Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:59, шпаргалка

Описание

1.Основные понятия педагогики. Педагогика имеет свой понятийный аппарат, базирующийся на основных категориях и развивающийся в рамках конкретных направлений исследования предмета. В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории, выступающие в качестве основных понятий педагогики: воспитание, обучение, образование. Воспитание как всеобщая категория представляет собой процесс передачи исторического и культурного опыта от поколения к поколению. Воспитывать - значит направлять развитие человека с целью формирования личности, ее мировоззрения, органических, умственных и нравственных качеств в соответствии с требованиями общества. Воспитание - историческое понятие. Выдвигая перед воспитателем задачи успешного становления необходимого для него типа гражданина, государство последовательно и систематично занимается совершенствованием системы воспитания. Обучение - двусторонний процесс преподавания и учения - является составной частью воспитания. Преподавание — трансформация или передача знаний, умений, способов познавательной деятельности. Учение - деятельность самого ученика по усвоению опыта посредством восприятия, усвоения, осмысления, использования. Отсюда, обучение - передача и усвоение знаний, умений и навыков практической деятельности посредством взаимодействия педагога и обучаемого. Образование - процесс и результат обучения и воспитания. Образование, прежде всего, - социальное явление - понимается как целенаправленный процесс обучения и воспитания человека в интересах личности, общества, государства.

Работа состоит из  1 файл

Билет по педагогики и псих 1-37 готовый.doc

— 422.50 Кб (Скачать документ)

3.Основные  направления воспитательной деятельности. Духовно-нравственное. Духовно-нравственную культуру специалиста можно охарактеризовать как выражение зрелости и развитости всей системы социально-значимых личностных качеств, продуктивно реализуемой в индивидуальной деятельности. Вузы должны ориентировать свои усилия в этом направлении на организацию целенаправленной и планомерной работы по формированию и развитию духовной культуры, нравственного облика будущего специалиста и его мировоззренческой подготовке. Общественно-политическое и правовое. Общественно-политическая и правовая культура специалиста подразумевает наличие у него активной жизненной позиции, зрелых идейно-политических взглядов и убеждений, знание основных законов и законодательных актов Республики Казахстан. С этой целью необходима организация лекций, бесед и других форм работы со студентами, направленных на оказание им помощи в осмыслении состояния и динамики общественной жизни, глобальных проблем современности, на воспитание политической зрелости, демократизма, политической культуры, на развитие способности принимать деятельное участие в преобразовательных процессах в Казахстане. Культурно-эстетическое и этнокультурное. Необходимо направить усилия на развитие и материальное обеспечение инфраструктуры культуры в вузах - средства массовой информации (печатные издания, учебное телевидение и ТСО), с привлечением ведущих ученых, философов, культурологов и др. на дальнейшее развитие библиотек, способствующих развитию самостоятельности студентов; выпуск учебных пособий, художественной и методической литературы по данному направлению. Необходимо во всем: учебе, досуге, профессиональной деятельности формировать идеалы добра, красоты и уважения к народным традициям. Профессиональное. Важнейшей закономерностью работы по данному направлению является единство по конечным целям и задачам административного, педагогического, научного, семейного и общественного воздействия на личность студента как будущего специалиста. Для проявления этой закономерности очень важна координация действий педагогов в ходе учебного процесса и внеаудиторных мероприятий. В процессе общения принципиальную важность приобретает использование новых образовательных технологий, делающих акцент на самостоятельности и активности молодежи, привлечении практико-ориентированного учебного материала, усиление роли всех видов производственной практики. Внеучебные мероприятия должны предусматривать возможность демонстрации мировоззренческих ценностей состоявшихся профессионалов различных сфер жизнедеятельности общества, а также использование полученных профессиональных знаний.

