Система образования в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:07, курсовая работа

Описание

Задачи исследования:

– изучить педагогическую литературу по проблеме исследования;

– проанализировать образовательные системы современных западных стран (на примере систем США, Великобритании, Германии и Франции);

– выявить специфические особенности развития образовательных систем данных стран и их вклад в развитие мирового образовательного пространства.

Цель и задачи исследования обусловили выбор его методов:
Анализ педагогической литературы, учебных пособий и публикаций периодической печати.
Сравнительно-сопоставительный анализ различных научных и документальных источников.
Конспектирование, реферирование, аннотирование источников.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….





I. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ США

И ВЕЛИКОБРИТАНИИ ……………………………………………………..

1.1. Образовательная система США ………………………………………..

1.2. Образовательная система Великобритании ...........................................


II. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ КРУПНЕЙШИХ СТРАН КОНТИНЕНТАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ ………………………………..
2.1. Образовательная система Германии ……………………………………
2.2. Образовательная система Франции ...........................................................


III. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ США И СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

3.1. Сравнительный анализ современных систем среднего

образования западных стран .............................................................................
3.2. Сравнительный анализ современных систем высшего

образования западных стран ............................................................................

Заключение ...............................................................................................

Список литературы ..........................................................................

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 133.38 Кб (Скачать документ)

С 5 лет  начинается обязательное обучение, и  дети поступают в школу для  малышей.

Система обязательного  образования охватывает детей и подростков с 5 до 16 лет. Продолжительность учебного года 38 недель. Год разделен на триместры, которые перемежаются каникулами: летние (6 недель), рождественские и пасхальные (2-3 недели). В середине триместров предусмотрен недельный перерыв. Учебная неделя обычно 5-дневная. Учебный день длится с 9.00 до 15 ч. 30 мин. с перерывом на обед и утреннюю молитву. Предусмотрено минимальное количество академических часов в неделю; школы вправе по своему усмотрению увеличивать учебную недельную нагрузку. В соответствии с Актом о реформе образования (1988) период обязательного образования подразделен на четыре «ключевые стадии»: с 5 до 7 лет, с 7 до 11 лет, с 11 до 14 лет, с 14 до 16 лет.

Начальное образование охватывает первые две стадии (с 5 до 11 лет). Дети обычно группируются по возрастным классам. Все предметы преподает один учитель. Урок длится от 15 до 45 мин. После окончания учебы дети не сдают экзамены и не получают свидетельств об окончании учебного заведения. В начальной школе основное время посвящено изучению английского языка (40% учебного времени), 15% занимает физическое воспитание, около 12% ручной труд и искусство, остальные часы распределены между уроками арифметики, истории, географии, природоведения и религии 13

В системе среднего образования Великобритании выделяются два основных вида школ: грамматические и объединенные (кроме них функционируют также технические и современные средние школы). Наиболее массовым видом школ являются объединенные школы. В них обучается около 90% учащихся Англии. В объединенную школу принимают выпускников начальных школ с различным уровнем умственных способностей и возможностей. Средние объединенные школы могут быть организованы различным образом: объединенные полные средние школы для детей от 11 до 18 лет; промежуточные школы, где ученики переходят в старшую объединенную школу в возрасте 12, 13 или 14 лет, заканчивая ее в 16 или 18 лет; школы для возрастной группы от 11-12 до 16 лет, комбинированные с так называемым «шестым классом». Объединенные школы были организованы с целью создания равных возможностей для получения образования. Они должны были обеспечить совместное обучение учеников с различными способностями, интересами и возможностями. Однако в действительности во многих объединенных школах сохранились потоки или отделения, основанные на селективном отборе учеников.

В грамматических школах дается общее  полное среднее образование и  осуществляется подготовка учащихся к  обучению в высших учебных заведениях. Учебная работа в грамматических школах строится по принципу дифференцированного  учебного плана. После окончания 5-го класса примерно 60% учащихся, сдавших  экзамены и получивших общее свидетельство  об образовании на обычном уровне, уходят из школы. Остальные 40% продолжают обучение по индивидуальным учебным  планам в двухгодичном 6-ом классе, который  является выпускным.

Среди многочисленной группы общеобразовательных  школ в Англии выделяется небольшая  группа школ прямого субсидирования департаментом образования и  науки и частных школ. Среди  последних особое значение имеют  так называемые «паблик скулз», выпускники, которых поступают в наиболее престижные университеты и, впоследствии занимают высокие посты в политической и экономической иерархии британского общества.

