащихся; - способность организовать коллектив учащихся; - интерес и любовь к детям; - содержательность, яркость речи, ее образность и убедительность; - педагогический такт; - способность связать учебный предмет с жизнью; - наблюдательность; - педагогическая требовательность. К сопутствующим свойствам личности педагога относятся: организованность, трудоспособность, любознательность, самообладание, активность, настойчивость, сосредоточенность и распределение внимания.
2.Структура лекции. По своей структуре лекции могут отличаться друг от друга. Все зависит от содержания и характера излагаемого материала, но существует общий структурный каркас, применимый к любой лекции. Прежде всего, это — сообщение плана лекции и строгое ему следование. В план включаются наименования основных узловых вопросов лекции, которые могут послужить для составления экзаменационных билетов. Полезно напомнить содержание предыдущей лекции, связать его с новым материалом, определить место и назначение в дисциплине, в системе других наук. При раскрытии темы можно применять индуктивный метод: примеры, факты, подводящие к научным выводам; можно также использовать метод дедукции: разъяснение общих положений с последующим показом возможности их приложения на конкретных примерах. По каждому из анализируемых положений следует делать вывод, выделяя его повторением и интонацией. В конце лекции полезно подвести итог услышанному.
3.Организация
СРС и педагогического
Билет №30
1.Педагогическое мышление преподавателя высшей школы. Мышление человека есть продукт и способность его мозга с помощью мыслительных операций отражать и осмысливать реальную действительность, проникать в сущность законов развития природы, общества, самой интеллектуальной деятельности. На этом основывается отношение человека к миру, познание, присвоение, преобразование действительности. В зависимости от того, какую область объективного мира познает человек, его мышление, отражая специфику диалектики развития вещей и явлений в ней, приобретает характерные черты, преобразуется и формируется в определенный тип. Педагогическое мышление возникает в результате познания, осмысления объективно-субъективных воспитательных взаимоотношений, взаимодействий детей и взрослых, непосредственно влияющих на развитие и становление личности, ее постепенный и скачкообразный переход из детства во взрослое состояние. Педагогическое мышление формируется как профессиональная мыслительная способность воспитателя, позволяющая осмысливать, анализировать, сравнивать, обобщать, оценивать воспитательскую практику, создавать педагогические теории и концепции, делать методические открытия, активно, творчески и эффективно осуществлять воспитание и обучение.
2.Виды лекции. Традиционная вузовская лекция обычно называется информационной, имея несколько разновидностей.1.Водная, 2 заключительная, 3 установочная. Вводная лекция.В такой лекции ставятся научные проблемы, выдвигаются гипотезы, намечаются перспективы развития науки и ее вклада в практику. Во вводной лекции важно связать теоретический материал с практикой будущей работы специалистов. Обзорная лекция. Это не краткий конспект, а систематизация знаний на более высоком уровне. Психология обучения показывает, что материал, изложенный системно, лучше запоминается, допускает большее число ассоциативных связей. В обзорной лекции следует рассмотреть также особо трудные вопросы экзаменационных билетов. Обзорно-повторительные лекции, читаемые в конце раздела или курса, должны отражать все теоретические положения, составляющие научно-понятийную основу данного раздела или курса, исключая детализацию и второстепенный материал. Это квинтэссенция курса.