Билет № 19

1. Высшее образование в Республике  Казахстан. Государственная политика в области образования со времени обретения независимости в Республике Казахстан осуществлялась в направлении ее качественного преобразования в контексте общегосударственных реформ, направленных на построение демократического и экономически развитого государства. В этой связи развитие высшего профессионального образования напрямую связывалось с проблемами развития общества и было обусловлено следующими социально-экономическими закономерностями:- переход общества на рыночную экономику, вследствие чего изменился характер производительных сил и производственных отношений, изменился социальный статус субъектов производства;- рост наукоемких производств, для эффективной организации которых потребовался в основном персонал с высшим профессиональным образованием;- увеличение объема научной и технической информации почти вдвое за последние пять лет и прогнозируется обновление информации каждые три года;- быстрая смена технологий, вызвавшая моральное устаревание производственных мощностей и обнаружившая недостаточный уровень , квалификации специалистов;- интегративный характер научных исследований, проводимых на стыке различных наук и синтезе предметных областей знаний;- активное использование современных информационно-коммуникационных технологий как средств интеллектуальной деятельности, обусловливающих автоматизацию как физического, так и умственного труда.Реформа казахстанского образования проводилась с пониманием того, что «качественную реформу образования в условиях динамичных социально-экономических изменений в обществе, возможно, осуществить только при наличии детально проработанной стратегии, учитывающей как реальную ситуацию, сложившуюся в сфере образования, нарастающие тенденции и действующие отношения, так и возможные пути будущего развития общества и государства. Такая стратегия . должна была стать основой для разработки гибкой тактической программы действий, постоянно адаптируемой к быстро изменяющимся реальным условиям».Цель основных направлений модернизаций в системе образования Казахстана - обеспечение качественного ее преобразования в условиях рыночной экономики с учетом глобализации.Правовую основу государственной политики в области образования Казахстана составляют Конституция (1995 г.), Закон РК «Об образовании» (1999 г.), Указы, распоряжения Президента РК, Постановления Правительства. Документом, определяющим приоритеты в области образования, является «Стратегический план развития Республики Казахстан до 2010 года» (2001).

2. Принципы построения содержания  образования. Анализ имеющихся дидактических подходов позволяет выделить следующие общие принципы формирования содержания образования: • Принцип учета социальных условий и потребностей общества. Например, усиление роли человека в современном социуме выражается увеличением гуманитарного аспекта содержания образования. В соответствии с данным принципом в зависимости от потребностей общества различное влияние на отбор содержания образования могут оказывать другие принципы: гуманитарности, личностной ориентации, научности и др. Законодательным отражением данного принципа являются государственные образовательные стандарты. • Принцип соответствия содержания образования целям выбранной модели образования. Каждая модель или концепция образования задает требования к особенностям структуры и содержания образования. Например, в одной концепции содержание может быть предметом усвоения, в другой - средой для выращивания личностного содержания образования. Дидактические принципы и закономерности выбранной модели образования находят отражение на всех уровнях конструирования его содержания: учебного плана, программ, учебников, уроков. • Принцип структурного единства содержания образования на различных уровнях общности и на межпредметном уровне. Структурное единство требуется во всех иерархически взаимосвязанных элементах содержания образования: от уровня общей теории и учебного предмета до уровня процесса обучения и личности учащегося. Связи между различными предметами также устанавливаются на общих основаниях: межпредметных, метапредметных и др. • Принцип единства содержательной и процессуально-деятелъностной сторон обучения, предполагающий включение в содержание образования деятельностных компонентов - целеполагания, планирования, образовательных технологий, преобразующего начала субъектов обучения.

3. Формирование личности будущего  специалиста в современных условиях. В современных условиях востребованы специалисты нового типа, способные к творческой самореализации, гибкому мышлению и осознающие перспективы развития общества. Специалист сегодня -это человек с широкими общими и специальными знаниями, способный быстро реагировать на изменения в технике и науке, в соответствии с последними достижениями научно-технического прогресса и поэтому ему необходимо развивать проблемное, критическое мышление, социально-психологическую компетентность и интеллектуальную культуру. Известный французский культуролог и философ Клод Леви-Строс предсказывал, что XXI век или будет веком гуманитарных знаний, или его не будет вообще. Именно в контексте сохранения мировой цивилизации и культуры ставится сегодня проблема гуманизации образования, в основе которой - формирование целостной личности как субъекта культуры, создание условий для наиболее полной реализации ее потенциальных возможностей.. Основные концепции теории личности, помогающие глубже осмыслить личностные проблемы - это: комплексный и системный подход (Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.); личность как субъект деятельности (Б.П.Ананьев, В.Н.Мясищев и др.); историко-эволюционная концепция развития личности и становления индивидуальности (А.Г.Асмолов, Б.С.Братусь и др.); личность как совокупность личностных смыслов (В.В.Столин и др.); личность как субъект управления (А.И.Котов, А.М.Столяренко и др.); личность как продукт и субъект общественных отношений (И.С.Кон и др.). Дает возможность выделить следующие виды культуры: - культура тела или физическая культура; - душевная культура (регулирование эмоционального взаимодействия с окружающими); - культура разумной деятельности; - духовная культура как опыт ценностно-нормативной деятельности. В процессе развития общества изменяется содержание воспитания, но всегда в качестве субъекта воспитания педагогика рассматривает человека, а воспитательное воздействие направлено на его совершенствование. Это дает основание определить феномен воспитания как преобразующую деятельность педагогов-воспитателей, направленную на изменение сознания, мировоззрения, психологии, ценностных ориентации, знаний и способов деятельности личности, способствующую ее качественному приросту и совершенствованию. Цели воспитания - это ожидаемые изменения в коллективе или личности, осуществляемые в процессе реализации системы воспитательных действий.

