Система образования в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:07, курсовая работа

Описание

Задачи исследования:

– изучить педагогическую литературу по проблеме исследования;

– проанализировать образовательные системы современных западных стран (на примере систем США, Великобритании, Германии и Франции);

– выявить специфические особенности развития образовательных систем данных стран и их вклад в развитие мирового образовательного пространства.

Цель и задачи исследования обусловили выбор его методов:
Анализ педагогической литературы, учебных пособий и публикаций периодической печати.
Сравнительно-сопоставительный анализ различных научных и документальных источников.
Конспектирование, реферирование, аннотирование источников.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….





I. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ США

И ВЕЛИКОБРИТАНИИ ……………………………………………………..

1.1. Образовательная система США ………………………………………..

1.2. Образовательная система Великобритании ...........................................


II. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ КРУПНЕЙШИХ СТРАН КОНТИНЕНТАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ ………………………………..
2.1. Образовательная система Германии ……………………………………
2.2. Образовательная система Франции ...........................................................


III. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ США И СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

3.1. Сравнительный анализ современных систем среднего

образования западных стран .............................................................................
3.2. Сравнительный анализ современных систем высшего

образования западных стран ............................................................................

Заключение ...............................................................................................

Список литературы ..........................................................................

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 133.38 Кб (Скачать документ)


Оглавление

 

Введение ……………………………………………………………………….

 

 

I. ХАРАКТЕРИСТИКА  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ США

И ВЕЛИКОБРИТАНИИ ……………………………………………………..

1.1. Образовательная  система США ………………………………………..

1.2. Образовательная  система Великобритании ...........................................

 
II. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  СИСТЕМ КРУПНЕЙШИХ СТРАН КОНТИНЕНТАЛЬНОЙ  ЕВРОПЫ ……………………………….. 
2.1. Образовательная система Германии …………………………………… 
2.2. Образовательная система Франции ...........................................................

 
III. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  СИСТЕМ США И СТРАН ЗАПАДНОЙ  ЕВРОПЫ

3.1. Сравнительный  анализ современных систем среднего

образования западных стран ............................................................................. 
3.2. Сравнительный анализ современных систем высшего

образования западных стран ............................................................................

Заключение ...............................................................................................

Список литературы ..........................................................................

Приложения ……………………………………………………………

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одной из движущих сил прогресса в любой  области человеческой деятельности и знаний является синтезирование накопленного мирового опыта. В условиях реформы  системы образования в нашей  стране все большую важность приобретает  изучение и анализ тенденций развития образования за рубежом.

Как известно, в системах образования в ведущих  странах мира в настоящее время  происходят процессы демократизации. Существенным ее признаком – наряду с доступностью, вариативностью и  дифференциацией, децентрализацией управления – является открытость, преемственность  всех ее ступеней.

Теоретическую основу принципа преемственности в  системе образования составляет концепция непрерывного образования, основные положения которой были сформулированы еще в 1965 г. на форуме ЮНЕСКО.

В наши дни  мировое сообщество определяет содержание нового образования, разрабатываются  и внедряются новейшие технологии обучения, постоянно совершенствуется образовательный  процесс. Этому способствуют многие важные факторы: всевозрастающий объем  знаний, умений и навыков, необходимых  школьникам, результаты исследований природы детства, опыт работы учебных  заведений разных стран. Кроме того, мировому образованию необходимо соответствовать  новому уровню производства, науки, культуры. А значит, обновление системы образования  является актуальной, неизбежной задачей.

Образованность  – одна из решающих жизненных ценностей. Тяга к образованию обусловлена  не только стремлением обрести знания как гарант извлечения материальных благ, но и осознанием необходимости  широкой культуры. При ранжировании жизненных ценностей большинство  населения развитых стран мира отдает предпочтение образованию.

Чтобы осмыслить  значение и цель образования в  разных странах, необходимо учитывать  национальные традиции. В Англии образование  расценивают, прежде всего, в соответствии с будущим социальным положением. В Германии и Франции заметна  особая приверженность интеллектуальному  образованию. В США к образованию  зачастую относятся прагматично.

В условиях нарастающей интернационализации  и интеграции современного мира меняются цели и задачи образования. Типичный пример это – идеи, изложенные в  докладе Национальной комиссии по образованию  Великобритании (1993). Главная задача эффективного образования, отмечается в докладе, состоит в том, чтобы  научить преуспевать («научиться достигать  успеха»).