3.Технологическая сторона СРС. Если говорить о технологической стороне, то организация СРС может включать в себя следующие составляющие: 1.Технология отбора целей самостоятельной работы. Основаниями отбора целей являются цели, определенные Государственным образовательным стандартом, и конкретизация целей по курсам, отражающим введение в будущую профессию, профессиональные теории и системы, профессиональные технологии и др. 2. Технология отбора содержания СРС. Основаниями отбора содержания самостоятельной работы являются Государственный образовательный стандарт, источники самообразования (литература, опыт, самоанализ), индивидуально-психологические особенности студентов (обучаемость, обученность, интеллект, мотивация, особенности учебной деятельности). 3. Технология конструирования заданий. Задания для самостоятельной работы должны соответствовать целям различного уровня, отражать содержание каждой предлагаемой дисциплины, включать различные виды и уровни познавательной деятельности студентов. 4. Технология организации контроля. Включает тщательный отбор средств контроля, определение этапов, разработку индивидуальных форм контроля
Билет № 31
1.Толерантность преподавателя высшей школы. В английском языке толерантность означает «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь»; во французском - «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов»; в китайском языке быть толерантным означает «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других»; в арабском - «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим»; в персидском - «терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению». Как профессионально-значимое качество педагога толерантность проявляется в терпимости, готовности принятия учащихся такими, какие они есть, уважении их мнений и взглядов. Толерантность - понятие много аспектное и может рассматриваться как с позиций личности, ее установок, ценностей, так и с точки зрения воспитания, развития. Толерантность - это с одной стороны, цель и результат воспитания, сопровождающийся формированием определенных социальных установок, а с другой - ценность и качество личности, проявляющееся в поведении и поступках.
2.Развитие лекционной формы в системе вузовского обучения. Развитие отечественной образовательной системы, ее гуманизация, тенденция к ориентации на отдельного человека, на реализацию его творческих способностей обусловили разработку и появление новых лекционных форм, таких как проблемная лекция, лекция вдвоем, лекция-визуализация, лекция - пресс-конференция. Эти предлагаемые ниже лекционные варианты могут успешно дополнять традиционную лекцию-информацию, будучи использованными в полном объеме лекционного времени на одном или нескольких занятиях либо как элементы традиционной формы на части занятия (полпары); может быть также разработан авторский лекционный курс в любой из поименованных форм. Попытаемся кратко охарактеризовать новые варианты подачи лекционного материала, направленные как на интенсификацию учебного процесса, так и на развитие личностных качеств обучаемых.
3.Технология
составления учебно-
Билет № 32
1.Профессиональная
компетентность преподавателя
2.Оценка качества лекции. При посещении и обсуждении лекции преподавателя коллегами возникает необходимость оценить ее качество. Можно назвать узловые критерии оценки качества. Это содержание, методика, руководство работой студентов, лекторские данные, результативность лекции. Раскроем смысл каждого из них.Содержание лещик: научность, соответствие современному уровню развития науки, мировоззренческая сторона, наличие методических вопросов, правильная их трактовка. Активизация мышления путем выдвижения проблемных вопросов и разрешения противоречий в ходе лекции. Освещение истории вопроса, показ различных концепций, связь с практикой. Лекция и учебник: излагается ли материал, которого нет в учебнике, пересказывается ли учебник, разъясняются ли особо трудные вопросы, даются ли задания проработать ту или иную часть материала самостоятельно по учебнику. Связь с предыдущим и последующим материалом, внутрипредметные, межпредметные связи.Методика чтения лекций: четкая структура лекции и логика изложения. Наличие-отсутствие плана, следование ему. Сообщение литературы к лекции (когда, градация литературы). Доступность и разъяснение новых терминов и понятий. Доказательность и аргументированность. Выделение главных мыслей и выводов.Использование приемов закрепления: повторение, вопросы на проверку внимания, усвоения; подведение итогов в конце вопроса, всей лекции. Использование наглядных пособий, ТСО. Применение лектором опорных материалов: текст, конспект, отдельные записи, чтение без опорных материалов.Руководство работой студентов', требование конспектировать и контроль за выполнением. Обучение студентов методике записи и помощь в этом: темп, медленный темп, повтор, паузы, вычерчивание графиков.Просмотр конспектов: по ходу лекции, после или на семинарских и практических занятиях.Использование приемов поддержания внимания — риторические вопросы, шутки, ораторские приемы.Разрешение задавать вопросы (когда и в какой форме).Лекторские данные: знание предмета, эмоциональность, голос, дикция, ораторское мастерство, культура речи, внешний вид, умение установить контакт.Результативность лекции: информационная ценность, воспитательный аспект, достижение дидактических целей.