Система образования в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:07, курсовая работа

Описание

Задачи исследования:

– изучить педагогическую литературу по проблеме исследования;

– проанализировать образовательные системы современных западных стран (на примере систем США, Великобритании, Германии и Франции);

– выявить специфические особенности развития образовательных систем данных стран и их вклад в развитие мирового образовательного пространства.

Цель и задачи исследования обусловили выбор его методов:
Анализ педагогической литературы, учебных пособий и публикаций периодической печати.
Сравнительно-сопоставительный анализ различных научных и документальных источников.
Конспектирование, реферирование, аннотирование источников.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….





I. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ США

И ВЕЛИКОБРИТАНИИ ……………………………………………………..

1.1. Образовательная система США ………………………………………..

1.2. Образовательная система Великобритании ...........................................


II. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ КРУПНЕЙШИХ СТРАН КОНТИНЕНТАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ ………………………………..
2.1. Образовательная система Германии ……………………………………
2.2. Образовательная система Франции ...........................................................


III. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ США И СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

3.1. Сравнительный анализ современных систем среднего

образования западных стран .............................................................................
3.2. Сравнительный анализ современных систем высшего

образования западных стран ............................................................................

Заключение ...............................................................................................

Список литературы ..........................................................................

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 133.38 Кб (Скачать документ)

Среднее образование состоит из двух циклов: четырехлетний коллеж и двух-трехлетний лицей. Неполная средняя школа – единый общеобразовательный коллеж – строится на базе начальной школы и охватывает практически всех учащихся соответствующего возраста. Полное среднее образование представлено тремя типами школ: общеобразовательный лицей, технологический лицей, профессиональный лицей. Длительность полного среднего образования составляет 12 лет.34 Колледжей в их традиционном понимании – как средних профессиональных учебных заведений – во Франции не существует. Поэтому французский коллеж как вторая ступень средней школы – это не аналог колледжа в других странах.

Лицей – завершающее звено системы среднего образования и одновременно переходная ступень к высшему образованию. Можно выделить два основных отличия французских лицеев от средних образовательных учреждений других западных стран: во-первых, на этом этапе начинается специализация, а во-вторых, аттестат о среднем образовании (ВАС) получают далеко не все учащиеся лицеев, а только в среднем 80%. При этом детей иностранцев, не проживающих во Франции постоянно, принимают на общих основаниях не только в частные, но и в государственные лицеи.

Французские лицеи бывают двух типов: общего и профессионального образования. В лицеях профессионального обучения (аналоги наших профессионально-технических училищ) школьники за 2-3 года получают

какую-либо рабочую специальность. 2 В лицеях общего образования, которые открывают путь в высшие учебные заведения Франции, срок обучения – три года. В соответствии с избранной специализацией лицеисты сдают выпускные экзамены. Аттестат о среднем образовании (ВАС) имеет три разновидности: с ориентацией на литературу (L), естественные науки (S) или экономику (ES). ). Второе направление подразумевает и более узкую специализацию: естественные науки и технологии сферы услуг (STT), естественные науки и промышленные технологии (STI), естественные науки и лабораторные технологии (STL) и медико-социальные науки (SMS) 35

При оценках знаний, умений, навыков учащихся в начальной и средней школе приняты две шкалы. В первом случае – от 0 до 10 баллов, во втором – от 0 до 20 баллов. Оценка по первой шкале расшифровывается следующим образом: отлично – 8 баллов и выше; хорошо – 7 баллов; достаточно хорошо – 6 баллов; удовлетворительно – 5 баллов; средне – 4 балла; плохо – 3 балла; очень плохо – 2 балла и ниже. Соответственно по второй шкале: отлично – 16 баллов и выше; хорошо – от 14 до 16 баллов; достаточно хорошо – от 12 до 14 баллов; удовлетворительно – от 10 до 11 баллов; средне – от 8 до 10 баллов; плохо – от 6 до 8 баллов; очень плохо – 5 баллов и ниже. 2

Профессиональное образование осуществляется двумя путями: в системе ученичества и профессиональном лицее. В профессиональном лицее обучение квалифицированного рабочего сочетается с общеобразовательной подготовкой. Завершается профессиональное обучение стажировкой на предприятии, программу и место которой обычно согласовывают с родителями. Систему ученичества составляют классы предпрофессиональной подготовки для подростков 15–16 лет и двух-трехлетние центры профессионального обучения, учащиеся которых овладевают специальностью непосредственно на предприятии. Часть затрат на стажировки и обучение на предприятиях оплачивают промышленники. 3

Во Франции не существует строгой  границы между средним специальным  и высшим образованием: первое служит ступенькой для второго.

