Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:59, шпаргалка
1.Основные понятия педагогики. Педагогика имеет свой понятийный аппарат, базирующийся на основных категориях и развивающийся в рамках конкретных направлений исследования предмета. В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории, выступающие в качестве основных понятий педагогики: воспитание, обучение, образование. Воспитание как всеобщая категория представляет собой процесс передачи исторического и культурного опыта от поколения к поколению. Воспитывать - значит направлять развитие человека с целью формирования личности, ее мировоззрения, органических, умственных и нравственных качеств в соответствии с требованиями общества. Воспитание - историческое понятие. Выдвигая перед воспитателем задачи успешного становления необходимого для него типа гражданина, государство последовательно и систематично занимается совершенствованием системы воспитания. Обучение - двусторонний процесс преподавания и учения - является составной частью воспитания. Преподавание — трансформация или передача знаний, умений, способов познавательной деятельности. Учение - деятельность самого ученика по усвоению опыта посредством восприятия, усвоения, осмысления, использования. Отсюда, обучение - передача и усвоение знаний, умений и навыков практической деятельности посредством взаимодействия педагога и обучаемого. Образование - процесс и результат обучения и воспитания. Образование, прежде всего, - социальное явление - понимается как целенаправленный процесс обучения и воспитания человека в интересах личности, общества, государства.
3.Основные
направления воспитательной
Билет № 19
1.
Высшее образование в
2.
Принципы построения
3.
Формирование личности
Билет № 20
1.Основные этапы реформирования системы высшего образования Казахстана. За годы независимости Казахстана этапы реформирования системы высшего образования можно условно подразделить на следующие: Первый этап (1991-1994 годы) – становление законодательной и нормативно-правовой базы высшего образования. Основными задачами данного этапа было создание сети высших учебных заведений и обновление специальностей высшего образования в целях обеспечения независимости республики в подготовке кадров, удовлетворения потребностей рыночной экономики, областей и регионов. Проводимые меры этого периода нашли законодательное закрепление в Законе Республики Казахстан «О высшем образовании» (1993 год). В 1994 году утвержден Государственный стандарт высшего образования Республики Казахстан (Основные положения), который впервые определил введение многоуровневой структуры высшего образования в стране, академических степеней бакалавров и магистров. Второй этап (1995-1998 годы) - модернизация системы высшего образования, обновление ее содержания. Данный этап характеризуется концептуальным определением развития системы высшего образования, что нашло отражение в Концепции государственной политики в области образования, утвержденной Национальным советом по государственной политике при Президенте Республики Казахстан 4 августа 1995 года, принятием новых нормативных правовых положений, регламентирующих деятельность высших учебных заведений. С 1995 по 1997 годы принимаются первые казахстанские образовательные стандарты по 310 специальностям высшего профессионального образования. В 1996 году утверждена новая редакция классификатора (перечня) специальностей высшего образования Республики Казахстан, предусматривающего 342 специальности. Активно развивается негосударственный сектор образования. Третий этап (1999-2000 годы) - децентрализация управления и финансирования образования, расширение академической свободы организаций образования. На этом этапе происходит реальная децентрализация системы управления организациями образования. Кардинально изменились принципы приема в высшие учебные заведения, осуществлен переход к подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием на основе государственного образовательного заказа. С 1999 года внедрена новая модель формирования студенческого контингента высших учебных заведений путем предоставления абитуриентам на конкурсной основе государственных образовательных грантов и государственных образовательных кредитов.
2.Нормативные
документы, определяющие
3. Методы воспитания. Методы воспитания представляют собой научно-обоснованные способы педагогически-целесообразного взаимодействия с учащимися, организации и самоорганизации их жизни, психолого-педагогического воздействия на их сознание и поведение, стимулирования их деятельности и самовоспитания. Природа методов воспитания общественна. Они выбираются из системы способов организации общественных отношений. Общественные взаимодействия и воздействия, будучи педагогически преобразованными, становятся способами отношений воспитателей с воспитуемыми, организации всех сфер их жизни, формирования духовно-нравственной сущности личности, а также выполняют диагностическую функцию. Классификация методов выделяется в три основные группы: - методы, формирующие мировоззрение и ценностные ориентации студентов; - методы, стимулирующие мотивацию; - методы, способствующие раскрытию творческого потенциала Личности и ее качественному приросту. Воспитательные методы реализуются в процессе педагогического общения, активных методов обучения (семинары-дискуссии, контекстное обучение, проблемное обучение и др.), побуждающих студентов проявить себя в совместной деятельности, принять оценочные решения.