До недавнего времени в Великобритании не существовало единых школьных программ и учебников. Разработка учебных программ являлась прерогативой директоров и старших преподавателей школ. Однако в соответствии с Законом об образовании (1986 г.) преподаватели должны согласовывать учебные программы с местными органами образования. Но на сегодняшний день, реформы в образовательной политике коснулись все-таки школьных программ. Это относится, прежде всего, к объединенным школам. Примерно половина учебного времени в этом учебном заведении отводится на так называемое ядро – обязательные для всех базовые дисциплины.

Другая половина учебного времени  занята обязательными предметами по выбору, которые предлагаются в виде «пакетов», каждый из которых содержит несколько курсов гуманитарного, естественнонаучного или математического содержания.

При оценке знаний в английской школе также используют тесты. Контроль за результатами обучения включает три равнозначных элемента: проверку, учет, диагностику. Контроль ориентирован на стандартную номенклатуру знаний, навыков, умений. В соответствии со стандартами выделяются три уровня достижений школьника: запоминание, умение пользоваться знаниями в нештатной ситуации, умение применить знания в реальной жизни.

Помимо текущего контроля и оценки знаний действует стандартизированная процедура экзаменационных проверок. Такие экзамены в начальной школе проводят для 7- и 11-летних учеников, в средней школе – для 14- и 16-летних. Оценки выставляют учителя и независимые члены экзаменационных комиссий. 14

Срок обучения в общеобразовательной школе достигает тринадцати лет. Обязательными являются одиннадцать лет обучения. По достижении 14-летнего возраста подростки имеют право поступать в профессиональные школы. После 16 лет они вправе продолжать образование или идти работать. К этому времени они могут получить сертификат об образовании обычного уровня (О). 15

После тринадцати лет успешного обучения вручается сертификат повышенного уровня (А)

Система дальнейшего  образования (в нашем понимании «среднее профессиональное образование») представляет собой конгломерат большого количества разнообразных колледжей, учебных центров, институтов, в которых осуществляется подготовка на различных уровнях от профессионально-технического до высшего. В общей сложности в системе дальнейшего образования насчитывается около 700 специализированных учебных заведений от местных колледжей, в которых обучается без отрыва от работы на производстве молодежь в возрасте 16-18 лет, до политехнических, комплексных учебных заведений, в которых осуществляется подготовка на различных уровнях, включая и высший.

Помимо указанных заведений, в  системе дальнейшего образования  работает более 7 тыс. вечерних институтов и центров по обучению взрослых. Эти учебные заведения ведут  подготовку по различным специальностям или обеспечивают повышение образовательного и культурного уровня взрослого  населения.

Все заведения системы дальнейшего  образования находятся под контролем  местных органов. Исключение составляют учебные заведения, имеющие королевские  хартии. По сравнению с предыдущими  годами, в общем студенческом контингенте растет численность учащихся дневного обучения. С 60-х годов в системе дальнейшего образования произошли значительные изменения. Ее учебным заведениям было дано право присуждать академические степени, т.е. появилась возможность получить высшее образование не только в университетах, но и в политехнических учебных заведениях, открытых на базе наиболее крупных технических и коммерческих колледжей. В настоящее время политехнические колледжи являются основными заведениями системы дальнейшего образования, в которых сосредоточена подготовка специалистов с высшим образованием. Но следует отметить, что они представляют собой комплексные учебные заведения, осуществляющие подготовку как по обычному, так и по продвинутому курсу (с целью получения высшего образования), и доля студентов, занимающихся по программам высшего образования, составляет в них немногим более 30% общего контингента. Отсутствие единых учебных планов и программ (обучение ведется по программам, одобренным местными органами образования и профессиональными обществами) приводит к значительным различиям в уровне подготовки выпускников учебных заведений системы дальнейшего образования.

Профессиональное образование  предусматривает четыре уровня профессиональной готовности. Это компетентность, позволяющая производить однообразную работу (первый уровень); способность делать работу самостоятельно и ответственно (второй уровень); выполнение сложных и оригинальных работ (третий уровень); исполнение специальных персональных заданий (четвертый уровень). В ближайшее время планируется вывести всех учащихся профессиональных учебных заведений как минимум на второй из указанных уровней. Это значит, что, например, выпускник учебного заведения сельскохозяйственного профиля в состоянии самостоятельно и эффективно вести фермерское хозяйство. 15

Профессиональное обучение осуществляется в объединнных школах, технических (профессиональных) колледжах, центрах профессиональной подготовки на производстве и центрах занятoсти. На особом месте находятся профессиональные колледжи. Здесь существует наиболее широкий спектр подготовки – от квалифицированного рабочего до специалиста промежуточного уровня. Колледжи тесно связаны с обучением на производстве. Сроки обучения в профессиональном колледже колеблются от одного до пяти лет.