Билет № 20

1.Основные  этапы реформирования системы  высшего образования Казахстана. За годы независимости Казахстана этапы реформирования системы высшего образования можно условно подразделить на следующие:  Первый этап (1991-1994 годы) – становление законодательной и нормативно-правовой базы высшего образования. Основными задачами данного этапа было создание сети высших учебных заведений и обновление специальностей высшего образования в целях обеспечения независимости республики в подготовке кадров, удовлетворения потребностей рыночной экономики, областей и регионов. Проводимые меры этого периода нашли законодательное закрепление в Законе Республики Казахстан «О высшем образовании» (1993 год). В 1994 году утвержден Государственный стандарт высшего образования Республики Казахстан (Основные положения), который впервые определил введение многоуровневой структуры высшего образования в стране, академических степеней бакалавров и магистров. Второй этап (1995-1998 годы) - модернизация системы высшего образования, обновление ее содержания. Данный этап характеризуется концептуальным определением развития системы высшего образования, что нашло отражение в Концепции государственной политики в области образования, утвержденной Национальным советом по государственной политике при Президенте Республики Казахстан 4 августа 1995 года, принятием новых нормативных правовых положений, регламентирующих деятельность высших учебных заведений. С 1995 по 1997 годы принимаются первые казахстанские образовательные стандарты по 310 специальностям высшего профессионального образования. В 1996 году утверждена новая редакция классификатора (перечня) специальностей высшего образования Республики Казахстан, предусматривающего 342 специальности. Активно развивается негосударственный сектор образования. Третий этап (1999-2000 годы) - децентрализация управления и финансирования образования, расширение академической свободы организаций образования. На этом этапе происходит реальная децентрализация системы управления организациями образования. Кардинально изменились принципы приема в высшие учебные заведения, осуществлен переход к подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием на основе государственного образовательного заказа. С 1999 года внедрена новая модель формирования студенческого контингента высших учебных заведений путем предоставления абитуриентам на конкурсной основе государственных образовательных грантов и государственных образовательных кредитов.

2.Нормативные  документы, определяющие содержание  образования. Содержание образования регламентируется учебными планами, учебными программами по предметам, фиксируется в учебниках, учебных пособиях и электронных накопителях информации (видеодисках, видеокассетах, компьютерных программах). Учебный план - нормативный документ, который определяет состав учебных предметов; порядок (последовательность) их изучения по годам обучения; недельное и годовое количество учебных часов, отводимых на изучение каждого предмета, структуру и продолжительность учебного года. В практике современных вузов используется несколько типов учебных планов: типовой учебный план и собственно учебный план вуза. Типовой учебный план - это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью Государственного образовательного стандарта.Типовой учебный план определяет:- общую продолжительность обучения (в учебных годах) и по каждой ступени;- максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав образовательных областей и учебных предметов;- учебное время, отводимое на основания содержания образования по курсам, образовательным областям и учебным предметам;- недельную учебную нагрузку для учебных курсов на каждой ступени образования, для обязательных занятий и по выбору.Типовой учебный план служит основой для разработки учебного плана вуза и исходным документом для финансирования образовательного учреждения.