Система высшего  образования Франции переживает сегодня подъем: если в 1980 году число студентов составляло около 1,2 млн., в 1997 – 1,6 млн., то к 2001 году оно перевалило за 2 млн. и продолжает расти. Нет такой специальности, которую нельзя было бы получить в одном из учебных заведений Франции. Каждый десятый студент, получающий высшее образование на французской земле, – иностранец.36

Высшее образование во Франции разделено на три цикла, по окончании каждого из которых студент получает соответствующий диплом, при этом продолжать образование он может в совершенно другом вузе.

Первый цикл представляет собой начальный этап высшего образования, на котором осуществляется общенаучная подготовка. Он рассчитан на два года обучения и завершается экзаменом на получение диплома об общем (DEUG) или научно-техническом (DEUST) университетском образовании. Данные дипломы, невзирая на название, представляют собой в общепринятом смысле скорее свидетельства о прохождении начального этапа высшего образования. Несмотря на это, часть студентов останавливаются именно на этой ступени образования, поскольку такой документ дает возможность найти неплохую работу. Но подавляющее большинство студентов, успешно окончивших этот цикл обучения, продолжают образование на более высоком уровне. 2

Второй цикл высшего образования предназначен для подготовки студентов к активной профессиональной деятельности. Он также рассчитан на два-три года обучения и при этом состоит еще из двух последовательных одногодичных ступеней.

 

По окончании  первого года и успешной сдаче экзаменов выдается диплом лиценциата (licence), а второй год заканчивается получением диплома «мэтриз» (maitrise).

Обучение на уровне лиценциата носит  общефундаментальный характер без  элементов глубокой специализации  или сочетает комбинацию фундаментальной  и профессиональной подготовки с  превалированием первой. На дальнейшее обучение записываются, как правило, лишь те обладатели дипломов лиценциата, которые выбирают перспективу дальнейшей научной или преподавательской  деятельности.

Обучение на уровне «мэтриз» носит  характер фундаментально-научной или  научно-технической подготовки по выбранной  специальности. Поэтому смена профиля  подготовки при переходе с уровня лиценциата на уровень «мэтриз» едины  по стране для всех вузов и специальностей – обязательное изучение дисциплин по установленному перечню ежегодным объемом от 350 до 550 учебных часов с экзаменированием по ним в конце года. 37

Наконец, третий цикл предполагает углубленное  изучение избранной специальности  и сопровождается обязательной научно-исследовательской работой, тему которой претенденты обязаны сформулировать до поступления на последний цикл обучения. Обучение в течение года завершается получением диплома о специальном высшем образовании (DESS) в случае выбора программы специализации или диплома углубленного образования (DEA), если программа носила исследовательский характер.

Таким образом, для прохождения  всех трех циклов высшего образования  требуется в общей сложности  пять лет обучения.

Высшей научной степенью во Франции является степень доктора. В докторантуру с длительностью  обучения от 2 до 4 лет принимаются, как  правило, выпускники вузов, имеющие  диплом углубленного образования.

В процессе обучения докторанты обязаны сдать теоретические  экзамены по специальности, провести научные  исследования по выбранной теме, представить  и защитить диссертацию

Французская система образования остается строго централизованной. Министерство национального образования осуществляет управление всеми учебными заведениями страны. Франция поделена на учебные округа (академии). Во главе академии стоит ректор, который является полномочным представителем министра образования и контролирует от его имени деятельность всех школ вверенного ему учебного округа.

Основными источниками  финансирования учебных заведений являются государственный и местный бюджеты, взносы предприятий и частных лиц.38

 

 

III. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  СИСТЕМ США И СТРАН ЗАПАДНОЙ  ЕВРОПЫ.

3.1. Сравнительный анализ современных  систем среднего

образования западных стран.

 

Во второй половине ХХ века в ведущих странах мира прошли реформы системы общего образования. Увеличились сроки обязательного бесплатного образования. Действует промежуточная ступень между начальной и полной средней школой.

По завершении начального и неполного среднего обучения учащиеся распределяются по трем основным учебным потокам: полная общеобразовательная школа, которая ориентирует на теоретическую подготовку и дальнейшее обучение в университете; средняя школа c упором на подготовку к обучению в техническом вузе; профессионализированные учебные заведения

Наряду c государственными существуют частные учебные заведения. Они, как правило, платные. Часть из них являются привилегированными (английские "паблик скулз", американские независимые школы и т.п.).

