Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:07, курсовая работа
Задачи исследования:
– изучить педагогическую литературу по проблеме исследования;
– проанализировать образовательные системы современных западных стран (на примере систем США, Великобритании, Германии и Франции);
– выявить специфические особенности развития образовательных систем данных стран и их вклад в развитие мирового образовательного пространства.
Цель и задачи исследования обусловили выбор его методов:
Анализ педагогической литературы, учебных пособий и публикаций периодической печати.
Сравнительно-сопоставительный анализ различных научных и документальных источников.
Конспектирование, реферирование, аннотирование источников.
Введение ……………………………………………………………………….
I. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ США
И ВЕЛИКОБРИТАНИИ ……………………………………………………..
1.1. Образовательная система США ………………………………………..
1.2. Образовательная система Великобритании ...........................................
II. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ КРУПНЕЙШИХ СТРАН КОНТИНЕНТАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ ………………………………..
2.1. Образовательная система Германии ……………………………………
2.2. Образовательная система Франции ...........................................................
III. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ США И СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
3.1. Сравнительный анализ современных систем среднего
образования западных стран .............................................................................
3.2. Сравнительный анализ современных систем высшего
образования западных стран ............................................................................
Заключение ...............................................................................................
Список литературы ..........................................................................
Система профессионального образования Германии высоко оценивается во всем мире.
Она предполагает параллельное обучение в образовательном учреждении и на предприятии (фирме), причем приоритетным считается второе, занимающее, как правило, три четверти учебного времени. В школах занятия ведут педагоги, на предприятиях – инструкторы-мастера. В среднем профессиональном образовании наметился отход от узкой специализации к широкой квалификации, охватывающей несколько специальностей.
Обучение оплачивают предприятия за счет своих средств и государственных дотаций. Например, в трудовом обучении учеников реальных училищ участвуют до 450 тыс. компаний и предприятий – от гиганта «Мерседес-Бенц» до мелких велосипедных мастерских. Училище подводит под полученные на фирме знания теоретическую основу и расширяет общий кругозор. 80% учащихся заключают договор с фирмой, куда они поступают в качестве учеников.. По окончании курса обучения в профессиональном училище выдается свидетельство, которое действительно только в сочетании с документом о прохождении обучения на фирме и дает право на поступление в вуз.27
Несмотря на достоинства профессионального обучения в Германии, в настоящее время оно испытывает определенные трудности. По специальностям пищевой промышленности, химической, текстильной и электротехнической отраслей наблюдается ежегодное снижение числа учащихся, и количество учебных мест стабильно его превышает; в сфере управления, организации, подготовки офисных работников, получающих навыки обращения с оргтехникой, наблюдается обратная тенденция: число желающих обучаться этим профессиям от общего числа претендентов на профессиональное образование превышает число учебных мест в данных областях и их общее количество в профессиональных училищах. 2
В восточных землях в системе профессионального образования в настоящее время происходят некоторые изменения. После объединения страны число учащихся ПТУ сократилось примерно на треть. Обусловлено это, с одной стороны, тем, что расширен доступ на гимназическую ступень обучения. Другой причиной стало то, что предприятия, при которых находились профессиональные училища, в значительной мере обанкротились и закрываются, а те, что сохраняются, стремятся освободиться от потенциальных убытков и лишних издержек, к источнику которых они относят и расходы на профессиональные училища. Правительство Германии стремится поддержать профессиональные училища, одновременно приводя их в рамки действующих в старых землях систем профессионального образования.
Вводится дуалистическая система с двойной ответственностью образовательных учреждений и фирм за профессиональное образование (хотя и в ГДР профессиональные училища основывались на сочетании теоретического и практического обучения).