Следовательно, можно сказать, что сравнительный  анализ различных систем образования  и выявление конкретных подходов к содержанию образования дают возможность  выделить предпосылки и тенденции  формирования единого образовательного пространства.

Исходя  из этого, целью исследования является сравнение и анализ современных западных систем образования (на примере США, Великобритании, Германии и Франции).

Объектом исследования являются образовательные системы современных западных стран, и в частности США, Великобритании, Германии и Франции, а его предметом выступает сравнительный анализ различных систем образования в развитых странах.

Задачи исследования:

– изучить  педагогическую литературу по проблеме исследования;

– проанализировать образовательные  системы современных западных стран (на примере систем США, Великобритании, Германии и Франции);

– выявить специфические особенности  развития образовательных систем данных стран и их вклад в развитие мирового образовательного пространства.

Цель и задачи исследования обусловили выбор его методов:

  1. Анализ педагогической литературы, учебных пособий и публикаций периодической печати.
  2. Сравнительно-сопоставительный анализ различных научных и документальных источников.
  3. Конспектирование, реферирование, аннотирование источников.

В структуру данной курсовой работы входит: введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.

 

I. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  СИСТЕМ США

И ВЕЛИКОБРИТАНИИ

1.1. Образовательная система США

 

Современная система образования  США, сложившаяся под влиянием исторических, экономических и социальных факторов, характеризуется рядом особенностей, которые во многом отличают ее от западноевропейских стандартов. В США отсутствует единая государственная система образования, каждый штат вправе определять ее структуру самостоятельно.

Вся страна поделена на школьные округа: 15,5 тыс. в 50 штатах. В своем большинстве они сравнительно невелики (до 50 тыс. учащихся), но некоторые попросту огромны. Например, в Нью-Йорке насчитывается до 1 млн. учащихся. B компетенции школьных округов – взимание налогов на нужды образования, разработка и принятие программ обучения, набор учителей и выбор учебников.

Большинство мест в окружных комитетах  по образованию занимают делегаты от родителей. Остальных членов делегируют учителя и администрации отдельных  школ. При управлении школьным делом  сложился специфический баланс прерогатив конгресса, федеральной администрации, штатов, округов и отдельных учебных заведений. Разделение полномочий приводит к высокой степени децентрализации управления.1 Такая традиция подчеркнута в правительственном документе «Америка – 2000: стратегия в образовании» (1991): «Роль федерального правительства была и остается ограниченной в области образования... Вашингтон может лишь помогать, определять стандарты, выявлять образцы достижений, осуществлять дополнительное финансирование»2

Современная система образования США строится на принципах самоуправления, самофинансирования и самоопределения при эффективном взаимодействии федеральных и местных властей. 3

Основная часть средств  федерального бюджета затрачивается на студенческие займы, образование ветеранов, помощь малоимущим, содействие в издании учебников и пособий, обеспечении учебных заведений новейшими технологиями и т. д. 2

Идея местного самоуправления школы рассматривается как существенно важная для нации. На практике это означает, что комитеты отдельных штатов разрабатывают региональную школьную политику, устанавливают обязательные стандарты учебных программ, распределяют ассигнования между округами, определяют квалификационные требования для преподавателей, занимаются материально-техническим оснащением школ. Как видно, основные вопросы – чему учить, кто и за какую плату учит, как оценивать и переводить школьника в очередной класс, при каких условиях вручать свидетельства об образовании, какими пользоваться учебниками – находятся в компетенции штатов.

Противники централизации систематически лоббируют планы передачи функций и возможностей министерства образования в ведение штатов. Эти планы, однако, наталкиваются на позицию сторонников сохранения роли центра при управлении школой. Такие сторонники есть и среди родителей, которые часто сетуют по поводу произвола администрации отдельных школ. 3

В результате министерство образования не только сохраняет общее руководство школьным делом, но и несколько увеличивает масштабы своего влияния. Это выразилось прежде всего в постепенном увеличении доли Вашингтона в финансировании школьного дела 4

Современная система образования  США включает в себя дошкольные учреждения, общеобразовательную «всеохватывающую»  школу (полное среднее образование  – 12 лет обучения) и так называемые послесредние учебные заведения (профессиональные и высшие) ( см. приложение 1).