Число учащихся в частных средних школах в первой половине 90-х годов составляло от общего количества школьников: в США – 11%, Великобритании – 6%, Германии – 10%, Франции – 15%. Численность частных школ в большинстве крупных стран стабильна на протяжении века. 39

Государственная политика в отношении частных школ в  различных странах базируется на разных принципах. B США власти уделяют им меньше внимания, чем общественным учебным заведениям, что выражается, прежде всего, в предпочтениях при финансировании. В Англии и Франции при субсидировании частные и общественные школы пользуются равными правами. 2

Проблема сосуществования  частных и общественных учебных заведений тесно связана c вопросами светскости обучения, отделения школы от церкви. B большинстве ведущих стран мира общественные учебные заведения отделены от церкви и религии (США, Франция). B этих странах обучение религии – частное дело граждан. Иное – в Англии и Германии, где религия включена в стандартные программы общего образования.

В отношениях церкви и  государства в школьном вопросе наметились отказ от конфронтации и переход к лояльному сотрудничеству.

Примером примирения государства и церкви в школьном вопросе является ситуация во Франции. Здесь не раз происходили социальные конфликты, в основе которых лежал антагонизм светской общественной школы и частных учебных заведений, находившихся под контролем католической церкви. Постепенно, однако, происходило сближение светского государства и церкви в вопросах образования. С 50-х годов финансирование частных школ по общегосударственному и муниципальному бюджету становится официальной политикой.

Важные  позитивные сдвиги происходят в системах профессионально-технического образования, которые превращаются из второстепенного в существенный компонент образования. О таком процессе  свидетельствует, например, деятельность Особой комиссии Европейского экономического сообщества. Комиссия намечает единую политику по унификации программ, номенклатуры профессий, квалификационных разрядов для учащихся профессионально-технических заведений. Во исполнение такой политики с 1986 года в Западной Европе установлены стандартные квалификационные требования при обучении ряду специальностей. 40

Новые процессы в системе профессионально-технического образования вызваны рядом факторов. Переосмысливаются ценностные ориентации, так как повышение квалификации рассматривается как непременный компонент эволюции экономики. Обогащается спектр интересов, лежащих вне собственной профессии. Расширяются профессиональные интересы женщин. Свою роль играют и технико-экономические факторы: динамичность технологической революции, уменьшение численности работников, занятых на производстве, и увеличение количества занятых в сфере обслуживания; интернационализация экономической жизни. Эти процессы имеют далеко идущие последствия. Возникают новые ориентиры и цели, порожденные необходимостью давать дополнительную к профессии квалификацию, которая предоставляет широкие возможности для приложения сил. Это означает, что при подготовке рабочих отходят от узкоспециализированного обучения, максимально приближаясь к структурированию квалификации, которая охватывает ряд сфер применения.

В ряде стран (Германия, Франция) складывается так называемая дуальная система профессионального образования, стержнем которой является организация обучения параллельно в учебном заведении и мастерских различных предприятий.41

Важные тенденции проявляются при реформировании управления школой. Идут поиски преодоления бюрократизации управленческих структyр. Централизованные структуры зачастую оказываются неэффективными.

В этих условиях обозначились стремления создать компромисс между жесткой централизацией и широкой автономией. На протяжении 80–90-х годов в США приняты государственные акты, позволяющие усилить роль центральных органов просвещения. Во Франции, напротив, все больше полномочий получают департаментские власти и администрация учебных заведений. 2

Почти во всех ведущих странах мира школа – приоритетный объект финансирования. В начале 90-х годов удельный вес затрат на образование в общей сумме расходов составлял: США, Англия, Япония – около 14%, Германия, Франция – около 10%. Школьные ассигнования в этих странах в 80-х годах росли быстрее, чем в целом национальный доход, утвердившись как одна из основных статей бюджета. 42

Поддержание школьного образования  на достаточно высоком уровне – важная предпосылка динамичного развития общества. Высокоразвитые индустриальные государства добились впечатляющих экономических достижений во многом, благодаря притоку из системы образования квалифицированных и обученных кадров. К началу 90-х годов в государствах ЕЭС, например, среди граждан c правом голосования около 95% имели 9-летнее школьное образование 2

Заметим, что не существует неизменного сочетания критериев  и

показателей эффективности образования. Речь идет не только о подготовке хорошо обученной молодежи, но и формировании в стенах учебных заведений дееспособного, инициативного, следующего идеалам гуманизма поколения.

B развитых странах неуклонно  поднимается среднестатистический (медианный) уровень образования населения. Так, в США среди взрослого населения (от 25 лет) число людей, занятых в производстве и имеющих образование на уровне старшей средней школы, c 1970 г. по 1984 г. выросло c 52 до 82,3%. Успехи школьного образования в современном мире отнюдь не безоговорочны. Подъем потолка медианного уровня образования сопровождается снижением качества подготовки учащихся общеобразовательной школы. Увеличивается разрыв между потребностью в высокой подготовке в различных сферах общественной жизни, где необходимы отшлифованные знания, умения, навыки, и недостаточной образованностью и обученностью многих молодых людей, приходящих в эти сферы. 3

Информация о работе Система образования в зарубежных странах