Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:07, курсовая работа
Задачи исследования:
– изучить педагогическую литературу по проблеме исследования;
– проанализировать образовательные системы современных западных стран (на примере систем США, Великобритании, Германии и Франции);
– выявить специфические особенности развития образовательных систем данных стран и их вклад в развитие мирового образовательного пространства.
Цель и задачи исследования обусловили выбор его методов:
Анализ педагогической литературы, учебных пособий и публикаций периодической печати.
Сравнительно-сопоставительный анализ различных научных и документальных источников.
Конспектирование, реферирование, аннотирование источников.
Введение ……………………………………………………………………….
I. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ США
И ВЕЛИКОБРИТАНИИ ……………………………………………………..
1.1. Образовательная система США ………………………………………..
1.2. Образовательная система Великобритании ...........................................
II. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ КРУПНЕЙШИХ СТРАН КОНТИНЕНТАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ ………………………………..
2.1. Образовательная система Германии ……………………………………
2.2. Образовательная система Франции ...........................................................
III. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ США И СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
3.1. Сравнительный анализ современных систем среднего
образования западных стран .............................................................................
3.2. Сравнительный анализ современных систем высшего
образования западных стран ............................................................................
Заключение ...............................................................................................
Список литературы ..........................................................................
Процедура приема в вузы Англии обусловлена наличием двух секторов высшего образования. . В университеты принимаются лица, имеющие общее свидетельство об образовании (General Certificate of Education), включающее не менее двух предметов, соответствующих избранному виду специальности, которые сданы на повышенном уровне. Прием в университеты осуществляется в централизованном порядке. Более 90% абитуриентов поступают в эти вузы через Центральный совет по приему. В адрес совета направляется заявление, в котором абитуриент указывает избираемую специальность и название не более 5 университетов, где он хотел бы заниматься. Совет рассматривает заявление и направляет его в одно из учебных заведений, которое на основании конкурса документов принимает окончательное решение о зачислении. В ряде случаев при поступлении требуется школьная характеристика, иногда абитуриент вызывается для собеседования или тестирования. В некоторых университетских колледжах (Оксфорд, Кембридж) проводятся конкурсные вступительные экзамены. 18
Реформа высшего образования, проводимая
в настоящее время в
В соответствии с прогнозами будет расширено обучение по форме неполного учебного дня в системе образования взрослых. Возрастет доля частного финансирования высшей школы за счет промышленных и коммерческих структур, пожертвований от частных лиц и выпускников вузов, оплаты за обучение, что предопределит, в свою очередь, более независимую деятельность высших учебных заведений. Однако определяющим по-прежнему останется государственное финансирование высшей школы. Закон о дальнейшем и высшем образовании, принятый в 1992 г., упраздняет бинарную систему (противопоставляющую университетам политехнические институты и колледжи), учреждает единую модель высшего образования, предоставляя политехническим колледжам и эквивалентным учебным заведениям статус университета.
В реформе
высшего образования особое место
отводится Открытому
Таким образом,
совершенствование системы
II.
ХАРАКТЕРИСТИКА
2.1. Образовательная система Германии
Система образования в Германии представляет собой классическую трехстепенную структуру, состоящую из начальной, средней и высшей школы (см. приложение 3). На всех уровнях этой структуры представлены как государственные, так и частные образовательные учреждения, хотя количество последних незначительно. Германское государство гарантирует всем гражданам получение обязательного среднего образования, поэтому обучение в государственных начальных и средних школах бесплатное. В большинстве случаев бесплатным является и обучение в государственных университетах. Руководящими органами системы образования являются Постоянная конференция министров образования и культуры земель ФРГ и Конференция ректоров учебных заведений Германии. На уровне земель руководство образовательным процессом осуществляют земельные профильные министерства, которые, в частности, утверждают учебники для использования в школах данной земли. В каждой из земель действует свой закон об образовании, составленный на основе основного федерального закона20
Общегeрманское министерство образования осуществляет сугубо координаторские функции. Фактически вопросами образования в каждой из земель ведает свое министерство. Министры входят в общенациональную Постоянную конференцию, где решения принимаются консенсусом и имеют рекомендательный характер. Главным источником финансирования образования являются бюджеты земель и муниципалитетов.
Основные
черты современной системы
Сеть дошкольных детских учреждений в Германии развита слабо. Небольшое число детских садов, находящихся в основном в частном ведении, охватывают детей возраста 3 – 5 лет. 22
Обучение в школе начинается в возрасте 6 лет и обязательно в течение 9, а в некоторых землях 10 лет.
Первой ступенью в школьной системе является начальная школа: I – IV классы, в некоторых землях I – VI классы. В начальных классах, особенно в первые 2 года, широко применяется комплексное обучение. Немецкий язык, арифметика, краеведение, музыка, физкультура, религия преподаются в комплексе. Лишь в III и IV классах выделяются отдельные предметы, хотя язык, краеведение и музыка продолжают преподаваться в комплексе.
Первые шесть лет все учащиеся занимаются вместе, в IV – VI классах решается вопрос, где ученик будет продолжать образование: в полной народной, реальной школе или гимназии. Это зависит не от материального достатка его родителей, а от его способностей и желания 3
Обучение в полной народной школе продолжается до IX или X класса. Этот вид учебного заведения нацелен, прежде всего, на получение профессии: уроки профессионального мастерства в целом посещаются учениками охотнее, чем занятия по другим предметам.
В полной народной школе религия, история, обществоведение, родной язык занимают 33% всего учебного времени. На естествознание (биологию, начальные сведения по физике и химии) и математику отводится по 4 часа в неделю. Труд, физкультура и предметы эстетического цикла (рисование, пение, музыка) занимают 22% учебного времени.