Принята программа помощи профессиональному
образованию в новых землях с
целью максимально
Опекунский совет, в ведении которого находится вся собственность бывшей ГДР и который занимается приватизацией государственных предприятий, предусматривает в контрактах на продажу заводов и фабрик в частные руки сохранение определенного количества мест. 28
В целом оптимальным средством расширения числа учебных мест для учащихся профессиональных училищ является создание атмосферы материальной заинтересованности фирм
Система высшего образования Германии объединяет 326 учебных заведений, подавляющее большинство которых являются государственными (негосударственные вузы обязаны иметь государственную лицензию на преподавание). Основу системы составляют: классические университеты (факультеты медицины, гуманитарных и естественных наук, теологии, социологии, экономики, сельского и лесного хозяйства, инженерии), технические университеты (инженерия), общие университеты (специальное профессиональное образование и научные исследования), педагогические институты, медицинские колледжи, философско-теологические и церковные колледжи, колледжи спорта. К числу вузов неуниверситетского типа принадлежат профессиональные высшие школы (профессиональное образование в сферах бизнеса, экономики, сервиса, сельского хозяйства и прикладного искусства) и колледжи искусств.
Университетское образование нацелено на подготовку всесторонне развитого, обладающего широким кругозором профессионала. Главным принципом высшего образования в Германии является «академическая свобода» – система, позволяющая любому студенту самостоятельно определять перечень изучаемых дисциплин, которые войдут в его диплом. Система высшего образования в ФРГ также подразумевает совмещение учебного процесса с научными исследованиями. Эти особенности определяют график учебного процесса в университетах: каждый семестр состоит из лекционных периодов (14– 20 недель) и нелекционных, во время которых студент занимается самостоятельной научной работой. 28
Специальные (профессиональные) вузы имеют огромное значение в подготовке специалистов. Они выпускают более 70% немецких инженеров, до половины специалистов в области информатики, в сфере организации производства. Эти вузы отличаются укороченным циклом обучения, включают теоретическую подготовку в течение трех лет и год практической работы. Обучение в них максимально приближено к практике, все преподаватели обязательно имеют профессиональный опыт и тесные связи с промышленными фирмами. Благодаря ускоренному курсу обучения и меньшими в сравнении с университетами затратами на обучение специальные вузы заслуживают значительного внимания с точки зрения возможности заимствования положительного опыта.
Обучение в вузах продолжается 4 года. Исключение составляет медицинское, более длительное, и высшее педагогическое (3 года) образование. После обучения предполагается стажировка (18 месяцев), а после нее – сдача экзаменов и получение дипломов. Более половины студентов учатся в вузах с гуманитарным профилем.
Система учета успеваемости студентов измеряется в семестровых недельных часах. За 4 года выходит 150 – 160 семестровых часов. Учет успеваемости осуществляется путем экзаменов, условием допуска к которым является выполнение нескольких письменных контрольных работ.
В вузах практикуются следующие формы занятий: лекции, упражнения, просеминары, семинары, оберсеминары, лабораторные. Курсовые и дипломные работы в нашем понимании отсутствуют.
В Германии существует одна ученая степень – доктор наук, которая присваивается после защиты и полной публикации диссертации в учебном заведении. 29
Научная
деятельность вузов ФРГ строится
на концепции высшего образования
В. Гумбольдта, акцентирующей в процессе
обучения сочетание учебной и
научной работы. Вузы занимают центральное
место в научно-
Следует
подчеркнуть, что научные организации
Германии работают в тесном сотрудничестве,
отсутствует разрыв между вузовской
и невузовской, в том числе
промышленной, наукой. Это позволяет
исключить дублирование исследований,
одновременно облегчая передачу технологии
не только из одного научного учреждения
в другое, но и, что наиболее важно,
из научных учреждений, в том числе
вузов, в промышленные фирмы, облегчая
и ускоряя тем самым процесс
внедрения изобретений и
Политика
федерального правительства нацелена
на усиление сотрудничества вузов с
промышленными фирмами. С 50-х гг.
распространена форма «совместных
исследований», когда малые и
средние фирмы определенной отрасли
создают с вузом (или с научно-
Важно, что практикуются не только стажировки работников фирм в вузах, но и работа студентов и молодых ученых в фирмах. В особенности это характерно для специальных (профессиональных) вузов, где даже преподаватели обязаны периодически сами проходить практику на фирме. 30
При вузах создаются демонстрационные и консультационные центры для ознакомления представителей фирм с достижениями науки в ключевых областях. Развивается сотрудничество вузов с некоммерческими бесприбыльными научными организациями, осуществляющиеся в формах обмена учеными, совместного использования материально-технической базы и т. д.