Обучение строится по системе «дошкольный  класс плюс 12-летнее школьное образование». При этом существуют некоторые различия по штатам. B большинстве штатов возраст обязательного обучения – с 6–7 до

16 лет. B комплексе со многими школами действуют детские сады, в некоторых даже ясли.

Дошкольные учреждения почти до середины XX в. воспринимались большинством населения как организации социальной помощи малоимущим. Во 2-й пол. XX в. в условиях широких возможностей выбора занятий c неполным рабочим днем около половины американских матерей все же предпочитает воспитывать детей в возрасте 3–5 лет дома. Среди белых доля таких матерей выше. Программы дошкольного воспитания и обучения ставят своей целью подготовку детей к начальной школе. Они разнообразны, гибки по сути и демократичны по содержанию, нацелены на обучение самостоятельности, инициативности, навыкам взаимного общения. При этом дошкольные учреждения поддерживают тесный контакт c родителями. Для детей дошкольного возраста из бедных семей создана специальная программа «Хед старт», финансируемая частично за счет федеральных средств 4

С 6 до 12 лет дети учатся в начальной (элементарной) школе. В программе начального обучения представлены английский язык и литература, математика, естествознание, граждановедение, трудовое обучение, цикл эстетического образования (музыка, рисование, пение, ваяние), спорт и физическое воспитание. Оно дает элементарные навыки и знания, вырабатывает сознательное отношение к учебе 2

Средняя школа (колледж среднего образования) обычно состоит из двух звеньев: младшая и старшая. В младшей средней школе (юниор хай скул) (VII–IX классы) треть учебного времени отведено на общую для всех программу, а остальное на изучение предметов по выбору (элективных). Старшая средняя школа (сениор хай скул) (X–XII классы) обычно предлагает обязательный набор из пяти учебных предметов и множество учебных профилей академической и практической направленности.

Средняя школа многовариантна по реализуемым в ней схемам и типам общеобразовательной подготовки. Программа средней школы включает около 200 различных курсов. Они составлены c учетом различных вариантов изучения предметов. Обычно уже к началу 10-го класса ученики принимают решение о дальнейшем образовании.

Во многих средних школах действуют программы, предусматривающие соединение работы c учебой.

Для оценки качества среднего образования  в США используются различные показатели: число оканчивающих среднюю школу (в начале 90-х гг. – 75–77 чел. из 100); уровень полученных знаний (определяется c помощью тестов школьной одаренности)

B 1993 общее образование давали свыше 85 тыс. учебных заведений. На уровне начального и неполного среднего в них насчитывалось свыше 35 млн. учащихся; полное среднее образование (или соответствующую профессиональную подготовку) получали свыше 12 млн. учащихся. Преподавательской работой на уровне начальной и неполной средней школы было занято 1,4 млн. учителей, на уровне полной средней – около 1,1 млн. учителей.

Современная школьная система  развивается под знаком 5 стратегических целей в области образования, намеченных в докладе президента Дж. Буша Конгрессу (январь 1990):

1) Все дети Америки  будут поступать в школу уже умеющими читать.

2) Американские школьники  будут держать экзамены в 4-х, 8-х и 12-х классах и должны  проявить компетентность по престижным  предметам – английскому языку,  математике, естествознанию, истории  и географии.

3) Число успешно оканчивающих полную среднюю школу должно возрасти до 90%.

Каждая средняя школа  будет гарантировать выпускникам  подготовку, достаточную для продолжения  образования или для продуктивной работы в современной экономике. 5

4) Все взрослые получат знания, необходимые для понимания мировой экономики и для выполнения своих гражданских обязанностей и реализации своих прав.

5) Все школы будут свободны от наркотиков и насилия, в них утвердится атмосфера дисциплины и доброжелательности  2

Традиционные академические  предметы были дополнены обязательными новыми курсами: английский язык – общим введением в мировую литературу и др.; обществоведение (история, география, гражданское право) – историей западной цивилизации, историей Америки, американской демократии; математика – основами дифференциального и интегрального исчисления и др.; естествознание (физика, астрономия, геология, химия, биология) – основами квантовой механики, электродинамики, принципами технологии (технического проектирования и конструирования). Совершенствуются также курсы иностранных языков (ставится задача достижения практического билингвизма), физической культуры и здоровья, искусства. Начиная c 10-го класса эта широкая программа дополняется предметами по выбору учащихся.

Информация о работе Система образования в зарубежных странах