К системе высшего образования в Великобритании относятся традиционно академические университеты и профессионально-ориентированные политехнические колледжи.

По структуре университеты подразделяются на коллегиальные и унитарные. Наиболее яркий пример коллегиальных университетов – Оксфордский и Кембриджский, в состав которых соответственно входят 39 и 29 колледжей. В состав унитарных университетов входят факультеты и учебные отделения. Деятельность университетов регулируется их королевскими хартиями или уставами. Формально университет возглавляет канцлер, назначаемый королевой и являющийся, как правило, церемониальной фигурой. Реально главой администрации университета является вице-канцлер или ректор (Шотландия).

Руководящие органы университетов – совет и сенат. Совет – это высший административный орган, который формирует преподавательский и вспомогательный состав, решает финансовые вопросы. Сенат – академический орган. Председателем совета и сената является вице-канцлер, который выбирается. Состав органов управления также избирается. В органы управления в последнее время стали входить на паритетных началах представители профессорско-преподавательского состава, студентов и внешних организаций, заинтересованных в подготовке специалистов. 16

Учебный год в вузах Великобритании начинается в октябре и делится, как правило, на триместры по 810 недель каждый. Продолжительность  летних каникул четыре месяца с 1 июня по 30 сентября. 2

Основными видами занятий в вузах  Великобритании являются лекции, семинары, лабораторные работы, а также тьюториалы (индивидуально-групповой метод  обучения, предполагающий занятия с 210 студентами, которые проводятся тьютором не реже одного раза в неделю). Большое  внимание уделяется самостоятельной  работе студентов. Практические занятия  вынесены за рамки учебного плана  и не учитываются при расчете  баланса учебного времени.

Традиционный академизм университетов  привел к тому, что производственная практика либо совсем не включается в  программу подготовки, либо занимает в ней незначительное место, хотя многие университеты требуют от студентов  самостоятельного приобретения практического  опыта. В некоторой степени решению  этой проблемы способствует обучение по системе сэндвич-курсов, в соответствии с которой работа на производстве является неотъемлемой частью учебного процесса и чередуется с теоретическим  обучением. Такая форма стала  применяться и в университетах, но наиболее широкое распространение  она получила в системе дальнейшего  образования и, в частности, в  политехнических колледжах.

Создание  Открытого университета явилось  началом развития в стране высшего  заочного образования. Университет  ведет подготовку по следующим направлениям: гуманитарному, естественному, социальным наукам, математике, педагогике и технологии производственных процессов. Обучение строится на основе самостоятельного изучения учебников, методических материалов, рекомендованной литературы (60% учебного времени), учебных теле- и радиопрограмм (10%), работы с тьютором или преподавателем (15%), выполнения практических работ, контрольных  письменных заданий (15%).

Система экзаменов в университетах  определяется хартиями, однако в большинстве  случаев проводится два основных экзамена в конце 1-го и 3-го годов  обучения; по результатам экзаменов  обычно устанавливается вид и  уровень присваиваемой степени. Выпускникам высших учебных заведений  присваиваются академические степени; университетские и Совета по национальным академическим квалификациям.

По своему образовательному уровню степени, присуждаемые в университетах, разделены на первые и высшие. В  большинстве университетов первая степень по гуманитарным и естественным наукам – бакалавр. Курс обучения для получения первой степени обычно составляет 3 или 4 года (в медицине 6 лет). Первые академические степени бывают двух видов: почетные и обычные. Учебный курс, рассчитанный на получение почетной степени, предполагает глубокое изучение ограниченного числа предметов (в большинстве случаев основного и одного-двух вспомогательных). Курс, ведущий к получению обычной степени, рассчитан на изучение более широкого круга дисциплин.

Высшими степенями, присуждаемыми  в вузах, являются степени магистров  наук, искусств и философии; докторов философии, литературы, права. Степени  магистра наук или искусств присваиваются  после получения степени бакалавра  и дальнейшего обучения (12 года) или  выполнения научно-исследовательской  работы. В последнее время введена  степень магистра философии, которая  в основном присуждается за научно-исследовательскую  работу, проведенную в течение 2-х  лет и более. Следует отметить, что степень магистра вообще мало распространена в стране, и ее часто  присуждают лицам, которые не смогли пройти полный курс докторской подготовки. Степень доктора философии можно  рассматривать как первую ученую степень в Англии. Она присваивается  после подготовки и успешной защиты диссертации, которая является результатом научных исследований. Обычно такая работа требует не менее 3 лет. За выдающийся вклад в науку или практику университеты присваивают высшие степени доктора наук или литературы. 17

Информация о работе Система образования в зарубежных странах