Одной из перспективных особенностей системы образования Германии, в том числе высшего, является Закон о стимулировании образования. Для студентов он предусматривает ежемесячные выплаты примерно 600 марок, причем половина средств передается в качестве безвозмездных дотаций, а другая – как кредит (школьникам же средства выплачиваются исключительно в виде дотаций, однако для получения права на подобную стипендию они должны представить документы, свидетельствующие о том, что родители не в состоянии их содержать).
Одной из
наиболее важных проблем немецких вузов
считается их перегруженность: количество
студентов превышает число
Значительные перемены предстоят в высшем образовании в новых землях. Как и во всем народном хозяйстве, бывшей ГДР, в вузах существовало значительное число плановых показателей, одним из которых было число студентов, которое не менялось с середины 70-х гг. (110 тыс. человек). Их доля в соответствующей возрастной группе населения составляла в ГДР 11 – 12% (в ФРГ – 26 – 27%), т. е. не все желающие и способные учиться могли реализовать свои намерения. 31
В ГДР не было основано ни одного университета, не происходило и их расширения. Система высшего образования в основном развивалась за счет создания так называемых специальных высших школ, приравненных к университетам в том смысле, что они имели право на присвоение ученой степени (в ФРГ им были наделены только университеты).
В процессе реформы высшего образования предусматривается, что в новых землях Германии правом создания ученых советов и присвоения степеней будут также пользоваться исключительно университеты.
Специальные высшие школы не являются аналогами специальных (профессиональных) вузов бывшей ФРГ. Их планируется интегрировать в качестве соответствующих факультетов в состав университетов, а специальные профессиональные вузы основывать либо из профессиональных училищ (наилучших из них), повышая, таким образом, их статус, либо из высших технических школ, существовавших в ГДР. 32
Современная немецкая школа
представляет собой уникальное педагогическое
пространство, в рамках которого происходит
не столько территориальное
2.2. Образовательная система Франции.
Современная система французского образования складывалась на протяжении последних двух столетий и считается одной из самых передовых в мире. Самая главное ее достоинство – преобладание государственных учебных заведений и бесплатность обучения для всех, включая иностранцев (если не считать чисто символической платы в размере $150 в год, взимаемой государственными университетами). В частных учебных заведениях обучение, конечно же, платное. Еще одна важная особенность – это практически одинаково высокое качество обучения как в столице, так и в провинции. Как следствие – отсутствие официального рейтинга вузов и существенного расслоения их по степени престижности. По последним данным, число школьников и студентов во Франции превысило 15 млн. человек и составило четверть населения страны. В стране около 7 тыс. коллежей, 2600 лицеев.
Развитие системы образования во Франции является главным приоритетом. На нужды образования ежегодно расходуется около 21% государственного бюджета – это больше, чем на оборону и армию. Кроме того, система образования – крупнейший работодатель Франции: в ней занято более половины всех государственных служащих.
Французская образовательная система имеет ярко выраженную национальную специфику. В этой стране своя система дипломов и ученых степеней, особое деление на циклы. И особое отношение к дипломам государственных учебных заведений: они, как правило, котируются гораздо выше, чем дипломы частных школ и университетов33
Во Франции введено обязательное бесплатное десятилетнее обучение для детей с 6 до 16 лет (см. приложение 4). Есть школы государственные, муниципальные и частные. Начальное образование во Франции является обязательным и бесплатным. Большинство детей уже с 2 – 3 лет посещают так называемые "материнские школы", в которых педагоги и психологи 3 – 4 года готовят их к школе. 2
В школу дети идут в возрасте 6 лет. Принятая во Франции система школьного образования разделена на три блока: начальная школа (5 лет обучения), коллеж (4 года) и лицей (2 – 3 года). Обязательными являются первые два.
Информация о работе Система образования в зарубежных странах