Билет №21
1.Интеграция образования и науки. Государственная программа «Образование» утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 30 сентября 2000 года № 448, одной основных задач определяет поэтапную интеграцию академической г прикладной отраслей науки с высшим образованием. Важным событием для развития научной сферы является принятие в 2001 году Закон Республики Казахстан «О науке», который определил основные цели и принципы государственной научно-технической политики. В настоящее время в вузах наблюдается существенный разрыв между образовательным и научным процессами, узкая направленность научных исследований, при этом доминируют научные изыскания прикладного характера, их низкая практическая отдача, отсутствие полного цикл научных разработок, имеющих конечную готовую продукцию, слабая поддержка научных кадров. Министерством проводятся конкретные меры по осуществлению поэтапной интеграции научных учреждений и высших учебных заведений. Принято постановление Правительства Республики Казахстан от 14.02.2000 г. № 236 «О некоторых мерах по интеграции образования и науки в Республике Казахстан». Произошла реорганизация ряда научных и образовательных организаций путем их присоединения, созданы 30 научно-исследовательских институтов и научных центров в составе 11 высших учебных заведений. С целью совершенствования: организации профессиональной практики, эффективного и рационального использования научно-технического потенциала научно-исследовательских организаций в профессиональной подготовке квалифицированных специалистов, приобщения обучающихся в организациях образования к научно-исследовательской работе научно-исследовательские организации соответствующего профиля определены базами для проведения профессиональной практики обучающихся.
2. Организация процесса обучения в высшей школе. В вузе функционируют разнообразные организационные формы обучения: лекции, практические занятия в их разновидности - семинары, лабораторные работы, практикум, НИРС, самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя, производственная практика. В дидактике эти формы трактуются как способы управления познавательной деятельностью для решения определенных дидактических задач. В то же время лекция, семинар, практическое занятие, самостоятельная работа выступают как организационные формы обучения, т.к. являются способами осуществления взаимодействия студентов и преподавателей, в рамках которых реализуются содержание и методы обучения. Форма организации обучения - это внешний вид учебно-воспитательного процесса, способ существования и выражения содержания обучения. В формах определяется четкая, протекающая во времени организация учебной деятельности учителя и учащегося, преподавателя и студента, выражается разная степень их взаимодействия. Классифицируются формы организации обучения, как и методы обучения по различным критериям: определенное количество и состав студентов; дидактические цели и др. Исторически первой формой обучения была индивидуальная, когда обучаемый общался с преподавателем один на один, и выполнял все задания индивидуально. В настоящее время она используется в высшей школе в виде консультации (рис. 8). После появилась индивидуально-групповая форма обучения, когда преподаватель занимался с несколькими обучающимися разного возраста и уровня подготовки. Преподаватель работал с каждым обучаемым индивидуально и поочередно. С развитием промышленности обществу потребовалось больше подготовленных специалистов - юристов, врачей, поэтому в университетах вводится лекционно-семинарская форма обучения. С другой стороны, в современных формах организации обучения можно выделить и другие виды: индивидуально-парное, взаимное обучение, бригадное обучение, малые группы. Современная структура учебного процесса в вузе представляется в виде лекционно-семинарской формы обучения. Учебный план вуза также строится на основе данной формы обучения. По дидактическим целям формы обучения в высшей школе делят на: • теоретические (лекция, семинарское занятие, курсовая работа, дипломная работа, консультация, учебная экскурсия); • практические (лабораторно-практические занятия, практикум); • комбинированные (педагогическая и производственная практики); • контрольные (коллоквиум, зачет, экзамен). На протяжении всей истории высшей школы с момента зарождения до наших дней ведущей организационной формой и методом обучения является лекция. С нее начинается первое знакомство студента с учебной дисциплиной, именно лекция закладывает основу научных знаний.