3. Методы воспитания. Методы воспитания представляют собой научно-обоснованные способы педагогически-целесообразного взаимодействия с учащимися, организации и самоорганизации их жизни, психолого-педагогического воздействия на их сознание и поведение, стимулирования их деятельности и самовоспитания. Природа методов воспитания общественна. Они выбираются из системы способов организации общественных отношений. Общественные взаимодействия и воздействия, будучи педагогически преобразованными, становятся способами отношений воспитателей с воспитуемыми, организации всех сфер их жизни, формирования духовно-нравственной сущности личности, а также выполняют диагностическую функцию. Классификация методов выделяется в три основные группы: - методы, формирующие мировоззрение и ценностные ориентации студентов; - методы, стимулирующие мотивацию; - методы, способствующие раскрытию творческого потенциала Личности и ее качественному приросту. Воспитательные методы реализуются в процессе педагогического общения, активных методов обучения (семинары-дискуссии, контекстное обучение, проблемное обучение и др.), побуждающих студентов проявить себя в совместной деятельности, принять оценочные решения.

Билет №21

1.Интеграция образования и науки. Государственная  программа  «Образование» утвержденная Указом Президента  Республики Казахстан от 30 сентября 2000 года № 448, одной основных задач определяет поэтапную интеграцию академической г прикладной отраслей науки с высшим образованием. Важным событием для развития научной сферы является принятие в 2001 году Закон Республики Казахстан «О науке», который определил основные цели и принципы государственной научно-технической политики. В настоящее время в вузах наблюдается существенный разрыв между образовательным и научным процессами, узкая направленность научных исследований, при этом доминируют научные изыскания прикладного характера, их низкая практическая отдача, отсутствие полного цикл научных разработок, имеющих конечную готовую продукцию, слабая поддержка научных кадров. Министерством проводятся конкретные меры по осуществлению поэтапной интеграции научных учреждений и высших учебных заведений. Принято постановление Правительства Республики Казахстан от 14.02.2000 г. № 236 «О некоторых мерах по интеграции образования и науки в Республике Казахстан». Произошла реорганизация ряда научных и образовательных организаций путем их присоединения, созданы 30 научно-исследовательских институтов и научных центров в составе 11 высших учебных заведений. С целью совершенствования: организации профессиональной практики, эффективного и рационального использования научно-технического потенциала научно-исследовательских организаций в профессиональной подготовке квалифицированных специалистов, приобщения обучающихся в организациях образования к научно-исследовательской работе научно-исследовательские организации соответствующего профиля определены базами для проведения профессиональной практики обучающихся.

2. Организация процесса обучения в высшей школе. В вузе функционируют разнообразные организационные формы обучения: лекции, практические занятия в их разновидности - семинары, лабораторные работы, практикум, НИРС, самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя, производственная практика. В дидактике эти формы трактуются как способы управления познавательной деятельностью для решения определенных дидактических задач. В то же время лекция, семинар, практическое занятие, самостоятельная работа выступают как организационные формы обучения, т.к. являются способами осуществления взаимодействия студентов и преподавателей, в рамках которых реализуются содержание и методы обучения. Форма организации обучения - это внешний вид учебно-воспитательного процесса, способ существования и выражения содержания обучения. В формах определяется четкая, протекающая во времени организация учебной деятельности учителя и учащегося, преподавателя и студента, выражается разная степень их взаимодействия. Классифицируются формы организации обучения, как и методы обучения по различным критериям: определенное количество и состав студентов; дидактические цели и др. Исторически первой формой обучения была индивидуальная, когда обучаемый общался с преподавателем один на один, и выполнял все задания индивидуально. В настоящее время она используется в высшей школе в виде консультации (рис. 8). После появилась индивидуально-групповая форма обучения, когда преподаватель занимался с несколькими обучающимися разного возраста и уровня подготовки. Преподаватель работал с каждым обучаемым индивидуально и поочередно. С развитием промышленности обществу потребовалось больше подготовленных специалистов - юристов, врачей, поэтому в университетах вводится лекционно-семинарская форма обучения. С другой стороны, в современных формах организации обучения можно выделить и другие виды: индивидуально-парное, взаимное обучение, бригадное обучение, малые группы. Современная структура учебного процесса в вузе представляется в виде лекционно-семинарской формы обучения. Учебный план вуза также строится на основе данной формы обучения. По дидактическим целям формы обучения в высшей школе делят на: • теоретические (лекция, семинарское занятие, курсовая работа, дипломная работа, консультация, учебная экскурсия); • практические (лабораторно-практические занятия, практикум); • комбинированные (педагогическая и производственная практики); • контрольные (коллоквиум, зачет, экзамен). На протяжении всей истории высшей школы с момента зарождения до наших дней ведущей организационной формой и методом обучения является лекция. С нее начинается первое знакомство студента с учебной дисциплиной, именно лекция закладывает основу научных знаний.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"