Контингент полной народной школы с годами снижается из-за возрастания числа учеников, желающих получить широкое образование, дающее лучшие перспективы для карьеры.
Образовательная система Германии
не создает тупиковых ситуаций в смысле
продолжения обучения, и окончившие полную
народную школу при выполнении ряда условий
(дополнительное посещение занятий, сдача
экзаменов) могут получить свидетельство
реальной школы. Последняя отличается
от полной народной более высоким качеством
обучения, широким спектром преподаваемых
дисциплин, а также возможностью выбора
уклона (математико-естественно-
Реальная школа характеризуется западногерманскими педагогами как «теоретико-практическая». В отличие от полной народной школы, в реальной преподаются как обязательные предметы физика, химия, биология и английский язык. На более высоком уровне ведется преподавание математики. В старших классах вводится один-два предмета по выбору, что дает возможность учащимся специализироваться в какой-либо области. Хорошо успевающие учащиеся реальных школ могут переходить в гимназии.23
Документ об окончании полной народной и реальной школ дает право на поступление в профессиональные училища; реальная школа вместе с тем открывает возможность обучения в профессиональных школах более высокой ступени, а при сдаче дополнительных экзаменов – в гимназии. Аттестат гимназии, обучение в которой длится до 13 класса включительно, позволяет поступить в вуз.
Гимназии – единственные учебные заведения, дающие доступ к высшему образованию. На младших ее ступенях учится не более 16% подростков соответствующего возраста.
В течение учебы происходит отсев школьников, который особенно велик после X класса, а также на переходе из средней на старшую ступень гимназии (XI – XIII классы). Оканчивают гимназию в XIII классе лишь половина из тех, кто поступил в нее.
Гимназии имеют
Обучение в гимназии делится на три ступени: низшую (V – VII классы), среднюю (VIII –X классы) и старшую (XI – XIII классы). Старшая ступень, в свою очередь, предусматривает пропедевтический (XI класс) и квалификационный (XII – XIII классы) курсы. Целью вводного этапа на старшей ступени является подготовка учащихся к курсовой системе обучения, общий срок обучения на ней составляет, как правило, 2,5 – 3 года, однако допускаются и индивидуальные темпы. Так, в отдельных случаях, когда учащийся показывает выдающиеся результаты в классе, он может пропустить вводный курс. В противном случае продолжительность пропедевтического курса может быть увеличена на один год. 24
На старшей ступени гимназии введена курсовая система обучения: школьники самостоятельно составляют индивидуальный учебный план, включая в него, наряду с обязательными предметами, дисциплины по выбору. Курсовое обучение сопровождается индивидуальной профориентационной работой. В целом образование в гимназии носит преимущественно гуманитарный характер
В школьной системе Германии сравнительно небольшое место занимают «общие школы», в которых нет четкого разделения на виды обучения. Их существование можно рассматривать пока в качестве эксперимента.
По Конституции Германии разрешены частные школы, среди которых много религиозных. В них обучается примерно 8% учащихся. Поскольку частные школы более свободны в выборе программ и акцентов в обучении, чем государственные, то в них зачастую проходят апробацию различные педагогические альтернативы.
При оценке знаний в средних учебных заведениях распространена шестиуровневая шкала оценок, каждой из которых соответствует определенная сумма баллов с учетом тенденции оценки: отлично (1) = 15 – 14 – 13 баллов; хорошо (2) = 12 – 11 – 10 баллов; удовлетворительно (3) = 9 – 8 – 7 баллов; ниже удовлетворительного (4) = 6 – 5 – 4 баллов; слабо (5) = 3 – 2 – 1 балл; неудовлетворительно (0) = 0 баллов.
В бывшей ГДР после воссоединения первым шагом при переходе системы среднего образования на новые условия функционирования стало создание трех видов школы: полной народной, реальной и гимназии. Однако пока они существуют как бы друг над другом: окончание X класса приравнивается к окончанию полной народной школы, причем IX класс разделяется на выпускной класс полной народной школы и IX класс (начальный) реальной школы. Выпускник X класса получает свидетельство об окончании реальной школы, а XI – XII классы имеют статус гимназической ступени обучения. 25 Первое полугодие X класса считается пробным, и в этот период происходит значительный отсев, так что число выпускников реальной школы, обучающихся в гимназии, составляет около 16 %.
Постепенно вводится более дифференцированная система обучения – с гибким подходом к каждому ученику в зависимости от его способностей и с различными уклонами в обучении 26
Государственная система профессионального образования обязательна для выпускников полной народной школы. Из всех обучающихся в ней подавляющее большинство посещают занятия в профессиональной школе низшего типа без отрыва от производства, где они проходят курс ученичества. Занятия в школе продолжаются в течение 3-х лет по 6 – 8 часов в неделю. Программа обучения в этих школах узкопрофессиональна, учащиеся получают в основном знания, связанные с их специальностью.
В некоторых профессиональных школах есть общеобразовательные классы, окончание которых дает право на поступление в профессиональные школы повышенного типа.
Система профессиональных школ повышенного типа весьма разнообразна. Она включает множество «школ специальностей» – домоводческие, медицинские, сельскохозяйственные и др. со сроком обучения 1 – 4 года. Эти школы готовят квалифицированных работников главным образом для сферы обслуживания. 2
Имеется также небольшая сеть технических училищ и инженерных школ для окончивших реальные школы или X классов гимназии. Срок обучения в них 2 – 3 года, в течение которых готовятся специалисты средней квалификации (техники) и инженеры широкого профиля 3
Информация о работе Система образования в зарубежных странах